Разработка классного часа Семейные ценности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»

731 группа, кл. рук. Мифтахова А.М.

Классный час "Семейные ценности"

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Цель:

  • формировать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи;

  • выработать чувство ответственности за свою семью.

Оформление и оборудование: Студенты готовят фотографии своих семей.

Высказывания по теме на плакатах; о семье. Ноутбук, экран, проектор.

Пожалуй, нет на свете более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но значительно меньше, чем государство. Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна как сама жизнь. Для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность. Пройдет время и у вас будут свои семьи.

Девочки, сегодня тема нашего классного часа «Счастливая семья». И эпиграфом нашего классного часа мы взяли пословицу «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Невозможно разделить понятия семья, дом, счастье.

Президент России, выступая на церемонии открытия Года семьи, подчеркнул преемственность семейных и нравственных традиций, которые необходимы для формирования гуманного общества в России. Он добавил, что, "когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье». По его словам, безучастие общества, недооценка роли семьи порождают недостойные человеческого общества явления: брошенные дети и забытые родители, что "в целом негативно влияет на демографические процессы в семье". «Ведь именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги, ребенку заменить семью не могут".

Что значит для вас - «Счастливая семья»? Попробуем сначала разобраться, что такое семья в рамках закона.

Трудно дать однозначное определение этому понятию. Такого определения нет даже в Семейном кодексе России. И все-таки, по мнению многих юристов, семья - это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства. В этот круг лиц входят родители и их дети, усыновители, бабушки и дедушки, близкие родственники. Членов семьи объединяет родство, общее хозяйство, дети, совместное противостояние беде и, наконец, права и обязанности. Семья дает человеку защиту, покой, тепло, уют, уважение и многое другое. Поэтому она так важна и дорога человеку.

В семье рождаются дети, и государству небезразлично, как они живут. Давно замечено: крепкая семья - крепкая держава. И потому государство влияет на семью не только посредством поддержки добрых обычаев, традиций и нравственных устоев, но и путем издания специальных законов, регулирующих семейные отношения. Л. Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему».

Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями и традициями. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, - осуждало и наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи.

Брак эволюционирует вместе с обществом, и в настоящее время можно выделить три основных вида механизмов регулирования семейных отношений. этические, культурные и юридические

Этические Отношения в семье регулируются обычаями и традициями.

Культурные Отношения внутри семьи регулируются ценностными установками, религиозными и нравственными представлениями.

Юридические Семейные отношения регулируются государством.

Цели правового регулирования семейных отношений сформулированы в п. 1 ст. 1 Семейный Кодекс РФ.

А социальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом Республики Татарстан от 08.12.2004г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и отдельными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.

В конституции РФ закреплены три очень важных положения, касающиеся семьи.

1. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Почему о таких простых вещах надо писать в основном законе? Ведь в нормальной семье каждый ее член по доброй воле проявляет внимание к близким людям. Члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге не потому, что их обязывает к этому закон, а по естественному зову сердца. Но в том-то и дело, что не в каждой семье так обстоят дела. И потому законодателям пришлось не только занести в Конституцию эти, казалось бы, прописные истины, но и разработать специальный Семейный кодекс, где четко определены права и обязанности супругов, родителей, детей и многое другое. Государство с помощью норм права защищает того, кто нуждается в помощи. Прежде всего, это дети, их интересы всегда первостепенны. Государство накладывает на родителей обязанность заботиться о детях. И если ребенок останется без внимания родителей, оно не останется в стороне. Государство также защищает имущественные интересы детей, в частности обязывает родителей платить алименты в случае развода. В защите могут нуждаться престарелые нетрудоспособные родители, и закон обязывает детей о них заботиться. И опять-таки большинство делает это не по закону, а по совести, но ведь бывают случаи, когда без вмешательства закона не обойтись. Семейный кодекс четко определяет, с чего начинается семья.

Семья начинается с брака, т.е с государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Брак- это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. В Интернете опубликованы статистические данные о состоянии «семейного дела» в стране. Из 41 миллиона зарегистрированных в России семей 48% (вдумайтесь - практически половина!)- бездетные. Тех, у кого один ребенок, -34%, двое детей- 15%, и лишь в 3% семей трое и больше ребятишек. Подтверждает удручающую статистику данные, прозвучавшие на парламентских слушаниях в Госдуме, о соотношении числа браков и разводов: на 1000 человек населения их 7.1 и 5.9 соответственно.

Бытует мнение, будто моден сегодня незарегистрированный брак, и потому надо по-иному оценивать «качество» любви в России. Всеведущая статистика утверждает, что в гражданском союзе состоят менее 30000 супружеских пар, и в подавляющем большинстве таких союзов детей нет, так что к вопросу демографии и семейного счастья это точно не имеет никакого отношения. Здоровая, уверенная в отрадной перспективе семья - вот главный демографический фактор.

Что дает нам семья? Функции семьи - жизнедеятельность, связанная с удовлетворением семьи. Что такое потребности семьи?

Из раздела домашней экономики по технологии мы знаем, что потребности семьи - это удовлетворение духовных и материальных желаний семьи.

Давайте их перечислим:

1.Репродуктивная

2. Воспитательная

3. Коммуникативная

4. Психотерапевтическая

5. Хозяйственно - бытовая

6. Функция первичного социального контроля.

7. Духовного общения

Ребята, а теперь давайте поговорим о том, что значит для вас понятие семья. (рассуждают дети) - 10 минут.

Ценности - «это специфические формы смысловых образований в личностных структурах или это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) «особенно дорогие» мыслительные вещи, которым придается огромное значение. Так любая ценность, любой стандарт поведения ориентирования в конечном счете на удовлетворение тех или иных потребностей.

Базисные потребности человека можно условно разделить на три основные группы:

1. Витальные (биологические) потребности - в пище, воде, сне и т.д. В этом случае ценности являют собой множество материальных потребностей в одежде, жилище, технике и т.д.

2. Аффилиативные потребности - принадлежность к определенной социальной группе и занимать определенное место (необязательно лидирующее) место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.

3. Духовные потребности - стремление к познанию окружающего мира.

На прошлом классном часу вы получили задание на дом составить генеологическое дерево своей семьи для того, чтобы вложить его в портфолио. Поднимите руку, кто желает рассказать о своих предках?

(дети по желанию рассказывают о своем генеологическом дереве).

Ребята, давайте перейдем к нашему второму понятию «Счастье». Счастье - это ощущение реализации внутренних возможностей человека. В полном виде это проявляется только тогда, когда человек точно понимает что и как он реализует в этой жизни, какая цель есть у него, насколько эта цель велика. Другими словами, счастье - это ощущение сближения с силами Природы, понимание, что все люди на Земле составляют единый организм. И мы не можем плохо думать, плохо относиться к частям собственного тела, потому что все мы - взаимосвязаны и каждый выполняет свою функцию в организме, называемом «человечество».

Для счастья не требуется никаких особых условий - ни дворцов, ни солидного счета в швейцарском банке, ни наличия нефтяных месторождений. «Если хочешь быть счастливым - будь им!» - так говорил мудрый Козьма Прутков. Но чтобы просто «быть», необходимо все время работать над собой и над своими ошибками. Счастье, когда тебя понимают (любят и ценят) дома и на работе. Что может быть важней и дороже понимания, сочувствия, готовности разделить с тобой беду и удачу, поддержать тебя в лучших стремлениях, в делах и развлечениях? Что может быть дороже сознания: Ты нужен, необходим другим людям, без тебя им не жизнь - не в жизнь?

Само слово «счастье» подсказывает этот ответ. Ведь в древние времена оно звучало иначе: со-частье. то есть соучастье твое в делах, бедах и радостях других людей, и этих - других - в твоих собственных заботах, трудах, удачах.

Понятие счастье не может быть без семьи, отца и матери. Матери - главные зодчие человечества, а на плечах отца держится мир. «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы все в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова, принадлежат писателю Николаю Островскому. Для каждого человека мать самый родной человек на свете. Все лучше в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Мать - единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности Белинский писал: «Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим... Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею!»

Можно бесконечно приводить высказывания о матерях. И не только известных мыслителей, писателей, педагогов. Каждый человек хранит в душе проникновенные мысли о матери.

Но помимо любви к маме, должно быть обязательно еще и уважение. Большим, глубоким должно быть наше уважение к матери. Такому уважению надо учиться всем. Ведь доказано, что вы относитесь, к своим родителям, так потом ваши дети будут относиться к вам. Интересы отца и матери направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми, граждански зрелыми, раскрыть их способности и дать им соответствующее образование. Но достигают они этой цели каждый собственными способами.

Если старания матери прежде всего сосредоточены на сохранении здоровья и сил своего ребенка, то старания отца направлены на то, чтобы научить ребенка бесстрашно их тратить на общую пользу. Как правило, именно он прививает детям навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в них чувство долга и ответственности за порученное дело, выводит их интересы за порог собственного дома. Именно он в большей степени приобщает свое потомство к общественным заботам.

Отец выполняет роль связующего звена: в обществе он выступает как носитель семейного начала и интереса, а в доме - как носитель общественного. Этим он и дополняет мать, но не заменяет ее.

-Девочки я вам предлагаю заполнить анкету «Моя семья» (пока дети заполняют анкету - звучит музыка о семье, о доме, о детях).

- Девочки, а теперь мне бы хотелось, чтобы вы сказали, что значит для вас счастье. (высказываются дети, желательно опросить всех).

- Как вы считаете наша группа является в своем роде «Семьей»?

- Девочки, а вы знаете, что в Росси появился новый праздник «День супружеской любви и семейного счастья»? Он отмечается 8 июля в праздник Петра и Февронии Муромских. А мне в заключение нашего классного часа хотелось бы пожелать вам, мои дорогие, иметь счастливую семью.



Моя семья

Цель анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка.

  1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

  2. В чем, по-твоему, они бывают, несправедливы по отношению к тебе?

  3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?

  4. Будешь ли ты строгим родителем?

  5. Будешь ли ты баловать своих детей? Как?

  6. Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей ( ему) гулять по вечерам?

  7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

  8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?

  9. Кто из родителей для тебя - образец для подражания?

  10. Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер и братьев?

  11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

  12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?

  13. Сколько бы ты хотел иметь собственных детей и почему?

  14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

  15. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми


© 2010-2022