- Преподавателю
- Другое
- АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по индивидуальной работе с воспитанниками группы риска
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по индивидуальной работе с воспитанниками группы риска
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахмеров Р.З. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Зилаирская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
РАССМОТРЕНО
на заседании МО воспитателей
Руководитель МО
_________ С.С.Максютова
протокол № ____
от «___»__________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_____________ И.Р.Кутуев
«____» ____________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Р.Х .Ишимбетов
«____» ___________ 2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по индивидуальной работе с воспитанниками "группы риска"
Воспитатель: Ахмеров Р.З.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей воспитанников 9 класса коррекционной школы-интерната
и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Направленность программы: коррекционно-педагогическая.
Период создания, апробации и корректировки программы: 2015-2016 учебный год.
Срок реализации программы - 1 год.
2015 год.
Актуальность дополнительной образовательной программы "Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска" обусловлена необходимостью построения педагогического процесса (основой которого является жизнь ребёнка) с воспитанником с осложненным поведением, а также отсутствием специальных программ для работы воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (дети с диагнозом олигофрения), с воспитанником с осложненным поведением. Программа направлена на восприятие ребенком себя и окружающего мира.
Программа направлена на оказание помощи воспитаннику из состава класса-группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, осуществление индивидуального подхода, основанного не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях. Следовательно, реализация программы расширяет возможности воспитания и обучения воспитанника группы риска.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.
Целью организованной индивидуальной работы, то есть целью данной программы является: создание условий для комплексного развития личности, способной к реализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации воспитанников.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-
Формировать умения осознанно осваивать и применять знания, умения и навыки по охране и укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативным моделям поведения в различных ситуациях, по правовой культуре; прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности;
-
Развивать способности к профессиональному самоопределению, индивидуальные личностные качества каждого ребёнка;
-
Оказывать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы ученика.
Решение поставленных задач в программе осуществляется через создание индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Программа включает 2 раздела и имеет следующую структуру: пояснительная записка, план деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска (раздел 1), дневник наблюдений за воспитанником группы риска (раздел 2), приложения, список информационных ресурсов.
Содержание разделов программы:
Раздел 1. План деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска
1.1. Цели и задачи для воспитанника
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Цель 1:Способствовать преодолению негативных протестных реакций у воспитанника.
Задачи:
1.Работать над формированием личностных качеств:
- мягкость против грубости
- терпеливость
- готовность к примирению
- уважение к взрослым
- способность проявлять сострадание
2. Определение значимых людей и наиболее ценных в них качеств
3. Развитие способности соподчинять свои мотивы общим коллективным планам и делам (группы, школы).
4. Формировать правильное чувство взаимопонимания между взрослыми и детьми (уважение и соблюдение субординации).
5. Снижение завышенной самооценки посредством определения значимости воспитанника в группе детей.
6. Привлечение к участию в делах класса.
7. Меньше прямого воздействия - больше опосредованного (косвенного), через коллектив, друзей, через итоги соревнований.
8. Формировать у учащего культуру общения в системе «ученик-ученик», «взрослый - ребёнок».
Цель 2: Знакомство с наказанием за совершенное преступление (свод законов).
Задачи:
-
Совместное с детьми установление норм и правил жизни (разработка прав и обязанностей)
-
Проведение специальных занятий о правах и обязанностях с обсуждением конкретных ситуаций с позиции права (конфликты между детьми, детьми и взрослыми, отношение к личной собственности).
-
Развивать умение объективно анализировать ситуации из жизни, самостоятельно мыслить, осуществлять, оценивать и контролировать свою жизнь.
-
Воспитание человека, который может жить самостоятельно и не совершать правонарушений.
-
Контролировать соблюдение учащимся режима дня, правил поведения, единых требований.
-
Формировать у воспитанника соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
1.2. Прогнозируемые результаты
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
1. Ребёнок получит знания:
- о себе, своих личных качествах,
- о своих «плюсах» и «минусах»,
- о культуре общения,
- о нормах и правилах жизни в коллективе, в школе и в обществе,
- о том, что выбор поведения и последующее наказание зависит от него самого.
2. У него должны формироваться навыки:
- коммуникативного общения, соподчинения своих мотивов общим планам и делам класса,
- соблюдения субординации,
- контролирования своих эмоций,
- выполнения всех требований общежития (не «хочу», а «необходимо»),
- соблюдения режима дня, правил поведения,
- оценивания и контролирования своих поступков.
3. Он приобретает социальный опыт:
- проявления положительных личностных качеств ребёнка,
- положительной реакции на требования,
- культуры общения в системе «ученик - ученик», «взрослый - ребёнок»,
- осознанной жизни по законам общества без совершения правонарушений.
1.3. Недельный индивидуальный маршрут воспитанника
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
-
Форма работы
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Понедельник
Творческая мастерская
Вторник
Информационный час
Библиотечный час
Тестирование, анкетирование, игры, упражнения
Среда
Встречи с психологом, психиатром, социальным педагогом
Упражнения, органайзер, беседы, разбор ситуаций.
Упражнения, органайзер, беседы, разбор ситуаций.
Пожарная часть
Четверг
Час общения
Пятница
Занятие-упражнение
Классный час
Суббота
ОБЖ (разбор ситуаций,
кроссворды, викторины
по ТБ)
Воскресение
Урок делового общения, классное собрание, итоги соревнований, акций
Анализ проблем, проигрывание своего поведения в ситуациях, итоги за неделю
Кроме того, построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, склонностей, способностей, темперамента и характера личности.
1.4. План работы воспитателя с воспитанниками
Перечень рекомендуемых мероприятий
№
п/п
Мероприятие
Ответственный
Отметка о проведении
1.
«Делу - время, потехе - час» (практическое занятие)
Воспитатель класса-группы
+
2.
«Вежливость, что это значит» (беседа-рассуждение)
Воспитатель класса-группы
3.
«Два портрета» (рисование)
Воспитатель класса-группы
+
4.
«Прими меня таким, каков я есть» (ситуационная игра)
Воспитатель класса-группы
+
5.
«Попрошайничество как низкий способ приобретения денег» (беседа-рассуждение)
Воспитатель класса-группы
+
6.
«Учусь оценивать себя сам» (блиц-опрос)
Воспитатель класса-группы
+
7.
«Царство беззакония» («Азбука пра́ва», решение ситуационных задач)
Воспитатель класса-группы
+
8.
«Конфликты. Как их можно решить с помощью речи?» (практическое занятие)
Воспитатель класса-группы
+
9.
«Сопереживание. Учимся оценивать состояние сверстников» (ролевая игра)
Воспитатель класса-группы
+
10.
«Цветок качеств» (практическое занятие)
11.
«Удержись от упрёков» (занятие-практикум)
Воспитатель класса-группы
+
12.
«Рождение эгоиста» (ролевая игра)
13.
«Как аукнется, так и откликнется» (ролевая игра)
Воспитатель класса-группы
+
14.
«Справедливость по отношению к взрослым» (ситуационная игра)
Воспитатель класса-группы
+
15.
«Как живётся в стране бездельников?»(занятие-практикум)
16.
«Я и класс» (распределение фото детейкласса-группы в фоторамке)
Воспитатель класса-группы
+
17.
«Что я думаю сам о себе?» (занятие-размышление-игра перед зеркалом)
18.
«Мои отношения со сверстниками» (рисование «Рисуем дом и помещаем всех в нем»)
19.
«Мои «хочу» и мои «надо» (практикум)
Воспитатель класса-группы
+
20.
«Что приятнее: права или обязанности?» (занятие-размышление)
Воспитатель класса-группы
+
21.
«Зачем человеку свободное время?» (беседа)
Воспитатель класса-группы
+
22.
«Что означает твоё имя?» (блиц-опрос)
23.
«Чемодан» (игра)
Воспитатель класса-группы
+
24.
«Чувство обиды» (решение проблемных ситуаций)
Воспитатель класса-группы
+
25.
«Лестница успеха» (органайзер)
Воспитатель класса-группы
+
26.
«Сюрприз» (игра - открытие себя)
27.
«Оплошность. Как её исправить?» (занятие-практикум)
28.
«Зеркало настроения» (игра)
29.
«Высмеивание, обзывание.Зачем это надо?Кому это надо?» (занятие-размышление)
Воспитатель класса-группы
+
30.
«Учусь сопротивлению давления» (тренинг)
Воспитатель класса-группы
+
31.
«Красота человека в его поступках» (решение ситуационных задач)
32.
«Мои проблемы. Что меня волнует?» (индивидуальный блиц-опрос)
Воспитатель класса-группы
+
33.
«Аутотренинг» (разучивание упражнений, снимающих напряжение, агрессию)
Воспитатель класса-группы
+
34.
«Круги на воде» (практическое занятие)
Воспитатель класса-группы
+
35.
«Что мне поможет?» (органайзер)
Воспитатель класса-группы
+
36.
«Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?» (занятие-воспоминание)
37.
«Чем я полезен другим?» (органайзер)
Проведенные дополнительные занятия1
38.
Упражнение «Аббревиатура имени»
Воспитатель класса-группы
+
1.5. Дополнительный материал
Занятия по индивидуальной работе
-
Рисование «Автопортрет» - нарисовать себя таким, каким представляешь (Павлова М.А.Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. -стр. 128, 114.).
-
Упражнение «Личность ли я?» - дать возможность подросткам увидеть себя своими глазами, оценить свои возможности (Павлова М.А. Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. -стр. 115.).
-
Упражнение «Аббревиатура имени» - каждая буква соответствует черте характера; (РудяковаО.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. -стр. 17,84.).
-
Драматизация сказки «Теремок» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 21.).
-
Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 33.).
-
Упражнение «Перекрёсток на жизненном пути» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 45.).
-
Игра «С выдумкой идём по жизни» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 76.).
-
Упражнение «Алгоритм будущего» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 95.).
-
Беседа «Взаимодействие с окружающими» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.- Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 35.).
-
Упражнение «Ценности»(Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 40.).
-
Упражнение «Знакомство со сверстниками» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 107.).
-
Беседа «Контакт, общение» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 109.).
-
Упражнение «Учимся слушать и понимать друг друга» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 112.).
-
Упражнение «Конфликт» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 118.).
-
Беседа «Сквернословие» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 142.).
-
Игра «Мандала» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.-стр. 202.).
-
Упражнение «Шесть шагов к уверенности в себе» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.-стр. 117,123.).
-
Упражнение «Мои чувства и эмоции» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.-стр. 150.).
-
Игра «Поле слов - о самочувствии» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.-стр. 178.).
-
Беседа «Зачем я здесь»(Картушина Е.П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.-стр. 182-189.).
-
Беседа «Я и мой внутренний мир» (Воробьёва К.А. Агрессия и насилие в подростковой среде.- Москва:Школьная пресса, 2011. -стр. 20.).
-
Беседа «Всеобщая декларация прав человека»(Воробьёва К.А.Агрессия и насилие в подростковой среде.- Москва:Школьная пресса, 2011. -стр. 61.).
1.6. План работы воспитателя по реализации программы
2015-2016 учебный год
№
Содержание
Период исполнения
1.
Анализ диагнозов (психиатрического, психологического) и дополнение их педагогическими наблюдениями
Сентябрь
2.
Составление характеристики на воспитанника
Сентябрь
3.
Оформление карты занятости
1 раз в полугодие
4.
Заседание педтройки
1 раз в четверть
5.
Ведение дневника наблюдений за особенностями поведения воспитанника
1 раз в неделю и по ситуации
6.
Оказание индивидуальной помощи:
-
совместный анализ поступка, ситуации, итогов дня
Ежедневно
-
нахождение способа выхода из конкретной ситуации
По необходимости
-
установление и налаживание отношений со взрослыми
По необходимости
-
в выполнении правил поведения в интернате и за его пределами.
По необходимости
7.
Занятия у психолога:
-
релаксация
1 раз в неделю
-
индивидуальная работа
1 раз в неделю
-
посещение кружка «Подросток».
1раз в неделю
8.
Групповые занятия по изучению самого себя
1 раз неделю
9.
Воспитательские часы: тренинги, творческие мастерские, мини-проекты, дискуссии, часы общения
Еженедельно
10.
Выполнение поручений (постоянного и разовых)
Ежедневно
11.
Организация соревнований, акций
Регулярно по направлениям ВР
Воспитатель________________________ (Ф.И.О.)
Раздел 2. Дневник наблюдений за воспитанником группы риска
2.1. Общие сведения о воспитаннике
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
-
Ф.И.О. ученика(цы):________________________________________________
-
Класс: 9
-
Дата (число, месяц, год) и место рождения: ________________________________
-
Адрес регистрации:
-
Дата поступления в школу-интернат откуда прибыл:
-
Социальный статус:
-
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка: воспитатели, классный руководитель, педагоги
-
Группа здоровья ребенка, заболевания:3группа здоровья, f 70.0,f 91.1, микроциркулярная дистония с гиперактивностью, сложный астигматизм, миопия слабой степени, тубинфицирован, функциональные шумы
-
Характер ребёнка: вспыльчив, не сдержан, эгоистичен, некритичен по отношению к себе
-
Качества личности (положительные, отрицательные): работоспособный, однако работает без особого желания и интереса; общительный, однако часто является зачинщиком ссор, недоброжелательный (грубит)
-
Положение ребенка в коллективе: рядовой в классном коллективе, авторитетом у большинства учащихся не пользуется
-
Учебная деятельность:
-
успеваемость: средняя; учится без особого желания и интереса
-
уровень знаний: средний
-
мотивация обучения: отсутствует, так как преобладают другие интересы (бродяжничество, попрошайничество и др.)
-
посещаемость уроков: пропуски (иногда), опоздания (часто)
-
способности к обучению: средние
-
познавательный интерес: низкий
-
Трудовая деятельность:
-
наличие трудовых навыков: сформированы
-
предпочитаемые виды труда: не определяются
-
участие в трудовых делах:трудится без особого желания и интереса
-
Внеурочная деятельность:
-
личный вклад в жизнь класса, школы: нет
-
Круг общения (Ф.И. друзей): в школе - узкий (Виктор И., Иван Щ., Тимофей С.);вне школы предпочитает общаться с взрослыми людьми, однако пытается скрывать об этом
-
Относится ли к «группе риска» (с какого года)?
-
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина): Да, с осени 2011 года, за неудовлетворительное поведение (грубость, зачинщик ссор и др.) и нарушение некоторых режимных процессов (подъем, влажная уборка помещений, стирка личной одежды и др.)
-
Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина): лето 2013 года(самовольный уход из школы-интерната в вечернее время, был задержан нарядом полиции утром следующего дня и доставлен в школу-интернат)
-
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина): октябрь 2013, декабрь 2013, февраль 2014 (неудовлетворительное поведение на уроках и во внеурочный период, нарушение режима дня)
-
Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина): нет
-
Ф.И.О. воспитателей: _________________________________________________
-
Ф.И.О. классного руководителя: _______________________________________
2.2. Состав семьи воспитанника
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Степень родства
Ф.И.О.
Дата рождения
Место проживания
Место работы, должность
Поддерживание связей, степень влияния
Мать
Ф.И.О.
дд.мм.гггг
Респ_____ р-н, п. _______, ул. _______, д. ___, кв. ___
БОМР
Мама звонит (иногда)
Бабушка
Ф.И.О.
дд.мм.гггг
РК, _____ р-н, п. _______, ул. _______, д. ___, кв. ___
Пенсионерка
-
Тётя
(сестра мамы)
Ф.И.О.
дд.мм.гггг
РК,
г. _________, ул. _______, д. ___, кв. ___
Место работы, должность
Тётя звонит (иногда)
Тётя
(сестра мамы)
Ф.И.О.
дд.мм.гггг
РК,
г. _________, ул. _______, д. ___, кв. ___
Место работы, должность
-
2.3. Характеристика на воспитанника
2.4. Карта наблюдений за воспитанником
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Содержание наблюдений
Не наблюдается
Иногда
Часто
1. Учебная деятельность
-
равнодушие
+
-
нежелание учиться
+
-
низкая успеваемость
+
-
затруднение в освоении учебных программ
+
-
систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам
+
2. Взаимоотношения со сверстниками
Положение в классе:
-
изоляция
+
-
противопоставление себя коллективу
+
-
положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся
+
Отношение к другим детям:
-
жестокое обращение со слабыми и младшими
+
-
пренебрежительное отношение к сверстникам
+
-
принадлежность к различным молодежным группам
+
3. Взаимоотношения с взрослыми
-
конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями
+
-
грубость
+
-
бестактность
+
-
ложь
+
4. Проведение свободного времени
-
не занимается в кружках и секциях
+
-
проводит свободное время вне дома
(с друзьями на улице)
+
-
употребляет спиртные напитки
+
-
курит
+
-
зарабатывает себе на жизнь
+
5. Отношение к труду, профессиональная ориентация
Выбор профессии (для старшеклассников):
-
незнание своих возможностей и способностей
+
-
профессиональная неопределенность
+
-
неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии
+
Отношение к труду:
-
отрицательное отношение
+
-
невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома
+
-
недобросовестное отношение
+
6. Поведение и поступки
В школе:
-
прогулы
+
-
нарушения требований школьной дисциплины
+
-
нецензурная брань
+
-
жаргонная речь
+
-
порча школьного имущества
+
-
срыв уроков
+
-
драки
+
Во внеурочное время:
-
побеги из школы-интерната
+
-
невыполнение поручений, обязанностей
+
-
порча школьного имущества
+
-
нецензурная брань
+
-
жаргонная речь
+
-
прогулы занятий
+
Противоправные поступки:
-
бродяжничество
+
-
попрошайничество
+
-
азартные игры
+
-
употребление наркотиков
+
-
проституция
+
-
воровство
+
-
вымогательство
+
-
порча имущества
+
-
нанесение телесных повреждений (драка)
+
Воспитатель
______________________
Ф.И.О.
Классный руководитель
______________________
Ф.И.О.
2.5. Эффективные педагогические методы и приёмы
в индивидуальной работе с воспитанником
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
№
Методы и приёмы
2012-2013
2013-2014
2014-2015
7 класс
8 класс
9 класс
1
Убеждение
+*
2
Внушение
3
Разъяснение
+
+
4
Объяснение
+
5
Поощрение
+
+
6
Стимулирование
+
7
Сравнение с собой
8
Ситуация успеха
+
+
9
Воспитание трудом
10
Игнорирование
+
+
11
Воспитание отношением в коллективе класса-группы
+
+
12
Совместный анализ поступка, ситуации, итогов дня
+
13
Доверие
+
14
Рассуждение
15
Работа с родственниками
+
+
16
Личный пример педагога
17
Вовлечение в интересную деятельность
+
+
18
Разрывы нежелательных контактов
+
+
19
Приказания
Примечание.
* + - использованные и эффективные педагогические методы и приемы.
2.6. Контроль занятости воспитанника во внеурочное время
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
-
Недели
Кружки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
1
2
1
1
1
2
3
4
2
3
4
2
3
4
3
4
Инструкторский час
Компьютерный
Релаксация
«Пожарная часть»
Музыкальный
Библиотечный
Творческая мастерская
Информационный час
Индивидуальная работа
Час общения
Занятие-упражнение
ОБЖ
УДО
Примечания. 1, 2, 3, 4 - недели одного месяца
+ - отметка о посещении кружка, занятия
Воспитатель
______________________
Ф.И.О.
Тетради наблюдений за воспитанником
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
Образец записи в «Тетради...»
Дата: 17.10.2013 г.
Проступок:
- уход за территорию школы-интерната без разрешения педагога;
- опоздание с прогулки на 35 минут.
Цель:
- бродяжничество;попрошайничество сигарет или денег на сигареты.
Принятые меры:
- повторная беседа с воспитанником о вреде курения;
- убеждение в соблюдении режима дня;
- использование метода предупреждения, то есть перед ребёнком раскрываются неприятные для него перспективы, если он не поменяет своего поведения.
Результаты:
- в ходе беседы (Имя) вёл себя излишне свободно и непринужденно в общении с педагогом («развязно»), возмущался; был не согласен с тем, что за территорию школы-интерната ходить нельзя; по поводу курения сообщил, что он хочет и будет курить, и мы ему не запретим, а где он берёт сигареты - это его личное дело.
Воспитатель
______________________
Ф.И.О.
2.7 Выполнение временных поручений воспитанника
Поручение, обязанность
Дата
Содержание наблюдений
Генеральная уборка: прохлопать ковры из игровой комнаты
26.10.2013
Данный вид деятельности воспитанник выбрал сам, но работу выполнил только после пятикратного напоминания в течение дня
Навести порядок в личном шкафчике
17.11.2013
Весь вечер избегал работы. Порядок навел только перед отбоем (в 21.00 ч.), при этом возмущался и был очень недоволен
Воспитатель
______________________
Ф.И.О.
2.8. Изменения личностных качеств воспитанника за год
Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)
2015-2016 учебный год
______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Воспитатель
______________________
Ф.И.О.
Методические рекомендации к реализации программы.
К индивидуальному образовательному маршруту необходимо следующее сопровождение.
1. Психологическое сопровождение.
Цель - коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.
Содержание работы воспитателя (совместно с педагогом-психологом):
-
Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребёнка;
-
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные, подгруппповые и групповые занятия) с воспитанником и с классом-группой в целом;
-
Индивидуальные консультации воспитателей, классного руководителя по результатам обследования.
2. Социальное сопровождение.
Цель - ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
Содержание работы воспитателя (совместно с социальным педагогом):
-
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы;
-
Профилактическая деятельность: Совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся;
-
Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса: беседы с сотрудниками ОПДН, врачом-психиатром, тематические классные часы;
-
Консультации учителей и воспитателей.
3. Медицинское сопровождение.
Цель - формирование привычек ЗОЖ, оздоровление учащихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Содержание работы воспитателя (совместно с медицинским работником):
-
Диагностика особенностей физического и психического развития воспитанника;
-
Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
-
Профилактическая деятельность: беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний уч-ся.
4. Педагогическое сопровождение.
Цель - развитие умений и навыков культурного поведения, организация свободного времени, социальной адаптации; формирование привычек к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасности жизни.
Содержание работы воспитателя:
4.1. Диагностика индивидуальных особенностей развития.
Задачи:
-
Установить характер педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях, навыках (далее ЗУН), отставания и задержки в развитии, отклонения в отношениях;
-
Установить положение ученика в коллективе класса-группы, среди сверстников, характер взаимоотношений с ними;
-
Изучить интересы, способности и склонности воспитанника, возможности включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность;
-
Установить, входит ли воспитанник группы риска в другие группы, компании, объединения сверстников в школе-интернате и за её пределами, выявить характер влияния этих групп на данного воспитанника.
4.2. Вовлечение во внеучебную деятельность.
Задачи:
-
Включить воспитанника в работу кружков и секций в школе и вне её, исходя из его интересов и возможностей;
-
Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.
4.3. Организация досуга.
Задачи:
-
Вовлекать воспитанника в общественно полезную деятельность с учетом его интересов, стимулировать и поощрять его участие в этой работе;
-
Привлекать к участию в общешкольных и внутриклассных мероприятиях, культурно-массовой и спортивно-массовой работе, отмечать успехи и достижения в этих областях;
-
Развивать и стимулировать читательские интересы и вкусы воспитанника;
-
Организовать ненавязчивый контроль за свободным временем ребенка, его участием в деятельности групп свободного общения;
-
Привлекать к участию в психологических тренингах по развитию эмоциональной сферы, познавательной сферы, навыков общения и др.
4.4. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
-
Систематический учёт пробелов в ЗУН воспитанника по основным разделам образовательных программ. Оказание помощи в образовательной деятельности: повышение и укрепление интереса к образованию, развитие уверенности в своих силах и возможности учиться успешно;
-
Способствование налаживанию положительных связей и отношений воспитанника с одноклассниками;
-
Проявление уважения к воспитаннику со стороны педагога, доброжелательности и приветливости, не снижая педагогической требовательности к нему;
-
Установление и поддержка доброжелательных отношений воспитанника с администрацией, педагогами, техническим персоналом и другими работниками школы-интерната с целью проведения с ним всесторонней коррекционно-развивающей работы.
Общие методические рекомендации по индивидуальной работе с воспитанниками.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, является органичной частью педагогического процесса.
В коррекционно-педагогической деятельности принцип индивидуализации реализуется в соответствии с некоторыми правилами:
-
Работа со школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
-
Поиск педагогических способов коррекции поведения воспитанника необходимо вести на основе взаимодействия с ним;
-
Необходимо постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на воспитанника;
-
Проблемы отношений школьников необходимо решать с ними, а не за них;
-
Воспитанник не всегда может легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми;
-
Волевых усилий для определения трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
-
Невозможно предусмотреть все трудности жизни, но необходимо быть готовым к их преодолению.
Реализация дополнительной образовательной программы "Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска может осуществляться в обычном режиме школы-интерната.
Основными формами контроля за воспитанником являются - наблюдение, диагностики, индивидуальное собеседование.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы способствует формированию у воспитанника социально-приемлемых личностных качеств и поведения, воспитанник сможет научиться:
- осознавать необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями нравственности и этики, осознавать собственные обязательства, контролировать собственное поведение, давать адекватную оценку собственному поведению и поступкам, а так же поведению и поступкам окружающих;
- пытаться самостоятельно преодолевать трудности, встающие у него на пути;
- стремиться не совершать ошибки, о которых потом будет жалеть;
- стремиться быть здоровым духовно и физически.
Программа находится в стадии разработки, апробации и корректировки, первая часть программы требует доработки систематизации материала.
Список информационных ресурсов
-
Агрессия и насилие в подростковой среде: комплексная психо-коррекционная программа профилактики / Сост. К.А. Воробьёва. - М.: Школьная пресса, 2011.
-
Воспитание индивидуальности: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 204 с.
-
Воспитательные дела в классе: комплексные формы / Под ред. Е.Н. Степанова, Е.И. Барановой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
-
Воспитательные дела класса: теория и практика: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
-
Губанова А.В. Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета // nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/organizatsiya-raboty-s-vospitannikami-sostoyashchimi-na-ra
-
Дневник индивидуальной работы с учащимся / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 33 с.
-
Катаева Г.В. Анализ работы с ребёнком "группы риска" //
nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/analiz-
raboty-s-rebenkom-gruppy-riska -
Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
-
Козловская Е.В., Кольцова Ю.В., Лапина Ю.А., Печникова М.А., Смирнова Е.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников "группы риска" // festival.1september.ru/articles/530643/
-
Мониторинг социализации воспитанников / Авт.-сост. С.В. Андреева и др. - Волгоград: Учитель, 2013. - 111 с.
-
Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы / Авт.-сост. Т.В. Волкова. - Волгоград: Учитель, 2008.
-
Нилова И. С. Презентация на тему: "Модель работы с "трудными" учащимися // myshared.ru/slide/182556/
-
Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: Методическое пособие //
topreferat.znate.ru/docs/index-42557.html -
Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
-
Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / Авт.-сост. М.Ю. Михайлина. -Волгоград: Учитель, 2009. - 116 с.
-
Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / Авт.-сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 99 с.
-
Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / Авт.-сост. И.А. Усова и др. - Волгоград: Учитель, 2013. - 148 с.
-
Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / Авт.-сост. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. - 265 с.
-
Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: Развёрнутое тематическое планирование / Авт.-сост. С.А. Львова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 135 с.
-
Социально-педагогические технологии работы с "трудными" детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.
-
Справочник воспитателя (классного руководителя) / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 137 с.
-
Формирование личностных компетенций учащихся / Сост. Н.А. Кузнецова. - Волгоград: Учитель, 2013.
1