- Преподавателю
- Другое
- Классный час на тему Путешествие в страну Вежливости и Доброты
Классный час на тему Путешествие в страну Вежливости и Доброты
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пономаренко С.Ю. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов;
- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.
Литературный ряд: стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотворение «Гусь», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»,
стихотворение «Добрые слова», стихотворение «Дедушка», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.
Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».
Ход внеклассного занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь!
- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
- А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
- В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
- Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Доброты.
Слайд 1
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
Слайд 2
1. Море Доброты.
2. Море Вежливости.
3. Аллею Приветствий.
4. Дворец Извинений.
5. Остров «Размышляй-ка».
- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.
- Итак, все готовы? Отправляемся!
Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню «Дорога Добра», остальные дети подпевают припев с места.
Звучит фонограмма песни.
Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Припев
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба,
Ведет себя, не как сестра.
Припев
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему всегда иди,
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.
III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
1. - Первое море, которое мы должны переплыть - «Море Доброты».
Слайд 3
- Ребята, а что такое - ДОБРОТА?
Ответы детей.
- Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.
Слайд 4
Читает воспитатель или дети.
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)
- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
Ответы детей.
- Что же обозначает слово "добрый"?
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова "добрый". (Ученик читает значение слова на экране).
Слайд 5 (1 часть)
Добрый - это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый - это такой человек, который несет благо, благополучие.
- В словаре мы видим, что слово "добрый" имеет два значения.
- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению, т. е. слова - синонимы.
Слайд 5 (2 часть)
На слайде появляется солнышко со словами.
Ответы детей.
- И так давайте проверим, какие слова "дружат" со словом " добрый"(появляются на слайде стрелки).
Слайд 5 (3 часть)
- Ребята, какие слова вы не соединили со словом "добрый", почему?
Ответы детей.
- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?
Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».
Доброта
Ученик 1:
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Ученик 2:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру "Доброе солнышко".
Слайд 6
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Воспитатель выборочно дотрагивается "Волшебной палочкой" до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще одно море - Море Вежливости.
Слайд 7
2. Море Вежливости.
- А как вы думаете, что такое вежливость?
Ответы детей.
-Давайте, прочитаем на слайде.
Слайд 8
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?
Дети: Вежливым.
- Но всегда ли частое употребление "вежливых" слов, является показателем вежливости человека?
Дети: Нет.
- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! - ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
Дети: нет.
- Почему?
Ответы детей.
- Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)
- А что значит правильно?
Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу.
- Давайте сделаем вывод?
Слайд 9
- Дополните предложение:
Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять "Вежливые слова", но и употреблять их … (правильно).)
- Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?
- В XVI веке вежливого человека называли "вежа", что означает - всезнающий. Именно от слова "вежа" произошло наше слово "Вежливость".
- Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.
- А вот послушайте, какая история произошла с одной девочкой.
Читает подготовленный ученик:
Гусь
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе:
"Не трусь!
Быть может,
Этот Гусь - ручной,
Бежит знакомиться со мной".
Но у Гуся свирепый вид -
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет?
Но и пусть!
Я улыбнулась:
- Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось:
"Привет!"
- Что хотел сделать Гусь?
Дети: Ущипнуть девочку.
- Почему он девочку не тронул? (она с ним поздоровалась.)
- Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)
- Так как же Гусь понял, что девочка с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке девочки).
- Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то их понимают даже кто? (Животные.)
- Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.
- Сейчас послушайте, о каких полезных советах нам расскажут дети.
Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
Ученик 1: Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ученик 2: Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ученик 3: И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?
Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.
- Ура, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.
3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».
Слайд 10
- Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
Дети: Со слова «Здравствуйте».
- Правильно, люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
- А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Слайд 11
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
- Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы.
"Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
- А какие еще волшебные слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.
Слайд 12
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- Поиграем в игру «Волшебные слова».
Слайд 13
- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.
- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых словах.
Добрые слова
Ученик 1: Слова "До свиданья!",
"Спасибо!", "Простите!",
"Пожалуйста!", "Здравствуйте!"
Щедро дарите.
Ученик 2: Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Ученик 3: Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
1. Игра "Будь внимателен"
Слайд 14
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
2. Игра "Вежливо - невежливо".
Слайд 15
- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами 2 раза. Начнем.
- Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………
4. Мы продолжаем наше путешествие и следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений».
Слайд 16
- Здесь встречают нас сказочные герои Мальвина и Буратино.
Слайд 17
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: "Ну, как посадка прошла?" А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна "шутка" Буратино?
Ответы детей
Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.
Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.
Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться.
- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.
- А вот послушайте, что случилось однажды с одним мальчиком.
Дедушка
Попал я в дедушку мячом,
И закричал: - А я причем?
Но, досчитав, до тридцати,
Сказал: - Ну, дедушка, прости!
- Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)
- Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?
- От его извинений стало дедушке легче? (нет.)
- Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?
- А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения?
Дети: Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть, простите меня за то, что я попал в Вас мячом.
Слайд 18
- Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.
5. - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути.
Впереди осталась всего одна остановка Остров «Размышляй-ка».
Слайд 19
- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?
- Давайте поработаем в парах.
- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ. (1 минута).
Примечание: Выборочно вызываю любую пару учащихся. Прошу одного ученика - прочитать первую часть пословицы, а его сосед по парте читает вторую часть пословицы.
1. Добрые дела
добрый ответ.
2. Сделаешь добро -
на добрые дела.
3. Добрый человек -
красят человека.
4. Кто со злом не повстречался,
тот добра не понимает.
5. Жизнь дана
несет мир.
6. На добрый привет -
дорого вежество.
7. Не дорого ничто -
добро найдешь.
8. При солнышке тепло-
богатства.
9. Доброе дело дороже-
красится.
10. Стол спасибом -
при матушке добро.
- Итак, проверяем.
Слайд 20
На слайде появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося появляется вторая.
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. На добрый привет - добрый ответ.
7. Не дорого ничто - дорого вежество.
8. При солнышке тепло - при матушке добро.
9. Доброе дело дороже - богатства.
10. Стол спасибом - красится.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
- Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!
Слайд 21
- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
IV. Итог занятия: - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?
Ответы детей.
Слайд 22 . Читает воспитатель или дети.
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
V. Рефлексия:
- Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
Слайд 23
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Слайд 24
Звучит песня о доброте.