- Преподавателю
- Другое
- Схема комплексного анализа и оценки урока с учетом ФГОС
Схема комплексного анализа и оценки урока с учетом ФГОС
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Малькова Л.А. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ УРОКА С УЧЕТОМ ФГОС
Содержательный аспект урока
-
Сложность содержания, его соответствие возможностям обучающихся
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям обучающихся и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития обучающихся.
5 4 3 2 1
Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса
-
Реализация компетентностного подхода.
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
5 4 3 2 1
Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода
-
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий.
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации.
5 4 3 2 1
На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу.
-
Развивающая направленность заданий.
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер.
5 4 3 2 1
Преобладают задания обучающего характера
Структура и логика построения урока
-
Структура урока.
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета.
5 4 3 2 1
Структура урока не соответствует системе обучения
-
Логика построения урока.
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.
5 4 3 2 1
Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано.
Методологические и технологические аспекты урока
-
Формы учебной работы
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
5 4 3 2 1
Преобладают фронтальные формы работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы обучающихся.В процессе индивидуальной самостоятельной работы обучающихся класса один из них выполняет это же задание на доске.
-
Методы обучения и методические приемы.
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии.
5 4 3 2 1
На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный)
-
Характер используемой наглядности.
Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и пр.).
5 4 3 2 1
Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций)
-
Целесообразность и функциональность используемых средств обучения.
Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи.
5 4 3 2 1
Наглядность используется ради наглядности, как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции.
-
Организация оперативной обратной связи.
Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляя своевременную коррекцию ошибок.
5 4 3 2 1
Средства обратной связи не используются.
-
Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, учет их индивидуальных особенностей.
Ведет тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена индивидуализация и дифференциация детей.
5 4 3 2 1
Деятельностный аспект урока.
-
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.
На уроках обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации.
5 4 3 2 1
Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации.
-
Постановка учебных задач.
На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Обучающиеся принимают участие в целеполагании.
5 4 3 2 1
На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи.
-
Формирование познавательных УУД,
Обучающиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.).
5 4 3 2 1
Обучающиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала.
-
Формирование регулятивных УУД,
Обучающиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность.
5 4 3 2 1
Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель.
-
Формирование коммуникативных УУД
Обучающиеся осваивают одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей).
5 4 3 2 1
Обучающиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя.
-
Характер активности детей.
Обучающиеся проявляют на уроке познавательную активность, выступают в роли субъектов деятельности.
5 4 3 2 1
На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Обучающиеся выступают в роли объектов воздействия учителя.
Организационный аспект урока.
-
Темп проведения урока.
Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий.
5 4 3 2 1
Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий.
-
Организация класса, дисциплина.
Четкая организация класса, управление учителем деятельности детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность.
5 4 3 2 1
Отсутствие четкости в организации плана. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей.
Коммуникативные и личностные аспекты урока.
-
Организация учебного сотрудничества.
Организовано сотрудничество учителя и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократического.
5 4 3 2 1
Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Стиль общения авторитарный.
-
Психологический климат урока.
На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к обучающимся.
5 4 3 2 1
Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом силовыми методами.
-
Учет личностных особенностей обучающихся.
На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Обучающиеся имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их собственный опыт.
5 4 3 2 1
Личностные особенности детей на уроках не учитываются.
Педагогическая техника учителя
-
Владение речью.
У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом.
5 4 3 2 1
Речь учителя недостаточно выразительна, он допускает речевые ошибки, монотонно.
-
Владение невербальными средствами общения.
Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения.
5 4 3 2 1
Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства общения.
Самоанализ урока учителем.
-
Формулировка учителем целей урока
Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока.
5 4 3 2 1
Учитель формулирует цели недостатчоно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие).
-
Соотнесение учителем целей урока и результатов урока.
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет и по какой причине.
5 4 3 2 1
Учитель не может соотнести цели и результаты урока.
Методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина Л.А.Малькова.
Создано по материалам сайта MyShared.ru.