Методическая разработка урока на тему

Методическая разработка урока на тему: "Семейные ценности как культура нравственного поведения". Цель: познакомить воспитанников с основными формами и приёмами работы по формированию культуры нравственного поведения. Задачи: - Содействовать повышению интереса к истории своей семьи и семейным традициям; - Побудить к размышлениям об отношениях в семье; - Развивать чувство ответственности за семью и стиль семейно - повседневного общения; - Основанного на любви и взаимоуважении всех её членов семьи;...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК КУЛЬТУРА НРАВСВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ»


Цель: познакомить с основными формами и приёмам работы по формированию культуры нравственного поведения

Задачи:

-содействовать повышению интереса к истории своей семьи и семейным традициям;

-побудить к размышлениям об отношениях в семье;

- развивать чувство ответственности за семью и стиль семейно-повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважении всех ее членов;

- формировать коммуникативные навыки, умения принимать коллективные решения.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, проект « Моя фамилия», солнышко и отдельные лучики


Ход урока:


Здравствуйте! Вы пришли на такой важный урок - урок о семье.

Я хочу Вам рассказать одну сказку.

Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный?
Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»
«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».
«И ты узнала тайну спешивших странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?»
«А разве это возможно? - с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья!» - Вам понравилась сказка?

Так, что же такое семья для вас? Расскажите.

Семья - это группа близких родственников, живущих вместе

Это ТЫ, МАМА, ПАПА, БАБУШКА со стороны мамы, ДЕДУШКА со стороны мамы, БАБУШКА со стороны папы и ДЕДУШКА со стороны папы, это братья и сестры, тети и дяди.

Ребята, давайте попробуем выполнить задание: соотнесите, пожалуйста, понятие с определением

- Семьи все разные.

А чем они отличаются?

Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Очень важно, чтобы в каждой семье были свои традиции. Что же такое «традиции»?

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…

В нашем классе есть семьи, где сформировались династии?

(Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.)

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам - церковным книгам в честь кого - нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Существует традиция называть детей в честь кого - то из членов семьи.

- Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

- Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

- Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: Отчество- часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

Я предлагаю немного взбодриться, отдохнуть проведем Физминутку

Вам раньше приходилось когда - нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Одной из традиций может стать традиция составления генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную. Обратите внимание на стенд, на котором находятся ваши родословные.

Уч. Я узнала, что в вашем классе самая большая родословная у Башлакова Александра

У. Саша, как долго ты работал над своей родословной?

Уч. Несколько дней.

У. Одному тебе было бы не справиться, кто тебе помогал?

Уч. Моя мама, бабушка.

У. Тебе было интересно?

Уч. Было интересно, и другие родственники заинтересовались.

У. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?»

Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). Пусть это будет вашей хорошей семейной традицией

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.

У. Тот, кто не уважает обычаи своего народа, своей семьи, не хранит традиции в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

У. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д.

Конкурс «Кто это?»
1) Брат жены. (Шурин)
2) Брат мужа. (Деверь)
3) Сестра мужа. (Золовка)
4) Мать жены. (Тёща)
5) Отец жены. (Тесть)
6) Мать мужа. (Свекровь)
7) Отец мужа. (Свёкор)
8) Дочь брата или сестры. (Племянница)
9) Брат отца или матери. (Дядя)
10) Сестра отца или матери. (Тётя).

Уч. Жизненной необходимостью в каждой семье, были не писанные домашние законы:

1. Уважительно относись к старшим.

2. Уважай женщину.

3. Почитай гостя своего.

У. Вот сейчас мы и узнаем, как умеют ребята уважительно относиться к старшим.

Ученик:

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: дверь открыта!

Притвори ее, герой!

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай! -

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай! -

Очень бабушку люблю,

Все равно - и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

- Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. -

А они ко мне:

- Сыночек,

Положить еще кусочек? -

А они ко мне:

- Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят: от рук отбился.

От каких, скажите рук?

Уч. Правильно ли повел себя ученик по отношению к старшим? Что вы посоветуете герою стихотворения?

Уч. Как мы должны относиться к старшему поколению?

У. Уважительно, с почтением.

Разминочка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью

Уч. Дома ребята провели исследовательскую работу и смогут рассказать о семейных традициях.

проверим домашнее задание: ПРИМЕРЫ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

у. Какие примеры семейных традиций вы можете привести?

1группа.

В 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла и в нашу жизнь.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

К сожалению, традиция собирать и хранить семейные фотографии, в настоящее время не актуальна. Всё чаще мы храним свои фотографии на дисках

У. А еще я знаю, Андрей подготовил стихотворение Л.Сусловой, послушайте его.

А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
И эта истина понятна и проста,
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

У. О каком тепле идет речь?

Уч. Речь идет о любви к своему дому.

У.. А как создать тепло в нашем доме?

Уч. Этому помогут ужины в кругу семьи, поездки, походы, праздники.

У. Верно, все это объединяет и сплачивает членов семьи. Делает членов семьи дружными.

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: Где я был тогда?
Папа отвечает: Не было тебя!
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная и счастливая семья?

2 группа

Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева подчивали их каким - нибудь кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
у. Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье. У нас в зале есть уголок - выставка традиционных семейных блюд. (Озвучить их).

3 группа.

К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Мы отмечаем дни рождения, юбилеи, Новый год.

А с 1993 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 мая принято отмечать Международный день семьи

У. Для чего нужны семейные праздники?

Уч. Скучен и неуютен дом, где праздники смотрят только по телевизору.

У. У любой семьи есть потребность - собраться вместе, послушать любимую музыку, устроить семейный праздничный ужин, порадовать своих родных подарками.

У. Сам по себе праздник не получится.

Уч. Не придет в дом Новогодняя елка. Не появятся подарки, сюрпризы, которые сделаны своими руками.

Н.А. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость, чувство, что мы нужны друг к другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

У многих дома хранятся старинные вещи.

Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка - Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

- Ребята, у кого дома хранится самая древняя вещь?

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это - замечательная традиция многих семей.

У. Итак, команды добросовестно подготовили домашнее задание.

Много было сказано о семейных традициях. Для чего они нужны?

Уч . Чтобы было интересно.

Чтобы семья была крепкой и дружной.

Вместе и работа спорится.

Наш класс тоже семья. У нас тоже сложились свои традиции - это экскурсии, походы, проведение праздников.

Круг «От сердца к сердцу»

Вы сегодня нашли на уроке пусть маленькое, но солнце своей семьи. Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье, название традиции о которых вы сегодня узнали.

Закрепление:

Сказка В.А. Сухомлинского "Лепесток и цветок".

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? - спрашивает Муравей.

- Я - Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.

Какова мораль сказки?

Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

Пусть в вашем доме всегда будет любовь, улыбка и доброта.

Домашнее задание.

Составить рассказ о своей семье, пользуясь карточкой-подсказкой:

  1. Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живет поколений?

  2. Назови имена и отчества твоих родителей, бабушек и дедушек.

  3. Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении твоей фамилии.

  4. Почему тебя решили так назвать?

  5. Что значит твое имя?

  6. Какие семейные праздники отмечаются?

На этом наш урок «Семейные традиции» закончен.

Всем огромное спасибо!





3

© 2010-2022