Воспитание ребенка раннего возраста

Первые годы жизни... Как много они значат — первая улыбка, первые шаги, первые слова. Наверное, никакое время не остается в памяти родителей таким ярким, насыщенным событиями и таким счастливым, несмотря на многочисленные трудности. Посмотрите любой семейный альбом и вы наверняка убедитесь, что большую его часть занимают фотографии первых лет жизни. С каким интересом вглядываются родители в своих детей: на кого больше похож? Какого цвета глаза? Но за этим таким родным, симпатичным и хорошо знако...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Советы и рекомендации по воспитанию ребенка раннего возраста

Первые годы жизни... Как много они значат - первая улыбка, первые шаги, первые слова. Наверное, никакое время не остается в памяти родителей таким ярким, насыщенным событиями и таким счастливым, несмотря на многочисленные трудности. Посмотрите любой семейный альбом и вы наверняка убедитесь, что большую его часть занимают фотографии первых лет жизни. С каким интересом вглядываются родители в своих детей: на кого больше похож? Какого цвета глаза? Но за этим таким родным, симпатичным и хорошо знакомым внешним обликом кроется загадочное и еще малопонятное существо. О чем он думает (и думает ли вообще?), что чувствует, как воспринимает нас, взрослых? Что ему нравится? Почему он плачет и чему радуется? Эта книга поможет вам понять своего ребенка.

Большинство взрослых видят свою главную задачу по воспитанию маленьких детей в правильном уходе и в соблюдении режима дня. Конечно, все это важно. Но не к этому сводится жизнь ребенка даже на первом году. Младенец - это активная и быстро формирующаяся личность.

Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми, ходить, говорить и многое-многое другое. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребенок не получит в своем младенчестве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни - чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека. Какими они будут - зависит от вас, близких взрослых.

Для того чтобы правильно воспитывать малыша, необходимо знать и понимать его психологию: что для него важно, а что не очень, какие игры и игрушки ему нужны, что развивает его мышление, чувства, способности, а что тормозит их развитие.

Раннее детство - период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др. Главные приобретения этого возраста: развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, движения, воображение; развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка; возникновение и развитие новой для малыша деятельности - сюжетной игры; начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.

Развитие предметной деятельности

Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Уже в первом полугодии жизни у малыша складываются элементарные предметные действия. Их еще очень мало, и они очень примитивны, но с каждым днем их становится все больше и больше, а к году в арсенале ребенка можно насчитать до 50 разнообразных движений руки с предметом. В этом возрасте малыш становится неутомимым исследователем.

В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые простые уроки действия с предметом, он еще долго будет постигать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития. По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте.

Игровая деятельность

В раннем возрасте появляется еще один вид действий детей с предметами - действия с игрушками. Они закладывают основу будущей сюжетно-ролевой игры и имеют огромное значение для общего психического развития детей. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Через игру он вновь творит свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в наблюдении за его жизнью, в собственной практической деятельности.

Ценность игры в том, что она дает совершенно особый, уникальный способ освоения действительности - через действие в условных обстоятельствах.

Игра детей проходит свой, своеобразный путь развития. На первом году жизни игрушка для ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости - изучает ее физические свойства. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий, игровой уровень, ребенок на долгие годы застревает на таком способе использования предметов. Если же малышу показывают, как нужно играть, открывают ему смысл сюжетной игры, то уже в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое назначение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать. Вначале ребенок действует с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, действия с которыми продемонстрировал ему взрослый.

На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Например, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, которые есть в его игровом уголке. Перед нами пусть очень простые, но уже обобщенные действия, в которых ребенок выступает в роли мамы, хотя еще и не осознает этого. Это так называемая «роль в действии», полное осознание которой произойдет позднее, уже в дошкольном возрасте. На втором году жизни такой перенос производится только в рамках наглядной ситуации: если, к примеру, вы попросите малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет, в то время как ребенок третьего года сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, кушай».

В целом второй год жизни - период зарождения интереса к игре, формирования простых игровых навыков в совместной игре со взрослым и постепенный перенос игровых действий на новые предметы.

В конце второго и на протяжении третьего года жизни диапазон отражаемых в игре действий расширяется, в нее включается все большее число предметов. Изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Игровые действия перестают быть случайными, все чаще связываются по смыслу, логически вытекают одно из другого. Например, ребенок сначала готовит кукле еду, затем кормит ее, потом укладывает спать и, наконец, моет посуду. Действия становятся все более уверенными, развернутыми: малыш не просто наливает в тарелку «суп» и подносит ко рту куклы, но тщательно выполняет те операции, которые раньше пропускал, - режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, солит, пробует на вкус и т. п. Здесь появляется еще одно кардинальное изменение игры - введение замещений. Ведь в игре нет настоящих овощей, масла или хлеба. Но эти предметы нужны для осуществления замысла, который постепенно начинает регулировать процесс игры. Поэтому малышу приходится использовать вместо них другие, имеющиеся под рукой. Как правило, это полифункциональные предметы: кубики, палочки, шарики, которые можно употреблять в самых разных значениях.

Замещения в игре не появляются сами собой. Если взрослый не вводит их, не объясняет их смысла, малыш не овладевает ими и в дошкольном возрасте. Первоначально использование замещений носит чисто подражательный характер: ребенок употребляет только те предметы, которыми действовал взрослый. Как правило, так продолжается примерно до двух с половиной лет. Постепенно малыш начинает варьировать игру взрослого, вносить в нее элементы новизны.

К концу раннего возраста действия с предметами-заместителями становятся более осознанными. Теперь уже не только предмет, находящийся в поле зрения ребенка, движет его поведением, но и замысел игры. Прежде чем произвести замещение, малыш формулирует для себя игровую цель. Например, собираясь кормить куклу, он задает сам себе вопрос: «Нужно кормить, а где у нас яичко?», после чего начинает поиск нужного предмета. Именно в это время в репертуаре игрового поведения детей появляются собственные оригинальные замещения, позволяющие говорить о появлении творческого отношения к игре.

К трем годам некоторые дети играют уже настолько свободно, что могут отказаться от предлагаемого взрослым сюжета и развернуть собственный, диктуемый не ситуацией, а замыслом, позволяющим полностью переструктурировать поле восприятия. К этому же возрасту относится и появление элементов ролевого поведения.









Литература:

Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004.

© 2010-2022