- Преподавателю
- Другое
- Конспект интегрированного занятия с детьми 5 - 6 лет по художественно - эстетическому развитию
Конспект интегрированного занятия с детьми 5 - 6 лет по художественно - эстетическому развитию
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильяшенко С.В. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Интеграция, как педагогическое явление имеет давние традиции. Отдельные высказывания можно найти у классиков педагогической науки: Я. А. Каменского, Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других. «Все, что связано между собой должно быть связано постоянно и распределено между разумом, памятью и языком, то есть, все, чему учат человека должно быть не разрозненным и частичным, а единым и целым».
При правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, который направлен: на речевое развитие ребенка, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, развитие художественно - творческой деятельности, физическое развитие детей.
Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов.
Механизмом интеграции является образ, созданный разными средствами и воспроизводимый детьми в различных видах деятельности:
-
в художественно - речевой - это слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
-
в театрализованной - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
-
в изобразительной - рисунок (форма, цвет, величина);
-
в музыкальной - мелодия, ритм, гармония, интонация, динамика и пр.;
-
в физической - движения, координация, пластика и т. д.
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий:
-
обучения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;
-
формирования у детей способности самостоятельно проводить творческие исследования;
-
развития желания активно выражать себя в каком - нибудь творчестве.
Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры; упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением; загадки, стихотворения; упражнения на развитие дыхания; подвижные и музыкально - творческие игры.
Интегрированные занятия, как форма проведения непосредственно - образовательной деятельности с детьми, имеют отличительные особенности, к ним предъявляются следующие требования:
-
четкость, компактность, сжатость учебного материала;
-
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-
большая информативная ёмкость образовательного материала, используемого на занятии;
-
систематичность и доступность изложения материала;
-
свободное размещение наглядного материала;
-
смена динамических поз;
-
привлечение к проведению занятий узких специалистов;
-
необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Вопросом интеграции как эффективной формой организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста я занимаюсь уже не первый год. Мной была написана учебно - методическая разработка «Использование интегрированных занятий в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста 4 - 6 лет с ОНР», опубликована статья в сборнике «Инновационные тенденции развития системы образования» по данной теме.
Анализ и обобщение опыта по применению интегрированного подхода в образовательной деятельности ДОУ позволяет мне сделать следующие выводы:
Целостно - интегрированный подход к педагогическому процессу в дошкольном образовании это:
-
Систематизация комплексного коррекционного воздействия.
-
Формирование у детей целостной картины мира.
-
Информационно - образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе художественного восприятия мира и выражение себя в разных видах деятельности;
-
Развитие всех сторон речи;
-
Развитие познавательной активности детей;
-
Развитие зрительно - пространственной ориентации;
-
Повышение мотивации;
-
Вызывание интереса, способствование снятию перенапряжения, перегрузок и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
-
Освобождение времени для реализации детского игрового потенциала;
-
Сохранение психического, физического и социального здоровья.
Интеграция перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает новый психологический климат для ребенка, педагогов и родителей в процессе обучения. Интегрированное образование создаёт новые условия деятельности педагогов и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности, развивающих приёмов и решения коррекционно - образовательных и воспитательных задач.