Программа по хореографии для младшеговозраста

Педагогическая целесообразность. . Данная программа способствует решению многих проблем, с которыми сталкиваются современные дети. В первую очередь в процессе занятий у ребенка пробуждается интерес к новой деятельности. Немаловажным моментом является занятость воспитанников во внеурочное время, что оберегает их от вовлечения в негативную подростковую среду. И как результат деятельности - профессиональное самоопределение.     Цель программы: приобщение воспитанников к искусству танца, развитие та...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Основы хореографического искусства» в объединения «Веснушки» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить воспитанников воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Творческая деятельность воспитанников в структуре танца позволяет формировать качество личности, которые оптимально развиваются в танце. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально - нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность

Новизна, актуальность и эффективность программы в разностороннем воздействии на организм воспитанников. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.

Воспитанники имеют возможность получать целый спектр услуг: занятия ритмопластикой, музыкой, актерским мастерством, знакомством с правилами этикета.

Психологический климат на занятиях создает эмоциональный комфорт для каждого воспитанника. Весь процесс обучения строится на педагогике сотрудничества, способствующей творческой активности воспитанников. Все это в комплексе позволяет воспитанникам благоприятно адаптироваться в социуме, развивает коммуникативные качества в общении со сверстниками и взрослыми. Воспитывает нравственно-одухотворенного человека с богатым внутренним миром, владеющим этикой общения.

Педагогическая целесообразность. . Данная программа способствует решению многих проблем, с которыми сталкиваются современные дети. В первую очередь в процессе занятий у ребенка пробуждается интерес к новой деятельности. Немаловажным моментом является занятость воспитанников во внеурочное время, что оберегает их от вовлечения в негативную подростковую среду. И как результат деятельности - профессиональное самоопределение.

Цель программы: приобщение воспитанников к искусству танца, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у воспитанников субъективного опыта эмоционально - чувственного общения с природой и с окружающими людьми.

Задачи:

обучающие:

Формирование у воспитанников специфических знаний, умений и навыков таких как:

-выработка правильной, красивой осанки

-развитие мышечного чувства

-умение красиво и координационно правильно двигаться под музыку.

Воспитательные:

-формировать у воспитанников культуру поведения и общения.

-прививать воспитанникам навыки вежливости, умения вести себя в обществе.

-формирование у воспитанников эстетического вкуса.

-воспитание силы воли, трудолюбия и дисциплины.

Развивающие:

-развитие музыкального слуха и чувства ритма.

-активизация и развитие творческих и созидательных способностей воспитанников.

-развитие необходимых двигательных навыков, повышение

функциональных возможностей внутренних органов и систем.

-совершенствование психомоторных способностей воспитанников.

Отличительные особенности данной программы

от уже существующих.

Отличительной особенностью данной программы является то, что обучение идет по единой «спиральной» структуре - занятия с увеличивающейся степенью сложности, с переходом от теории к практике, от занятий под руководством педагога до самостоятельного показа танцевальных движений и композиций.

Творческий подход к проведению занятий позволяет научить воспитаниников общению друг с другом и поведению в обществе, через расширение кругозора в области хореографии, привития этических навыков.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, этических навыков в 3-5 летнем возрасте создает фундамент музыкальной культуры воспитанников, как части его общей духовной культуры в будущем.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Образовательная программа «Основы хореографического искусства» ориентирована на детей 3-5 лет.

Возрастные особенности

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким принципом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбирал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые ему требования. Поэтому именно здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.

Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой - многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Современные нейропсихологии доказали, что для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению, но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от социального окружения), необходимость постоянного наращивания зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если в окружении ребенка отсутствует эта востребованность, наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные нарушения на уровне мозга. Кроме того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Это относится и к развитию двигательных функций ребенка. Следовательно, стимулировать двигательную активность ребенка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определенных законов развития движений, обусловленных развитием мозга.

Развитие и совершенствование движений начинается от головы, потом затрагивает верхние, а затем и нижние конечности. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

Развитие двигательных функций происходит от проксимального к дистальному направлению, т. е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения более удаленных частей.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если к тому же занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у ребят положительные эмоции. Педагог же, конечно, должен контролировать двигательную нагрузку своих воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей , предупреждать случаи гипердинамии и перевозбужденности; активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

К четырем годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с новорожденным) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства. Упомянутые выше авторы рекомендуют начинать занятия как можно раньше, утверждая, что высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, иногда даже сложных.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) к пяти годам еще не закончено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, чувствителен к деформирующим воздействиям. Значит, педагогу нужно быть очень чутким, осторожным и бережным по отношению к своим воспитанникам.

Особое внимание следует обратить на движения, способствующие укреплению скелетной мускулатуры. Необходимо знать и то, что в пятилетнем возрасте диспропорционально формируются некоторые суставы. Например, сумка локтевого сустава у ребенка в период до пяти лет растет быстро, кольцеобразная же связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Поэтому резкие движения рук могут привести к подвывиху. А укрепляющие упражнения очень полезны.

У детей 4-5 лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим важно предупредить появление и закрепление плоскостопия. И именно хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу, ее свод.

Считается, что рост мускулатуры становится заметным только после пяти лет. К шести годам у ребенка будут уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, если он занимается регулярно. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп. Но если не уделять должного внимания мелким мышцам и не развивать их специальными упражнениями, то они останутся по-прежнему слабыми. Особенно кисти рук.

Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. И опять же, именно в хореографии мы найдем большое количество упражнений для пальцев рук. Это, в частности, могут быть элементы среднеазиатских танцев и многие другие движения, которые являются одновременно мощным стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте.

Деятельность скелетной мускулатуры в этот период имеет жизненно важное значение. Ведь известно, что у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате хореографических упражнений происходит не трата, а приобретение энергии. В процессе занятий основами хореографии показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка повышаются. Нужно отметить, что при выполнении этих заданий девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом, в старшей группе детям по-прежнему легче даются движения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу.

Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений, и ребята в пять-шесть лет хорошо подпрыгивают на двух ногах, на одной ноге - как на месте, так и с продвижением. Если они продолжают заниматься, то в возрасте шести-семи лет им становится доступно выполнение куда более разнообразных и сложных упражнений на равновесие.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольников отличаются от таковых у взрослых. Они значительно уже, поэтому так важна правильная организация двигательной активности, ибо, если ее недостаточно, чаще случаи заболевания органов дыхания.

Вентиляция легких при выполнении хореографических движений увеличивается в 2-7 раз, а при беге, прыжках - еще больше.

Приблизительно с пяти лет деятельность сердечнососудистой и
дыхательной систем переходит на более экономичный и эффективный
уровень. Уже в пять лет ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность; внимание относительно устойчиво, но именно в силу этой относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм, Что следует учесть педагогу в своей работе.

Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно
двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его
сильно взволновало или заинтересовало. В хореографии требуется обязательный личный показ движений педагогом с их объяснением.

У 4-5-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему удается управлять своими движениями, действием, поведением. Одновременно совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно - торможение. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. Они осваивают право - и леворукость и могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы «Основы хореографического искусства» 1 год обучения.

На протяжении года изучаются: «Элементы классического танца», т.к. этот раздел является основным в хореографии, и дает воспитанникам основные профессиональные навыки. «Танцевальные элементы и композиции». Приучать ходить под музыку. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Развивать музыкально-ритмические навыки. Развивать музыкальную выразительность. «Элементы партерной гимнастики»

Формы и режим занятий.

Формы и режим занятий - теоретические и практические занятия, репетиции, выездные выступления и т.п.; групповые, индивидуально-групповые. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы:

Подготовительный год обучения - 72ч.

Продолжительность занятий:

для подготовительного года обучения - 1 час = 30мин.

Наполняемость учебной группы:

Подготовительный год обучения - от 6 до 15 чел.

Формы проведения занятий:

практическое, репетиция, творческое задание, ролевая игра.

Ожидаемые результаты и их способы проверки.

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Основы хореографического искусства» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

Творческий подход к проведению занятий позволяет научить детей общению друг с другом и поведению в обществе, через расширение кругозора в области музыки, театрального искусства, привития этических навыков.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, этических навыков в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

К концу подготовительного года обучения воспитанник будет:

Знать:

-основу классического танца;

- хореографические названия изученных элементов;

Уметь:

- правильно держать осанку и красиво двигаться под музыку;

-правильно исполнять все движения.

Иметь представление:

- о понятиях и терминах хореографического искусства.

Будет стремиться:

-к повышению уровня мастерства

Получит навыки:

-элементы партерной гимнастике;

-элементы классического танца.

Овладеет понятиями:

-элементы партерной гимнастике;

-элементы классического танца.

Расширит представления:

- о хореографическом искусстве.

Будет сформирована:

- пластичность и гибкость;

-координацию;

-эстетический вкус.

Научится делать:

-ориентироваться в пространстве;

- координировать свои движения.


Формы и способы проверки результатов


- отзывы родителей;

- педагогическое наблюдение;

- диагностика;

- открытое занятие;

- концерт.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы

Объект управления - Целостный процесс практико-ориентиовочного обучения детей.

Цель обучения - Эстетическое развитие обучающихся, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у детей субъективного опыта эмоционально - чувственного общения с окружающим миром.

Стиль руководства - Личностно ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функций.

Мотивационно - смысловые позиции :

Педагога - открытость, диалог, содействие, сотрудничество, обеспечение условий решения проблем ребенка.

Обучаемых - личностная мотивированность на образовательную деятельность.

Характер организации образовательной деятельности: Превалирование продуктивных творческих заданий на основе осознания ребенком личностного смысла образовательной деятельности.

Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения: Субъект - субъективные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели.

Контроль и оценка: Ориентация на личностную мотивированность и эстетическую ценность результатов образовательного процесса, диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей, само- и взаимоконтроль.



Учебно - тематический план

Подготовительный год обучения

2 часа в неделю - 72 часа в год.


Название тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1

-

1

2.

Танцевальные элементы и композиции

2

22

24

3.

Элементы классического танца

2

22

24

4.

Элементы партерной гимнастики

2

20

22

5.

Итоговые занятия

-

1

1


Итого:

7

65

72

Тема №1. Введение

Теория: Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Тема № 2. Танцевальные элементы и композиции:

Теория: Связь музыки и движения. Музыкальное прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.

Практика:

- «Поклон - приветствие»

- шаг на носочках,

- прыжки на двух ногах,

- танцевальный шаг (шаг с носка),

- хороводный шаг,

- бытовой шаг,

- па галопа,

- па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, назад,

- полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками,

- полька по одному, парами,

- хлопки в различных ритмических рисунках,

- бег на полупальцах,

- прыжки,

- «Матрешки», «Мишки», «Полька».

- бег на полупальцах,

- па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, полька по одному.

- полуприседать с поворотами вправо и влево - «пружинка»;

- совершать повороты кистей рук - «фонарики»;

- переступание с ноги на ногу;

-Упражнения для укрепления мышц спины, живота и выворотности ног.

Тема № 3.Элементы классического танца:

Теория: Определение слова «понятие» и его отличие от «термина» в хореографии. Методика изучения вращения на месте (шене).

Практика:

Экзерсис у станка:

- позиции ног (1, 2, 3, 6),

- позиции рук (1, 2, 3), подготовительное положение,

- деми плие (полуприседание) - (1,2, 3 позиции ног),

- гранд плие (глубокое приседание)- (1,2,3 позиции ног),

- батман жете (выбрасывание ноги) - (1,2,3 позиции ног).

- релеве в 1, 2 и 3 позициях (подъем на полупальцы обеих ног),

- соте в 1, 2 и 3 позициях (прыжки на двух ногах с паузами).

Экзерсис на середине зала:

- постановка корпуса по (1,2,3 позиции ног)

- позиции ног (1, 2, 3, 6),

- позиции рук (1, 2, 3), подготовительное положение,

- деми плие (полуприседание) - (1,2, 3 позиции ног),

- гранд плие (глубокое приседание)- (1,2,3 позиции ног),

- батман жете (выбрасывание ноги) - (1,2,3 позиции ног).

- релеве в 1, 2 и 3 позициях (подъем на полупальцы обеих ног),

- соте в 1, 2 и 3 позициях (прыжки на двух ногах с паузами),

- пор де бра (упражнения для рук, головы и корпуса) - (1позиции ног),

- вращение на месте (шене) - (6 позиции ног).

Тема №4. Элементы партерной гимнастики.

Теория: Темп музыки. Музыкальный размер.

Практика:

- тренировочный комплекс для развития подъема стопы (в положениях «выворотно» и «невыворотно»);

- упражнение «Воздушные пяточки» (напряжение и расслабление мышц ноги одновременно с поднятием и опусканием стопы);

- «Лягушка» (развитие выворотность бедра);

- тренировочный комплекс для развития выворотности стопы на основе 1 и 2 позиций, а также на полупальцах;

Элементы акробатики.

- упражнение «Мостик» с подъемом в исходное положение (стоя на полной стопе);

- упражнение «Свечка» (удерживание вытянутых ног).

- шпагат (подготовительное упражнение);

- упражнение для укрепления мышц спины «Самолетики» (подъем туловища в положении лежа с вытянутыми руками);

- развитие гибкости спины: «Рыбка»,

- «Колечко» (прогиб выполняется в положении стоя на коленях),

- «Мостик» (сначала из положения лежа, затем - из положения стоя).

- колесо (перевороты корпуса из положения стоя, с правой и левой руки).

- «Кошечка» и «Собачка»,

- «Лодочка»,

- «Бабочка»,

- «Корзиночка»,

- «Циркуль»

Тема № 5: Итоговое занятие

Практика: Опрос по пройденному теоретическому материалу. Разбор и оценка результатов творческих заданий, выполненных воспитанниками. Подведение итогов.






Методическое обеспечение программы

С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок:

  • Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с
    него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков.

  • Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо,
    но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и
    внимательно слушать объяснение преподавателя.

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету мы считаем следующие:

Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим - определение посильных для него заданий.

У дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.

Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.

Принцип систематичности - один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.

Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня малыш занимается, а завтра не хочет, недельку-другую пропустит и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно недопустима. И дело: даже не в том, что таким образом мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого дошкольника. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, в том числе и хореографией, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе. Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют
повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при
многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если
повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и
предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то
эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес,
привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое
взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно
связывающих ребенка с окружающей действительностью.

При разучивании новых движений наглядность - это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и
наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово
будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Для того чтобы в работе сопутствовала удача, нужно, разобравшись в возрастных особенностях детей, с первых же дней наметить содержание занятий, найти соответствующие запросам и возможностям детей методические приемы. Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести - семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать, вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Метод иллюстративной наглядности. Занятие с воспитанниками 4-5 лет вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.

Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других - сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.

И еще очень важное для нас правило: Общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости и это самое главное, т.к. радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость - всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Ни в коем случае нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовать - только тогда обучение будет эффективно. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый интерес и аппетит.

Форма подведения итогов по каждой теме,

ожидаемые результаты и способы их проверки

Предполагаемыми результатами работы являются овладение навыками по современному танцу, гармоничное физическое развитие детей, активное участие в хореографических постановках объединения, участие в концертах, конкурсах.

Для контроля текущей успеваемости воспитанников используются:

- фронтальный опрос;

- индивидуальное исполнение заданного материала;

- устные контрольные опросы по теоретическому материалу;

- использование танцевальных номеров на концертах.

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста воспитанников, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и достижений является: «обратная связь» воспитанника и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой воспитанник и коллектив: а так же достижения не только творческого характера, но и личностного.

Одной из «экспертных оценок» является выступления на концертах, участие в городских районных мероприятиях, конкурсах. Участие коллектива в конкурсах, концертах вырабатывает у детей способность анализировать свое выступление и выступления других. Полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими замечаниями с педагогом и коллегами по объединению.

Подведение итогов реализации дополнительной программы проводится в форме диагностики результатов воспитанников (см. приложение1).

Диагностика уровня музыкального и психомоторного

развития ребенка

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие Критерии:

Высокий уровень - творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень: ребенок малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение ребенка к музыке, музыкальной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом.

Оценивается соответствие исполнения движений музыке. Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям и при подсчете баллов этот параметр не учитывается. Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, если малыш выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка соответственно ниже. Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.

Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти. неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне.

Подвижность (лабильность) нервных процессов - проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения движений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются, как повышенная возбудимость Оценки выставляются следующим образом: Н (норма); В (возбудимость); З (заторможенность).

Техническое оснащение занятия


Важным условием выполнения учебной программы являются достаточный уровень материально - технического обеспечения:

- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;

- костюмы для выступления;

- качественное освещение в дневное и вечернее время;

- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

- специальная - форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);

- видеозаписи;

- мультимедиа (просмотр на занятиях, концертные выступления с целью разбора и устранение ошибок).

-методические разработки;

-методическую литературу.

Список литературы

для педагога:

1. Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983

2. Барышникова Т.К.Азбука хореографии. Методические указания педагогом детских хореографических коллективов и школ. - СПб.:«ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 2004

3. Богомолов Л.В. Основы танцевальной культуры. Программа эстетического курса. - М.: Новая школа, 2004

4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. 2 изд. испр. И доп. - СПб: ПОИРО.2003

5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - М.:Искусство, Краснодар - 2003

6. Васильева Т.К. «Секрет танца» ТОО «Диомант», ООО «Золотой век» 2004г.

7. Ветлугина Н. музыкальное развитие ребенка. - М., 1976

8. Вербицкая А.Основы сценического движения. - М., 1983

9. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003

10. Климов А. Основы русской народной хореографии. - М., 1981

11. Костровицкая А.В. «100 уроков классического танца» Ленинград «Искусство» ленинградское отделение 1981 г.

12. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2003г.

13. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: Астрель АСТ, 2004

14. Куревина О.А. - М.:Линка - Пресс, 2003

15. Люси Смит. Танцы. Начальный курс.- М.: Астрель АСТ, 2001

16. Михайлова Э., Иванов Ю. Ритмическая гимнастика:справочник. - М.,1987

17. ПуртоваТ., Беликова А. Учите детей танцевать.- М., «Владос», 2004

18. Руднева С., Фиш Э.Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972

19. Светиковая В., Танцевальные постановки для детей. - М., 1996

для детей:

1. Базарова М.А., Мей В.И. Азбука классического танца.- Ленинград: Искусство, 1983

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 8-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2003

3. Гусев Г.П.Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003

4. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1985

Приложение 1


Карта оценочной диагностики танцевальных способностей воспитанников


Фамилия, имя воспитанника

Параметры диагностики

Высокий уровень оценки

Средний уровень оценки

Низкий уровень оценки







Критерии оценки по параметрам диагностики

1. Координация движений.

Высокий уровень оценки - ребенок хорошо умеет согласовывать движения различных частей тела, точность движений.

Средний уровень оценки - не всегда присутствует точность движений.

Низкий уровень оценки - ребенок не может согласовывать движения различных частей тела, движения неточные.

2. Эмоциональное восприятие.

Высокий уровень оценки - ребенок отзывчив, ярко реагирует на музыку.

Средний уровень оценки - реагирует, но не очень ярко самовыражается.

Низкий уровень оценки - не реагирует на музыку, эмоционально не отзывчив.

3. Чувство музыкального ритма.

Высокий уровень оценки - выполняют ритмические движения, соответственно ритму музыки.

Средний уровень оценки - выполняют ритмические движения, периодически соответствуя ритму музыки.

Низкий уровень оценки - движения не соответствуют ритму музыки.

4. Гибкость.

Высокий уровень оценки - в полном объеме выполняет все упражнения партерной гимнастики.

Средний уровень оценки - выполняет большинство упражнений партерной гимнастики.

Низкий уровень оценки - слабое выполнение упражнений.




18


© 2010-2022