- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по удмуртскому языку
Рабочая программа по удмуртскому языку
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамсиярова Ю.З. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия №2 с.Бураево» муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на согласовано Утверждаю
заседании кафедры зам.дир. по УВР директор МОБУ
родных языков ______________ Гимназия №2 с.Бураево
Протокол №1 от__________2015г. Алиева Э.Х. ____________ И.Ф.Зиганшин
зав.кафедрой________________ _________2015г. приказ № от _____2015г.
Аслямова А.Р.
Рабочая программа
по удмуртскому языку для 9 класса
уровень базовый
учитель составитель: Шамсиярова Юлия Закирзяновна
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Принято
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от ____________2015г.
с.Бураево 2015
Пояснительная записка.
Настоящая программа по удмуртскому языку для IX класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Программы по удмуртскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель Г Н Никольская 2002) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 17часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Курс удмуртского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах удмуртского литературного языка
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
-
обеспечение языкового развития обучающихся
-
овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
-
Удмуртский литературный язык
-
Повторение изученного в 5-8 классах
-
Сложносочиненное предложение
-
Сложноподчиненное предложение
-
Бессоюзное сложное предложение
-
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
-
Синтаксические конструкции с чужой речью
-
Повторение изученного в 9 классе
Главной особенностью программы является ее направленность на:
-
достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
-
осмысления его основных закономерностей
-
усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
-
развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
-
навыков самостоятельной учебной деятельности
-
самообразования, речевого самосовершенствования
-
успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
-
способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
-
грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
-
ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико - орфографического материала
-
усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
-
вниманием к вопросам истории удмуртского языка, целенаправленным обращением к этимологии.
Программа реализует:
-
идею межпредметных связей при обучении удмуртскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
-
идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
-
культуроведческий аспект в обучении удмуртскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения удмуртского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса удмуртского языку представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Содержание обучения удмуртскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:
-
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
-
овладение основными нормами литературного языка;
-
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики удмуртскогоязыка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс удмуртского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве удмуртского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение удмуртскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. удмуртский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению удмуртского языкав школе.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
-
Контрольный диктант
-
Тест, зачет
-
Контрольное сочинение
-
Контрольное изложение
-
Контрольный срез
-
Взаимоконтроль
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Удмуртский литературный язык (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (1 ч)
Текст (1+1)
Лексика и фразеология (1ч +1)
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение ( 1ч)
Сложносочиненные предложения (1ч +1 ч)
Сложноподчиненные предложения (2 ч +1ч)
Бессоюзные сложные предложения (1 ч 1 ч)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
Синтаксические конструкции с чужой речью ( 1ч+1)
Повторение изученного в 9 классе ( 2)
Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по удмуртскому языку:
В результате изучения удмуртского языка в основной школе ученик должен знать:
-
изученные разделы науки о языке;
-
смысл понятий речь устная и письменная;
-
монолог, диалог и их виды;
-
сфера и ситуация речевого общения;
-
функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры;
-
текст, его функционально-смысловые типы;
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка
ученик должен уметь:
-
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль родного языка как национального языка;
-
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
адекватно понимать информацию устного сообщения;
-
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
-
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-
извлекать информацию из различных источников;
-
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения);
-
соблюдать:
-
этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
-
основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного родого литературного языка;
-
основные правила орфографии и пунктуации;
Удмуртский язык 9 класс
Содержание
Кол-во часов
Дата
Классная работа
Самостоятельная работа
Наглядные пособия ТСО
Домашняя работа
Примечание
1
Удмурт кыл сярысь.(Удмуртский язык)
Ортчемез тодэ ваен.( Повторение пройденного ПП)
1
1
Уж 283,286, 287
ПП гожтоно, разбор
Соч. Ма понна яратисько
вордиськем кылме
2
ТЕКСТ. Текст сярысь валанзэс юнматон. (ТЕКСТ. Понятие о тексте)
Текстлэн типъесыз,жанръесыз, стильесыз, соослэн тодметьессы, аспортэмлыксы. (Типы, стили, жанры текста, их признаки.)
1
Уж 415
Уж 428,426
Повествованиен текст- миниатюра
Текстлы анализ
Уж 417
3
Контрольной списывание четв.)
Контрольное списывание (четв.)
«Кыче писпу чебергес?»
1
Текстэн тодматоно
Ужъессэс эскеро
Текст
Ошибкаос вылын уж
4.
ЛЕКСИКА НО ФРАЗЕОЛОГИЯ. Терминъес. Фразеологической кыл сочетаниос (ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. Термины. Фразеологизмы.)
1
Уж 285, 286
Фразеологизмен предложение малпано
словарь
Уж 288
5
СЛОЖНОЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1
Уж 289,290
Уж 293
Уж 304
Предложение малпано
Уж 298
текст
Уж 291
Сложносочиненной предложение.
(СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Сложносочиненное предложение)
6
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СПП главной но придаточной люкетэз.. (СПП. Главное и придаточное предложение. )
Уж 310,311
Предложениосты эскерон
Уж 312
7.
Главной предложениын указательной кылъес. СПП-е пырись придаточной предложениез запятоен висъян. (Указательные слова в главном предложении. Знаки препинания в СПП.)
Придаточной предложениослэн портэмлыксы.( Виды придаточных предложений)
1
Уж 316,318, 320
Предложениослы схема
Уж 323
8.
Контрольное списывание (2 четв.) «Ошмес»
1
Текстэн тодматоно
Ужъессэс эскеро
Текст
Ошибкаос вылын уж
9.
Изложение «Толпери»
1
Текстэн тодматоно
Ужъессэс эскеро
Текст
Ошибкаос вылын уж
10.
Придаточной обстоятельствоос.
1
Уж 338,339, 342
Предложение малпано
Уж 340, 347
11.
Трос придаточнойесын СПП
СПП с несколькими придаточными)
1
Уж 366,367, 370
Уж371
12
СОЮЗТЭМ СЛОЖНОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Союзтэм сложной предложение (БСП. Знаки препинания в БСП.)
1
Уж 372, 373, 374
Предложение знакъес пуктылон
Предложенилы анализ
Уж376
Уж 380
Уж 385
13.
Контрольное списывание (3 четв.) «Паймымон пишто кизилиос»
1
Текстэн тодматоно
Ужъессэс эскеро
Текст
Ошибкаос вылын уж
14
ПРЯМОЙ НО КОСВЕННОЙ РЕЧЬ. Прямой речь но сое знакъесын висъян. Прямой речез косвенное берыктон. (Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной)
Цитата но сое знакъесын висъян. Диалог.(Цитата и знаки препинания при ней. Диалог.)
1
Уж 388,389
Уж 401,402
Прямой речен предложение гожтоно
Сочиненилы дасяськоно
Уж 392( соч-е)
15
Контрольное списывание «Секытэсь малпанъес»
1
Текстэн тодматоно
Ужъессэс эскеро
Текст
Ошибкаос вылын уж
16
ОРТЧЕМЕЗ ТОДЭ ВАЕН
(Повторение пройденного)
1
Уж 522,527
Предложенилы синт. разбор