• Преподавателю
  • Другое
  • Проект плана тьюторской деятельности по сопровождению образовательной деятельности ученика старшей ступени обучения

Проект плана тьюторской деятельности по сопровождению образовательной деятельности ученика старшей ступени обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ ПЛАНА ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: переориентация на развитие интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этих направлений необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Помощь учащемуся осознать свои образовательные и профессиональные перспективы помогает не только учитель и психолог, но и тьютор.

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне - это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации - это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.

Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

Тьюторская деятельность - это деятельность по сопровождению учащегося, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного развития, осуществляемая тьютором.

Тьюторское сопровождение образовательной деятельности учащегося- это особый тип педагогического воздействия, при котором тьютор создает условия и предлагает способы выявления, реализации и осмысления учащимся своего сознательного выбора специализации и познавательного интереса в освоении основной образовательной программы, а учащийся самостоятельно разрабатывает и реализует индивидуальную образовательную траекторию.

Основное направление тьюторской деятельности в школе- это сопровождение формирования общих и профессиональных компетенций обучающегося в рамках освоения основной образовательной программы по выбранной специализации и построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Тьютор, являясь одновременно организатором, консультантом, решает широкий круг задач, связанных с самоопределением обучающегося в окружающем образовательном пространстве, выстраиванием совместно с ним индивидуальной образовательной траектории.

Цель - создать условия для осознанного выбора каждым учащимся старшей ступени обучения сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими ресурсами, возможностями, способностями.

Задачи:

1-й этап (9-10 класс) самоопределение и адаптация:

  • сопровождение учащегося в самоопределении по отношению к выбранной специализации;

  • сопровождение учащегося в процессе адаптации в новом образовательном пространстве;

  • сопровождение учащегося в построении личной образовательной траектории;

  • сопровождение формирования Портфолио;

2-й этап(10 класс):

  • сопровождение процесса саморазвития и самообразования учащегося в рамках освоения основной профильной образовательной программы;

  • сопровождение освоения общих и профильных компетенций;

  • сопровождение самоконтроля и самоанализа движения по личной образовательной траектории;

  • сопровождение формирования Портфолио;

3-й этап (11 класс):

  • сопровождение процесса саморазвития и самообразования учащегося в рамках освоения основной профильной образовательной программы;

  • сопровождение освоения общих и профессиональных компетенций;

  • сопровождение самоконтроля и самоанализа движения по личной образовательной траектории;

  • сопровождение формирования Портфолио;

  • сопровождение в формировании представления у учащегося о направлении своего дальнейшего профессионального развития.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тьютор взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса в рамках направлений деятельности колледжа:

Учебная работа: составление учебной части индивидуальной образовательной траектории учащегося, включение в научно-исследовательскую и научно-практическую работу, организация самостоятельной работы учащегося по учебным дисциплинам и профильным модулям.

Воспитательная работа: составление внеурочной части индивидуальной образовательной траектории, включение в культурно-массовые и внеурочные мероприятия, организация досуга, дополнительное образование, участие в социальных проектах как внутри школы, так и вне её.

Социально-психологическая работа: выявление (диагностика) психологических особенностей личности учащегося, формирование понимания статуса учащегося школы, коррекция поведения, развитие психолого-физических свойств личности учащегося.

Профильная работа: организация пространства для включения в профессиональную деятельность (включение в научно-практические проекты, освоение программ учебной и производственной практик).

ФОРМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Формы работы, применяемые в тьюторском сопровождении:

  • индивидуальное сопровождение;

  • групповое сопровождение.

НАПРАВЛЕНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальное-возможности окружающего социума совместная работа тьютора и учащегося по анализу инфраструктуры образовательных учреждений с точки зрения их ресурсности для реализации индивидуальной образовательной программы.

Предметное-возможности определённой предметности расширение границ предметного знания учащегося через привлечение знаний других предметных областей.

Антропологическое (возможности личности)

  • осознание своих интересов, способностей, возможностей, ресурсов;

  • определение слабых и сильных сторон;

  • развитие личностного потенциала, социальных компетнтностей.

ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Предмет сопровождения

  • готовность к самообразованию;

  • готовность к решению проблем;

  • готовность к использованию информационных ресурсов;

  • - готовность к социальному взаимодействию;

  • готовность к социально- профессиональному самоопределению;

  • коммуникативная и социальная компетентность

Содержание сопровождения:

  • способность учащихся выявлять пробелы в знаниях при решении новой задачи;

  • умение извлекать информацию из различных источников;

  • самостоятельно осваивать знания и умения для решения поставленных задач;

  • способность делать аргументированные выводы, принимать осознанные решения;

  • умение продуктивно взаимодействовать с членами группы

Средства сопровождения:

  • тренинги;

  • тьюториалы;

  • образовательные события;

  • форумы успеха;

  • образовательная картография;

  • работа с портфолио;

  • консультирование;

  • профильные и профессиональные пробы;

Инструменты тьютора:

  • Технология консультации;

  • Технология постановки вопроса;

  • Технология активного слушания;

  • Портфолио;

  • Технология сопровождения познавательных интересов;

  • Технология сопровождения проектно-исследовательской деятельности;

  • Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций);

  • Технология групповой работы;

  • Образовательный туризм.

ФУНКЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Диагностическая:

  • выявление мотивов и потребностей учащихся;

  • выявление характеристик учащихся и наличия навыков обучения;

  • диагностирование динамики изменений;

  • состояния мотивации, изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей;

  • диагностирование затруднений и ограничений;

  • мониторинг деятельности обучающихся в течение всего обучения;

  • оценка уровня удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения.

Организационно-деятельностная:

  • организация пространств совместной деятельности обучающихся;

  • проведение установочных сообщений;

  • формирование малых групп, команд;

  • постановка задач для индивидуальной и групповой работы;

  • организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии.

Проективная:

  • проектирование образовательной цели каждым обучающимся;

  • соотнесение поставленных целей с возможностями обучающегося;

  • определение ответственности учащегося за процесс и результаты обучения;

  • разработка проектов индивидуальных учебных программ.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧАЩЕГОСЯ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Этапы

Содержание этапов индивидуального образовательного проекта

1этап

Определение познавательного интереса учащегося как основания для построения индивидуальной образовательной

программы


  • Проведение диагностики индивидуального познавательного интереса, предпочтений, склонностей.

  • Использование методов тьюторского сопровождения индивидуального познавательного интереса: знаковый метод - анализ личной образовательной истории через анализ текстов учащегося: специально написанного сочинения, рассказа, дневника.

  • Ролевой метод - создание игровой ситуации погружения в исторический (литературный) образ и описание позиции этого героя, анализируются проекции взглядов ученика на позицию героя.

  • Коммуникативный метод - групповое обсуждение позиции ученика.

  • Метод диагностического анкетирования - анализ образовательной истории ученика.

  • Обсуждение итогов, результатов диагностики.

2 этап

Формулирование индивидуального образовательного вопроса


  • Проектирование образа своего будущего в профессиональном и личностном плане (кем хочу стать, какую профессию получить, куда пойду учиться).

  • Определение образовательного вопроса учащегося (что знаю и умею, что хочу узнать, зачем мне это нужно).

  • Выявление сущности когнитивного затруднения - что именно не достает старшекласснику для определения в выборе дальнейшего образовательного пути для достижения образа своего будущего.

  • Основным методом постановки образовательного вопроса выступает обсуждение позиции ученика средствами тьюторского вопроса: уточняющего, альтернативного, провоцирующего

3 этап

Постановка образовательной цели


  • Формулирование старшеклассником совместно с тьютором образовательной цели как ожидаемого результата.

  • Корректировка, конкретизация образовательной цели.

4 этап

Поиск образовательных ресурсов


  • Поиск тьютора и учащегося разных источников и ресурсов образования как средства достижения его цели.

  • Составление "план-карты" образовательного маршрута - перечисление всех найденных вариантов средств и источников познания с указанием последовательности "прохождения пунктов карты".

  • Точки на карте образовательного маршрута: книги, статьи, консультации с учителями, научные сессии, лаборатории, элективные курсы, встречи со специалистами, тема проекта или исследования, анкетирование родителей и друзей, посещение конкретного сайта или встреча в чате и др.

  • Анализ плана- карты, её корректировка

5 этап

Реализация, обсуждение, анализ индивидуального образовательного плана учащегося

  • Реализация, обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности.

  • Самостоятельная деятельность школьника по реализации плана.

  • Обсуждение с тьютором возникающих трудностей и проблем (1 раз в две недели)

  • Проведение работы на осмысление старшеклассником значения выполненных действий в соответствии с определенной целью.

6 этап

Анализ итогов индивидуальной образовательной программы учащегося


  • Анализ и выбор результата деятельности: портфолио, проект, исследование.

  • Корректировка образовательной цели, дальнейшее проектирование индивидуальной образовательной программы учащегося.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - проектировочный ( 9-10 классы)

1.Изучение и анализ психолого - педагогических и научно - исследовательских источников по организации тьюторского сопровождения учащегося.

2. Разработка структуры и содержания модели тьюторского сопровождения учащегося: определение цели, задач, направлений, этапов, предмета, средств, форм, методов и технологий реализации тьюторского сопровождения учащегося.

3.Подбор диагностических методик, методов, обеспечивающих мониторинг результативности тьюторского сопровождения.

4. Разработка структуры и содержания индивидуальной тьюторской консультации, групповых тьюторских консультаций, рефлексивных сессий.

5. Разработка примерной схемы работы тьютора над запросом учащегося.

6.Разработка системы тренингов по формированию уверенного поведения, развития лидерских качеств, умения делать ответственный выбор.

2 этап -практический ( 10 класс)

1. Внедрить тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы учащегося.

2. Апробация групповых тьюторских консультаций со учащегосями по проектированию собственной индивидуальной образовательной программы.

3. Организация индивидуальных тьюторских консультаций по определению индивидуального образовательного запроса учащегося.

4. Реализация тьюторского сопровождения этапов индивидуальной образовательной программы учащегося.

5. Апробация тренингов личностного роста.

6. Апробация образовательных событий: образовательная картография, форум успеха, акции, конкурсы, фестивали, презентации, ролевые игры.

7. Разработка рекомендаций для педагогов, учащихся, родителей по организации образовательного пространства и расширения сферы социальной активности старшеклассников.

3этап - обобщающий (11 класс)

1. Анализ результатов тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы учащегося.

2. Формулирование основных выводов и рекомендации по построению модели тьюторского сопровождения учащегося.

3. Опубликование результатов проекта .

4. Проведение экспертизы результатов и продуктов деятельности.

5. Осуществление оценки эффективности модели тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы учащегося (анализ данных о жизненной траектории выпускников).

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Предполагаемый результат:

  • реализация каждым старшеклассником собственной индивидуальной образовательной программы:

  • развитие своего личностного потенциала: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;

  • самоопределение в выборе профессиональной сферы и будущей профессиональной деятельности;

  • образовательная активность учащегося;

  • умение анализировать, рефлексировать и корректировать собственную деятельность;

  • способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;

  • проектные, исследовательские, социальные компетентности;

  • пыт работы в команде.

Продукты тьюторской деятельности:

  1. Портфолио учащегося как портфеля образовательных достижений.

  2. Написание старшеклассником эссе, анализ которого поможет тьютору объективно оценить произошедшие личностные изменения.

  3. Дневник тьютора.

  4. Результатом тьюторской деятельности может стать изменение статуса личности в группе и наличие стремления к самоактуализации как стремления учащегося к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.

СПОСОБ ОТСЛЕЖИВАНИЯ:

  • образовательный мониторинг;

  • наблюдение, методы статистики, методы психологии (социометрия, индивидуальные карты, тестирование), анкетирование, рефлексивные сессии, образовательная картография, портфолио учащегося;

  • анализ данных о реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся;

  • анализ результатов государственной (итоговой) аттестации;

  • анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях обучающихся;

  • анализ данных о жизненных траекториях выпускников.

ПРИМЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЬЮТОРА:

  • программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;

  • план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;

  • индивидуальные образовательные траектории обучающихся;

  • план-график работы с тьюторской группой;

  • журнал учета посещаемости детей;

  • анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;

  • портфолио обучающихся;

  • материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проекте сделана попытка реформирования индивидуализации и профилизации старшеклассников школы за счёт реализации тьюторского сопровождения. Старшая школа должна стать институтом социализации обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора и жизненных планов. Поэтому в школе необходимы условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и перспектив.

Проект дает возможность изменить существующую систему профильной подготовки старшеклассников с учётом проблем возраста - поиском собственной идентичности, самоопределением, как практики становления, связанной с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием индивидуального пути: образовательных, жизненных и ценностных перспектив.

© 2010-2022