- Преподавателю
- Другое
- Программа курса по выбору «Мой выбор» (9 класс)
Программа курса по выбору «Мой выбор» (9 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Золотарева М.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол №____
«27» август 2015 г.
Руководитель методического совета
____________/А.Р. Поздеева/
Принята
Педагогическим Советом
Протокол № 15
От 28 августа 2015 г.
Утверждаю
Директор ОУ:
_____________/А.А.Туктарева/
«28» августа 2015 г.
Программа курса по выбору
«Мой выбор»
9 класс
Составитель: Золотарева М.Н.
Курегово
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9 класса «Мой выбор» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
Формирование самосознания старшеклассников непосредственно связано с выбором сферы будущей профессиональной деятельности. Сопровождение профессионального самоопределения может происходить на трех уровнях: формирование личностных качеств, необходимых каждому специалисту, помощь в выборе профессии, построение жизненной стратегии, в основе которой будет стремление к саморазвитию, активная жизненная позиция.
Для управления формированием умения выбирать саму ситуацию выбора можно представить как проблемную задачную ситуацию, в которой важен момент принятия учениками задачи. Только тогда ученик не ожидает готового решения от взрослых, а сам включается в поисковую деятельность и становится субъектом собственного выбора. Таким образом, решается проблема передачи ответственности за принятое решение.
Существенной составляющей личностного и профессионального самоопределения является так называемая перспективная идентичность, в общем, понимается как образ "Я в будущем". Вследствие этого особенно важно, чтобы в процессе осмысления ориентиров выбора профессии ученики выстраивали собственные представления о социальном мире и о себе самом в будущем, образы своего личного «социального завтра». Анализируя ситуацию профессионального самоопределения, надо отметить значимость особых психологических состояний, позволяющих принимать решения, так как выбор - это всегда отказ от чего-либо, определенный риск. Поэтому тревожность, неуверенность, зависимость от чужого мнения должны стать предметом психологической коррекции. Один из способов снятия тревожности в процессе выбора профессии - изменение установки, которая диктуется современной социально-экономической ситуацией: если предыдущие поколения выбирали профессию раз и навсегда, то в настоящий момент существует возможность приобретения нескольких профессий в течение жизни.
В качестве критериев оценки уровня самоопределения можно обозначить следующие факторы:
-
действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор);
-
уверенность (субъективная оценка правильности выбора);
-
адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности).
Важны и такие показатели, как наличие позитивных жизненных планов, профессиональных и личностных компетенций, умение взаимодействовать, умение принимать решения, волевые качества.
Цель программы: формирование у школьников реалистического самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, формирования навыков принятия решений, осмысление и построение жизненной перспективы.
Рабочая программа направлена на решение задач, вследствие чего могут быть получены следующие результаты:
-
Мониторинг интересов, склонностей, образовательных потребностей, личностного развития учащихся по вопросам профессиональной ориентации;
-
Повышение уровня мотивации, самооценки, развитие устойчивого познавательного интереса учащихся в ситуации выбора;
-
Формирование ценностного отношения к образованию, профессиональному самоопределению;
-
Коррекция тревожности, психологической готовности к профессиональному самоопределению;
Структура курса:
Курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю, для учащихся 9 класса.
Формы организации учебного процесса: урок-лекция, беседа, экскурсии, урок-встреча, профориентационные игры и упражнения, профдиагностические методики, самопрезентация, просмотр учебных фильмов. В связи с тем, что запланировано посещение ярмарок профессиональных учебных заведений темы уроков под № 20 (в таблице учебно-тематического планирования) могут быть проведены в другое время.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся владеют:
-
Информацией о мире профессий и необходимых элементах профессионального самоопределения;
-
Приемами самопознания, самопрезентации, целеполагания и самосовершенствования;
-
Способами принятия решений о выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Обучающиеся умеют:
-
Определять свои интересы, склонности и способности;
-
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку;
-
Выбирать дальнейший образовательный маршрут.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Форма контроля
Лекции
Практич.
Семинар.
1
Введение. Ознакомление с программой курса
1
1
-
-
2
Классификации профессий
1
1
-
-
Фронталь-ный опрос
3
Первичная диагностика профессионального самоопределения
1
-
1
-
4
Сплочение класса
1
-
1
-
Практичес-кая работа
5
Самопознание.
1
0,5
0,5
-
Практичес-кая работа
6
Осмысление представлений о будущем
1
1
-
-
Фронталь-ный опрос
7
Тайна собственного «я»
1
0,5
0,5
-
Фронталь-ный опрос
8
Слагаемые выбора человека
1
1
-
Практичес-кая работа
9
Кем и каким я хочу быть
1
0,5
0,5
-
Фронталь-ный опрос
10
Профессиональные пробы
2
-
2
-
Практичес-кая работа
11
Путешествие по морям профессий
1
-
-
1
Оценива-ние уровня подготовки к семинар-скому занятию
12
Исследование способностей
2
0,5
1,5
-
Практичес-кая работа
13
Профессиональная карьера
1
1
-
Фронтальный опрос
14
Экскурсия в сельсовет
1
-
-
1
15
Экскурсия в СПК «Коротай»
2
-
-
2
16
Экскурсия в медпункт
1
-
-
1
17
Экскурсия на почту
1
-
-
1
18
Имидж и этикет современного делового человека.
1
-
-
1
Оценива-ние уровня подготовки к семинар-скому занятию
19
Профориентационные игры
2
-
1
1
Практичес-кая работа
20
Здоровье и выбор профессии
1
1
-
-
Фронталь-ный опрос
21
Секреты выбора профессии
1
1
-
-
Фронталь-ный опрос
22
Определение уровня творческого потенциала
1
0,5
0,5
-
Практическая работа
23
Резюме, правила составления
1
0,5
0,5
-
Практическая работа
24
Просмотр учебного фильма «Язык тела: понимание жестов других людей».
2
-
-
2
Эссе по фильму
25
Посещение городской ярмарки профессий высших и средних профессиональных учебных заведений.
4
-
-
-
26
Подведение итогов. Контрольная диагностика профессионального самоопределения
1
-
1
-
ИТОГО
34
Основное содержание
-
Введение. Ознакомление с программой курса.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Труд в жизни человека и общества.
-
Классификации профессий
Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
-
Первичная диагностика профессионального самоопределения.
Первичная диагностика профессионального самоопределения с использованием следующих методик:
-
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климов;
-
Опросник «Определение профессиональной готовности» (ОПГ) В.Б. Успенский;
-
Методика «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпун;
-
Тест «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина.
-
Сплочение класса.
Правила работы в группе. Тренинг на сплочение класса.
-
Самопознание.
Расширение представлений о своих возможностях и их реализации в мире профессий, создание ситуации многоальтернативного выбора.
Задачи самопознания (представления о себе и своих способностях в контексте выбора профессии: методика «Художник или мыслитель», тесты Айзенка на тип темперамента с рекомендациями, методика Кеттелла на особенности характера с рекомендациями, ШТУР, изучение интересов с помощью модифицированного опросника «Карта интересов», методики Л. Йовайши, Голланда). Диагностика проводится в комплексе с игровыми упражнениями. Сопутствующей задачей является расширение представлений о мире профессий и активизация поиска информации о профессиях, что происходит благодаря широкому диапазону рекомендаций, содержащихся в интерпретации диагностических методик.
-
Осмысление представлений о будущем.
Построение жизненной перспективы, осмысление ценностей, ожиданий, притязаний, освоение стратегий выбора. Занятия проводятся в форме имитационных упражнений, игр, часто используются эвристическая беседа и мозговой штурм, иногда учащиеся выполняют задания на самостоятельный поиск, решение конкретных проблемных ситуаций, направленных на построение жизненной перспективы. Используются упражнения, разработанные Г.И. Резапкиной, элементы деловой игры «Перспектива», предложенной М.Р.Битяновой.
-
Тайна собственного «Я».
Понятие «личность», «индивидуальность», «характер», «Я-концепция». Беседа о проф. направленности. Определение типа личности учащихся.
-
Слагаемые выбора человека.
Упражнение «Эмоциональное отношение к выбору общего жизненного пути». Упражнение «Анализ биографий знаменитых людей. Факторы достижения целей». Упражнение «Моя цель». Упражнение «Мой выбор».
-
Кем и каким я хочу быть.
Задача: научить делать выбор руководствуясь определенными правилами.
-
Профессиональные пробы.
Обучающийся должен знать: содержание понятия «Профессиональная (профильная) проба»; как и зачем выполняется профессиональная (предпрофильная) проба.
Обучающийся должен иметь представление: о принципах защиты своего выбора или мнения.
Обучающийся должен уметь: соотносить индивидуальные особенности и требования, предъявляемые избираемым профилем и направлением дальнейшего образования.
-
Путешествие по морям профессий.
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.
Задачи: обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека; формирование осознанных представлений о мире труда; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
-
Исследование способностей.
Понятие способности. Исследование способностей учащихся с помощью методик:
- КОС;
- тест структуры интеллекта Амтхауэра.
-
Профессиональная карьера.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Анализ личного профессионального плана.
-
Экскурсия в сельсовет.
Экскурсия в сельсовет с целью знакомства с особенностями профессиональной деятельности в данной области.
-
Экскурсия в СПК «Коротай».
Экскурсия в СПК «Коротай» с целью знакомства с особенностями профессиональной деятельности в данной области.
-
Экскурсия в медпункт.
Экскурсия в медпункт с целью знакомства с особенностями профессиональной деятельности в данной области.
-
Экскурсия на почту.
Экскурсия на почту с целью знакомства с особенностями профессиональной деятельности в данной области.
-
Имидж и этикет современного делового человека.
Ознакомиться с понятием об имидже и дизайне офиса. Ознакомиться с понятием об этике; с моделью формирования имиджа организации.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1.Знать об имидже и дизайне офиса.
2. Знать модель формирования имиджа организации
Понятие о дресс-коде.
-
Профориентационные игры.
Профориентационные игры направленные на повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
-
Здоровье и выбор профессии
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.
Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
-
Секреты выбора профессии.
«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Мотивы выбора профессии. Тактика осуществления «выбора»: «хочу» - «могу» - «надо». Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии. «Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Практическая работа: конференция «Профессия, которую я выбираю» - подготовка и защита профориентационных проектов - презентация профессий.
Развивающие процедуры: дискуссия на тему: «Профессия, которую я выбираю».
Личный профессиональный план.
-
Определение уровня творческого потенциала.
Определение границ любознательности, слуховой и зрительной памяти, умение абстрагироваться и сосредоточиваться. Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
-
Резюме, правила составления.
Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Правила отправления резюме.
Собеседование. Как к нему подготовиться.
-
Просмотр учебного фильма «Язык тела: понимание жестов других людей».
Просмотр и обсуждение фильма с последующим написанием эссе о нем. Способствует умению понимать и изучать людей по жестам.
-
Посещение городской ярмарки профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений.
Экскурсия в высшие и профессиональные учебные заведения г. Глазова.
-
Подведение итогов. Контрольная диагностика профессионального самоопределения
Контрольная диагностика профессионального самоопределения, позволяющая оценить эффективность работы. Используются те же методики, что и при первичной диагностике:
-
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климов;
-
Опросник «Определение профессиональной готовности» (ОПГ) В.Б. Успенский;
-
Методика «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпун;
-
Тест «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина.
Литература
Для учителя:
-
Акулова О.В., Информационная работа в условиях профильного обучения. - С.Петербург. Изд. КАРО, 2005
-
Большакова М.А., Активные формы профориентационной работы в школе.
-
Бондарь В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А. и др. «Технология профессионального успеха: экспериментальный учебник для 10-11 классов, естественно - научного профиля, 2001.
-
Грецов А.Г., Выбираем профессию. Советы практического психолога - СПБ.: Питер, 2005
-
Пинский А.А. Предрофильная подготовка. Начало эксперимента. -М.:АЛЬЯНС ПРЕСС, 2004.
-
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие -М.: изд. Московского психолого - социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЕК», 2002
-
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004
-
Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала-М.: издательство ВЛАДОС- ПРЕСС,2003
-
Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/М.С.Гудкин, п.С. пернер, г.Ф. Михальченко и др. под редакцией Н.С.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.-М.:Просвещение, 2003.
-
Технология 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко/ави.-сост. А.Н. Бобровская. - Волгоград: Учитель, 2005.
Для обучающихся:
1. Бондарь В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А. и др. «Технология профессионального успеха: экспериментальный учебник для 10-11 классов, естественно - научного профиля, 2001.
2. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/М.С.Гудкин, п.С. пернер, г.Ф. Михальченко и др. под редакцией Н.С.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.-М.:Просвещение, 2003.