• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое пособие Искусство звучащей речи в школьном возрасте (для учителей начальной школы, руководителей театральных коллективов)

Методическое пособие Искусство звучащей речи в школьном возрасте (для учителей начальной школы, руководителей театральных коллективов)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение……………………………………………………………………………………………………………..

Теоретический материал……………………………………………………………………………………
Роль и значение ритмов в жизни и ребенка

Практическая часть
Работа с ритмами. Первый год обучения…………………………………………………………….
Работа с ритмами. Второй год обучения………………………………………………………………
Работа с ритмами. Третий год обучения………………………………………………………………
Работа с ритмами. Четвертый год обучения………………………………………………………..

Заключение









« Душа Человека, ты живешь в биении
сердца и легких. Там находится средоточие
жизни…» Р. Штайнер.

Так звучит обращение создателя антропософии Рудольфа Штайнера к ритмической системе человека. Именно в средней части нашего существа находится средоточие жизни. Смена времени года, дня и ночи, расцвета и увядания, прилива и отлива говорят о том, что жизнь организована ритмом.
Космосу присущ великий мировой ритм, На волнах этого космического ритма живет Мировое Слово. На земле человек живет в малом ритме - в ритме человеческой речи. Речь древних греков состояла из чередования длинных и кратких гласных звуков. Отражением этого является сохранившееся во многих европейских языках разделение гласных на длинные и короткие. Так в системе английского языка гласные имеют 2-3 степени долготы.

Ритму речи современного человека соответствует чередование ударных и безударных слогов.
Ритмизированный стихотворный поток речи имеет прямое отношение к жизненным процессам в человеке и может иметь исключительно важное значение как в педагогике, так и в медицине.
Ритм может служить мощным педагогическим средством гармонизирующим темперамент человека. Например, ХОЛЕРИКУ полезен поэтический ритм СПОНДЕЙ;
ФЛЕГМАТИКУ - ХОРЕЙ, ДАКТИЛЬ, ГЕКЗАМЕТР;
САНГВИНИКУ - ЯМБ, АНАПЕСТ;
МЕЛАНХОЛИКУ - АМФИБРАХИЙ .
Ритм человеческой речи тесно связан с ритмом дыхания. Мы произносим речь, выдыхая, на ударный слог приходится самое большое количество выдыхаемого воздуха. И поэтому огромное целительное значение имеет произнесение поэтических текстов при рецитации, декламации. Поэзия - это откровение высшего « Я» человека, которое живёт в восходящих (ямб), нисходящих (хорей), качающихся (спондей) ритмах.

Развитие чувства ритма ребенка
В возрасте 7-8 лет дети, как правило, владеют обычным шагом, на который легко ложится двухсложная поэтическая стопа ямба и хорея. Соприкасаясь с этими ритмами ребенок осуществляет тактирование через «прошагивание» стихов, соотнося сильную долю с длинным шагом, слабую с коротким. Это приводит к первичной устойчивой ритмизации. В процессе работы он знакомится с рифмой, переживая ее внутренние законы и красоту. Как правило, в этот период обучения развитие чувства ритма и развития речи связаны воедино.
Следующим этапом развития чувства ритма является более сложный трехчастный шаг, работа с которым помогает ритмизации физиологических процессов, т.к. у ребенка этого возраста считается нормой, что один вдох соответствует трем ударам пульса.
Таким образом, через поэтические ритмы ямба и хорея уравновешиваются удары пульса с движением крови.
На втором году обучения работа над развитием чувства ритма и речи усложняется. Основой для работы с ритмической системой ребенка является трехсложная поэтическая стопа (дактиль и анапест), которая помогает частоте пульса и дыханию уравновеситься. Работа с этим ритмом трудна для ребенка, т.к. руки и ноги, фиксирующие слог в движении, а также его длину постоянно меняются. Для точности обозначения ударного слога вводится предмет (мяч, палка, газовый платок и т.д.) Упражнения с ритмами и речью усложняются хлопками в соединении с ускорением шага, попеременного шага на пятках, на цыпочках, длинного и коротких шагов.
Для художественного познания и восприятия звука своего голоса берутся считалки, хороводные игры, произведения связанные с миром растений и животных в том числе, басни. Таким образом, в течение двух лет обучения осуществляется главная задача - инстинктивное проживание ритма через рифмы и такт.
Результатом освоения поэтических ритмов дактиль, анапест, амфибрахий является гармоничное воссоединение дыхания ( движения легких) с биением сердца и циркуляцией крови.
На третьем году обучения работа над развитием речи ребенка имеет первоначальное значение. К этому времени он приобрел достаточное понятие о ритме и такте, и теперь у него впервые пробуждается способность осмыслить все то, что ранее было пережито им музыкально и ритмически. Благодаря языковым упражнениям ребенок начинает ощущать динамику языка и формообразующие основы речи, так как гласный звук несет нечто музыкальное, согласный - пластичное, а речь человека объединяет в себе и то и другое. Ребенок учится говорить в замедленной манере речи, чтобы непосредственно обращаться к мысли. На смену освоенным формообразующим основам гласного и согласного звуков приходит работа над динамикой речи, над освоением ударного слога (былинный эпос, пословицы, поговорки, скороговорки). Работа над развитием речи опирается на ритм четырехсложной стопы пеон (падающий, впередстремящийся, волнующийся, повышающийся, хориямб, йоникус). Этот стихотворный ритм способен дать разнообразие форм движения, их динамику.
После трех лет обучения дети в основном овладевают поэтическими ритмами: двухсложная, трехсложная стопа, трехчастный шаг, которые помогают им скоординировать свое тело в пространстве через работу с соответствующими поэтическими ритмами.
Работая с ребенком над развитием речи, и ритмом в третьем классе мы приводим в надлежащий порядок его систему обмена веществ.
Переход к четвертому году обучения совпадает с выходом из возрастного кризиса, когда ребенок пережил свой разрыв с миром и теперь может ощущать себя внешним наблюдателем. Теперь у него возникает необходимость выстроить мосты с этим отдельным от него миром. В этом возрасте зарождается способность к самостоятельному мышлению с одной стороны, и воли с другой. Поэтому дать ребенку ощущение некой силы внутри себя, приводящей к гармонии поможет работа с аллитерацией( жезловый ритм в котором живет осознанное пульсирование) и специальные речевые упражнения для развития четкой дикции, переживания плавности и красоты речевого потока, на закругление звуков и на членение речи. Благодаря этим пяти компонентам у ребенка устанавливается правильное соотношение между циркуляцией крови и дыханием.
Данную ритмическую часть можно проводить любому педагогу, если он заинтересован в развитии творческого потенциала ребенка, в виде динамических пауз во время уроков.
Разбалансированность ритмической системы ребенка вызывает нарушение координации тела в пространстве. Поэтому в программу обязательно вводится блок упражнений на: равновесие тела, движение по прямой и кривой линиям, по кругу, деление круга на внутренний и внешний, закрепление право-левостороннего движения, поиск точки опоры через прыжки.
Данную ритмическую часть можно проводить любому педагогу, если он заинтересован в развитии творческого потенциала ребенка, в его здоровьесбережении в виде динамических пауз во время уроков.

П Е Р В Ы Й К Л А С С
В первом классе в работу с ритмами берется двухсложная поэтическая стопа, которая связана с движением крови в его теле. И тогда важно чтобы в работе с ним, жили три ритма:
Хорей - падающий ритм, живет в согласных звуках, выражен через идеи, которые живут в нас, и ответственен за развитие интеллекта ( - длинный звук, v - короткий звук.)
( -v-v-v-v)
Листья. М. Лисовая.
Листья солнцем наливались
Листья солнцем напитались,
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит
Золотым дождем шумит.
(поэтический ритм, возможно, декламировать всем классом шагая простым шагом, либо производя движения руками - длинный, короткий, длинный короткий жест рук в центр и вниз)
Ямб - повышающийся ритм, живущий в гласных звуках, выражен через развитие чувств.
(v-v-v-v-)
Гнездо ласточки. И.Никитина
Кипит вода, шумит ручьем,
На мельнице и шум и гром
Колеса то в воде шумят,
А брызги вверх огнем летят
От пены-то бугор стоит,
Что мост живой весь пол дрожит.
Шумит вода, рукав трясет,
На камни рожь дождем течет.
Под жерновом муку родит,
Идет мука, в глаза пылит.
( поэтический ритм, возможно, декламировать всем классом шагая простым шагом, либо производя движения руками - короткий длинный, короткий длинный жест рук вниз и в центр)
Спондей - спокойный ритм, который уравновешивает интеллект и чувства через развитие воли.
(- - - - - -)
Взмах крыл. А. Наттери
Взмах крыл. Рвусь ввысь.
Я есмь. То бысть.
Сто солнц ткут жизнь.
Пью свет. Свет - цвет,
В дне глаз - плеск брызг,
Семь врат - вход в рай,
Да в ад - раз врал.
Двух волн встал вал,
Три дня Бог ждал.
(поэтический ритм «зашагивается » ровно и спокойно)
Особое внимание уделяется Ритму, Такту, Звуку, Рифме. А это значит, что с детьми просто необходимо работать над развитием этих качеств.
Шаг - оживляет речь, помогает артикуляции. Через движение ног ребенок учится правильно строить предложения.
Весенние воды. Ф. Тютчев
Еще в полях белеет снег,
А волны уж весной шумят_
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят….
Они гласят во все концы
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
(дети идут по кругу и на последнем слоге можно либо прыгнуть, либо если есть мячики, ударить ими об пол, либо хлопнуть в ладоши)
Шли мы и гуляли,
Шли мы просто так.
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом налево,
А потом кругом.
А потом вприпрыжку!
А потом бегом!
(упражнение иллюстрируется соответственно тексту)
Вовлечение в работу кистей рук поясняет внутренний жест речи, ее течение, наполняет речь гармонией. Если у ребенка нет гармонии в движении рук, речь его будет каркающей и неблагозвучной.
Левая и правая - - разводим руки
Водят поезда. - крутим огромное колесо
Левая и правая - -разводим руки
Строят города. - укладываем кирпичики вверх
Левая и правая - разводим руки
Могут шить и штопать. - Шьем иголкой
Левая и правая - разводим руки
Могут громко хлопать! -хлопаем в ладоши
А когда приходит ночь - ладошки под щечку
Ручки так устали, -показываем ладошки
Левая и правая - разводим руки
Спят на одеяле. -укладываем руки друг на друга


Работа с пальцами содействует восприятию речи и развитию способности говорить. Если нет жизни в пальцах, то у него не возникнет чувства того, как следует модулировать голосом при говорении.
Раз, два, три, четыре, пять! -сгибать пальцы левой руки по очереди
Будем пальчики считать!
Крепкие! - сжать кулачок.
Дружные!
Все такие нужные! - разжать кулачок

Раз, два, три, четыре, пять! - повтор счета как вначале.
Пальчики быстрые! - пальцы бегут по телу и коленям.
Хоть не очень чистые! - прятать за спину.

Две сестрицы, две руки,
Рубят, строят, роют.
Дружно полют сорняки,
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки
Левая и правая
Воду моря и реки
Загребают, плавая (имитация слов в движениях)

Упражнение для растяжки позвонков.

Что выше леса? -потянуть вверх.
Что краше света? - руки идут вниз, до уровня плеч.
Быть может, в сердце солнце это? - руки плавно уходят вниз, снизу доходят до - - груди, соединяя при этом в домик.
Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой, - руки сверху опускаются вниз вместе с телом
Вырос одуванчик первый, молодой! - подъем тела с руками. солнцу.
У него чудесный, - поворот с вытянутыми руками вправо.
Золотистый свет! - поворот с вытянутыми руками влево.
Он большого солнца, - руки идут наверх.
Маленький портрет! - ладони собираются в домик и идут к груди.

Упражнение «Гномы»

(для разминки ног, и развития творческого воображения)
В горном ущелье есть каменный грот.
Живет там веселый и дружный народ! - ритмичное движение по кругу
Подземные гномы не спят ни минутки, - ладони рук положить под щечку
Куют и куют и куют! - кулачками стучат об кулачки
И секрет свой от глаз любопытных скрывают! - таинственно
Их тайны никто, никогда не узнает!
Замри! Не дыши! Только слушай и слушай! -дети указывают действие
И, не спеши!

Упражнение на развитие чувства движения

Ах, как медленно ползет -идем по кругу, руками сворачиваем улит -

По земле улитка. ку на голове.
На спине она везет. - шевелить рожками - пальчиками

Шоколада плитку - двигаться очень медленно.
Если б я улиткой стал,
Я бы сразу побежал. -каждый бежит, как может.

2. Длинноногий журавель
Длинноногий журавель - идем с прямой спиной, руки
По лугу ходил весь день - на поясе, ноги высоко поднимать
Только ноги промочил - стряхнуть воду с ног.
Выбился совсем из сил. - тело обмякло, руки повисли.
А когда совсем устал,
Одну ножку он поднял - стоим на одной ноге.
И немножко постоял… - стоим сколько можем.
Глубоко потом вздохнул - глубокий вдох, взмах руками
Крыльями легко взмахнул - тело вытянуто,
И красиво полетел - «летим» по кругу все быстрее и быстрее
Полетел, полетел,
А потом на крышу сел. - остановка, сели.


Устала метель -
Все дела, да дела,
Залезла на ель
И следы замела.
На лапах зеленых
Свернулась она.
И лес облегченно
Вздохнул: «Тишина…..»

Т. Золотухина.

(это стихотворение читается для выделения главных слов в тексте, для правильного их интонирования, иногда это называется «выразительное чтение»)

В Т О Р О Й К Л А С С
Во втором классе в работу с ритмами берется трехсложная стопа, которая гармонично соединяет дыхание ( движение легких) с биением сердца и циркуляцией крови. Движения, сопровождающиеся стихами, должны быть осмыслены, а ритм должен точно восприниматься через хлопки и шаги.
Ноги - на коротких звуках дети работают на цыпочках, на длинных звуках опускаются на всю стопу.
Руки - на коротких звуках хлопок очень тихий, на длинных звуках сильный удар ладонями.
Ребенок должен слышать звук, и художественный аспект речи, идущий из глубины души поэтому кричать и громко читать стихи не рекомендуется
Дактиль - падающий ритм, помогает развивать чувство мышления (-vv-vv-vv-)

Дума за думой, волна за волной,
Два проявленья стихии одной;
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь в заключении, там, на просторе,
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно пустой.
(Ф. Тютчев)

Есть время природы особого света
Неяркого солнца, нежнейшего зноя,
Оно называется бабие лето.
И в прелести спорит с самою весною.
(О. Бергольц)
(упражнение можно проговаривать через передачу мячиков по кругу)

Лесные шорохи
Ночью старая сосна,
Полусонная со сна
Шепчет маленьким детишкам,
Озорным сосновым шишкам:
«Тихо шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите,
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер, кто не спит!
Непослушных ищет ветер.
Спите, дети. Спите, дети».
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Пошуршал…и сам затих.
( А. Алесандров)
(На первых 2-х строках дети работают в ритмом либо через шаг, либо через руки его проговаривают, второе четверостишие дети инсценируют, как бы усыпляя, затем руками показывают движения ветра, последнее четверостишие дети с закрытыми глазами успокаиваются и все замирают)
Анапест - повышающийся ритм, формирует чувство ( vv-vv-vv-)

Колокольчики.
Сколько их расцветало недавно,
Словно белое море в лесу
Теплый вечер качал их так плавно,
И берег молодую красу.
(В Соловьев)
Ничего не проси, ничего не желай.
Пусть лишь только любовь перельется за край.
Пусть лишь только любовь нарастает, как вал,
Ты меня сотворил. Ты мне мир этот дал.
( З. Миркина)
(анапест связан с культом Дионисия и ритмический танец воины исполняли перед уходом на войну и назывался он «Танец войны», затем по приходу с войны они снова в этом же ритме танцевали танец, но уже «Танец мира» ( танец Энергий). Этот танец помогает самых сварливых и неспокойных детей делать спокойными и мирными. Повышает тонус, активизирует).
Амфибрахий - качающийся ритм, формирует волю (v-vv-vv-vv-)
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой.
Мой грустный товарищ, махая крылом
Кровавую пищу клюет под окном.
(А. Пушкин)
Амфимакр - (-v-)
Тих как мех,
Тих как лев,
Губы в смех
Брови в гнев
Выше звезд
Выше слов,
Во весь рост
Крысолов.
( М. Цветаева)
(Эти поэтические четверостишия можно « прошагивать» в ритме, можно работать с мячами, или палками).
Падающий ритм для формирования «Я»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут лесные тропинки
Вкусным осенним грибком.
Мы под дождем не намокнем,
Пусть моросит с высоты.
Мы через лужицы скачем,
И раскрываем зонты.
(М. Ивенсен)
( Для каждой строчки данного стихотворения рекомендуется делать большое падающее движение в круге, или по кругу).
Повышающийся ритм
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят шумный брег,
Бегут и блещут и гласят….
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
(Ф. Тютчев)
(бег по кругу, или через одного, на последнем слове каждой строки прыжок, или хлопок над головой. В работу можно включать передачу мячиков по кругу считая «двойками», «тройками»).
Тихий стих
Это тихий тихий стих, -шаг
По квартире ходит Тих, -шаг
Ходит тихо на носках, -шаг
В теплых вязаных носках. -шаг
«Не шуми, ходи как я, -шаг
Дремлет бабушка твоя»- -шаг
Шепчет на ухо мне стих, -шаг
Этот тихий тихий Тих! -шаг
(упражнение имеет отношение к «тречастному шагу» и «прошагивается» оно следующим образом: дети идут по кругу, поднимая и опуская правую или левую ногу на длину одной строки, важно следить за тем, как они поднимают колено и переносят медленно в ритме стиха и ногу и вес своего тела, после рубикона можно читать это стихотворение, шагая назад).
Мой веселый звонкий мяч!
(начиная проговаривать эти стихи педагог раздает из корзинки мячи и пускает их по круг)

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
Ты, пятнадцать раз подряд,
Прыгал в угол и назад.
(собирает мячи)
А потом ты покатился
И назад не воротился,
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо
Лопнул, хлопнул_
Вот и всё! (хлопок ладонями, мяч можно пропускать как в левую так и в праву сторону)
Шли мы после школы
Шли мы просто так. -шаги по кругу
Прямо и направо, -соответственно тексту
А потом назад! - движение назад
А потом налево, -поворот налево
А потом кругом! -поворот кругом
А потом вприпрыжку, -скачки
А потом бегом! - бег по кругу.


Т Р Е Т И Й К Л А С С
Во третьем классе в работу с ритмами берется четырехсложная стопа, пеон . В этот период ребенок начинает отделять мир от себя и в работу рекомендуется брать пейзажную лирику, рифмовки, «Калевалу». Дети начинают понимать внутреннюю красоту языка. В работе с согласными у него идет подражание внешнему миру и действию, в работе с гласными он выражает свои чувства. И тогда язык это место встречи симпатии и антипатии. Рассказываемое и читаемое должно привлечь внимание ребенка, интерес, и когда он есть, то в душе пробуждается своего рода тихое удовольствие, а оно физически проявляется в тонкой секреции желез, которая рассасывает отложение солей, возникающее при чтении, рассказывании и зазубривании неинтересного материала. Нельзя допускать, чтобы дети скучали иначе в организме будут вырабатываться и распределяться нерастворимые соли, тем самым способствуя заболеваниям, связанным с обменом веществ. Особенно для девочек, зубрежка и невозможность облечь материал в форму душевных рассказов, которые вызывают удовольствие, как результат появляются мигренеподобные состояния и начинение организма мелкими шпорами, которые не рассасываются. И если дети движутся в разных пеонах, то течение ритма переживается как течение реки.
Падающий пеон -(-vvv-v)
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И от снега сразу
Поле побелело,
Словно пеленою
Все его одело.
(А. Суриков)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше,
И весна милей….
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что их стран далеких

Принесла с собой.
(А. Плещеев)

Впередстремящийся пеон -(v-vvv-vv)
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её заречную
С нарядными оплечьями,
ТО ясную, кипучую,
То грустную, колючую.
(А. Афанасьев)

Волнующийся пеон - ( vv-vvv-v)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
( А. Пушкин)

Повышающийся пеон - (vvv-vvv-v)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
( А Пушкин)
(упражнение читается вместе с ритмическим движением шагов по кругу

Это снова весна!
После стольких метелей
Как чиста и наивна
В желании делать добро,
Размораживать почки,
Ростки молодые лелеять
В потемневшие реки
Горстями бросать серебро!

Хориямб - (-vv-)
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты - благодатная тайна моя.
(А. Фет)
Волю смирить,
Гнев обуздать,
Сильной рукой
Слабых поднять.
Мир победить -
Значит душе
Мир даровать.
Свет - в голове,
В сердце - любовь,
В теле - покой.
( А. Наттери)
(хориямб в переводе «хор ямбов», но может, имеет место быть слияние ямба и хорея, двух противоритмов. И когда эти два ритма уравновешиваются, то возникает завершенный и очень приятный ритм, дающий радость, пищу для фантазии. При передаче мячиков по кругу в этом ритме есть ощущение будто мы качаемся на волнах этого ритма).
Йоникус- - (vv-vv)
Где вы, дни мои,
Дни весенние,
Ночи летние,
Благодатные?

Где ты, жизнь моя,
Радость милая,
Пылкой юности
Заря красная?

С какой гордостью
Я смотрел тогда
На туманную
Даль волшебную!

Там светился свет
Голубых очей;
Там мечтам моим
Конца не было!

Но, среди весны,
В цвете юности,
Я сгубил твою
Душу чистую...

Без тебя, один,
Я с тоской гляжу,
Как ночная тьма
Покрывает день...
(А. Кольцов)

Ау, ау, аукаем,
По сырым боркам приаукиваем.
По горстке в лукошко -
Нам ягодок немножко,
Ау, ау, аукаем!

Ч Е Т В Е Р Т Ы Й К Л А С С
В четвертом классе должным образом входит новый ритм, который называется аллитерация. Этот поэтический ритм построен на жезловой рифме, которая способна увлечь волю, устремив ее в речь и дыхание. Эта поэтическая форма раскрывается очень хорошо тогда, когда в руках у ребенка уже не мячик, а палочка (медная или деревянная)и он ее на аллитерационном звуке выпускает из руки и моментально подхватывает, упасть она не должна. Этот поэтический ритм придает речи вместо громкого ударения, часто идущего от головы, благозвучное наполнение. Иногда аллитерация звучит как хоровое чтение группы, что достаточно сложно для исполнения детьми в данном возрасте.

Истина! Исстари
Слово мы слышим
о доблести данов,
о конунгах датских,
чья слава в битвах была добыта!...(черным шрифтом выделен аллитерационный звук, который проговаривается с бросание палочки вниз).

Челн томленья.(хоровое чтение)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
( К. Бальмонт)
Речевые упражнения на четыре закономерных процесса говорения, носящие характер аллитерации
В виду того, что немецкий язык несет импульс , связанный с формированием воли, упражнение дается именно на этом языке, английский, в свою очередь, развивает интеллектуальные способности, а русский язык является основой развития чувств в человеке.
Делая эти упражнения, в которых смысл не играет роли, становится заметным то, как чудесно силы звуков модулируют и развивают детские голоса, и внешний облик речи становится яснее, энергичнее и красочнее.
1. Упражнение для развития четкой дикции (упражнение делается с мячом, который перехватывается рукой при аллитерационном звуке).

Mёuse messen mein essen/
( в этом словосочетании происходит переживание отдельных звуков и созвучий, произношение должно быть отчетливым, не должен теряться ни один звук).
Мазать маслом вместо меда -
Нету лучше бутерброда. (размазывать с усилием масло на бутерброде)
Мазать медом вместо масла,
Это вкусно и прекрасно. ( намазывать мед на бутерброд)
2. Упражнение для переживания плавности и красоты речевого потока.
Lёmmer leisten leises Lёuten.
( образная картинка: сверху струится вода, а руки как бы следуют за потоком, пока он внизу не вольется волнами в реку; вода снова движется вверх, затем вниз и так четыре раза подряд повторить эту фразу)
Разливается свирель в светлый ласковый апрель.

Лилипучий лилипутик леденец лизал лиловый.

Ты волна моя, волна,
Ты гульлива и вольна.
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь...
( А. Пушкин)
(важно не терять ни звука и сохранять текучее и плавное движение и следить, чтобы речь просто дышала бессознательно, т.к. в этом возрасте еще нельзя процесс дыхания пронизывать сознанием).

3. Упражнение на закругленность речи (обволакивание).
(Изображаем руками, как мы формируем красивые серебряные шары, начиная от маленького шарика, до самого большого)
Bei bidern Bauern bleib brav.

Будут в башне бить набат,
И разбудят всех ребят.

Были два приятеля-
Бублик и Батон
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке.
А Батону - бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И пустился вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач.
(М. Бородицкая)
(в этих упражнениях очень важно не терять ни одного звука, и в самом деле их закруглять).

4. Упражнение на членение речи
(в основном работает нёбный звук, который делает речь пластичной, к работе с текстом подключаются ноги- на каждом звуке К пяточка приподнимается и уверенно ставится на пол, затем это можно перенести на шаг)
Komm kurzer kraftiger Kerl.
(русский вариант)
Кузнец подкуй коня,
Коса коси колосья.

Сказка о каменном короле
Каменный замок
На камне чернел.
Король очень каменный
Там каменел.
И гвардия
Каменных очень солдат
На камне устроила
Вечный парад.
В саду среди каменных
Яблонь и лилий
Войска на ученьях
Камнями палили.
И сеяли камни
На каменном поле,
И камни на каменном поле
Пололи.
Сто каменных блюд
Для пиров королевских
Готовили сто
Поваров королевских.
И каменный хлеб
Доставая лопатой,
Покрякивал каменный
Пекарь пузатый.
И шесть королевичей
Были похожи,
Как камни,
На папочку с каменной рожей.
Любители каменных
Шахмат и шашек,
Играли они
Безо всяких промашек.
По каменной моде
Для каменных граждан
Штаны и сюртук
Каменели на каждом.
Ходили они,
Выставляя вперёд,
Шесть каменных лбов
И таких же бород.
И каменно верили
Каменной лжи,
Что каменным сердцем
Гордиться должны,
Что каменно вечны
Палаты дворца,
А каменный век
Не имеет конца.
( Эллен Нийт)
(в упражнении с этим текстом важно не потерять ни единого звука К и касаться пяткой пола точно в момент его произношения).
Некоторые звуки нуждаются теперь в нашей особой любовной заботе. Прежде всего это звуки « В», « Ч».
Звук «В» часто образовывается искаженно, он звучит более поверхностно и неподвижно, чаще всего вообще не образуется, сила дуновения, сопровождающая его, нами утрачена и не овевает нас. В его образовании участвуют две губы, однако правильным является положение, когда верхние зубы касаются нижней губы, что сообщает ей нужную вибрацию.
Wasser, Welle, Wasserwelle -
Wasser, Welle, Wёge-
Wasserwellenwёge!
Волной вливается вольный ветер,
Веет в воздушных высях весна!


У многих детей затруднения вызывает звук « Ч», он звучит плоско, сдавленно
Я хочу учиться.
Я хочу работать.
Я хочу учась работать,
Я хочу работая учиться.
(Для укрепления памяти и воли рекомендуется почаще практиковать проговаривание в обратном порядке)
Король - орёл,
Король - орёл,
Король - орёл!
Орёл - король,
Орёл - король,
Орёл - король!
На широту звука, его усиление, развитие его диапазона плодотворное влияние оказывают дифтонги, котрые с удовольствием дети проговаривают:
Ай! Ой! Эй! Уй! Э-ге-ге-гей!!!
В четвертом классе огромную роль играет сила, заключенная в звуке и слове, ритм, форма и его содержание. Финалом этой большой и плодотворной работы является хоровое чтение, когда класс декламирует поэтическое произведение вместе, объединяя все школьное содружество.

"Молитва вечернего колокола"

Красотой восхищаться,
Быть защитником правды,
Уважать благородство,
Стремиться к добру -
Это путь человека
К высоким идеям,
К справедливым поступкам,
К чистому сердцу,
К ясным мыслям.
Это учит доверию
К Божественной Власти
Во всем, что есть
Во вселенной,
В нашей душе.
(Р. Штейнер)
Работа с поэтическими ритмами строится на основе глубокого проникновения в сущность становления Человека, и заботясь о здоровом ходе развития детей в школьные годы, мы не должны упускать их связи с декламационной манерой речи. Тем самым мы работаем для того, чтобы в будущем у детей установилось правильное соотношение между циркуляцией крови и дыханием, формирующимся в этом возрасте. И преследуем вторую не менее важную цель- у ребенка появляется огромное желание жить в поэтических ритмах, не бояться читать правильно, благозвучно любые поэтические произведения, передавая красоту их звучания, красоту Человека их произносящего.

20



© 2010-2022