- Преподавателю
- Другое
- Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карамянц М.А. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 1
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения ученик в начальной школе за четыре года должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться -стать «профессиональным учеником».
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. И достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.
Слайд 2
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении не только практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Слайд 3
В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности:
· Позволяет вовлекать учащихся в творческую деятельность;
· Пробуждает человека к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности;
· Снимает интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением;
· Является фактором общения, выводит учащихся на подлинное сотрудничество;
· Процесс работы над проектом - это всегда пространство для самореализации её участников, для применения и проверки накопленного опыта.
Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка. Работе над проектом нужно учить, постепенно увеличивая самостоятельность учащихся.
Слайд 4
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
- По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
- По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- По предметно - содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).
- По продолжительности: мини - проекты ( 1 урок или менее), краткосрочные (4 - 6 уроков), недельные, годичные.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Слайд 5
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Мы должны преподнести её детям так, чтобы вызвать их интерес. В начале работы над проектной деятельностью можно использовать игру «Вопросы учёному», где предложить детям представить, что они встретили учёного, который может дать любой ответ на интересующую их тему. Дети задают вопросы:
« Почему ёлочка всегда зелёная?», «Почему вымерли мамонты?» «Как появились домашние животные?». Очевидно, эти вопросы могут стать темой и проблемой будущих проектов детей.
Это может быть рассказана сказка, притча, разыграна инсценировка или просмотрен видеосюжет.
Правило 2. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Слайд 6
Структура проекта.
Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Проект - это пять П:
-
Постановка проблемы.
-
Проектирование (планирование).
-
Поиск информации.
-
Продукт.
-
Презентация.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Роль учителя.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ - ученик. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом.
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК. Здесь учитель выступает как помощник. Учитель только обеспечивает деятельность школьников, т.е.: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Последний этап - УЧИТЕЛЬ - ученик. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Слайд 7
Презентация
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие следующих умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Слайд 8
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Слайд 9
Проект «Главное чудо света»
В этом информационном проекте, который продлился 2 недели, принимали участие все 25 человек 3 класса. На уроках окружающего мира мы изучали человека в разделе «Человек познаёт самого себя» и начали работу над проектом.
Начиная работать над проектом «Главное чудо света» мы вспомнили все 7 великих чудес света, а потом я спросила: «А кто построил все эти чудеса? Неужели пришельцы?»
Нет человек! И до сих пор продолжает строить, творить и изобретать новые чудеса. Поэтому, именно человек является главным чудом света. Или нет? Попробуем доказать.
На этапе планирование мы вместе поставили цель: доказать, что человек является главным чудом света. Задачи: формирование умения составлять план работы, выделять главное и второстепенное, анализировать мнение другого человека, высказывать свои суждения; развивать интерес к самопознанию, развивать мышление, творческое воображение.
Потом мы разбились на 3 группы, распределили обязанности, составили план работы (игра «Мозговой штурм»), определили источники информации.
План
1. Чудеса человеческого организма.
2. Необыкновенные возможности человека.
3. Каким должен быть человек в будущем?
На 3 - 4 этапе дети работали самостоятельно, они собирали информацию, выбирали самое на их взгляд главное и интересное, Затем каждая группа оформили все материалы в книге - энциклопедии «Главное чудо света».
И на этапе «Защита проекта» (презентация), это был обобщающий урок по теме «Человек познаёт самого себя», дети назвали «Заседание Учёных», каждая группа пыталась доказать, что именно человек - главное чудо света, узнали много новой, полезной, интересной информации о человеке.
-Человек - дитя природы, поэтому он состоит почти из всех веществ, которые в ней есть.
Учёные подсчитали, что в человеке столько железа, что можно сделать из него 1 гвоздь, фосфора, чтобы сделать 600 спичек, а яда столько, что можно убить блоху.
- Чудо?
- Чудо!
А вот какие суждения они высказывали на вопрос: Каким должен быть человек в будущем?
Чтобы любой человек был долгожителем. Чтобы заболевшие органы рассасывались, а вместо них вырастали новые. Чтобы каждый человек имел счастливую семью и мог бы сам узнавать, каких способностей у него больше всего, где он принесёт наибольшую пользу.
Я тоже присоединяюсь к пожеланиям своих детей и желаю вам быть долгожителями, чтобы заболевшие органы у вас рассасывались, а вместо них вырастали новые и каждый из вас имел счастливую семью.