Особенности обучения слабовидящих детей дошкольного возраста

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т. д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо:


  1. создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

  2. оптимально использовать наглядные пособия;

  3. применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

  4. подходить к обучению индивидуально, учитывая психофи­зиологические особенности детей.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

В понятие достаточной освещенности помещения входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, устранение слепящего действия источников света, а также резких и глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света.

Правильное размещение светильников (в два ряда по три светильника, расстояние от стен до светильников 1,5 м, между рядами 3 м) обеспечивает равномерное освещение.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которыми сидят дети, ставим не далее чем 0,5 м от к светонесущей стены, так, чтобы свет падал слева. Мы не закрываем шторами верхнюю часть окна, занавески располагаем по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения усаживаем за первые столы, ближе к окнам.

Мебель подбирается по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Воспитатель постоянно смотрит за тем, чтобы дети не снимали очки и не смотрели поверх стекол, как это часто делают дети младшего дошкольного возраста.

В обучении дошкольников чаще всего используем наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличений и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни используем сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы и объекты, которые демонстрируем фронтально, т. е. для всех детей одновременно, располагаем на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Не следует задавать вопросы, пока воспитатель не убедился в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.

Во время рассматривания картины дети подходят к ней, чтобы видеть, что на ней изображено, при этом воспитатель направляет внимание детей на выделение в картине главных и второстепенных объектов, побуждает детей к активному анализу содержания. Следует учитывать, что детям с нарушениями зрения значительное время требуется на то, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть ими всесторонне обследованы. Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы - дети рассматривают на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а при рассматривании иллюстраций на стол ставим подставку для книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

Что касается игрушек - они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.

Доска покрашена в темно-зеленый цвет и не имеет бликов. Мел мягкий и хорошего качества; хорошо использовать цветные мелки. При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) мы позволяет детям подойти к нему, чтобы видеть, как выполняется работа.

Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о необходимости достаточного контраста между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При демонстрации того или иного предмета надо убрать из поля зрения лишние объекты. На 5-7-й минуте, если работа идет на близком для зрения расстоянии, проводятся физкультурные минутки для снятия зрительного утомления.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. С ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе. Через игру ребенок получает знания, накопленные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь. Игровые умения у таких детей формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением, развитию игры свойственны некоторые особенности:


  • замена практического действия его описанием;

  • отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними;

  • схематичность сюжета игры;

  • неохотное включение ребенка в коллективную игру и неумение удерживать внимание сразу нескольких партнеров по игре;

  • необходимость постоянной помощи со стороны взрослого в процессе игры.



© 2010-2022