• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


АКАДЕМИЯ «БОЛАШАК»




Составитель: Коростелева Наталья Александровна




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТНЫХ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ





Караганда

2015


Содержание

Пояснительная записка

1. Общие требования к организации и выполнению студенческих проектных научно-исследовательских работ

1.1 Выбор и формулировка темы проектной научно-исследовательской работы

1.2 Планирование проектной научно-исследовательской работы

1.3 Структура проектной научно-исследовательской работы

1.4 Отбор и изучение литературы по теме исследования

1.5 Отбор практического материала ……

1.6 Язык и стиль изложения.…

1.7.Оценка и защита проектной научно-исследовательской работы.

2. Содержание студенческих проектных работ в области педагогического образования

2.1 Введение

2.2 Теоретическая глава

2.3 Практическая (экспериментальная) глава

2.4 Заключение

3. Оформление студенческих проектных научно-исследовательских работ

3.1 Общие требования к оформлению проектных студенческих научно-исследовательских работ

3.2 Оформление текста

3.3 Оформление списка использованных источников и литературы

Приложения

Приложение 1. Образец оформления титульного листа проектной научно-исследовательской работы

Приложение 2. Образец оформления оглавления проектной научно-исследовательской работы

Приложение 3. Образец оформления списка литературы и Интернет-ресурсов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Студенческие проектные научно-исследовательские работы в области педагогического образования различны по объёму, степени теоретизации, содержательному наполнению, научной глубине и задачам исследования.

Проектная работа логично завершает изучение цикла психолого-педагогических дисциплин, предполагает связь теоретических знаний с практическими навыками профессиональной деятельности, описание первого серьезного экспериментального исследования, выполненного в период обучения в колледже.

Проектные научно-исследовательские работы пишутся под руководством научного руководителя - преподавателя педагогики или психологии.

Любая научно-исследовательская работа должна быть направлена на достижение сформулированной во введении цели и задач исследования, подтверждение/опровержение сформулированной гипотезы. При этом проектная работа студента может быть дополнена содержательным аспектом в рамках курсовой работы.

Проектные научно-исследовательские работы защищаются в присутствии научного руководителя, преподавателей колледжа и студентов группы, в которой обучается автор работы. После этого выставляется окончательная оценка.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

1.1 Выбор и формулировка темы проектной научно-исследовательской работы

Выполнение проектной научно-исследовательской работы (ПНИР) начинается с выбора темы исследования, которая определяется и обсуждается совместно с научным руководителем. Предварительно студент самостоятельно определяет, рассмотрение какого круга вопросов представляется наиболее актуальным, интересным с точки зрения научного исследования, практически значимым. Обозначить сферу индивидуальных интересов помогают знания, полученные в результате изучения курса «Психология», «Основы педагогического мастерства»; опыт прохождения педагогической практики. Выбор темы - очень ответственный этап научной работы любого уровня, во многом определяющий успешность её выполнения.

Темы предлагаются и научным руководителем, но, в конечном счете, данный вопрос студент должен решить сам. Он вправе сам предложить тему, предоставив соответствующее обоснование. Студент должен быть внутренне убеждён в актуальности и необходимости разработки избранной темы. Актуальным может быть любое исследование, любая тема по педагогике и психологии, выполненная на современном научно-теоретическом уровне.

Нередко содержание ПНИР имеет междисциплинарный характер, поскольку исследования выполняются на «стыке» с базовыми и смежными с педагогикой науками. Тема должна соответствовать научным и профессиональным интересам студента, увлекать его. Это - важный эмоциональный фактор, который помогает раскрыть в полной мере качества, необходимые будущему специалисту в области педагогического образования.

После утверждения тем произвольное (даже незначительное) изменение темы категорически запрещается.

Ответственность за соблюдение графика выполнения проектной научно-исследовательской работы и её качество несёт студент. Задача научного руководителя - проводить консультации для студентов, оценивать уровень качества выполнения работы, давать советы по содержанию и оформлению работы, подбору литературы.

1.2 Планирование проектной научно-исследовательской работы

После выбора темы устанавливается последовательность отдельных этапов исследовательской работы, которая выглядит следующим образом:

  • . составление плана работы;

  • . постановка цели, определение задач и гипотезы исследования;

  • . анализ литературы;

  • . оформление теоретической главы;

  • . планирование и проведение эксперимента;

  • . обработка результатов эксперимента;

  • . систематизация и обобщение полученных результатов, выводы;

  • . оформление экспериментальной главы;

  • . выбор и включение в работу приложений;

  • . дооформление, коррекция итогового варианта работы;

  • . подготовка презентационного материала для защиты работы.

Выполнение каждого этапа также осуществляется согласно графику, который может быть детальным, а может (при условии регулярного посещения студентом консультаций научного руководителя) включать несколько ключевых «отчётных» этапов.

Первый этап - утверждение плана, первичный отбор и анализ литературы.

Второй этап - обработка отобранного материала, составление плана темы, написание чернового варианта по первой главе, составление плана эксперимента.

Третий этап - проведение эксперимента, описание его результатов.

Четвёртый период - доработка текста автором, проверка работы на плагиат научным руководителем.

В процессе выполнения, дооформления работы первоначальный вариант структуры и содержания исследования могут подвергаться корректировке.

1.3 Структура проектной научно-исследовательской работы

ПНИР студента предполагает наличие следующих частей:

. Титульный лист.

. Оглавление.

. Введение.

. Глава первая (теоретическая).

. Выводы по первой главе.

. Глава вторая (практическая).

. Выводы по второй главе.

. Заключение.

. Список условных обозначений и сокращений.*

. Список использованных источников и литературы.

. Приложения.

Наличие частей, отмеченных значком *, не является обязательным.

1.4 Отбор и изучение литературы по теме исследования

Основная литература, к которой должен обращаться студент при выполнении ПНИР в области педагогического образования - классические издания в области психологии и педагогики. Научный руководитель также порекомендует определённый перечень литературы.

При выполнении работы наряду с изучением известных учебных и научных изданий следует обратить внимание на диссертационные исследования, авторефераты диссертаций, монографии, статьи в материалах научно-практических конференций, источники Интернет, специализированные журналы (например, «Вопросы психологии»). Сведения о необходимой для исследования литературе можно получить и из библиографических разделов статей, монографий, диссертаций, пособий, содержание которых соответствует (или близко) теме исследования.

Параллельно с изучением источников студент составляет список литературы со всеми выходными данными (автор, место и год издания, издательство, общее количество страниц). Изучаемый материал конспектируется (ксерокопируется), группируется по определённым признакам (например, материал для конкретного параграфа, публикации одного автора, определения и пр.).

Определения, примеры, диаграммы, ссылки полезно выписывать в оригинальном авторском варианте с тем, чтобы впоследствии использовать их в качестве цитат. Однако следует избегать обильного цитирования, так как оно перегружает работу и свидетельствует о несамостоятельности суждений. Теоретическая часть должна содержать не простой пересказ текстов книг и статей, а их аналитическое обобщение. Один параграф ПНИР должен содержать не менее 5-ти ссылок на разные источники.

Библиографию (список использованной литературы и источников) по теме исследования необходимо обсудить с научным руководителем с целью уточнения списка, исключения ненужного и добавления важных (с точки зрения раскрытия темы) источников.

Составив первичный список литературы, следует приступать к конспектированию прочитанного по избранной тематике исследования. При этом важно помнить, что сначала необходимо осмыслить прочитанное, и только потом своими словами изложить его сущность. Общий список источников и литературы должен включать не менее 15-ти позиций.

1.5 Отбор практического материала

Практический материал имеет существенное значение для проектной научно-исследовательской работы. Он может включаться как дополнительный иллюстративный материал в приложения, использоваться в экспериментальной главе.

К практическому материалу можно отнести:

− анкеты и опросники учащихся, учителей;

− записи фрагментов уроков (аудиозапись, видеозапись);

− копии интересных заданий и упражнений из учебной литературы;

− наглядные пособия;

− отзывы учащихся;

− планы-конспекты уроков;

− раздаточный материал;

− ученические работы.

1.6 Язык и стиль изложения

При выполнении проектной научно-исследовательской работы следует обратить внимание на культуру, язык и стиль изложения содержания. Материал следует излагать своими словами. При ссылках на чужую работу следует корректно указывать источник.

Язык научно-исследовательской работы должен быть одновременно и наукообразным, и доступным для понимания. Необходимо ориентироваться в используемой специальной терминологии, быть готовым объяснить её.

В работе должен соблюдаться принцип «терминологического единообразия», (единство используемой терминологии и отсутствие терминов-синонимов, таких как: предвосхищение и антиципация, стадия обучения и этап обучения).

По стилю изложения работа должна быть логичной и последовательной. Логика прослеживается в:

− последовательном решении задач исследования;

− содержательно-логической связи между параграфами и главами;

− точности выводов и заключения;

− использовании многообразных функционально-логических средств связи (при переходе от одной мысли к другой, при ссылках на предыдущее высказывание и т.д.).

Используемый набор речевых клише служит средством связи между предложениями, абзацами (например: вследствие, главным образом, в результате и пр.). Данные клише должны быть нейтральными по стилю и разнообразными.

Необходимо избегать риторических вопросов, излишне эмоциональных выражений, эпитетов, просторечных и ненаучных выражений (например: «Можно ли обучать детей с 2 лет? - Да, можно!!! И ещё как можно!!! Почему же нельзя????» или «Урок был ничего, но учителю не хватило драйва»).

Стиль изложения научного исследования не предполагает высказываний в первом лице единственного числа типа «Я считаю», «Я полагаю». Те же идеи предпочтительнее выражать безличными или неопределённо-личными предложениями. Например: «Представляется правомерным утверждать, что …», «Видится логичным выделить …», «Целесообразно отметить здесь ….», «Обнаружено…», «Установлено…», «Были использованы…» и пр. В крайнем случае, можно употребить местоимение «мы», имея в виду автора и научного руководителя научно-исследовательской работы.

Важные с точки зрения исследования утверждения следует раскрывать полностью. Каждый раздел должен заканчиваться кратким резюме и самостоятельными выводами. Причем выводы предыдущего раздела должны подводить читателя к главному содержанию последующего, чтобы укрепить связь и обеспечить единство всей работы.

Грамотное и логично выстроенное изложение поможет автору подчеркнуть удачные моменты работы, авторские «находки». Доступность, чистота языка, чёткость и последовательность в изложении фактов свидетельствуют о культурном уровне автора, степени проработанности и глубине проблем исследования.

1.7 Оценка и защита проектной научно-исследовательской работы

При оценивании студенческой проектной научно-исследовательской работы учитываются многие факторы. Это - содержание, оформление, защита.

В содержании оценивается актуальность; аргументированность и доказательность всех положений и выводов; умение анализировать материал, обобщать его и делать самостоятельные выводы; новизна (то, что было известно и то, что автор может предложить с точки зрения новизны темы); привлечённые автором источники, положения и выводы. Важным критерием оценки работы является и её оформление, то, как оформлен титульный лист, научно-справочный аппарат, насколько грамотно изложен материал.

При написании научно-исследовательской работы студент демонстрирует уровень исследовательских навыков и степень самостоятельности в работе. Если содержание работы состоит из переписанного из других источников материала, представляет собой простой пересказ, компиляцию, такая работа к защите не допускается.

Проектная работа защищается публично в присутствии преподавателей колледжа и студентов. Автор проектной работы произносит вступительную речь (5-7 минут), в которой говорит об актуальности темы, научной новизне, цели и задачах исследования, дает краткую характеристику его содержания и формулирует выводы. Вступительная речь готовится заранее.

Затем идет обсуждение работы: студент отвечает на вопросы, высказываются мнения о качестве работы. Приветствуется наличие презентации в программе Power Point, раздаточного (иллюстративного) материала.

Требования к презентации:

− 8-10 слайдов;

− 7-13 строк на слайде;

− не более 4-х цветов на слайде;

− светлая цветовая гамма фона слайдов;

- единообразие оформления слайдов и текстового материала;

− отсутствие грамматических ошибок;

− отражение наиболее существенных аспектов работы;

− наличие заголовков.

К наиболее существенным аспектам исследования, которые находят отражение в презентации проектной научно-исследовательской работы в области языкового образования можно отнести:

− название работы;

− актуальность;

− гипотеза;

− цели и задачи;

− структура;

− ключевая информация по главе 1;

− ключевая информация по главе 2;

− структура, результаты эксперимента;

−примеры - авторские разработки, классификации и пр.

После вступительной речи студента, все присутствующие имеют право задать вопросы автору работы. Вопросы носят, как правило, уточняющий характер, поскольку не все присутствующие досконально знакомы с содержанием исследования. Ответы должны быть четкими и лаконичными. Поведение студента на защите, владение материалом и умение аргументировать собственную точку зрения также влияют на итоговую оценку. Позитивный настрой, вежливость, умение слышать и воспринимать критические замечания очень важны для успешной защиты. После обсуждения комиссия озвучивает студентам окончательные оценки.

2. СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Студенческая проектная научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

2.1 Введение

Во введении в сжатом виде представлено обоснование выбранной темы, структура и ключевые направления исследования. Оно должно ввести читателя в курс работы студента. Это - предваряющая часть всей последующей работы, включающая:

− обоснование актуальности избранной тематики;

− характеристику степени разработанности выбранной темы;

− указание цели исследования;

− формулирование объекта исследования;

− формулирование предмета исследования;

− формулирование гипотезы исследования;

− перечисление конкретных задач исследования;

− изложение теоретико-методологической базы исследования;

− указание методов исследования, используемых в работе;

− указание базы проведения эксперимента;

− статистическую информацию о структуре и объёме работы, количестве источников, приложений.

(Примечание: в структуре введения необходимо придерживаться указанной последовательности.)

В обосновании выбора темы отмечается:

− почему избрана тема (например: она дает широкое поле для исследования; практически необходима в школе, т. к. …; недостаточно исследована; важна для решения определённых задач языкового образования, поскольку …); кто из исследователей указывал на актуальность обозначенной проблемы; в каких нормативных документах указана необходимость исследований в выбранной области;

− степень теоретической разработанности (какие авторы занимались данной проблемой, что уже разработано), провести аналитический обзор литературы;

− ключевые проблемы исследования (то, что подлежит уточнению, дополнению и т.д.).

Обоснование выбора темы непосредственно связано с определением актуальности исследования. Для обоснования актуальности исследуемой проблемы необходимо чётко аргументировать необходимость изучения данной темы с позиции теории и практики, раскрыть недостаточность степени изученности проблемы, показать имеющиеся противоречия и отражение проблемы исследования в специальной литературе. В требованиях к качеству выполнения студенческих научно-исследовательских работ предусматривается, что актуальность может ограничиваться реальной практической потребностью и разработкой методических рекомендаций, связанных с профессиональной деятельностью специалистов в области педагогического образования.

Цель исследования содержит фактически описание результатов исследования. В ней заложен основной замысел исследователя.

Объект и предмет исследования определяют его границы и содержание. Объект исследования отражает ту часть практики или знания, которая подлежит изучению, исследованию в рамках данной работы. Формулировка предмета исследования близка к формулировке темы и отражает содержание исследования, то новое, что осуществляется в рамках данной работы.

Гипотеза «вскрывает» источник эффективности обучения.

Типичные формулировки гипотезы:

Если …, то (тогда) … .

Или…, … или… .

Не …, а ….

При условии, что …., … .

При условии …, … .

В случае если …, …

Для достижения цели исследования необходимо определить его задачи. Они обычно соответствуют по содержанию отдельным параграфам исследования (одна задача соответствует одному параграфу). Рекомендуемое количество задач 4-6.

Например:

  • рассмотреть …….;

  • изучить ………;

  • разработать ……;

  • провести экспериментальное изучение …...

Необходимо указать методы исследования, которые применялись автором при выполнении научно-исследовательской работы. Различают теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

К теоретическим методам исследования относятся:

− теоретический анализ научных источников и литературы (по педагогике, психологии);

− абстрагирование;

− анализ и синтез;

− сравнение;

− дедукция и индукция.

К эмпирическим методам относятся:

− метод педагогического наблюдения;

− метод беседы;

− метод интервьюирования и анкетирования;

− метод рейтинга и самооценки;

− метод диагностирования;

− метод изучения продуктов деятельности;

− метод тестирования;

− метод педагогического эксперимента.

Введение завершается краткой характеристикой используемых в работе источников по теории педагогики и психологии с определением их значимости, достоверности и информативных возможностей для изучения именно данной темы и ее основных вопросов. Это и представляет собой теоретико-методологическую базу исследования.

Также во введении необходимо отразить структуру работы, указать её объём, количество использованных источников, таблиц, иллюстративного материала, приложений.

Введение обычно дорабатывается после написания окончательного варианта работы.

2.2 Теоретическая глава

Основную часть проектной научно-исследовательской работы составляют 2 главы. Обычно первая глава - теоретическая, вторая - практическая (описание эксперимента) .

Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос поставленной проблемы. Тем не менее, содержание глав должно быть связано одной общей проблемой, сформулированной в теме работы, и ориентировано на эту тему (проблему). Соответственно, должны быть сформулированы четкие и краткие заголовки, отражающие суть их содержания. Как правило, каждая глава включает два-три параграфа.

Первая глава (теоретическая) состоит из параграфов/пунктов (и, если необходимо, из подпунктов), которые в своей совокупности решают теоретические задачи исследования и помогают рассмотреть вопрос более детально, глубоко. Здесь автор демонстрирует умение анализировать литературу, источники по проблемам исследования. В теоретической главе важно сразу уточнить ключевую терминологию исследования, указав соответствующие определения.

Анализу подлежат точки зрения исследователей на изучаемые проблемы. Необходимо помнить, что каждый параграф должен заканчиваться выводами. Завершают первую главу выводы по всему теоретическому блоку.


2.3 Практическая глава

Во второй главе представлены все методы исследования, которые использовались автором при подготовке научно-исследовательской работы (они указаны автором во введении). Её объём должен быть не меньше 1/3 всего объёма научно-исследовательской работы. Эксперимент - самый важный, комплексный метод исследования. Он является средством воплощения гипотезы, способов и приемов обучения, научно поставленным опытом, целью которого является целенаправленное изучение эффективности собственно разработанных способов и приемов. Он позволяет доказать или опровергнуть научные предположения.

Этапы эксперимента:

1. Проведение и анализ результатов среза.

2. Обработка и интерпретация данных эксперимента.

3. Подведение итогов эксперимента в виде выводов и методических рекомендаций.

Общие правила по выполнению экспериментальной части:

− Критерии, по которым проводятся срезы, не должны меняться. При определенных условиях их можно упростить, но не усложнить.

− Необходимо проанализировать каждый срез: типичные/ нетипичные стороны.

− Трудности, с которыми пришлось столкнуться на любом этапе эксперимента, тоже следует описывать.

− Необходимо проводить качественный анализ результатов эксперимента (возрастание мотивации, активность учеников и пр.).

− В конце необходимо сделать вывод по всему проведенному экспериментальному обучению, с целью опровержения или подтверждения гипотезы.

− Динамика данных может приводиться как в баллах, так и в процентах.

− Автор может применять любые формулы, методы подсчёта результатов. Важно, чтобы они были обоснованы.

2.4 Заключение

Завершает содержание проектной научно-исследовательской работы заключение. Здесь предполагается подведение в сжатой и концентрированной форме итогов всей работы, поэтому не приводятся и не пересказываются какие-либо фактические данные, новые теоретические выводы, о которых не было речи в главах. В заключении выражаются лишь четко сформулированные общие выводы автора о том, что он хотел показать и доказать в своей работе, ответы на те вопросы, которые были сформулированы во введении и по возможности определены пути дальнейшего изучения проблемы.

Заключение включает выводы из исследования, впечатления по прочитанному, наиболее важные практические рекомендации, перспективы исследования. Можно указать и негативные результаты. При написании заключения важно ориентироваться на результаты сформулированных задач исследования.


3. Оформление студенческих проектных научно-исследовательских работ

3.1. Общие требования к оформлению студенческих проектных научно-исследовательских работ

Требуемый объём ПНИР - 15-25 страниц. Допускается некоторое превышение объёма (на 10-20 %). Объём введения, как и заключения, составляет от 2-х до 3-х страниц. Выводы по главам составляют 1 страницу.

Необходимо придерживаться следующих требований, предъявляемых к техническому редактированию текста:

− размер листов, на которых распечатывается работа, - формат А 4;

− текст располагается на одной стороне листа;

− текст печатается 14 шрифтом с 1,5 интервалом, гарнитура «Times New Roman»;

− поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм;

− абзацы в тексте начинаются с отступом в 10-13 мм;

− нумерация страниц проставляется в центре нижнего поля;

− в титульном листе и оглавлении нумерация не проставляется, но учитывается (поэтому введение начинается со страницы 3).

Примеры оформления титульного листа и оглавления приведены в Приложениях.

С новой страницы начинаются следующие части работы: введение, каждая глава, заключение, список сокращений, список литературы, каждое приложение. Параграфы и выводы в каждой главе начинаются не с новой страницы, а лишь отделяются друг от друга одним интервалом.

Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать.

Список всех источников и литературы, использованных в научно-исследовательской работе, оформляется в алфавитном порядке.

Каждое приложение оформляется с новой страницы и включает составленные студентом сгруппированные и пронумерованные схемы и таблицы, диаграммы, копии, анкеты, комплексы упражнений, примеры, данные эксперимента и пр. Одно приложение может составлять несколько страниц. Каждое из приложений должно быть пронумеровано, иметь ссылку в основном тексте работы («См. Приложение 1»).

3.2 Оформление текста

Заголовки

Название глав, заголовков необходимо выделять (либо полужирным шрифтом, либо ПРОПИСНЫМИ буквами), печатать без кавычек, сверху по центру страницы, с отступом. Главы обычно нумеруются римскими цифрами. Параграфы нумеруются арабскими цифрами, их формулировки не выделяются шрифтом от основного текста.

Пример:

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшей ступени обучения

Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. ….. ……

Пронумерованные заголовки приложений («Приложение 1») помещаются вверху страницы справа, их названия - вверху страницы по центру ниже строчки «Приложение 1».

Пример:

Приложение 1

Результаты предэкспериментального среза

………………………………………………………………………

Перед заголовком параграфа знак «§» не указывается. Формулировки заглавий должны иметь повествовательную форму (вопросительные и восклицательные предложения не используются). Знаки препинания в конце заглавий не ставятся; не допускается перенос и сокращение слов.


Иллюстративный материал


Таблицы

Таблицы используются для более наглядного представления информации в обобщённом, систематизированном виде. Таблицы помещаются в текст работы, если приводимые автором данные нуждаются в наглядном сопоставлении или если их содержание трудно передать в текстовом виде. При выполнении научно-исследовательской работы таблицы наиболее уместны при обобщении данных эксперимента.

Название их должно быть по возможности кратким и точным. Оно помещается над таблицей. Таблицы могут иметь сквозную нумерацию или нумерацию по главам, которая обозначается арабскими цифрами (например: «Таблица 1») и помещается над тематическим заголовком таблицы. Страница с таблицей входит в общую нумерацию работы. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы, пишут с прописной буквы без точки в конце. Если таблица не помещается на одной страницы, то со следующей страницы продолжение должно предваряться указанием о продолжении (например: «Продолжение таблицы 1»).

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв' подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Цифры в графах располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим и имели одинаковое количество десятичных знаков. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм, делить головки таблиц по диагонали не допускается.

Если в тексте формулируется положение, подтверждаемое таблицей, необходимо дать на нее ссылку, которая оформляется в круглых скобках, например: (таблица 5). Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, не нее должна быть оформлена библиографическая ссылка.


Иллюстрации

Иллюстративный материал используется в научно-исследовательских работах только в тех случаях, когда это действительно необходимо. В качестве иллюстраций могут быть представлены графики, диаграммы, рисунки, схемы, фотографии. Они выделяются в отдельное приложение или помещаются в тексте. Условно весь иллюстративный материал называется рисунком и подписывается «Рисунок». Нумеруются иллюстрации как таблицы, но название располагается непосредственно под иллюстрацией. Если нумерация идёт по главам, то перед порядковым номером иллюстрации ставят номер главы, разделяя их точкой (например: рисунок первый в главе второй будет обозначаться «Рисунок 2.1»). Возможна и общая нумерация (например: «Рисунок 2»). Название иллюстрации начинается с прописной буквы, точка в конце не ставится. На иллюстрации делаются ссылки (например: «см. рис. 2.1»).

При выполнении научно-исследовательской работы рисунки, фотографии чаще всего выносятся в приложения, а графики и диаграммы включаются в экспериментальную часть по проблеме исследования с целью наглядной демонстрации качественных и количественных данных эксперимента.


Цитаты

Цитаты являются неотъемлемой частью содержания текстового материала научно-исследовательской работы. При её оформлении следует помнить, что цитаты должны применяться уместно, отражать принципиальные вопросы и положения исследования. Не рекомендуется слишком обильное цитирование (употребление большого количества цитат подряд). Не допускается соединять две цитаты в одну.

При цитировании необходимо соблюдать:

. точность соответствия цитаты источнику;

. собственные сокращения, выделение отдельных фрагментов текста в цитате не допускается;

. обязательное проставление кавычек («…»);

. оформление библиографических ссылок.

Числительные

Числительные могут записываться цифрами (арабскими и римскими) и словами. Количественные числительные записываются цифрами, если они многозначны и словами, если они однозначны (например: два подхода к обучению).

Порядковые числительные пишутся в основном словами. Если порядковое числительное пишется арабскими цифрами и стоит после существительного, то оно не имеет падежного окончания (например: в таблице 2, в главе 3). Если порядковое числительное пишется перед существительным и обозначено арабской цифрой, то оно имеет порядковое окончание (например: 2-й этап). Падежных окончаний не имеют порядковые числительные, записанные римскими цифрами (например: V курс, XX век).

Главы обычно нумеруются римскими цифрами, параграфы и приложения - арабскими. Заголовки «Введение», «Заключение», «Выводы по главе», «Список использованной литературы» не нумеруются.


Выделение отдельных фрагментов текста

В научном изложении могут выделяться отдельные, особо значимые компоненты текста - слова, словосочетания, лаконичные предложения. Для этого используются: «курсив», полужирный шрифт, подчеркивание, изменение разрядки букв. Здесь следует соблюдать единообразие, обоснованность выделения (например, выделены будут только определения, или ключевые термины, или примеры упражнений). Автору необходимо определиться, что действительно значимо, на что должно быть привлечено внимание читающего.

3.3. Оформление списка использованных источников и литературы


Общие требования

Список использованных источников и литературы является органической частью любой научно-исследовательской работы. Он помещается после основного текста и позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, цитат, фактов и различных документов, на основе которых строится исследование.

Список использованной литературы (не менее 15 источников) характеризует глубину и широту изучения темы, демонстрирует эрудицию и культуру исследователя. Список использованных источников и литературы является простейшим библиографическим пособием, поэтому каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями государственных стандартов.

варианты.

Расположение литературы в списках

В научно-исследовательских работах в области языкового образования список литературы располагается в алфавитном порядке. Такое расположение является одним из самых распространенных. Если в списке присутствуют издания на иностранных языках, то сначала в алфавитном порядке перечисляются отечественные издания, затем в алфавитном порядке зарубежные издания (при этом нумерация источников не прерывается). Работы, опубликованные на иностранных языках, располагают в следующем порядке: на языке народов, пользующихся кириллицей, латиницей, затем особой графикой.

Пример:

1. Абдалина, Л. В. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки / Л. В. Абдалина, И. Ф. Бережная // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 146-148.

2. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Абдуллина. - М. : Просвещение, 1990. - 141 с.

………………………………………………………………………

34. Doff, Adrian. Teach English. A training course for teachers: teacher's workbook - the nineteenth printing / Adrian Doff. - Cambridge: Cambridge University Press, The British council, 2005. - 139 p.

Алфавитное расположение позволяет собрать труды одного автора, облегчает поиск конкретной работы, ускоряет проверку правильности библиографического описания по справочному аппарату библиотеки.

При алфавитном способе расположения материала библиографические записи дают в алфавите фамилий авторов или первого слова заглавий книг и статей, если автор не указан.

Труды одного автора указываются в хронологическом порядке изданий.

Пример:

1. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

2. Пассов, Е. И Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

Примеры оформления списка литературы содержатся в приложении .

Приложение 1.

Министерство образования и науки Республики Казахстан



Академия «БОЛАШАК»








Проектная работа


ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ




Работу выполнил(а):

студент группы кИЯ-12

Пушкин А.С.




Научный руководитель:

магистр педагогики и психологии

Коростелева Н.А.


Дата защиты: «__»_______2014г.


Оценка: _____________________


Руководитель: ________________

(подпись)


Приложение 2.

Образец оформления оглавления проектной научно-исследовательской работы


Содержание

Введение …………………………………………………… ………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ…..5

1.1Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике………………………………………………….……5

1.2 Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции………………………………..11

1.3Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в психолого- педагогической литературе ……………………………………..15

Выводы по первой главе ………………………………………………………18

Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ……………………………………………………………….19

2.1Изучение содержания работы, методов и средств по формированию национального самосознания и этнической толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения. ………………………………19

2.2 Формирование этнической толерантности и национальной идентичности ………………………………………………………………….22

Выводы по второй главе …………………………………………………….25

Заключение ……………………………………………………………………26

Список использованной литературы ………………………………………..27

Приложение ……………………………………………………………………..28

Приложение 3

Образец оформления списка литературы и интернет-ресурсов

Пособия, учебники, монографии

Один автор:

Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

Два, три автора:

Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 494 с.

Четыре и более авторов:

Бабинская, П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П. К. Бабинская [и др.]. -2-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.

Описание литературы на иностранных языках

Gower, Roger. Teaching practice handbook / Roger Gower, Diane Phillips, Steve Walters. - Macmillan books for teachers. - 215 p.

Leshem, Shosh Evaluating teaching practice / Shosh Leshem, Rivka Bar-Hama // ELT Journal. - 2008. - Vol. 62/3. - P. 257-265.

Авторефераты, диссертации

Зубков, А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования. Автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Л. Зубков. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.

Пучков П. В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам. Дис. … канд. пед. наук / П. В. Пучков. - Саратов, 1998. - 165 с.

Статьи из журналов и сборников

Один автор:

Гурвич, П. Б. О пяти блоках норм и рекомендаций методики обучения иностранным языкам / П. Б. Гурвич // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 6. - С. 34-40.

Два и более авторов:

Саломатов, К. И. Совершенствование профессионально-методической подготовки будущих учителей / К. И. Саломатов, С. Ф. Шатилов // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 1. - С.15-20.

Интернет-ресурсы

Глазычев, В. П. Технология и технологизация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: shkp.ru/lib/archive/methodologies/technology.

© 2010-2022