МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. СУРГУТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

«ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»









Разработала: Попова Татьяна Константиновна,

педагог дополнительного образования







2014 год

Попова Татьяна Константиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, «Почётный работник общего образования РФ», автор образовательной программы «Зелёный дом», получившая грамоту Министерства образования РФ, свидетельство III Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей и сертификат Пятого городского конкурса культурно-образовательных инициатив «Образование Сургута - 21 веку».


МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ

Данное занятие проводится в осенний период во время организованного посещения школьниками младшего и среднего школьного возраста экологической тропы учреждения дополнительного образования детей станции юных натуралистов. Возможно проведение экскурсии в лесной или парковой зоне, а также в скверах и дворах, если там произрастают характерные для данной местности лиственные деревья и хотя бы отдельные экземпляры хвойных деревьев. Педагог предварительно проводит осмотр территории, определяет произрастающие на ней древесно-кустарниковые растения, намечает маршрут экскурсии. Педагогические методы работы - рассказ, беседа, игра, практическая работа. Необходимым условием проведения занятия является наличие достаточного количества лиственных и хвойных деревьев. Прогнозируемый результат: знать характерные особенности лиственных и хвойных деревьев в осенний период, их значение в природе и в экологии города; уметь различать их по внешнему виду в осеннее время.

Цель: познакомить школьников с особенностями биологии некоторых хвойных и лиственных деревьев родного края, их внешним видом в осенний период.

Задачи:

  • закрепление знаний, приобретенных школьниками на занятиях в образовательных учреждениях, расширение их кругозора;

  • развитие познавательной активности, наблюдательности, интереса к изучению хвойных и лиственных деревьев родного края;

  • через общение с живыми объектами продолжить воспитание бережного отношения ко всему живому на планете, любви к живым существам.

Непосредственно занятие проводится в три этапа:

  1. Ознакомительная экскурсия;

  2. Закрепление знаний;

  3. Оформление экспозиции «Золотой дождь осени».

Первый этап проводится в форме рассказа, во время которого школьники узнают об изменениях, происходящих с лиственными и хвойными деревьями осенью. Здесь же осуществляется сбор осенних листьев для проведения практической и флористической работы, для оформления экспозиции «Золотой дождь осени». Срезанные побеги помещается в воду для дальнейшего наблюдения за развитием почек. В последующем дети отмечают изменения, происходящие с почками.

Второй этап - закрепление знаний проходит в форме практической работы, во время которой дети оформляют дидактические карточки «Лиственные деревья осенью». Развитию творчества и наблюдательности способствует изготовление аппликации из листьев. В учебном кабинете оформляется выставка работ школьников, по окончании которой, работы выдаются авторам. Подготовка листьев деревьев к работе заключается в высушивании их с помощью утюга и газет. Для этого листья в расправленном виде помещаются между двумя слоями газетной бумаги и проглаживаются умеренно горячим утюгом до полного высыхания. Для хранения высушенных листьев хорошо подходят картонные коробки.

Для расширения кругозора школьников проводится беседа «В народе говорят…».

Третий этап - оформление в учебном кабинете экспозиции «Золотой дождь осени», которая может служить наглядным материалом для проведения уроков биологии и других внеклассных мероприятий.

Оборудование: лиственные деревья из коллекции экологической тропы станции юных натуралистов (рябина, осина, береза, ива); хвойные деревья (ель, сосна, пихта, лиственница) плакат «В народе говорят»; призы (ручки, ластики, календари, открытки); иллюстративный материал с изображением осеннего леса (для оформления кабинета); дидактические карточки «Лиственные деревья осенью»; листья различных деревьев; скотч; ножницы; карандаши; утюг и старые газеты для сушки листьев, коробка для сбора листьев; альбомные листы; клей; коробки для хранения листьев.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Экскурсия на экологическую тропу.

  • Проведение экскурсии;

  • Сбор осенних листьев.

2. Закрепление знаний.

  • Практическая работа « Раскрась дерево», работа с дидактическими карточками;

  • Флористическая работа «Аппликация из листьев»;

  • Беседа «В народе говорят…»;

  • Отгадай загадки.

3. Оформление экспозиции «Золотой дождь осени».



ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


  1. Экскурсия на экологическую тропу

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет наш сегодняшний рассказ? (Ответы детей). А хотите, я расскажу вам коротенькую сказку, которую подсмотрел в лесу и записал Николай Сладков?

«Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и напитались солнцем, что к осени сами стали как солнышко - багряными и золотистыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели птицами по ветру. Запрыгали белками по сучьям. Понеслись горностаями по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут в стороны листья. Ветер вдруг налетит - завертится пестрый смерч.

Деревья стоят по колено в листьях. Елочки листьями украсились, папоротники под листьями пригрелись, грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь».

Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь? (Ответы детей - листопад). Правильно. А какие изменения происходят с листьями до начала листопада? (Ответы детей - листья меняют цвет).

Как стареют листья. Листопад.

Лист - очень важный орган растения. В нем создается пища для всего растения, через поры-устьица испаряется вода и обновляется воздух внутри листа, скапливаются ненужные соли. С каждым днем количество ненужных веществ в тканях листа увеличивается, и лист уже плохо справляется со своими обязанностями.

Как же растения избавляются от старых листьев?

Оказывается, к листопаду деревья начинают готовиться еще с весны. У основания молодого листочка есть рыхлый слой специальных клеток, который называется «отделительный». С возрастом этот слой утолщается, а когда лист состарится, его клетки увеличиваются, округляются и разъединяются. Теперь достаточно легкого ветерка, нескольких капель росы или просто собственного веса, чтобы лист отделился от той ветки, на которой он так крепко держался прежде. Давайте осмотрим веточку, с которой листья уже облетели. Мы увидим у основания почек маленькие шрамики - место прикрепления листьев. У разных растений отделительный слой развивается по-своему и листопад бывает не в одно время.

Народ издавна связывал листопад с осенью:

Осень, осень, в гости просим -

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Плачут ивушки, осинки: «Осень листья рвет с ветвей!».

У сосенки ни слезинки - платье новое на ней.

Хоть зима, хоть весна - вся в зеленом сосна.

А какие деревья не сменили и не сбросили летний наряд? (Ответы детей). Конечно, хвойные. Они так и называются: вечнозеленые. Свою хвою они меняют постепенно: каждая иголка сосны живет два года, а ели - от пяти до десяти лет.

А что это перед нами? Какая-то загадка природы! На ветвях хвоинки, но они пожелтели и осыпаются. Это хвойное дерево - лиственница. Название свое она и получила потому, что каждую осень сбрасывает свои пожелтевшие иголки, как листья.

Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Давайте возьмем с собой побеги деревьев, поставим в воду и посмотрим, сможем ли мы разбудить уснувшие почки.

Какие изменения происходят с листьями до начала листопада? (Ответы детей - листья меняют цвет).

Почему листья меняют цвет.

В опустевшем старом парке

Осень делает подарки:

Лист дубовый, лист березовый,

Лист оранжевый, лист розовый,

Лист багряно-огневой,

Собирай себе любой!

Все видят, что листья изменили цвет, но знаете ли вы, почему это происходит? В листьях растений содержится хлорофилл. Он зеленый и поэтому придает листьям зеленую окраску. Хлорофилла в листьях так много, что мы видим только зеленый цвет. К осени листья стареют, и хлорофилл в них перестает вырабатываться. Вот тогда-то и проявляются невидимые ранее вещества, раскрашивая листву в оранжевые и красно-желтые тона. Интересно, что только леса северных широт одеваются в свой яркий осенний наряд.

Давайте пройдемся и посмотрим, в какие наряды оделись деревья.

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Перед нами береза. Какой цвет имеют ее листья? (Ответы детей - желтый). А все ли березки оделись в желтое? Попробуйте найти красный или оранжевый березовый листок. (Дети ищут лист). Не нашли? Значит, мы теперь знаем, что березовые листочки бывают только желтыми. Давайте в нашу коробку соберем березовые листочки.

Посмотрите внимательно, есть ли еще деревья, листва которых окрашена только в желтый цвет? Есть. Это ива. Ее длинные листочки никогда не краснеют. Положим в коробку листочки ивы.

В нашей коробке нет красных, бордовых и оранжевых листьев. С каких деревьев мы можем их собрать? Самые резные листья - у рябины. Она украшена не только гроздьями ягод, ее листочки могут быть и оранжевыми, и красными, и даже лиловыми. Такие красивые листья мы обязательно положим в свою коробку.

Вот и осина. Все лето ее округлые листочки на длинных черешках дрожали на ветру, а сейчас, они, как разноцветные монеты, украсили дерево. Осина одевается в самый яркий наряд. В осеннем лесу всегда заметишь яркую осинку! Давайте соберем осиновые листья всех цветов, какие найдем.

Листопад, листопад,

Листья по ветру летят.

Нынче дождик не простой,

Нынче дождик золотой!

Вот и мы наполнили коробку золотым дождиком и постараемся сохранить его на всю зиму, дав листьям вторую жизнь.


  1. Закрепление знаний.

Практическая работа « Раскрась дерево»

Школьники делятся на команды по пять человек. Каждой команде предлагается набор дидактических карточек (см. Приложение). На столе размещаются осенние листья деревьев. Каждая команда должна заполнить дидактические карточки, раскрасив дерево, а так же прикрепить к карточке с помощью скотча один или несколько листьев данного дерева.

Флористическая работа «Аппликация из листьев»

(См. Приложение).

Наиболее доступной для детей рабо­той из листьев и семян является аппли­кация. С этим видом деятельности дети знакомы по работе с бумагой. Она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой и в то же время оригинальна и увлекательна. Встречи с приро­дой расширяют представ­ления детей об окружаю­щем мире, учат их внима­тельно вглядываться в различные природные формы.

Основным отличием аппликации из природных материалов и аппликации из бумаги является отсутствие предваритель­ной разметки и вырезания - деталями в работе являются готовые формы (листья, семена и цветы).

Природная форма, цвет, оттенки листьев позволяют передать самые различные предметы, деятельности, объекты - птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения. При аппликации обычно стремятся сохранить естественную фор­му листа, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Увлекаться этим способом не следует, так как иногда теряется привлекательность и оригинальность изделия, появляет­ся отталкивающий налет искусственности.

Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм, постепен­но, с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.

Беседа «В народе говорят…»

Детям предлагается обсудить и найти объяснение следующим выражениям:

  • В сентябре и лист на дереве не держится;

  • В сентябре лес реже;

  • Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

Отгадай загадки:

  • Пришла без красок и кисти и перекрасила все листья. (Осень).

  • Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью).

  • В тишине осенних рощ золотистый льется дождь. (Листопад).

  • Все лето на ветке зеленый сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок).

  • Весной вырастают, а осенью опадают. (Листья).

  • Падают с ветки золотые монетки. (Листья).

  • Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - почернеет. (Листок).


  1. Оформление экспозиции «Золотой дождь осени»

По итогам проведения занятия в учебном кабинете оформляется экспозиция «Золотой дождь осени», на которой размещаются оформленные дидактические карточки, осенние листья деревьев разного цвета и аппликации из листьев выполненные школьниками.

ПРИЛОЖЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»

Каждый рисунок (аппликация) сделан на формате А4


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ ОСЕНИ»


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гаврилова О. В. Времена года. - Тюмень, 1997.- 172 с.

  2. Красиков С. П. Лесная энциклопедия. - М.: Природа и человек, 1997. - 250 с.

  3. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 149 с

  4. Популярная энциклопедия растений. - С.-Пб.: М и М - Экспресс, 1997. - 284 с.

  5. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1981.- 285 с.

  6. Петров В. В. Из жизни зеленого мира. - М.: Просвещение, 1975.- 219 с.

  7. Плешаков А. А. От земли до неба. - М.: Просвещение, 2000.- 237 с.

  8. Полянский И. И. Ботанические экскурсии. - М.: Просвещение, 1968.- 302 с.

  9. Пудова В. Н., Лежнева Л. А. Игрушки из природных материалов. - С.-Пб: Валери СПД, 1998.- 112 с.

  10. Черныш И. М. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ-Пресс, 1999.- 162 с.

  11. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей начальных классов.- М.: Просвещение, 1976.- 260 с.

  12. Хессайон Д. Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках. М.: Кладезь, 1996.- 183 с.


© 2010-2022