- Преподавателю
- Другое
- Программа по вокалу часть 2
Программа по вокалу часть 2
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Булочкина И.В. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I I I Этап «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
№ п.п.
Тема занятий
Общее кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
I блок «Золото осени»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
8
1
7
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
10
2
8
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
II блок «Зимние узоры»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
6
1
5
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
8
2
6
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
III блок «Родина моя»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
6
2
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
IV блок «Весенняя капель»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
2
3
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
V блок «Там, на неведомых дорожках»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
1
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
ИТОГО:
72
15
57
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Пятый год обучения продолжает работу предшествующих лет, но с этого года начинается третий этап - «Музыкальный образ». Первые два этапа - «Интонация» и «Звуковедение» явились технической подготовкой для третьего этапа. В этот период закладывались составляющие фрагменты музыкального образа. Третий этап - доминанта, главная составляющая данной программы, т.к. целью обучения является эмоционально-творческое развитие личности ребенка средствами вокала, как доминанты в синтезе искусств: вокала, театра, хореографии.
Пятый год обучения - это целенаправленная работа над музыкальным образом. Также продолжается работа над дикцией, артикуляцией, интонацией, звуковедением на произведениях с более сложной музыкальной фактурой и расширенным диапазоном исполнения. Главная задача - все приобретенные вокально-технические навыки применить для артистичного, прочувствованного исполнения, создать свой маленький театр песни, пропустить песню сквозь свое мироощущение, «заставить» слушателя переживать и «проживать» песню вместе с исполнителем. Педагог помогает раскрыть ребенку в себе новые представления, переживания, эмоции, и открыть их другим людям через свое исполнение. Работа ведется как непосредственно с солистом, так и с дуэтом, ансамблем.
Тема I блока «Золото осени»
Занятие 3 - 22
-
Что такое «музыкальный образ»;
-
Что такое искусство, виды искусства, в чем их сходство и отличие;
-
Тема «осени» как состояния души (увядание, разочарование, забвение) в творчестве поэтов и композиторов;
-
Беседа о замысле авторов разучиваемых произведений.
-
Продолжать знакомство с циклом «Времена года» П.И.Чайковского
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над интонацией, звуковедением, артикуляцией, подачей звука;
-
Работа над развитием и укреплением головного звучания;
-
Работа над дикцией;
-
Работа над музыкальным образом разучиваемых произведений - важность осмысления замысла авторов и собственная трактовка произведения, учиться передавать характер и настроение голосом, мимикой, жестом;
-
Проведение концерта ко Дню учителя;
-
Проведение концерта для родителей.
Тема I I блока «Зимние узоры»
Занятие 23 - 38
-
Продолжать знакомство с циклом «Времена года» П.И.Чайковского «Святки», «Масленица»;
-
Знакомство с русским народным фольклором, святочными колядками;
-
Беседа по тексту разучиваемых песен;
-
Беседа о Рождестве - одном из главных христианских праздников.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над техникой вокала: звукоизвлечением, голосоведением, интонацией, артикуляцией, подачей звука;
-
Работа над фразировкой, музыкальностью и выразительностью исполнения;
-
Работа над качеством звука, легкостью и полетностью звучания;
-
Учиться самостоятельно выстраивать музыкальную фразу, стремиться к целостности и законченности музыкального произведения;
-
Учиться создавать свой музыкальный образ;
-
Разучивание песен данного блока, стремиться к выразительности и прочувствованности исполнения;
-
Проведение экзамена за I полугодие;
-
Проведение праздника Новогодней елки;
-
Проведение Рождественской елки.
Тема I I I блока «Родина моя»
Занятие 39 - 50
-
«Защитник Отечества» - определение значения этих слов в понятии ребенка;
-
Прослушивание песен о Великой Отечественной войне;
-
Беседа о значении песни на фронте для солдат;
-
Беседа о содержании разучиваемых песен;
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над вокальной техникой: звукоизвлечением, интонацией, звуковедением, формированием звука, пением на опоре;
-
Работа над музыкальностью и выразительностью исполнения;
-
Работа над музыкальным образом разучиваемых произведений, сценичностью, артистичностью исполнения;
-
Работа над ансамблевым произведением, голосоведением, чистотой интонирования, партией, динамикой, дикционным, ритмическим ансамблем, единством звучания голосов;
-
Участие в районных и областных конкурсах;
-
Участие в концерте ко Дню Защитника Отечества.
Тема I V блока «Весенняя капель»
Занятия 51 - 61
-
Знакомство с творчеством С.Рахманинова - вокальным произведением «Весенние воды»;
-
Тема весны в творчестве художников, поэтов, композиторов;
-
«Весна» - как пробуждение и обновление душевных чувств, образность понятий;
-
беседа по текстам разучиваемых произведений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над вокально-техническими навыками: звуковедением, голосоведением (в ансамблевых произведениях), дикцией, артикуляцией, певческим дыханием;
-
Применение приема «глиссандо» и «клистира» в распевании;
-
Работа над художественным образом разучиваемых произведений, музыкальностью, выразительностью, артистичностью исполнения, умением пластично двигаться во время исполнения;
-
Работа над 2-х и элементах 3-х голосия в ансамблевых произведениях;
-
Проведения концерта к 8 Марта.
Тема V блока «Там, на неведомых дорожках»
Занятия 62 - 72
-
«Добро» - как созидающая, животворящая, врачующая сила и «зло» - как энергия разрушения, уничтожения;
-
Беседа о «цветике - семицветике», нужен ли он;
-
Умение мечтать - хорошо ли это и нужно ли?
-
Беседа о содержании, настроении, характере разучиваемых произведений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над вокально-певческими навыками - интонацией, звукоизвлечением, артикуляцией, дикцией, звуковедением;
-
Работа над расширением певческого диапазона, укреплением головного звучания;
-
Распевание клистером, пение мажорной гаммы на 3 голоса;
-
Работа над музыкальным образом разучиваемых произведений;
-
Участие в весеннем концерте;
-
Проведение годового экзамена;
-
Участие в отчетном концерте.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД
- Стихи А.Твардовского, К.Симонова, Р.Рождественского, стихи А.С.Пушкина;
- Стихотворные тексты разучиваемых песен .
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД
-
«Вокализ» - «К Элизе» Л.В.Бетховена
-
«Вокализ» - «Симфония №40» D moll (главная тема) В.А.Моцарта
-
«Осенний блюз» А. Ермолова
-
«Жар-птица» Л. Вихаревой
-
«День рождения» А.Ермолов (ансамбль)
-
«Мелодия» В.Овсянникова
-
«В старом замке» Е.Крылатова (ансамбль)
-
«Мечта» П.Сасина
-
«Мамины глаза» Е.Зарицкой
-
«Перелетный возраст» Е.Зарицкой
-
«Детская площадка» С.Савенкова
-
«Карнавал» Е.Зарицкой
-
«Радость моя» Е.Зарицкой
-
«Школьный вальс» М.Таривердиева
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД
-
Рассматривание репродукций о Великой Отечественной войне
-
Рассматривание пейзажей, картин природы, репродукций и иллюстраций к сказкам.
Ожидаемые результаты к концу пятого года
-
Владение определенными вокально-техническими навыками;
-
Умение выстраивать музыкальную фразу, самостоятельно, уверенно держать свою партию в ансамбле (1ю, 2ю, или 3ю);
-
Исполнять произведение выразительно, с чувством, исходя из музыкального образа, держать себя свободно, уверенно, произвольно двигаться во время исполнения;
-
Продолжать работу над созданием собственного музыкального образа.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШЕСТОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I I I Этап «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
№ п.п.
Тема занятий
Общее кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
I блок «Золото осени»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
8
1
7
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
10
2
8
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
II блок «Зимние узоры»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
6
1
5
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
8
2
6
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
III блок «Родина моя»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
6
2
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
IV блок «Весенняя капель»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
2
3
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
V блок «Там, на неведомых дорожках»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
1
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
ИТОГО:
72
15
57
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ШЕСТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I I I Этап «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
Шестой год обучения продолжает работу предшествующих пяти лет и является вторым годом I I I этапа «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ».
Продолжается работа над формированием вокально-певческих навыков - звукоизвлечением, интонацией, артикуляцией, голосоведением (в ансамблевых произведениях) особое внимание уделяется технике вокального дыхания, умению правильно его распределять, петь на «опоре».
Третий этап направлен на овладение в доступной форме средствами интонационно-пластической выразительностью образов исполняемых произведений, на обогащение эмоционально-чувственного опыта, совершенствование восприятия, представлений. Процесс художественно-творческого развития воспитанников в условиях интегративного подхода, осуществляемого в рамках данной программы «Планета радости», выстраивается с опорой как на творческую деятельность педагога, так и на необходимость создания художественно-развивающей среды.
В течение года педагог должен проработать с учащимся 8-10 произведений, различных по характеру и технике исполнения: это произведения лирические, повествовательные с преобладанием медленного темпа, а также произведения шутливого настроения с преобладанием быстрого темпа, танцевальных ритмов.
Повышается степень сложности исполняемых произведений, это достаточно широкий диапазон, наличие форшлагов и мелизмов, достаточно трудные мелодические построения, протяженность музыкальных фраз. Продолжается работа над ансамблевыми произведениями с наличием 2х и
3х голосных партий.
Тема I блока «Золото осени»
Занятие 3 - 22
-
Искусство и реальная жизнь, их взаимосвязь, сходство и различие;
-
Поэтические образы осени;
-
Формирование вокально-певческих навыков;
-
Беседа о содержании, настроении, замысле разучиваемых произведений;
-
Знакомство с циклом «Времена года» Антонио Вивальди «Осень»
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над формированием вокально-певческих навыков;
-
Работа над техникой дыхания;
-
Работа над форшлагом, мелизмами, триолями;
-
Разучивание сольных произведений данного блока, работа над мелодией, текстом, интонационно -пластической выразительностью, музыкальным образом каждого произведения;
-
Разучивание ансамблевых произведений, работа над чистотой и выразительностью звучания партий, слитности и однородности звука, единства звучания, музыкальностью исполнения, созданием музыкального образа;
-
Участие в концерте ко Дню Учителя;
-
Проведение осеннего концерта для родителей.
Тема I I блока «Зимние узоры»
Занятие 23 - 38
-
Знакомство с циклом «Времена года» Антонио Вивальди «Зима»;
-
Беседа о празднике «Рождество Христово»;
-
Тема Рождества в творчестве писателей, поэтов, композиторов;
-
Беседа о содержании, настроении разучиваемых произведений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над вокально-техническими навыками;
-
Работа над техникой вокального дыхания;
-
Разучивание песен данного блока, работа над мелодией, интонацией, вокальными трудностями, музыкальностью и выразительностью исполнения, музыкальным образом каждого разучиваемого произведения;
-
Проведение экзамена за I полугодие;
-
Участие в новогоднем празднике;
-
Проведение Рождественской елки.
Тема I I I блока «Родина моя»
Занятие 39 - 50
-
Знакомство с оперным жанром;
-
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин», беседа о героизме, «во имя чего и во имя кого»…;
-
Беседа по текстам разучиваемых произведений;
-
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин и фотосъемок «Родина моя»
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над формированием вокально-технических навыков;
-
Работа над техникой дыхания, расширением диапазона исполнения;
-
Разучивание песен данного блока, работа над мелодической линией, текстом, манерой исполнения, интонацией, звуковедением, созданием музыкального образа;
-
Участие в районном фестивале песни;
-
Участие в концерте ко Дню Защитника Отечества.
Тема I V блока «Весенняя капель»
Занятия 51 - 61
-
Продолжать знакомство с циклом «Времена года» Антонио Вивальди «Весна»;
-
Весенняя тематика в творчестве поэтов и композиторов;
-
Беседа по тексту разучиваемых произведений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над формированием вокально-технических навыков: звукоизвлечения, интонации, звуковедения, артикуляции;
-
Работа над техникой дыхания;
-
Упражнения с наличием форшлагов, триолей;
-
Упражнения на укрепление опоры звучания;
-
Упражнения на овладение кантиленой звучания;
-
Разучивание произведений данного блока, работа над чистотой и выразительностью звучания, легкостью, полетностью звучания, созданием музыкального образа средствами интонационно-пластической выразительности, эмоциональностью и прочувствованностью исполнения;
-
Участие в концерте к 8 Марта для учителей;
-
Концерт для мам и бабушек.
Тема V блока «Там, на неведомых дорожках»
Занятия 62 - 72
-
Знакомство с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Садко»;
-
Значение взаимопонимания, дружеских отношений в жизни людей, общества;
-
Беседа по тексту разучиваемых произведений
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Упражнения на овладение вокально-техническими навыками;
-
Работа над техникой дыхания;
-
Использование 2х и 3х голосных упражнений;
-
Работа над сольными произведениями данного блока - чистотой и выразительностью исполнения, осмыслением и собственной трактовкой образа исполняемого произведения;
-
Работа над ансамблевыми произведениями - чистотой звучания партий, слитностью голосов, динамикой, голосоведением, законченностью образа;
-
Участие в весеннем концерте для жителей станицы;
-
Проведение экзамена за II полугодие;
-
Участие в отчетном концерте.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД
- Либретто опер «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Садко» Н.А.Римского -Корсакова;
- Стихотворные тексты разучиваемых песен.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД
-
«Вокализ» - «Мазурка» С duч» М.Глинки
-
«Вокализ» «Вальс» f moll Ф.Шуберт
-
«Рождение звезд» А.Ермолова
-
«Падают снежинки» А.Ермолова
-
«Балаганчик» Н.Осошкина, В.Осошкина (ансамбль)
-
«Косолапый дождь» Н.Осошкина, В.Осошкина (ансамбль)
-
«Мы вернемся А.Ермолова (ансамбль)
-
«Музыка рисует дождь» А.Ермолова
-
«»Вивальди» Ю.Вережникова
-
«Папа» Н.Осошкина, В.Осошкина (ансамбль)
-
«Школа, прощай» А.Ермолова (ансамбль)
-
«Россия» А.Ермолова
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД
-
Рассматривание иллюстраций, фотосъемок цикла «Родина моя»;
-
Рассматривание иллюстраций, пейзажей цикла «Времена года»
Ожидаемые результаты к концу шестого года
-
Владение необходимыми вокально-техническими навыками;
-
Владеть средствами интонационно-пластической выразительности - голосом, жестом, умением свободно двигаться во время исполнения для создания определенного образа исполняемого произведения;
-
Самостоятельно выстраивать 2ю партию к определенной мелодии;
-
Уверенно исполнять 1ю, 2ю или 3ю партию в ансамблевых произведениях в удобной текстуре.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕДЬМОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
III Этап «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
№ п.п.
Тема занятий
Общее кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
I блок «Золото осени»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
8
1
7
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
10
2
8
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
II блок «Зимние узоры»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
6
1
5
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
8
2
6
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
III блок «Родина моя»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
6
2
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
IV блок «Весенняя капель»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
2
3
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
V блок «Там, на неведомых дорожках»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
1
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
ИТОГО:
72
15
57
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СЕДЬМОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
III Этап «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
Седьмой год обучения является завершающим III Этапа «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ» и всей программы обучения. Он заканчивает работу предшествующих лет. Седьмой год обучения - это владение вокально-техническими навыками, умение пользоваться ими в разучиваемых произведениях, выстраивать целостную композицию исполняемого произведения.
Результатами обучения детей по данной программе является продуктивное творчество, сочинение собственных мелодий, импровизация собственных вокализов в определенной тональности, исполнительское мастерство, создание своего музыкального образа в каждом музыкальном произведении. Формируются навыки совместных действий с педагогом - исполнение дуэтов, трио, ансамблей.
В течение всех лет обучение осуществляется посредством подражания действиям педагога и самостоятельной импровизации музыкального образа ребенком. Следует отметить качественные изменения, происшедшие в деятельности и поведении детей за данный период: наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному, понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отраженных в вокальных произведениях и реальных отношениях; приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства, понимание их образного языка, развитие воображения, фантазии, проявляющихся в конкретных формах творческой деятельности, усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление ребенка руководствоваться им в повседневной жизни.
Тема I блока «Золото осени»
Занятие 3 - 22
-
Поэзия и музыка как взаимодополняющие виды искусства: «музыкальность поэзии» и «поэтичность музыки»;
-
Знакомство с поэзией Б. Примерова;
-
Беседа о содержании, настроении, музыкальном образе разучиваемых произведений;
-
Знакомство с музыкальным фольклором Дона.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Упражнения на постановку гласных и согласных звуков, развитие дикции, расширение певческого диапазона;
-
Разучивание сольных произведений данного блока, работа над мелодической линией, фразой, текстом, созданием музыкального образа;
-
Разучивание ансамблевых произведений данного блока, работа над дикционным, ритмическим, динамическим ансамблем, чистотой интонирования, гармоническим ансамблем, единством музыкального образа;
-
Проведение осеннего концерта для учителей и родителей.
Тема I I блока «Зимние узоры»
Занятие 23 - 38
-
Знакомство с музыкой к балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
-
«Рождество - светлый праздник детства, праздник обновления души»;
-
Знакомство со святочными колядками.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Работа над вокально-техническими навыками;
-
Работа над техникой дыхания, атакой звука;
-
Разучивание сольных произведений данного блока, вокализа, работа над интонированием, звуковедением, кантиленой, ритмическим рисунком, выразительностью и музыкальностью исполнения;
-
Разучивание произведений для ансамбля, работа над слитностью звучания голосов, чистотой гармонии, манерой исполнения, единством музыкального образа;
-
Проведение экзамена за I полугодие;
-
Участие в Новогоднем празднике;
-
Проведение праздника Рождества.
Тема I I I блока «Родина моя»
Занятие 39 - 50
-
Знакомство с повестью М.Шолохова «Судьба человека»
-
Беседа о том, что такое мужество, человеческое достоинство, честь;
-
Героизм в понятии современных подростков;
-
Беседа по темам разучиваемых произведений;
-
Рассматривание репродукций о войне.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Разучивание сольных произведений, работа над мелодией, текстом, фразировкой, динамикой, интонацией, законченностью и выразительностью исполнения;
-
Разучивание произведений для ансамбля, дуэта, работа над унисоном звучания, интонационной выразительностью, однородностью звучания, чистотой звучания каждой из партий, выразительностью исполнения;
-
Участие в районном фестивале песни;
-
Участие в концерте ко Дню Защитника Отечества.
Тема I V блока «Весенняя капель»
Занятия 51 - 61
-
Беседа «Моя мама - лучшая на свете»;
-
Беседа о характере музыки и текста разучиваемого произведения;
-
Стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, А.Фета о весне, знакомство, беседа о настроении, средствах выразительности;
-
Беседа о средствах выразительности в музыке - динамика, темп, duч и moll, акцент, кульминация.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Сочинение собственных мелодий к стихам;
-
Разучивание вокализов на слоги «а», «о»;
-
Разучивание сольных произведений, работа над интонацией, дикцией, фразировкой, артикуляцией, в общем над характером и музыкальным образом произведения;
-
Разучивание упражнений с определенными вокальными трудностями - дикционными, мелодическими, ритмическими;
-
Разучивание произведений для ансамбля на 2 и 3 голоса, работа над интонацией, фразировкой, динамикой, артикуляцией, исполнительским мастерством;
-
Весенний концерт для учителей и родителей.
Тема V блока «Там, на неведомых дорожках»
Занятия 62 - 72
-
Добро и зло в понятии современных подростков, в чем сила добра и в чем сила зла - беседа с воспитанниками;
-
Тема добра и зла в инструментальной и вокальной музыке;
-
Беседа о содержании разучиваемых произведений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
-
Разучивание и повторение упражнений на закрепление вокально-технических навыков и упражнений с вокальными трудностями;
-
Разучивание вокализов на различные слоги «па-па-па-пам», «та-да-ба-дам», «ла-ла-ла-ла», «пам-пам-пам» и т.д.;
-
Распевание клистиром;
-
Разучивание сольных произведений, работа над выразительностью, музыкальностью исполнения;
-
Разучивание произведений для ансамбля, работа над строем, текстом, мелодией, музыкальным образом;
-
Проведение экзамена за II полугодие;
-
Участие в отчетном концерте.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД
-
Стихи Б. Примерова, И.Бунина, Ф.Тютчева, А.Фета;
-
Знакомство со сказкой Гофмана «Щелкунчик»;
-
Знакомство с повестью М.Шолохова «Судьба человека»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД
-
«Вокализ» - «Вальс» Грибоедова
-
«Вокализ» - «Серенада» Ф.Шуберт
-
«Мой герой» Ю.Вережникова
-
«День за днем» А.Ермолова (ансамбль)
-
«Последний звонок» К.Миладзе (ансамбль)
-
«Рождество» С.Бурцева
-
«Танго снежинок» С.Бурцева(ансамбль)
-
«Школьный блюз» С.Бурцева
-
«Где тебя найти» А.Ермолова
-
«Волшебный мир искусства» А.Ермолова
-
«Сказочная страна - мультипультия» И.Тенькова (ансамбль)
-
«Лягушка» И.Тенькова
-
«Безымянный солдат» О.Поляковой (ансамбль)
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД
-
Рассматривание иллюстраций, фотосъемок, репродукций блока «Родина моя»;
-
Рассматривание иллюстраций, пейзажей блока «Золото осени», «Весенняя капель», «Там, на неведомых дорожках»..
Ожидаемые результаты к концу седьмого года:
-
Сформированы вокально-технические навыки;
-
Владение средствами интонационно-пластической выразительности - голосом, жестом, мимикой лица;
-
Развито чувство сценического пространства, гармонический слух, умение свободно выстраивать 2ю и 3ю партии к заданной мелодии;
-
Сформировано умение свободно импровизировать в заданной тональности, сочинять собственные мелодии к стихам, вокализы.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
III Этап «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
№ п.п.
Тема занятий
Общее кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
I блок «Золото осени»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
8
1
7
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
10
2
8
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
II блок «Зимние узоры»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
6
1
5
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
8
2
6
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
III блок «Родина моя»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
6
2
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
IV блок «Весенняя капель»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
2
3
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
V блок «Там, на неведомых дорожках»
1
Технический материал: распевки, упражнения, вокализы
4
1
3
2
Работа над репертуаром:
-
- овладение вокально-техническими навыками: интонирование, артикуляцией и дикцией, дыханием, звуковедением;
-
- раскрытие музыкального образа, исполнительское и сценическое мастерство
5
1
4
3
Концертная деятельность, зачетные занятия, конкурсы
2
2
ИТОГО:
72
15
57
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ( 1-4года)
III Этап «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
Содержание предпрофессионального обучения основано на дублировании III этапа «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ» на более высоком профессиональном уровне. Репертуар подбирается с учётом индивидуальных данных обучающихся и включает произведения классики советской эстрады, современных российских и зарубежных композиторов.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Список литературы
-
Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки», Москва, 1978 г.
-
Андреева М., Коронова Е. «Первые шаги в музыке»
-
Багадуров В.А. «Очерки по истории вокальной педагогики»
-
Байтуганов В. «Народные музыкальные традиции».
-
Варламов А.Е. «Полная школа пения» Москва,1953 г.
-
Ветлугина М. «Музыкальный букварь» Москва, 1988 г.
-
Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре» Москва, 1967 г
-
Глинка М.И. «Литературное наследие» Л., 1952 г.
-
Глинка М.И. «Упражнения для уравнивания и усовершенствования гибкости голоса», 1863 г.
-
Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» 2е издание. Москва, 1996 г.
-
Добровольская Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» Москва, 1972 г.
-
Деревянко В. «Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями зрения» », Москва, 2007 г.
-
Келдыш Ю.В. «История русской музыки» Т1, Москва, 1985 г.
-
Крылатов Е. «Я вырос на классической музыке» Москва, 2006 г.
-
Краевая Л.В., Равинович Л.П. «Вокальная работа в детском хоре» 2000
-
Евсеев Ф. «Школа для пения»
-
Ломакин Г. «Методы пения»
-
Максимов С.Е. «Начатки пения по нотам» Москва,1956 г.
-
Менабени А. «Вокальные упражнения в работе с детьми».
-
ОгородновД.Е.«Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе»
-
Орлова Т. «Учим петь» Москва,2007 г.
-
Овчинникова Г. «Воспитание певческого голоса в хоре»
-
Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения» Москва,1986 г.
-
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Москва, 1992 г.
-
Савина А. «Как песня с оперой сдружилась» Москва, 2007 г.
-
Савинская М. «Рождество Христово» Москва, 2006 г.
-
Тарасова К.В. «К постановке детского певческого голоса» Москва, 2006 г.
-
Шереметьев В. «Хоровое пение» Москва, 2007 г.
Перед составлением данной образовательной программы, были изучены следующие образовательные программы:
-
Кабалевский Д.Б. «Программа по музыке для средней общеобразовательной школы»
-
Науменко П.И., Алеев В.В. «Программа по музыке для общеобразовательных школ» Москва, 2003 г.
-
Тарасова К.В. Программа «Гармония».
-
Радынова О. Программа «Музыкальные шедевры».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
Составили: педагог ДО Булочкина И.В.
педагог ДО Батанкин В.П.
МОУ ДОД КПЦ «Ермак»
Структурное подразделение
Ст. Мечетинская
2007 год
ЦЕЛЬ: 1. Приобщение детей к традициям празднования Рождества Христова.
2. Создать светлую, радостную атмосферу праздника.
3. Познакомить детей с историей праздника.
Рождество - это светлый, чудесный праздник. Всем давно известно, что в Рождество происходят различные чудеса, исполняются желания, если они не эгоистичны, а исходят от чистого сердца и подкрепляются чистой детской верой. В Рождество и взрослые чувствуют себя детьми, потому что вера в добро, вера в чудо всегда живет в душе человека.
Давайте представим себе небольшую пещеру, где ночуют животные: овцы, ягнята, коровы. Но в эту удивительную ночь они не спят, а согревают своим дыханием маленького прекрасного младенца, которого только что запеленала его мать - Дева Мария и положила на обыкновенную солому. Все: Дева Мария, старей Иосиф, животные и все ангелы с неба с удивлением и восхищением смотрят на это чудо: Бог, Творец и Владыка мира - пришел в этот мир в образе беззащитного младенца, который очень нуждается сейчас в материнских руках и материнской любви и опеке.
Почему Он родился не в прекрасных царских чертогах, не выбрал в матери себе властную царицу. Это тоже для многих людей останется загадкой.
Просто природу окутывала удивительно спокойная ночь, а над пещерой горела ослепительно яркая Вифлеемская звезда, потому что пещера находилась вблизи города Вифлеема.
И вот к новорожденному младенцу Христу приходят сначала пастухи, которым Ангел с неба явился и сообщил о рождении Иисуса Христа, затем пришли мудрецы - они по звездам вычислили его рождение и прошли целые страны, чтобы поклониться Бого-младенцу и принести ему свои дары - золото, ладан и смирну.
От Рождества Христова прошло вот уже две тысячи семь лет, и каждый год люди ждут чуда в этот день, а в подарок Христу стараются принести своё чистое сердце, не омрачённое злостью, завистью, гордостью и свои добрые дела.
Дорогие дети! Мы сегодня от всего сердца поздравляем всех вас с Рождеством Христовым. Желаем вам добра, здоровья, удачи, искренности, и даже когда вы станете взрослыми - подольше оставайтесь детьми в душе, имейте чистое детское сердце, как в небольшой рождественской сказке, которую мы предлагаем вам посмотреть.
ЛЕГЕНДА О РОЖДЕНИИ ХРИСТА
То было в давние года -
Над спящим миром ночь царила.
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился Спаситель -
Со всех сторон, со всех краев
С дарами шли в его обитель.
Несли ему ягнят живых,
И соты меда золотого,
И молоко от стад своих,
И хлеб от очага родного.
Лишь только девочка одна
В Святой вертеп вошла несмело.
Стояла поодаль, грустна,
А дети шли, смеясь над нею.
«О Боже», - плакала она,
«Зачем меня ты создал нищей,
Я одинока, я бедна,
С чем я войду в твое жилище?»
Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул с небес во тьме унылой.
И видит девочка - пред ней
Посланник неба светлокрылый!
«Не плачь, малютка, не грусти, -
Промолвил тихо гость небесный,
Ты можешь Богу принести
Своих слезинок дар чудесный!
Смотри, малютка, на земле,
Куда упали твои слёзы,
Там вырастают и цветут
Любви прекраснейшие розы!
Ты розы чудные сорви,
Иди к заветному порогу,
И дар страданий, дар любви,
Отдай, дитя, Младенцу Богу!»
И вот, с кошницею цветов,
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под Божий кров,
Сияя чистыми очами.
И ей в ответ, в очах святых,
Как искры звезд, блеснули слезы,
И изо всех даров земных,
Христос младенец выбрал розы!
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
Действующие лица: Мальчик
Малыш
Женщина
Хозяин кафе.
ПРОЛОГ
Посередине сцены, ближе к заднику, установлена Рождественская ёлка. На вершине ели красуется звезда. Иллюминация выключена.
Звучит музыка А. Вивальди «Зима»
Появляются девушки - снежинки. В танце изображена метель. Постепенно с авансцены они переходят вглубь сцены. На авансцену из правой кулисы выходит женщина. Она укутана в теплый платок.
Женщина: (ищет кого-то)
- Кыс, кыс, кыс, куда ты спрятался, шалунишка…
(поднимает голову вверх)
- А непогодь - то разыгралась под Рождество, и мороз крепнет. В такую непогодь хозяин из дома собаку не выгонит, а ты погулять решил, кыс, кыс, кыс…
(из левой кулисы доносятся шум, крики, женщина прислушивается)
- Что-то происходит в том кафе нехорошее… притаюсь я за елью, посмотрю, что там такое. (скрывается за елью).
ЭПИЗОД 1.
Из левой кулисы на сцене появляется хозяин кафе, он за руку вытаскивает мальчишку, бросает его на сцену.
Хозяин: Ах ты, негодный мальчишка, без роду, без племени! Приютил тебя, дал работу, кормил дармоеда! А ты! Разбил мою любимую чашку.
Мальчик: Я нечаянно,… а по поводу еды - вы приукрашиваете - я уже два дня ничего не ел.
Хозяин: Но теперь на вольных хлебах жрать будешь три раза в день - благо помойка рядом. (бросает в сторону мальчика палку)
- А это тебе мой расчет. (хозяин доволен своей шуткой, смеется)
Мальчик: Хороший расчет. Моей палкой со мной и рассчитались.
(хозяин ежится от холода, в небо грозит кулаком)
Хозяин: А ты чего бурю наслал! В такую погоду ни один посетитель не придет. Как я не люблю Рождество! Все предпочитают сидеть дома, в кругу семьи. (вздыхает) Одни убытки кругом, одни убытки. (уходит).
ЭПИЗОД 2
Мальчик поднимается, стряхивает с себя снег, нахлобучив шапку на голову.
Мальчик: (подражая хозяину)
- Все предпочитают отмечать Рождество в кругу семьи… Небо - моя крыша, земля - мой дом, а помойка - стол! Семья - бездомные как и я, собаки да кошки.
(слышится чей-то плач, мальчик вслушивается, замечает под елкой
замерзшую девочку)
Мальчик: А ты чего хнычешь? Ты что, заблудилась? Я тебя провожу. Ты где живешь?
Девочка: (сквозь слезы) - Нигде… .
Мальчик: Все понятно. Мы с тобой живем по одному адресу.… Да я смотрю, ты совсем замерзла. Поднимайся, шевелись, шевелись, не зевай.
Девочка: - Я хочу есть.
Мальчик принимает образ официанта: - Госпожа! Сегодня великий праздник - Рождество Христово! Наше заведение приветствует вас в этом уютном зале и угощает за счет заведения. Позвольте откланяться - я на кухню.
(убегает за кулисы и сразу же возвращается с пустыми стаканами в одной и другой руке. Набирает в них снег и подходит к девочке)
Мальчик: -Что вы предпочитаете? Это - безе, это - горячий шоколад, это - шарлотка, ну а это - взбитые сливки со свежей клубникой.
(девочка хлопает в ладоши)
Мальчик, выйдя из образа официанта, вытаскивает из кармана сухую корочку хлеба - А это сухарь, угощайся. Смотри, ветер утих.
Девочка: Тебе отломить кусочек сухаря?
Мальчик: - Н-е-е-ет, ты что, я сегодня объелся, теперь на еду смотреть не могу!
Девочка подносит сухарь к губам, из-за ели появляется женщина в образе больной немощной старухи.
ЭПИЗОД 3
Женщина: _Дети, помогите, я хочу есть и пить.
(опускается на снег, девочка отходит в сторону, прижимает сухарь к груди.
Мальчик подходит к женщине, укутывает ее, берет в руки стакан со снегом, пытается растопить снег теплом своих рук и дыханием, затем подносит стакан к ее губам.
Мальчик: - Пейте, пейте, пожалуйста.
Девочка, до этого времени стоящая в стороне, подходит к женщине, протягивает ей сухарь.
Девочка: Ешьте, пожалуйста.
Женщина: А вы?
Дети (посмотрев друг на друга, улыбаясь, вместе):
- Вы что, мы сегодня объелись! Смотреть на еду не можем.
Женщина встает, обнимает детей за плечи, прижимает к себе.
ФИНАЛ
Женщина: Спасибо вам! Несмотря на жизненные невзгоды, сердца ваши не стали каменными. Спасибо моему коту, который вышел погулять в такую непогодь. До этого дня в моем доме не было детей, а теперь он услышит детские голоса. Будем жить вместе. Вы согласны?
Девочка: -Да!
Мальчик (улыбаясь) - Предложение заманчиво, но надо подумать.
Женщина: Спасибо тебе, Господи.
Мальчик: Смотрите, смотрите, какое чистое небо, а вот, смотрите, какая яркая звезда!
Женщина: Бог не оставит нас!
Мальчик и девочка: Бог с нами?
Женщина: Да, с нами Бог!
Он с нами здесь, средь суеты случайной.
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной.
Бессильно зло - мы вместе,
С нами - Бог!
Иллюминация и звезда на елке загораются.
Женщина: Идемте же скорей домой, нас кот уже заждался у порога.
КОНЕЦ
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Конкурс № 1 «Музыкальная палочка»
Конкурс № 2 «Бег по станциям» (загадки с подвохом)
Конкурс № 3 «Вкусный»
(накормить партнера йогуртом с завязанными глазами. 2 пары учащихся)
Конкурс № 4 «Интеллектуальный» (шаг - слово)
-
О музыке
-
О настроении
-
Поздравление - пожелание
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Конкурс № 5 «Утолим жажду»
(играют 2 пары - выпить напиток через трубочку)
Конкурс № 6 «Для эрудитов»
Конкурс № 7 «Веселая сороконожка»
Конкурс № 8 «Следствие ведут колобки»
(составлять словесный портрет - играют 2 пары учащихся)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Конкурс № 9 «Для настоящих мужчин»
Конкурс № 10 «Танцевальный»
(играют 3 пары учащихся с шариками)
Конкурс № 11 «Подуй сильнее»
Конкурс № 12 «Кто быстрее»
(играют 2 ученика, кто быстрее намотает на палочку ленту)
Конкурс № 13 «Баба Яга в тылу врага» (играют 2 ученика)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Раздача уго