• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Воображение умственно отсталых младших школьников и его развитие в процессе обучения

Статья Воображение умственно отсталых младших школьников и его развитие в процессе обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воображение умственно отсталых младших школьников и его развитие в процессе обучения.

Красько Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МБСКОУ СКОШ специальная (коррекционная)школа VIII вида г. Лобня.


Развитие воображения детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из значимых проблем в современной специальной педагогике и психологии. Так как воображение является основой любой творческой деятельности.

Изучением проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью занимались: Л. С. Выготский, В. А. Скоробогатов, С. Л. Рубинштейн, И.В.Страхов, В. С. Мухина, О. М. Дьяченко, О. В. Боровик и другие.

Воображение у умственно отсталых дошкольников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками имеет ряд специфических особенностей, с учетом которых необходимо осуществлять учебно-воспитательный процесс в коррекционно-образовательном учреждении VIII вида, соответственно планировать процесс психологической коррекции.

Однако на данном этапе развития общества проблеме коррекции и развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью уделяется очень мало внимания.

Особенности развития воображения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

У умственно отсталых детей воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Воображение развивается в творческих видах деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, вследствие чего можно сделать вывод, что при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью именно на этих занятиях будет уделяться больше внимания развитию воображения

Но, не смотря на высокую значимость развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью, в современном мире недостаточно изучена данная проблема.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания.

В исследованиях О. П. Гаврилушкиной, Т. Н. Головиной, И. А. Грошенкова, А. М. Липкиной, В. С. Мухиной, М. М. Нудельман, Н. П. Павловой, И. Н. Палагиной, Ж. И. Шиф подтверждается, что у умственно отсталых детей из-за органических или функциональных нарушений, имевших место в раннем возрасте, воображение оказывается на низком уровне развития. Страдают все виды воображения. У детей не сформированы как структурный, так и операциональный компоненты воображения, имеются трудности в использовании образов памяти, восприятия, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции. В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать и такие их особенности, как: недостатки зрительно-двигательной координации; узость объема восприятия, а также его фрагментарность, замедленность и недифференцированность; трудности актуализации представлений, узнавания предметов в необычном положении, различения фигуры и фона, целого и части; слабость аналитико-синтетической функции мышления и недоразвитие функции речи. Наблюдаются познавательная пассивность, с вязанная со снижением интересов, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. У умственно отсталых детей воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию. При этом установлено, что уровень развития воображения взаимосвязан со степенью тяжести нарушения. Важен вывод, который делают многие исследователи, прежде всего М. М. Нудельман и Ж. И. Шиф, о положительной данамике развития воображения умственно отсталых детей в процессе целенаправленного обучения. Материал, содержащийся в их работах дает возможность судить о некоторых особенностях воображения умственно отсталых детей, но он не раскрывает всего круга вопросов, касающихся путей и средств его развития.

Развитие воображения в процессе обучения.

Как уже говорилось раньше, воображение проявляется в творческих видах деятельности, следовательно, занятия по рисованию, конструированию будут в наибольшей степени способствовать развитию воображения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их общего развития вступает в противоречие с теми детскими способами изображения, которыми они владеют.

На первом этапе обучения рисованию дается установка не на художественный образ, а на воображаемое игровое действие, выполняемое графическим способом.

Воображение учащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, отмечает Кузин В.С.: «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности».

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Примеры заданий на развитие и формирование воображения

О. Боровик в своей работе дели развитие воображения на несколько этапов.

На первом этапе главной целью занятий было формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

Задание 1. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.



Задание 2. Узнай предметы и нарисуй их

Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5-6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант задания - с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.







Задание 3. Кто больше придумает и нарисует

Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.

На втором этапе основной целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
В этом блоке заданий используются тематические композиции («город», «школа», «деревня», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях.

Задание 1. Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)

Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно, наклеив на картон).
Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т.д.). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.

Задание 2. Небывальщина

Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1), то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картинку «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т.п.). Детям предлагается составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.

Задание 3. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.

Задание 4. Дорисовываем рассказ (например, «Спасение собак»)

Необходимы 3-4 сюжетные картинки, составляющие рассказ.
На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка). Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. В нашем примере на рис. 1 изображен собачий домик на берегу замерзшего озера, около домика - собака со щенятами, озеро покрыто снегом; на рис. 2 - начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенятами забралась на крышу домика и лает, прося о помощи. Следующей, третьей, картинки нет. Ребенку предлагают придумать конец рассказа, напоминая в качестве помощи его название («Спасение собак»), а затем нарисовать картинку.

На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях - это один из важных компонентов развития воображения.

Задание 1. Геометрические фигуры в предметах

Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

Задание 2. Волшебные превращения

Ребенку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а затем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.

Задание 3. Дорисовывание на основе данного элемента

Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.

На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.

Задание 1. Опорные слова

На основе 3-4-х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.

Задание 2. Иллюстрации к сказке

Читаем детям сказку, после чего каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.

Задание 3. История о ...

Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй.

Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом того, что делают их товарищи. При этом они занимаются анализом, перестройкой и перекомбинированием образов воображения.

Так же О. Боровик выделает групповые задания для развития воображения.

Задание 1. Украсим елку

Двоим детям дается общее задание: нарисовать большую новогоднюю елку и украсить ее разноцветными игрушками. Рисовать надо по очереди. Для работы потребуются большой лист бумаги, цветные фломастеры или мелки.

Задание 2. Игры во дворе

Детям предлагается вместе нарисовать картину «Игры во дворе». Работать они должны по очереди, каждый своим мелком и фломастером. Повторять то, что уже нарисовано одним из участников, нельзя. Можно нарисовать только один предмет, но придуманный самостоятельно.
Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемых фигур и предметов, их расположение на листе и цветовые соотношения. После окончания работы проводятся коллективная оценка и анализ того, что сделано неверно.

Задание 3. Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.
Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.
Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

Задание 4. Рисуем вместе

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.
На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики - например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова - зеленая, солнце - синее и т.д.).

Задание 5. Волшебное дерево

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это - одно из главных условий, располагающих к творчеству.

Блок заданий на воображение может завершаться творческой композицией группы детей - созданием большого общего рисунка или коллажа.

Библиографический список.

  1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112с.

  2. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. - Т. 2 /Воображение и его развитие в детском возрасте/. - М., 1982.

  3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.

  4. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии.// - 1987. - № 1. - С. 44 - 51.

  5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

  6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М., 2001.

  7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. заведений. Общие основы психологии. - 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

  8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979.


© 2010-2022