- Преподавателю
- Другое
- Инновационная образовательная программа профильного обучения с основами экономических знаний
Инновационная образовательная программа профильного обучения с основами экономических знаний
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рулинская Е.А. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 13 г. Томска
«Основы предпринимательской деятельности»
инновационная образовательная программа профильного обучения с основами экономического образования
8-11 класс
Авторы-составители:
Никонова Инга Юрьевна, учитель истории и обществознания;
Рулинская Елена Аркадьевна, учитель технологии.
Томск - 2014
Инновационная образовательная программа профильного обучения с основами экономического образования «Основы предпринимательской деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная Россия - это принципиально новая по своей юридической и экономической сущности общность граждан. Это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Признаком и существенной отличительной чертой российской современности являются благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.
Деятельность субъекта рыночных отношений - предприятия, протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцию сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса в России.
В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса. «Очень важно, чтобы предпринимательское сословие пополнялось молодыми людьми, молодыми специалистами, выпускниками университетов, теми, кто готов заниматься ри́сковой деятельностью, а предпринимательство - это всегда риск». - Д.Медведев. 30 октября 2014 г. в Форуме «МАЛЫЙ БИЗНЕС: Перезагрузка».
Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.
Именно в этом важность изучения курса «Основы предпринимательской деятельности».
Курс «Основы предпринимательской деятельности» дает возможность обучающимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции, а также применить полученные навыки и умения в ходе практических занятий и общешкольной экономической игры «Тринландия».
Значимость курса «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь учащимся 8-11классов в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.
Программа курса «Основы предпринимательской деятельности» направлена на получение учащимися знаний и умений в сфере предпринимательства.
Программа позволяет поставить учащихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться в том, что такое конкуренция, механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности, применять на практике полученные знания и умения.
Новизна данной программы заключается в том, что каждый обучающийся сможет на основе полученных экономических знаний и навыков характеризовать любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с нормативно-правовой основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для предпринимательской деятельности.
Особенностью данной программы является возможность ее реализации с использованием ИКТ. Дополнением к курсу лекций являются практические занятия, деловые игры и экскурсии для углубления знаний и самоконтроля. Программа ориентирована на удовлетворение личного уровня потребностей учащихся в знаниях курса «Основы предпринимательской деятельности»: элементарный и повышенный уровень предполагает активную познавательную, творческую и практическую деятельность в соответствии с уровнем знаний и общеучебных умений и навыков обучающихся среднего и старшего звена.
Цель курса - формирование у обучающихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания в процессе подготовки к общешкольной экономической игре, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи:
-
изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;
-
изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
-
изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;
-
ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
-
научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;
-
научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;
-
сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;
-
создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).
Учебно-практический курс основан на Гражданском кодексе Российской Федерации, комментариях части первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей (редакторы В.Кузнецов, Т.Брагинская, Л. Синюхина - М.: Фонд «Правовая культура», 1995, 1996), основах правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений по всем функциям предприятий различных форм собственности, нормах хозяйственного права, систематизированных Н.Ю.Кругловой (Круглова Н.Ю., Хозяйственное право, 2-е издание. М.: Издательство РДЛ, 2003), Дойникова И.В. (Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Нолидж, Брандес, 1998.) , «Экономической истории России» Т.М.Тимошиной под ред. профессора М.Н.Чепурина (М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ»,2010).
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов реализации программы:
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип целостности содержания;
- принцип системности;
- принцип ориентировочной функции знаний;
- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной практической деятельности обучающегося;
- принцип креативности;
- принцип минимакса.
Образовательный курс рационально вписывается в структуру профильных знаний учащихся в области социально-экономических дисциплин: профильный предмет «Экономика» позволяет сформировать систему экономических знаний обучающихся, «Основы предпринимательства» глубоко раскрывают сущность, место и роль предпринимательства в рыночных отношениях современной России.
Изучение данного курса рассчитано на 68 часов, по окончании его обучающиеся реализуют свои предпринимательские проекты в рамках общешкольной экономической игры и школьного конкурса проектов.
В основе механизма реализации программы лежит идея личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебно-практической деятельности соразмерно возможностям и потребностям ученика.
Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.
Принципы отбора и определения последовательности изложения содержания строятся на логике правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений, т.е. структуре хозяйственного права России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства (6 часов).
Понятие собственности: сущность и многоаспектность. Место собственности в системе общественных отношений. Основные трактовки собственности в экономической теории. Отличия экономической собственности и права на нее.
Понятие права собственности. Основные компоненты права собственности. Правовые основы видов собственности.
Предпринимательство - как вид деятельности человека. Понятие предпринимательства. История возникновения и сущность предпринимательства; объекты и субъекты предпринимательства. Цели предпринимательства. Права предпринимателя. Черты предпринимательства. Основные формы предпринимательства. Виды предпринимательства. Процесс предпринимательства. Социальные и правовые условия предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.
Понятие собственности в России. Собственность граждан РФ: сущность, формы. Производственное, коммерческое, финансовое и консультативное предпринимательство России. Государственные и муниципальные предприятия: современное состояние и тенденции развития.
Учащийся должен знать: - место собственности в системе общественных отношений;
- понятия собственности в экономической теории;
- сущность понятия собственность;
- юридические стороны права собственности;
- основные правовые режимы;
- сущность и основные черты предпринимательства;
- формы и виды предпринимательства;
- компоненты предпринимательской деятельности.
Уметь:
-соотносить теоретические понятия с конкретными примерами;
- толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.
Тема 2. Предприятие в рыночных условиях. Финансирование организации и развития собственного дела (8 часов).
Предприятие: основное понятие. Формы предприятий. Структура капитала предприятия: понятие собственного и заемного капитала
Собственный капитал и его особенности. Структура собственного капитала.
Уставной капитал, его сущность и пути формирования. Резервный капитал, его функции.
Добавочный капитал и пути его получения. Нераспределенная прибыль.
Заемный капитал. Структура заемного капитала. Облигация. Выпуск облигации. Эффективность использования капитала предприятия. Доходный капитал.
Организация и развитие собственного дела. Порядок создания нового предприятия. Основные документы для регистрации предприятия.
Процедура регистрации предприятия. Процедура регистрации индивидуального предпринимателя. Регистрация акционерного общества. Порядок регистрации Производственного кооператива, финансово-промышленной группы. Документы для регистрации. Причины отказа в регистрации. Основные вопросы, рассматриваемые на учредительной конференции.
Франчайзинг - как льготная форма предпринимательства. Обязанности франчайзинга. Области франчайзинга и его преимущества. Недостатки франчайзинга.
Риск предприятий и его виды: производственный, коммерческий, финансовый, инвестиционный, рыночный. Распределение риска между участниками предпринимательской деятельности. Потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Риски при финансировании проекта. Алгоритм анализа риска. Страхование рисков.
Пути и методы снижения риска. Несостоятельность предприятия.
Издержки: бухгалтерские и коммерческие.
Меры, принимаемые к предприятию- должнику.
Учащийся должен знать:
- понятие предприятия и его формы;
- понятие о капитале предприятия: собственном и заемном;
- структуру собственного капитала предприятия;
- особенности уставного капитала, его сущность;
- сущность резервного капитала;
- понятие добавочного капитала и его сущность;
- характеристику нераспределенной прибыли и ее использование;
- структуру заемного капитала предприятия;
- порядок и этапы создания нового предприятия;
- процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя, акционерного общества;
- понятие облигации;
- основные подходы к организации собственного дела;
- понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки;
- риск предприятия, его виды, издержки предприятия;
- пути и методы снижения рисков;
- меры, принимаемые к предприятию должнику.
Уметь:
- характеризовать капитал предприятия;
- регистрировать предприятия;
- проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела;
- рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.
Тема 3. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм ( 8 часов).
Виды классификаций предприятий: по характеру потребляемого сырья, по назначению готовой продукции, по технологической общности, по времени работы в течение года, по размеру предприятия, по степени специализации и масштабу производства однотипной продукции, по методам организации производственного процесса, по основной деятельности, по экономической цели.
Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики.
Юридическое лицо: понятие и основные характерные признаки.
Классификация юридических лиц в ГК на основе трех правовых форм: на праве учредителей, на праве экономической деятельности юридических лиц, на организационно-правовой форме.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: основные требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя унитарного предприятия.
Особенности прав унитарного предприятия, предоставляемых учредителям. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления - отличительные особенности. Ответственность государства по обязательствам предприятий, основанных на оперативном управлении.
Производственные кооперативы (артели).Характеристика артели. Отличия кооператива от товарищества и общества. Преимущества и недостатки артели.
Хозяйственные товарищества и общества: общие черты и различия товарищества и общества. Виды товарищества: полное товарищество, товарищество на вере. Отличительные характеристики.
Общество с ограниченной ответственностью, его характеристики.
Акционерные общества, его характеристики. Открытое и закрытое акционерное общества. Преимущества акционерного общества.
Объединения юридических лиц: ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании. Основные принципы деятельности объединений.
Ассоциации: основные цели и задачи.
Холдинг: основное понятие. Положительные стороны деятельности холдинга. Цели холдинга.
Финансово-промышленные группы: возможности, отличительные признаки. Типы ФПГ.
Учащийся должен знать:
- виды классификации предприятий и их структура;
- требования к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ;
- признаки юридического лица;
- особенности государственных и муниципальных предприятий;
- характерные особенности кооператива, товарищества и общества;
- виды товарищества;
- характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- характерные особенности акционерных обществ, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ;
- характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.
Уметь:
- определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ на основе 3-х юридических форм;
- уметь характеризовать государственные и муниципальные предприятия, определять организационно-правовую форму предприятия;
- уметь характеризовать кооперативы,
-отличать кооператив, товарищества и общества;
- уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО.
Тема 4. Предпринимательская деятельность малого предприятия (6 часов)
Малое предпринимательство: понятие и его сущность. Субъекты малого предпринимательства. Средняя численность малого предприятия в различных отраслях хозяйства.
Виды деятельности малого предприятия. Преимущества и недостатки малого предприятия. Особенности малого предпринимательства в России. Государственная поддержка малого предпринимательства в России.
Учащийся должен знать:
- понятие малого предпринимательства;
- понятие субъекта малого предпринимательства;
- преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- государственная политика РФ в области малого предпринимательства.
Уметь:
- определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях.
Тема 5. Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна ( 6 часов).
Конкуренция - как ведущая характеристика рыночной среды. Основные определения понятия конкуренция. Многофакторный характер конкуренции. Модели и формы рынка. Формы конкуренции и их признаки.
Отраслевая и межотраслевая конкуренция. Классификация видов конкуренции: свободная (совершенная) и несовершенная.
Основные признаки свободной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция; олигополия.
Ценовая и неценовая конкуренция.
Антимонопольное регулирование. Назначение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих субъектов. Задачи антимонопольного комитета. Функции антимонопольного комитета.
Коммерческая тайна: понятие и сущность.
Виды коммерческой тайны: научно-техническая, производственная, финансовая.
Научно-техническая информация: характер исследовательских работ, содержание патентов и лицензий, содержание рационализаторских предложений, планы внедрения новых технологий и новых видов продукции, анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Производственная информация: способы производства и технология, система организации труда, объем выпуска и планы реализации продукции, планы рекламной деятельности и инвестиций в новое строительство и производство, сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах, об условиях заключения контрактов, их характер, уровень складских запасов, предполагаемое время выхода на рынок, методы и организация управления.
Финансовая информация: структура капитала, уровень платежеспособности, банковские и торговые операции, состояние расчетов с торговыми клиентами механизм формирования цен на продукцию, сведения об эффективности экспорта и импорта, сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов, размер прибыли и уровень себестоимости продукции, фактическое состояние рынков сбыта, организация и размер оборота средств.
Перечень сведений о предприятии, которые не являются коммерческой тайной. Средства и методы защиты коммерческой тайны предпринимателя
Учащийся должен знать:
- формы конкуренции и их признаки;
- перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;
- задачи и деятельность антимонопольного комитета;
- понятие коммерческой тайны и ее виды;
- предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной;
-приемы защиты коммерческой тайны.
Уметь:
-анализировать положение предприятия на рынке;
- определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;
- реализовать право на защиту коммерческой тайны.
Тема 6. Инновационное предпринимательство (2 часа).
Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору.
Определения инноваций. Направления инноваций в предпринимательстве. Типы изменений в предпринимательской деятельности.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант.
Научно-технические парки, как самостоятельная организационная структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков.
Классификации инноваций: критерии и виды.
Основные этапы разработки новшества.
Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности.
Инкубатор бизнеса, как специализированная структура для возникновения
Учащийся должен знать:
понятие, определение и направления инновационного предпринимательства;
- виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности;
- инновационной предпринимательской деятельности;
- виды инновационных форм предпринимательства;
- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;
- понятие бизнес- инкубатора, его функции.
Уметь:
- планировать предпринимательскую деятельность с учетом внедрения инновации;
-характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства;
- проектировать разработку новшеств в предпринимательстве;
- сравнивать инновационные проекты по основным показателям деятельности;
- анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными и общепринятыми показателями.
Тема 7. Основные принципы менеджмента и маркетинга
Менеджмент. Понятие и принципы менеджмента.
Функции менеджмента: организация, планирование, руководство, контроль. Пути их осуществления.
Менеджер - профессия, актуальная в современном постиндустриальном обществе.
Маркетинг - деятельность по разработке, производству и сбыту продукции. Основы и принципы маркетинга. Изучение сегментации рынка как основы маркетинга.
Профессия маркетолога.
Учащийся должен знать:
понятия, основные принципы и функции менеджмента;
-понятие, принципы и функции маркетинга;
-сущность профессии менеджера и маркетолога.
Уметь:
-анализировать сегментацию рынка;
-планировать деятельность по разработке, производству и сбыту продукции:
-учитывать и использовать возможности рекламы;
-планировать и осуществлять функции менеджмента.
Общешкольная коммуникативно - экономическая игра «Тринландия». (18 часов)
Игра моделирует экономическую, коммуникативную и отчасти управленческую деятельность государства. Предполагается выпуск собственной валюты, деятельность банка, службы занятости (биржи труда), производственных и коммерческих фирм.
В игре принимают участие все желающие из числа школьников, учителей, родителей (законных представителей). Участники проходят регистрацию и получают лицевые счета и лицензии, дающие право вести предпринимательскую деятельность.
Игра делится на четыре этапа: подготовительный, организационный, активный игровой этап, заключительный (аукцион).
Экскурс в историю проекта (Игра «Тринландия»). (2 часа)
Презентация коммуникативно-экономической игры «Тринландия»: опыт и перспективы. Введение в игру. Особенности игры.
Разработка положения об организации и проведении коммуникативно-экономической игры «Тринландия». (2 часа)
Разработка нормативно-правовых вопросов проекта, оформление всех необходимых организационных документов.
Разработка идей предприятий. Роли и функции в команде. (2 часа)
Разработать и прописать идею своего предприятия по продаже товаров и услуг в различных сферах деятельности.
Участникам команд распределить обязанности внутри коллектива:
1. Лидер - отвечает за организацию работы команды и своевременное получение, выполнение заданий оргкомитета Игры и представление результатов, организует взаимодействие с общественностью, другими предприятиями и фирмами.
2. Менеджер проекта - организует разработку и реализацию проекта в команде, разрабатывает основные этапы проекта, распределяет задания и обеспечивает их выполнение.
3. Менеджер по производству - разрабатывает содержание образовательной части проекта, определяет ресурсы и результаты по каждой технологической цепочке, проводит социологические исследования.
4. Юрист-экономист - обеспечивает решение финансово-экономических и нормативно-правовых вопросов проекта, оформляет все необходимые организационные документы команды, обеспечивает взаимодействие с управляющим советом, с организациями;
5. Сетевой администратор - оформляет и размещает статьи, фотографии и другие материалы о работе команды в средствах массовой информации, в сети Интернет (в группе В Контакте); организует сетевое взаимодействие команды.
Формирование лицевых счетов. Ценообразование. (2 часа)
Правила формирование лицевых счетов в игре. Механизм ценообразования. Понятие «прибыли», «выручки». Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия.
Личная ответственность: алчность и щедрость. (2 часа)
Этика. Понятие «личная ответственность». Ответственность предпринимателей: уголовная, административная дисциплинарная.
Презентация предприятия. Реклама. (2 часа)
Разработка логотипа, рекламных листовок своего предприятия. Подготовка презентации своего предприятия (устно, в электронной версии). Правила публичного выступления.
Коммуникативно-экономическая игра «Тринландия». ( 4 часа)
Подготовка, проведение коммуникативно - экономической игры «Тринландия». Подводятся итоги игры, дается экспертное заключение и награждение победителей.
Рефлексия. (2 часа)
Анкетирование участников игры. Анализ проведения коммуникативно - экономической игры «Тринландия».
Учащийся должен уметь:
- организовать работу малого предприятия;
- использовать полученные знания, как инструмент взаимоотношений с окружающим обществом и общественной средой;
- работать в команде;
- анализировать, делать выводы, планировать.
Коммуникативно-экономическая игра «Тринладния» является образовательной формой, в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия (что соответствует воспитательному результату третьего уровня по ФГОС ООО).
Календарно-тематическое планирование курса
«Основы предпринимательской деятельности»
№ п/п
Тема занятия. Основные вопросы изучения нового материала
Предметные и метапредметные результаты обучения
Формируемые знания и навыки
Практичес кая работа
Тема 1. Основные понятия права собственности. Содержание и формы предпринимательства
( 6 час.)
1-2
Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства.
Понимание роли частной собственности и предпринимательства в экономике
Понятие собственности в современной экономике; юридические особенности права собственности. Сущность предпринимательства.
3-4
Формы и виды предпринимательства.Компонен ты предпринимательской деяткльности в РФ.
Анализ правовых норм в экономике
Умение соотносить теорию с конкретными примерами
5-6
Основные формы предпринимательства.
Умение соотносить формы и виды предпринимательства с нормами права
Практикум: работа с юридичес кими источниками
Тема 2. Предприятие в рыночных условиях. Финансирование организации и развития собственного дела. (8 часов)
7-8
Предприятие и его формы. Структура капитала предприятия.
Овладение основным понятийным аппаратом
Формирование понятий: собственный и заемный капитал; основной, резервный, доходный капитал; прибыль.
9-10
Организация и развитие собственного дела.
Формирование умения вести диалог по основным вопросам предприниматель ской деятельности
Порядок создания предприятия. Основные документы для регистрации предприятия
Встреча с предпринимателем - беседа практической направленности
11-12
Создание предприятия. Процедура регистрации. Риск предприятий и его виды.
Формирование умения самостоятельно вести поиск информации в СМИ
Изучение документов для регистрации предприятия. Формирование понятий: франчайзинг, риск предприятий, страхование рисков.
13-14
Бухгалтерские и экономические издержки предприятия. Пути снижения рисков.
Умение переносить теоретические знания на практику
Практикум - создание бизнес-плана, подсчет издержек предприятия.
Тема 3. Механизмы функционирования предприятий различных организационно-правовых норм (8 часов)
15-16
Классификация юридических лиц в ГК на основе организационно-правовых норм.
Умение определять организационно-правовую форму предприятия
Формирование понятий: юридическое лицо, его признаки согласно ГК РФ; особенности частных, муниципальных и госу дарственных предприятий
17-18
Производственные кооперативы. Хозяйственные товарищества. ООО и АО. Холдинги и финансово-промышленные группы.
Овладение основным понятийным аппаратом по теме
Умение различать правовые формы предприятий, знание их особенностей.
19-22
Характерные особенности и типы юридических лиц. Преимущества и недостатки различных правовых форм собственности.
Формирование умения вести диалог по основным вопросам предприниматель ской деятельности
Экскурсия в бизнес-инкубатор.
Тема 4. Предпринимательская деятельность малого предприятия (6 часов)
23-24
Малое и среднее предпринимательство и бизнес. Субъекты малого предпринимательства.
Усвоение основных идей, принципов и закономерностей малого бизнеса
Знание понятий: малое предпринимательство, его субъекты. Определение преимуществ и недостатков малого предпринимательства.
25-26
Государственная политика РФ в области малого предпринимательства. Особенности малого предпринимательства в России
Развитие способности анализировать преимущества и недостатки малого бизнеса на основе знания правовых документов.
Изучение правовых основ малого предпринимательства
27-28
Преимущества и недостатки малого предприятия в конкретных условиях нашего города (области)
Умение переносить теоретические знания на практику
Деловая игра « Я- предприниматель»
Тема 5. Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна ( 8 часов)
29-30
Конкуренция как ведущая характеристика рыночной среды.
Овладение основным понятийным аппаратом о конкуренции
Понятия конкуренции, ее форм и признаков (совершенная и несовершенная конкуренция, ценовая и неценовая)
31-32
Виды, формы, принципы конкуренции. Антимонопольное регулирование.
Формирование способности рефлексии на полученную информацию
Анализ закона о конкуренции
Практикум: письменные задания по конкуренции и ее формам
33-34
Коммерческая тайна: понятие и сущность.
Понимание особенной важности правового порядка для сохранения коммерческой тайны.
Финансовая информация как коммерческая тайна и умение ее защищать
35-36
Сведения о предприятии, не являющиеся коммерческой тайной. Приемы защиты коммерческой тайны.
Формирование способности рефлексии на полученную информацию
Лабораторное занятие: анализ материалов СМИ по вопросам коммерческой тайны
Тема 6. Инновационное предпринимательство (6 часов)
37-38
Понятие инновационного предпринимательства
Овладение основным понятийным аппаратом об инновационном предприниматель стве/
Понимание роли предпринимателя как новатора, знание основных требований к новаторам.
39-40
Основные организационно-правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма-эксклерент, фирма-патиент, фирма-коммутант.
Формирование умения самостоятельно вести поиск информации в СМИ
Знание видов и особенностей инновационной предпринимательской деятельности, видов инновационных форм предпринимательства
41-42
Понятие, задачи и направления деятельности технопарков. Понятие инкубатора бизнеса, его функции.
Умение применять на практике полученную информацию
Коллективная работа: составление презентации «Инновационное предпринимательство»
Тема 7. Основные принципы менеджмента и маркетинга (8часов)
43-44
Понятие менеджмента, его сущность и особенности. Основные школы менеджмента: азиатская, европейская, российская.
Понимание того, что сегодня не столько традиция индивидуальной морали, сколько этика институтов (социальная этика) консолидирует народ, интегрирует социум
Анализ отрывков из книг Дейла Карнеги и обсуждение его советов.
Тестирование: «Насколько вы коммуни кабельны?».Анализ результатов теста.
45-46
Общие принципы и возможности маркетинга. Система маркетингового исследования и маркетинговой информации
Понимание этики и этикета менеджера, сущности и типовых моделей карьеры.
47-48
Понятие маркетинга. Маркетинг в системе менеджмента.
Усвоение основных идей, принципов и закономерностей маркетинга
Изучение принципов маркетинга: изучения рынка, проникновения на рынок и взаимодействия на рынке
49-50
Менеджмент и маркетинг
Умение применять на практике полученную информацию
Деловая игра «Менеджеры и маркетологи»
Организация и проведение коммуникативно - экономической игры «Тринландия»
(18 часов)
51-52
Экскурс в историю проекта (Игра «Тринландия»).
Усвоение основных идей, принципов коммуникативно-экономической игры.
Презентация
53-54
Разработка положения об организации и проведении коммуникативно-экономической игры «Тринландия».
Формирование умения самостоятельно работать с нормативными документами.
Правовая грамотность.
Работа с нормативно - правовой базой. Оформление документации.
55-56
Разработка идей предприятий. Роли и функции в команде.
Умение работать в команде, выдвигать идеи.
Понятие о предпринимательской идее. Распределение ролей в команде.
«Мозговой штурм».
57-58
Формирование лицевых счетов. Ценообразование.
Умение различать понятия «прибыль», «выручка».
Групповая работа по расчету прибыли предприятия.
59-60
Личная ответственность: алчность и щедрость.
Овладение основными понятиями.
Правовая грамотность предпринимателя.
Тест на определение уровня личной ответственности.
61-62
Презентация предприятия. Реклама.
Умение применять на практике полученную информацию.
Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Разработка логотипа предприятия. Выполнение упражнения на развитие навыков вербальной и невербальной презентации
63-64
65-66
Коммуникативно-экономическая игра «Тринландия».
Умение переносить теоретические знания на практику.
Опыт самостоятельного общественного действия школьника через социально-моделирующую игру.
Игра. Мониторинг .Фотоотчет.
67-68
Рефлексия.
Формирование способности рефлексии по итогам проведенной игры.
Статистика.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Курс «Основы предпринимательской деятельности» способствует формированию метапредметных компетенций:
-
Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.
-
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательской деятельности» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.
-
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям. А также умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
-
Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, планшет, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
-
Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
-
Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.
-
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.
Формы организации познавательной деятельности
-
Фронтальная;
-
Групповая;
-
Парная;
-
Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
-
Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
-
Поисковый метод;
-
Метод проблемного обучения;
-
Метод эвристической беседы;
-
Анализ;
-
Дискуссия;
-
Диалогический метод;
-
Практическая деятельность;
-
Проектирование.
-
Деловая игра
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 2006.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
4. Закон РСФСР от 07.12.1991 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).
5. Закон РСФСР от 25.12.1990 "О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».
Литература для учащихся:
-
Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика, 2003.
-
Зигаева С.А. Основы предпринимательства. Учебное пособие для учащихся социально-экономического профиля (электронная версия).
Литература для учителя:
1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1988.
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.
3. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 1997.
4. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
7. Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.