Адаптация мигрантов к социально-культурной среде

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Адаптация мигрантов к социально-культурной среде






Развитие процессов миграции в современном российском обществе обострили проблемы адаптации детей - мигрантов в этнокультурной среде. Школа - это один из основных институтов общества, через который осуществляется адаптация и интеграция мигрантов. Дети оказываются в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Наиболее выраженные трудности адаптации: недостаточное владение русским языком; отличие форм и методов обучения; отсутствие навыков самостоятельной работы, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Следствие - перегрузка учебными материалами и накопление непонятого и неосвоенного объема информации, отрицательный опыт обучения.

Выделяются следующие группы адаптационных проблем:

- социокультурная адаптация;

- социально-психологическая адаптация;

- педагогическая адаптация.

Актуальность проблемы адаптации детей к новой образовательной среде в условиях миграционных процессов широкого спектра определяется в первую очередь задачами дальнейшего эффективного их обучения. Успешная адаптация способствует быстрому включению школьников в учебный процесс. Поэтому, успешное управление учебно-воспитательным процессом является неотъемлемой частью решения задачи адаптации. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения учащихся, обеспечивает высокую мотивированность овладения знаниями, умениями и навыками. Для решения группы адаптационных проблем в нашем образовательном учреждении осуществляется комплексный подход, а именно: целостная система совместной деятельности администрации школы, педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде с опорой на такие принципы, как:

- признание и уважение общечеловеческих ценностей;

- развитие национально-культурной идентичности;

- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;

- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;

- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.

Крайне важно понимать это, чтобы налаживать эффективные межкультурные взаимоотношения. Межкультурное взаимодействие понимается сегодня как соприкосновение и влияние, воздействие специалистов, принадлежащих к разным культурам, друг на друга в профессиональной деятельности в социальных системах. Основами межкультурного взаимодействия являются: речь и речевая культура, культура общения, поведения в условиях профессиональной деятельности, творчества, труда и быта, самореализации; информационная, профессиональная, нравственная, этическая, нравственная, правовая и политическая культура, а также многое другое. В процессе общения с представителями других культур легко сделать ошибку, ориентируясь лишь на внешность человека или на прямое значение его слов.

Можно предположить, что каждая школа - это своеобразное «государство» в нашей большой России. И на жизни и деятельности таких «государств» отражаются все социокультурные изменения, которые происходят в России. Одно из таких явлений - это массовая этическая миграция, которая происходит в последние годы в России. В круг приоритетных задач социально-педагогической деятельности школы входит задача создания благоприятных условий для развития каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей. Сегодня к этому списку добавились этнокультурные особенности обучающихся, а вместе с тем и вопрос межкультурного взаимодействия. Без вдумчивого, разностороннего рассмотрения этой предельно важной педагогической проблемы трудно представить себе возможность создания благоприятной среды для успешного сотрудничества всех участников целостного образовательного процесса В общешкольном коллективе детей возникает необходимость воспитания межкультурной толерантности. От учителей здесь требуется особого рода чуткое понимание детей, наличие высокоразвитого чувства межкультурной толерантности, а также владение многочисленными, но не шаблонно повторяемыми способами этически корректной поддержки таких детей, особенно в период их первичной адаптации к новой социальной среде, стране, школе.

Культура и традиции мигрантов вызывают непонимание и неприятие среди значительной части населения. Часто такое заранее запрограммированное отношение дети «приносят» в школу из семьи. Но проблема обоюдна: зачастую для мигрантов является неприемлемым образ жизни коренного населения, а традиции и культура непонятны.

Межкультурной коммуникации можно добиться путем изучения и понимания, а также, что немало важно, и принятия культуры других субъектов общества. В воспитании межкультурной толерантности в школе мы работаем одновременно в трех направлениях:

  1. Изучение культуры и традиций народов мира;

  2. Погружение в культуру и традиции народов мира;

  3. Принятие культуры и традиций народов мира.

Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос.
Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах.

Так в моём классе 25% детей - мигрантов. Безусловно, организация обучения ребенка-мигранта средствами инклюзивного образования невозможна без тесного взаимодействия с его родителями. Часто школа - это единственное место встречи родителей-мигрантов и государства. Поэтому, родителей необходимо, по возможности, включать во все формы работы школы с родителями: родительские собрания, выездные лагеря, экскурсии - любые неформальные мероприятия. Таким образом мы также помогаем адаптации детей, родителям становятся понятнее проблемы, которые возникают у их детей в школе.

Успешная социокультурная адаптация детей-мигрантов невозможна без взаимодействия с учениками, принадлежащими к принимающей культуре. Поэтому система воспитательной работы с детьми предполагает мероприятия, направленные на понимание и принятие «другого», его объективных отличий и трудностей. Важно при этом понимать, что индивидуальный план, который разрабатывается на этапе поступления ребенка в школу, не является окончательным: возможно, потребуется его дорабатывать и корректировать. Важным фактором социализации, по нашему мнению, является тесное взаимодействие двух институтов социализации: школы и семьи

В своём классе решили провести внеклассное мероприятие с обучающимися и их родителями посвященное «Дню матери».

В основном для успешной адаптации детей мигрантов провожу различные внеклассные мероприятия, внеурочные мероприятия, походы, экскурсии, праздники в классе.

Также подчеркиваю необходимость тесного сотрудничества с родителями детей-мигрантов. Детей в классе сближает совместное творчество. Ко Дню матери решили проявить творческие способности и сделать поздравительные открытки своими руками. В восторге были не только дети, но их родители.

Адаптация мигрантов к социально-культурной среде

Можно сделать вывод: с помощью участия детей мигрантов в различных праздниках, играх, конкурсах происходит обмен культурными ценностями, способствующий успешной социализации.





Сценарий праздника приурочен ко Дню матери, для обучающихся средней школы.

Ведущая:

Сколько б ни было нам лет,

Мама - это солнца свет.

Это нежность алых роз,

Красота родных берёз,

Речки синей широта,

Мудрой сказки доброта.

Это глубь озёр лесных

И тепло стихов простых.

Мир нам отдала, любя.

Мама! Я люблю тебя!

Мама - это первое слово каждого ребёнка. Главное слово. Оно произносится по-разному на разных языках, но звучит одинаково нежно и проникновенно.

(Смотрим видеоролик. Видеоряд из фотографий детей разных национальностей, и слово «мама», произносимое на разных языках)

Ведущая: У нас сегодня необычный день. Он трепетный и сокровенный. Потому что каждому из вас, ребята, предстоит познакомить нас всех со своим самым дорогим и близким человеком - своей мамой. А это очень ответственное дело!

Учитель: Из поколения в поколение народ в пословицах и поговорках передаёт добрые ласковые слова о матери. Лучше мамы друга не сыщешь! Материнская ласка конца не знает! Сердце матери лучше солнца греет! При солнышке тепло, при матери добро

(Все рассматривают выставку детских рисунков, тема которых - портрет мамы. Рядом с каждым рисунком прикреплена фотография мамы художника)

Ведущая: Какие же ваши мамы красавицы! До чего же хочется познакомиться с ними поближе. Для этого мы с вами сейчас сотворим цветник, где каждая мама - прекрасный и неповторимый цветок.

(Детям до праздника было дано задание принести рисунок или фотографию цветка, который, по мнению ребёнка, похож на его маму. Сейчас нужно показать всем эту картинку и рассказать, чем же этот цветок похож на маму и почему выбор пал именно на него. Все фотографии прикрепляются на доску. Получается красивая клумба.

Для детей постарше можно дать другое задание: на каждую букву имени мамы ребёнка нужно придумать прилагательное, характеризующее его маму. Например: ИРИНА - Изобретательная, Романтичная, Интересная, Находчивая, Артистичная)!

Ведущая: Вот мы и познакомились с вашими замечательными мамами. Спасибо вам, ребята! Наверное, мамой быть - это сложно, как вы думаете? Ей всегда нужно быть терпеливой и внимательной, заботливой и любящей, быть готовый в любой момент броситься на помощь. А ещё маме нужно уметь делать много дел сразу. Мы сейчас попробуем с вами почувствовать, каково это - быть мамой.

Учитель:

Сколько добрых, нежных слов! Пусть они звучат каждый день, в каждой семье. Пусть их слышит весь мир, и от этих слов становится добрее!

«РОМАШКА» для наших мам.А сейчас мы обратимся к нашим мамам. (Ребята выносят разноцветную ромашку) Мамы по очереди, срывая лепестки, отвечают на вопросы, написанные позади лепестков.

-Как выглядел Ваш ребенок, когда вы увидели его в первый раз?

-Назовите первое слово Вашего сына или дочки.

-Какие песни Вы пели, усыпляя Вашего кроху? Напойте куплет .

-Назовите самое первое стихотворение, которое Вы выучили вместе.

-Первый подарок, сделанный Вам Вашим ребенком.

-Каким вы хотите видеть будущее Вашего любимого человечка?

Учитель:

На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. Это «мама бабушка», потому что именно они несут в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души и доброты .

Ребята, а ещё у ваших мам золотые руки, вы догадываетесь почему так говорят? Правильно, мамины руки всё умеют делать: готовить, шить, вязать. Да и всего не перечислить. Везде должны успевать нежные, ласковые, заботливые мамины руки.

Ученик:

Мамой очень просто быть,

Лишь с утра до ночи

Папе надо говорить:

«Я устала очень!»

Нет, не трудно мамой быть:

Раз - готов обед!

Ну посуду взять помыть -

Дел ведь больше нет,

Между прочим постирать.

Сшить чего-нибудь,

Если веник в руки взять,

Можно отдохнуть,

Мне косички заплести,

Книжку почитать,

Брата в садик отвести,

Папе шарф связать…

Я помочь решила ей

И скажу вам прямо:

Нет работы тяжелей,

Чем работать мамой!

(Игра «мамины дела». Нужно составить список из 4-8 дел, в зависимости от возраста детей, и придумать жест на каждое дело. Например: сварить обед - «мешаем» ложкой в воображаемой кастрюле кашу, проверить уроки - открываем воображаемую книгу, сходить в магазин - топаем ногами, убрать квартиру - «моем» пол, поиграть с ребёнком - хлопаем в ладошки. Ведущая называет дела сначала медленно, а потом всё быстрее, и путает детей, показывая не то, что говорит)

Ученик:

Обойди весь мир вокруг, только знай заранее;

Не найдёшь теплее рук и нежнее маминых.

Не найдёшь на свете глаз ласковей и строже.

Мама каждому из нас всех людей дороже!

Сто путей, дорог вокруг обойди по свету:

Мама - самый лучший друг, лучше мамы нету!

Ведущая:

У-у-у-уф! Оказывается, мамой быть совсем непросто! Ребята, сможете ли вы узнать свою маму среди других? Конечно, сможете! А вот интересно, сможете ли вы узнать разных мам из книг, мультфильмов и кинофильмов по их репликам? Сейчас мы это проверим.

Викторина «Узнай маму»:

- Наташа, ты уже и ведро вынесла? Умница дочка!

(«Домовёнок Кузя»)

- Мне наша квартира передачу «Что? Где? Когда?» напоминает. Не поймёшь, что где находится, и когда всё это закончится.

(«Простоквашино»)

- Не плачь! Ты действительно не слонёнок, ты - мамонтёнок! Но всё-таки ты - мой сын.

( «Мама для мамонтёнка»)

- Посмотри на кого ты стал похож! Вылитый кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!

(В. Драгунский «Денискины рассказы»)

- Мамочка, я не понимаю, что этому противному Волку от нас надо?

- Ему нужно то, чего у него нет

(Мама Коза из фильма «Мама»)

- Что же я должен делать?

- Только улыбнуться! Пойди и улыбнись. Тому, кто сидит в пруду.

(«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»)

- Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой!

- И даже за сто тысяч миллионов крон?

- И даже за сто тысяч миллионов крон!

(мама Малыша из «Карлсона» А. Линдгрен)

- Если ты будешь строить такие гримасы, как Пятачок, ты, когда вырастешь, станешь похож на Пятачка! А теперь - марш в ванную и не заставляй меня повторять это ещё раз!

(Кенга из книги «Винни-Пух и все-все-все» А.Милн)

- Будем сушить грибы старым ежиным способом! Надевайте грибы на меня! (мама Ежиха из книги А. Усачёва «Жили-были ёжики»)

Ведущая: Вот они какие - мамы: добрые и строгие одновременно, всепрощающие и требовательные, а главное - бесконечно любящие. О маминой любви народ сложил пословицы и легенды, а поэты воспели материнскую любовь в прекрасных стихах и песнях. Вспомним и мы с вами замечательные строчки, полные любви и благодарности.

(Небольшой концерт из подготовленных детьми номеров: стихов, песен, танцев)

Ведущая: Даже когда вы станете взрослыми, мамина любовь будет продолжать согревать вас, а огонёк маминого сердца будет светить, словно маяк. Откуда берётся свет маминой души? Какая она - мамина душа? А мамино сердце - что в нём? (Рассуждения детей: доброта, любовь, нежность, жизнерадостность, забота, ласка и т.д.)

Маму можно сравнить с солнышком - вот оно на доске (круг из картона). А у каждого из вас на столе солнечный лучик (вырезанный из картона). Пусть каждый напишет на нём что-то одно, из чего состоит мамина любовь и прикрепит свой лучик к солнышку.

(дети выполняют задание, получается солнце с множеством лучей, на каждом из которых написано какое-то качество материнской любви)

Ведущая: А теперь наш тихий и вдумчивый праздник заканчивается. Когда вы придёте домой, обнимите крепко и поцелуйте свою мамочку, загляните ей в глаза. Можно даже ничего не говорить, она всё поймёт сама.





© 2010-2022