• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение опыта Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике

Обобщение опыта Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа

Имени Героя Советского Союза И.П. Серикова

Шебекинского района Белгородской области»



Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике






Автор опыта:

Колесникова Людмила Михайловна,

педагог дополнительного образования



2015 год


Колесникова Людмила Михайловна



Содержание:



1. Информация об опыте..................................................................................... 1

2. Технология опыта……………………………………………………............. 5

3. Результативность опыта…………………………………………………… ..15

4. Библиографический список…………………………………………………..16

5. Приложения……………………………………………………………………18










Колесникова Людмила Михайловна

Информация об опыте


Тема опыта: «Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике».

Условия возникновения и становления опыта

Педагогом дополнительного образования в Новотаволжанской школе я работаю более 15 лет. В течение нескольких лет школа работает по экспериментальной программе «Школа здоровья». Многое делается для формирования здорового образа жизни и развития творческих способностей детей: работают кружки и секции, в том числе хореографический кружок, где дети приобщаются к искусству танца, искусству сложному и прекрасному.

Мой опыт формировался в творческой атмосфере коллектива Новотаволжанской школы, деятельность которой нацелена не только на решение учебно-воспитательных задач, но и приобщению детей к творчеству, формируя из них всесторонне-развитую личность. Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых методов и форм для развития творческих способностей младших школьников средствами хореографии. Танец-это универсальное средство, способное не только справиться с проблемами здоровья обучающихся, это мощное средство художественного, эстетического и нравственного воспитания.

Дисциплина «Ритмика» является многофункциональной и может основываться на разных компонентах двигательной активности ребенка. Единственной основой этих компонентов должны стать ритмические единицы, соразмерные во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Такими компонентами могут служить двигательные действия, выполняемые под музыкальное сопровождение. Выполнение движений под музыку является хорошим средством эстетического воспитания детей. Нет сомнения в том, что эстетическое воспитание , заложенное в программном материале « Ритмика», накладывает отпечаток на развитие и духовное обогащение ребенка. Это и знание музыки и умение двигаться под ее

1

Колесникова Людмила Михайловна

аккомпанемент. Исполнение танцев и танцевальных движений дает возможность хорошо ориентироваться в быту, среди сверстников, на танцевальной площадке, праздниках, вечерах, других культурных мероприятиях.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.

Поэтому задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Актуальность опыта:

Работать с детьми - значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека - личность, развитую всесторонне и гармонично. Работа эта включает в себя образование, воспитание в семье и в школе, и конечно художественное воспитание ребенка. Приобщать маленького человека к миру Прекрасного. Учить ребенка отличать подлинное искусство от подделки. Прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему вырасти человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта.

Актуальность темы продиктована современностью и вытекает из многих составляющих. Это модернизация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к творческому процессу.

Ведущая педагогическая идея опыта

Сущность опыта заключается в развитии творческих и физических способностей обучающихся посредством традиционных и новых форм и методов хореографического искусства;

2

Колесникова Людмила Михайловна


- в усовершенствовании движений, способных развить физические данные обучающихся;

- в оказании максимальной помощи детям в их творческом развитии, самовыражении, через приобщение их к миру танца.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 2011-2015 год.

На протяжении многих лет в Новотаволжанской школе ведется работа над проблемой здоровья детей, в рамках реализации программы «Школа здоровья», в том числе, через приобщение к искусству танца. В течение этих лет изучалась литература по данной теме, использовались новые формы и методы обучения.

Диапазон опыта

Опыт представляет собой целую систему работы с обучающимися: от изучения простых танцевальных шагов и движений, до подготовки детей к концертным выступлениям, которые дают детям возможность показать свой творческий потенциал и активность.


Новизна опыта

состоит в использовании новых элементов хореографии, а это движения, танцевальные игры, самостоятельное сочинение этюдов, в сочетании с актерским мастерством, с умением детей самостоятельно выразить свои чувства и эмоции в танцевальных движениях и этюдах.

3


Колесникова Людмила Михайловна


Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:

  1. Условия обучения: базовый уровень.

  2. Возрастные ограничения: 1-4 класс.

3. Данный опыт можно использовать в рамках работы «Школа здоровья»




















4


Колесникова Людмила Михайловна

Теоретическая база опыта

Образовательный процесс организую на основе авторских программ, которые позволяют развивать физические данные обучающихся, совершенствовать двигательный аппарат , что способствует укреплению здоровья детей, а также подготавливают обучающихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности:

- «Ритмика в школе»,учебно-методическое пособие, составленная доктором педагогических наук, профессором Фирилевой Ж. Е. (2014 год)

- «Бальный танец», составленная преподавателем Белгородского колледжа культуры Российской А. Т., которая разработана с учетом развития и достижения хореографического искусства, физических способностей детей.

- «Мир танца» - Гапоненко О. В., в программе которой используется не только изучение танцевальной лексики, но и игровые моменты, ролевые игры, направленные на развитие хореографической памяти, переключение внимания, разгрузку и отдых.

- Программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых» (Н. Таволжанская общеобразовательная школа).

-« Учить прекрасному», учебное пособие, составленное руководителем ансамбля танца «Школьные годы» Константиновским В.С. ,в котором поднимаются проблемные моменты преподавания и работы с детьми в области хореографии.


5


Колесникова Людмила Михайловна

Технология опыта

Хореографическое искусство занимает важное место в системе художественно-эстетического воспитания детей. Танец и музыка родились как потребность в проявлении чувств, в художественной форме передавая ощущение красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии. В современном обществе возрастает потребность в творческих личностях, способных самостоятельно принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Все это требует разработки новых форм и методов творчески-художественного воспитания подрастающего поколения. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Дисциплина «Ритмика» является первой ступенью в хореографическом образовании, способствует формированию общей культуры, музыкального вкуса, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности и творческой активности детей Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений. В искусстве хореографии заложены многие формы художественного воспитания детей младшего школьного возраста. Именно на танцевальных занятиях успешнее всего реализуется развитие зрительных, слуховых и двигательных форм эмоционального восприятия мира, снимается умственное утомление. Данный возраст является благоприятным периодом развития творческих способностей, т.к.

мышление младших школьников более свободно, чем мышление взрослых.

6

Колесникова Людмила Михайловна


Целью моего опыта является развитие творческого потенциала и активности детей для дальнейшего их вовлечения в коллективы танца и культурную жизнь школы.

Задачи опыта:

Оздоровительные:

- содействовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия;

-способствовать развитию физических данных детей: гибкость, выносливость, мышечную силу, а также координационные способности.

Образовательные:

- способствовать расширению кругозора, формированию знаний, умений, и навыков в области движений, танца и музыки;

- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;

- содействовать развитию творческих и созидательных способностей - мышления, воображения, познавательной активности.

Воспитательные:

- прививать интерес к занятиям по хореографии;

- воспитывать самостоятельность, раскрепощенность, умение творчески выражать эмоции и мысли в танцевальных движениях;

- поддерживать инициативность, готовность к взаимопомощи, воспитывать трудолюбие.

Виды учебной деятельности и активные формы обучения. Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности, но очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях по хореографии. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей

7

Колесникова Людмила Михайловна


развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения.

Разнообразие видов и форм учебной деятельности помогают детям и педагогу раскрыть творческое начало и индивидуальность.

Поэтому в своей работе я использую следующие виды учебной деятельности:

-познавательная: через проведение бесед о хореографическом искусстве, просмотр видеоматериалов с концертной деятельностью ведущих коллективов, посещение концертов у обучающихся, расширяется кругозор, они приобщаются к искусству танца..

- творческая: развиваются творческие способности и активность, воображение, мышление, фантазия.

-коммуникативная: умение ориентироваться в ситуации , совершенствование навыков общения, навыков коллективного и ансамблевого исполнения танцевальных движений.

Как показала практика работы с младшими школьниками, учет возрастных психологических особенностей, позволяет выделить основную направленность в работе: внимание развитию музыкальности, танцевальной координации движений, умению ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных танцевальных навыков. Развитие творческой активности младших школьников происходит более успешно, если деятельность педагога основывается:

- на уважении и сопереживании воспитанников и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;

- на умении тонко и деликатно обращаться с воспитанниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;

- на умении поощрять развитие способности быть самостоятельным, ответственным.

8

Колесникова Людмила Михайловна


Развитие творческих способностей осуществляется на учебных занятиях по хореографии через различные творческие упражнения. Глубоко убеждена, что только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, можно развивать способности.

Каждое занятие - это поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога, делает его содержательным, осмысленным и радостным. Поэтому в основу построения занятий заложены следующие принципы хореографии, отражающие творческую направленность::

1. Продуктивное развитие способности эстетического постижения искусства, как умение вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций.

2. Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности. 3. Развитие навыков художественного общения как основы целостного восприятия искусства.

4. Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшее условие для возникновения эмоционально- творческого переживания.

5. Воспитание навыков импровизации как основа для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения .Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,

9

Колесникова Людмила Михайловна


оригинальностью и общественно- исторической уникальностью.

Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.

Развитие творческих способностей включает: творческое исследование своего тела и его возможностей, поиск своей индивидуальной пластики; поиск новых выразительных способов движения и способов перемещения в пространстве; исследование различных способов взаимодействия в группе, в различных условиях; формирование умения строить творческий замысел и искать возможности его реализации на основе музыкальных произведений; развитие работы воображения и способности мыслить образами и выражать их в движении. Становится понятным, сколь значимую роль может играть движение, а точнее - образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Такой вид творчества называется образно-пластическим. Образно-пластическое творчество - это и придумывание («изобретение», «сочинение») двигательно- пластического образа, и его выразительное исполнение. В силу импровизационного характера детского творчества эти два процесса неотделимы друг от друга, хотя по сути своей они различны. «Сочинительское» творчество - это придумывание ребенком собственных способов построения того или иного двигательно-пластического образа, т. е. своеобразного соединения, сочетания движений, подобранных в соответствии с заданным содержанием. Чем оригинальнее выбранные движения и их сочетания, тем больше оснований называть такую деятельность творческой. Об оригинальности можно судить,

10

Колесникова Людмила Михайловна


сравнивая построенный ребенком двигательно-пластический образ с его

прошлыми пробами, в которых подобных «решений» не встречалось (или с «решениями» других детей в том же задании). Иногда продуктом «сочинительского» творчества могут стать не только отдельные образы, но и небольшие законченные композиции - маленькие истории, рассказанные языком движений. Исполнительским творчеством (или творческим исполнением двигательно-пластического образа) является перевоплощение, «вживание» в заданный образ. Безошибочный признак исполнительского творчества - яркая индивидуальная манера такого перевоплощения.

Кроме этого, можно заметить, что ребенок перестраивает, изменяет привычную пластику движения, стараясь двигаться так, как это присуще воплощаемому персонажу, и включает в образное движение все тело, что также является признаками творчества в исполнении.

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах творческой личности. Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей.

11

Колесникова Людмила Михайловна


Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно.

Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям:

1. Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам.

2. Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал.

Методика коллективной творческой деятельности представляет собой, прежде всего, состязание в творчестве, а не в чём-нибудь другом. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческого потенциала детей.

В процессе организации обучения развитию творческого потенциала большое значение придается общедидактическим принципам: систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, индивидуального подхода. Наряду с принципами для активизации творчества ребенка использую следующие методы работы:

1. Метод танцевального показа: это такой способ обучения, при котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирую их. Наглядно-образные представления, получаемые обучающимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения. Ребенку нужно изначально преподать азы хореографии, основы классического танца.

2. Метод устного изложения учебного материала. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, я помогаю детям понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.

12

Колесникова Людмила Михайловна


3. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения - это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые обучающиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания - это задания, с помощью которых обучающиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.

4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности

обучающихся. Использование этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала обучающимися.

5. Метод индивидуальный подход к каждому ребенку, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.

6. Метод игры. В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии

13

Колесникова Людмила Михайловна


объединены под общим названием не случайно, они все исходят из способностей

общей идеи и обладают характерными творческими способностями. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе, становятся неотъемлемой частью творческого процесса. Творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества . В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Поэтому в педагогическом процессе игровую деятельность я использую как метод обучения и развития творческих способностей воспитанников. Ценность этой деятельности в том, что она постепенно перерастает в обучение, в творчество. Практически каждое танцевальное занятие традиционно заканчивается полюбившейся игрой. (приложение №1)

Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

-Развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

-творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества; -метод анализа и самоанализа позволяет оценивать, анализировать и контролировать как собственную деятельность, так и деятельность своих товарищей; - постановка танцевальных номеров с использованием элементов детского творчества; -самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал;

-проведение открытых занятий. ( приложение №2)

14


Колесникова Людмила Михайловна


Результативность педагогического опыта:

На основе умений музыкально-ритмического характера, разучивания танцевальных движений и этюдов на занятиях по ритмике, у многих детей младшего возраста появляется потребность в дальнейших занятиях хореографией. В Новотаволжанской школе есть такая возможность: танцевальный ансамбль «Карамельки», созданный на базе школы в 2004 году, всегда открыт для желающих заниматься таким сложным и прекрасным искусством танца, где каждый ребенок может раскрыть свою индивидуальность и творческую активность.

Показателем развития творческих и физических способностей являются концертные выступления коллектива, который является постоянным участником всех школьных, сельских, районных, областных мероприятий и конкурсов танца. (Приложение № 3 )











15

Колесникова Людмила Михайловна

Библиографический список

  1. Браиловская Л.В. «Самоучитель по танцам», Ростов на Дону,

Феникс, 2003г.


  1. Васильева Т.К. «Секрет танца», Санкт Петербург, 1997г.


  1. Вьютский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»,

Просвещение, 1991г.

4. Сердюков В. П. «Классический танец», Москва, 1987 г.

5. Соловьев Г. М, Соловьева Н. И, «Культура здорового образа жизни», Москва «Илекса», 2009 г

6. Смирнова Н.В. «Классический танец»

7. «Ритмика в школе», 2014 г.



16

Колесникова Людмила Михайловна

Приложение


Приложение 1. Примеры игровых моментов и этюдов 18

Приложение 2. Разработки открытых занятий 21

Приложение 3. Концертные выступления коллектива 30






17


Колесникова Людмила Михайловна

Приложение № 1

Примеры игровых моментов и этюдов.



Привлекательным моментом являются короткие паузы для изучения актерского мастерства - жестов и поз. На основе знаний, полученных детьми на первом этапе знакомства с хореографией, необходимо развивать творческую фантазию детей, давать им задания по самостоятельной подготовке небольших актерских этюдов. Знакомство с основными элементами актерского мастерства развивают у детей сценическое внимание, воображение, фантазию.

Предлагаемые этюды:

- снежинка, капля дождя (падающая, спокойно лежащая, крутящаяся в вихре);

- цветок, растение ( их рождение, рост);

Как правило, дети с большим желанием создают образы знакомых героев книг и мультфильмов на предложенную педагогом музыку. Например, песенка крокодила Гены - вариант пластического решения знакомой песни. Игровая ситуация крокодил Гена сидит и ждет гостей, которые запаздывают по неизвестной причине. Его музыкально-пластические действия:

-посмотрели вправо, повернув голову и корпус;

- посмотрели влево, вернулись в исходное положение;

- никого не увидели (поднимаем плечи, затем разводим руки в стороны). На лице недоумение (брови приподняты, губы опущены).

От расстройства плачем, прикрыв лицо ладонями. Затем разводим руки в стороны.

Позднее можно перейти к заданиям по самостоятельной подготовке сольных и

массовых этюдов. Первоначально дети под соответствующую музыку учатся выражать пластикой и танцем различные настроения - грусть, печаль, тревогу и т.

18

Колесникова Людмила Михайловна


В последствии это могут быть сюжетные сценки, этюды.

Главное - необходимо добиваться наиболее точного пластического выражения, услышанного в музыке.

Самостоятельное сочинение этюдов помогают детям не только фантазировать, но и творчески раскрывать свою индивидуальность.

Темы таких этюдов могут быть самыми разными: «Большая стирка», «Волк и заяц», «Кот Леопольд и мыши», «Цветочная поляна», «Солнечные зайчики», «Радуемся солнышку» и т.д. Дети делятся по командам, распределяют роли и под музыку разыгрывают мини-спектакль на заданную тему.

Игра на развитие фантазии « Фигурки»:

Дети под музыку придумывают различные фигуры ( звери, птицы, рыбы, сказочные персонажи). Музыка прекращается, выбранный водящий должен выбрать лучшую фигуру или должен угадать из какой сказки или мультфильма персонаж, представленный в застывшей фигуре.


Творческая игра « Магазин игрушек».

Под музыку дети идут по кругу. В центре круга стоит водящий. Музыка останавливается, водящий спрашивает у любого из играющих, что он хочет купить в магазине. Покупатель отвечает: «куклу». Все дети изображают куклу.

Водящий выбирает ту куклу, которая нравится больше всех. Выбранный становится водящим. Игра продолжается.

Творческая игра «Зверушки»

Звучит музыка, ведущий каждые 2-3 минуты называет какое-либо животное, а

19

Колесникова Людмила Михайловна

играющие должны быстро перевоплотиться в него. Например, ведущий говорит «гуси» и дети сразу же начинают танец гусей (сидя на корточках), возможно исполнение танца лебедей, пляски дельфинов в воде и т.д.










20


Колесникова Людмила Михайловна

Приложение№2


Открытое занятие по предмету «Ритмика» педагога дополнительного образования

Колесниковой Людмилы Михайловны

(29.11.2013г.)

Тема занятия: «Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного

исполнения танцевальных движений».

Цель занятия: Научить детей правильно и четко исполнять танцевальные

движения, продолжить работу по развитию чувства ритма.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

1. Вход в зал.

2. Поклон.

II. Разминка.

1. Упражнения на развитие мышц шеи, головы.

- наклоны головы вперед-назад, вправо-влево, круговые движения.

2. Упражнения на развитие плечевого пояса:

- круговые движения плеч

- выведение плеч вперед-назад

3. Упражнения для рук:

- волна

- плавные руки

- «солнышко»

- позиции рук.

21

Колесникова Людмила Михайловна

4. Упражнения для корпуса:

- «лесорубы»

- повороты корпуса вправо-влево

- наклоны корпуса вперед

- движения «радуемся солнцу».

5. Упражнения для ног:

- «пружинки»

- поднятие согнутой в колене ноги

- «каблучки»

- гармошка-растяжка

6. Упражнение на развитие координации:

- плечи - пояс - ноги - пол и обратно.

III. Изучение и работа над танцевальными движениями:

1. Танцевальные шаги:

- шаг с носка

- с переходом на полупальцы

- шаг с носка с перескоками

2. Танцевальные движения:

- «молоточки»

- «каблучки» с работой рук

- боковые шаги с притопом.

3. Поклон.

IV. Подведение итогов занятия.


22



Колесникова Людмила Михайловна

Приложение №2


Занятие по ритмике на тему:

«Постановка корпуса на начальном этапе обучения».

Цель занятия: Научить обучающихся правильно держать корпус, как у

станка, так и на середине зала при исполнении танцевальных

шагов и движений.


Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Вход в зал.

2. Поклон.

II. Экзерсис у станка:

1. Постановка корпуса (по I, II, V позициям).

2. Demi plie (по I позиции).

3. Battements tendu (по I позиции).

4. Battements tendu jete( по I позиции).

5. Ronde jambe par terre ( по точкам и слитно).

6. Battements fondu (по I позиции).

7. Grand battements tendu jete( по I позиции).

8. Releves (по I позиции).

9. Наклоны корпуса назад, в сторону.

III. Экзерсис на середине зала:

1. Переводы рук из позиции в позицию.

2. Танцевальные шаги: ( по линиям)

- галоп;

- па польки, подскоки.

23

Колесникова Людмила Михайловна


- шаг с каблука с перескоками;

- шаги с носка.

3. Передвижение танцевальными шагами в различных направлениях.

4. Изучение танцевальных движений:

- боковые шаги с тремя прыжками (saute) по I позиции;

- боковые шаги с тремя прыжками в повороте.

IV. Подведение итогов занятия.





24

Приложение № 2


Методическая разработка занятия ритмики с показом танцевальных движений русского танца на тему

« Основные элементы русского танца »


Сегодня мы покажем основные движения русского танца - элементы прочно вошедшие в программу обучения. Каждое из них носит национальный характер, раскрывает особенности характера русского человека. Разучивать и исполнять движения русского танца нужно только на середине зала. Часто при исполнении какого - либо движения у станка , теряется характер русского танца и его можно узнать только по мелодии, сопровождающей это движение. Поэтому исполнение тех или иных движений и комбинаций на середине зала дает учащимся полное раскрепощение, большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и манеру исполнения, усилить выразительность и усложнить координацию, а также технику исполнения. Это позволяет без особого труда для учащихся переносить движения и комбинации в какой - либо этюд или номер.

Каждое движение или комбинация сопровождается подготовительным движением. В подготовке участвуют не только руки и корпус, но и создается общее настроение, необходимое для исполнения заданного

25

Колесникова Людмила Михайловна

движения, т. е. должна быть заложена частица танца, заявка на танец. При изучении элементов русского танца необходимо добиваться согласованного движения рук, ног, голов, т. е. координации движений. По мере освоения простых движений их можно усложнять, постепенно увеличивая музыкальный темп.

Танцевальные шаги - наиболее характерный элемент танцевальной хореографии. Это основа всех русских танцев, они играют огромную

роль в соединении движений между собой. В русском танце существует большое количество танцевальных шагов: простой бытовой или

сценический шаг, переменный шаг, с притопом, «березка», «девичий ход» и т. д., но все они основаны на простом шаге.

Учащимися исполняется танцевальный этюд, основанный на танцевальных шагах русского танца.

Каждый элемент русского танца имеет определенное название : «молоточки», «моталочка», «веревочка», « трилистник» и т. д.

Движение под названием «веревочка» прочно вошло в русский танец. Движения ног имитируют процесс завивания веревочки, ноги энергично вьют веревку, при чем исполнитель остается на месте, не продвигаясь ни вперед, ни назад. Корпус исполнителя остается прямым и неподвижным. Простая «веревочка», которая изучается на первом году обучения, может усложняться и комбинироваться с другими элементами русского танца: «притопами, переступаниями, «ковырялочкой», прыжком и т. д.

26


Колесникова Людмила Михайловна

Учащимися исполняются комбинации:

- простая «веревочка»;

- с переступаниями;

- с «ковырялочкой»;

- с двойным ударом;

- с продвижением в сторону;

- в повороте;

- с прыжком.

Движение русского танца под названием «молоточки» также бытует в русском танце повсеместно. Мы берем самый простой вариант исполнения «молоточков». Это движение хорошо развивает технику ног, а от исполнителя следует добиваться, чтобы нога после удара отскакивала как можно выше.

(Учащимися исполняются комбинации «молоточков»:

-«молоточки на месте»;

-«маятник»;

-в повороте.

Не менее интересный элемент русского танца под названием «моталочка». Происходит оно от слова «мотать» или шаркать. Движение исполняется одной ногой подряд, поочередно, то одной, то

27


Колесникова Людмила Михайловна

другой ногой, с подскоком на опорной ноге, на полной стопе и на полупальцах.

Учащимися исполняются комбинации:

-«моталочка» с притопами;

-в повороте;

-в комбинации с «ковырялочкой»;

-в повороте.

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца. Невозможно представить себе русский танец или пляску без дробей. Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями в танцах других народов. Она имеет разный ритмический рисунок, темп, характер. Есть тихие, «журчащие» дроби, а есть четкие, острые, стучащие дроби. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца, при чем женская дробь наиболее острая, чем у парней, а звук тише.

Учащимися исполняются комбинации дробей:

-двойная дробь на месте и с продвижением;

-«трилистник»;

-«дробная дорожка»;

28


Колесникова Людмила Михайловна


-«дробь с подскоком на одной ноге».

Вращения в русском танце относится к наиболее сложным элементам, поэтому изучать их следует осторожно и в старших классах, когда у учащихся поставлен корпус, руки, развита координация. Главным правилом при исполнении вращений является «точка», которую исполнитель должен держать после каждого поворота.

Изучать вращения следует сначала по точкам, на месте, в медленном темпе, а затем по диагонали, по кругу.

Учащимися исполняются вращения:

- на месте по 6 позиции;

-на месте с выносом ноги в сторону;

-по диагонали подскоками;

-по диагонали с перескоком.

Глубокое овладение основными элементами русского танца - главное в познании основ русского танца. Правильно выбирая и смело совершенствуя те или иные движения на основе изученных элементов, можно создавать новые танцевальные номера. Учащимися исполняется танец «Барыня».

29


Колесникова Людмила Михайловна

Приложение №3

Концертные

выступления

танцевального

коллектива

«Карамельки»





30



Колесникова Людмила Михайловна

Приложение №3

Информация о хореографическом ансамбле «Карамельки».


Хореографический ансамбль «Карамельки» создан на базе Новотаволжанской школы в 2004 году. Предшественником коллектива был ансамбль танца «Колокольчик», созданный на базе Новотаволжанской школы, который занимал призовые места в областных и районных конкурсах.

В коллективе три возрастные группы: младшая, средняя, старшая. В коллектив принимаются дети 9-10 лет с разными физическими данными и способностями. Количество участников с каждым годом растет, сохраняется возрастная преемственность.

Разнообразен репертуар коллектива: от народно-сценических танцев до бальных и эстрадных, но основную часть его составляет народно-сценический танец.

Многие танцевальные костюмы изготавливаются своими руками. Это большая совместная работа руководителя и родителей коллектива.

Предшественником коллектива был ансамбль танца «Колокольчик», созданный на базе Новотаволжанской школы, который занимал призовые места в областных и районных конкурсах.

За последние шесть лет три участницы коллектива «Карамельки» получили хореографическое образование в Белгородском институте и колледже культуры: Говорченко Вера, Колесникова Алина, Тищенко Марина и руководят танцевальными коллективами в г. Шебекино и в г. Белгороде.

Хореографический ансамбль «Карамельки» является постоянным участником всех сельских мероприятий. Также коллектив принимает участие в районных и областных конкурсах танца, где занимает призовые места.

31

Обобщение опыта Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике

32

Обобщение опыта Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике


33


Обобщение опыта Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике

34

Обобщение опыта Развитие творческой активности обучающихся через освоение музыкально-ритмических навыков и движений на занятиях по ритмике

35

© 2010-2022