• Преподавателю
  • Другое
  • АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по индивидуальной работе с воспитанниками группы риска

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по индивидуальной работе с воспитанниками группы риска

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Зилаирская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



РАССМОТРЕНО

на заседании МО воспитателей

Руководитель МО

_________ С.С.Максютова

протокол № ____

от «___»__________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____________ И.Р.Кутуев

«____» ____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ Р.Х .Ишимбетов

«____» ___________ 2015 г.








АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по индивидуальной работе с воспитанниками "группы риска"







Воспитатель: Ахмеров Р.З.



Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей воспитанников 9 класса коррекционной школы-интерната

и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Направленность программы: коррекционно-педагогическая.

Период создания, апробации и корректировки программы: 2015-2016 учебный год.

Срок реализации программы - 1 год.







2015 год.


Актуальность дополнительной образовательной программы "Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска" обусловлена необходимостью построения педагогического процесса (основой которого является жизнь ребёнка) с воспитанником с осложненным поведением, а также отсутствием специальных программ для работы воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (дети с диагнозом олигофрения), с воспитанником с осложненным поведением. Программа направлена на восприятие ребенком себя и окружающего мира.

Программа направлена на оказание помощи воспитаннику из состава класса-группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, осуществление индивидуального подхода, основанного не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях. Следовательно, реализация программы расширяет возможности воспитания и обучения воспитанника группы риска.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.

Целью организованной индивидуальной работы, то есть целью данной программы является: создание условий для комплексного развития личности, способной к реализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации воспитанников.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • Формировать умения осознанно осваивать и применять знания, умения и навыки по охране и укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативным моделям поведения в различных ситуациях, по правовой культуре; прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности;

  • Развивать способности к профессиональному самоопределению, индивидуальные личностные качества каждого ребёнка;

  • Оказывать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы ученика.

Решение поставленных задач в программе осуществляется через создание индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Программа включает 2 раздела и имеет следующую структуру: пояснительная записка, план деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска (раздел 1), дневник наблюдений за воспитанником группы риска (раздел 2), приложения, список информационных ресурсов.

Содержание разделов программы:

Раздел 1. План деятельности специалистов по работе с воспитанником группы риска

1.1. Цели и задачи для воспитанника

Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)

2015-2016 учебный год

Цель 1:Способствовать преодолению негативных протестных реакций у воспитанника.

Задачи:

1.Работать над формированием личностных качеств:

- мягкость против грубости

- терпеливость

- готовность к примирению

- уважение к взрослым

- способность проявлять сострадание

2. Определение значимых людей и наиболее ценных в них качеств

3. Развитие способности соподчинять свои мотивы общим коллективным планам и делам (группы, школы).

4. Формировать правильное чувство взаимопонимания между взрослыми и детьми (уважение и соблюдение субординации).

5. Снижение завышенной самооценки посредством определения значимости воспитанника в группе детей.

6. Привлечение к участию в делах класса.

7. Меньше прямого воздействия - больше опосредованного (косвенного), через коллектив, друзей, через итоги соревнований.

8. Формировать у учащего культуру общения в системе «ученик-ученик», «взрослый - ребёнок».

Цель 2: Знакомство с наказанием за совершенное преступление (свод законов).

Задачи:

  1. Совместное с детьми установление норм и правил жизни (разработка прав и обязанностей)

  2. Проведение специальных занятий о правах и обязанностях с обсуждением конкретных ситуаций с позиции права (конфликты между детьми, детьми и взрослыми, отношение к личной собственности).

  3. Развивать умение объективно анализировать ситуации из жизни, самостоятельно мыслить, осуществлять, оценивать и контролировать свою жизнь.

  4. Воспитание человека, который может жить самостоятельно и не совершать правонарушений.

  5. Контролировать соблюдение учащимся режима дня, правил поведения, единых требований.

  6. Формировать у воспитанника соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.



1.2. Прогнозируемые результаты

Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)

2015-2016 учебный год


1. Ребёнок получит знания:

- о себе, своих личных качествах,

- о своих «плюсах» и «минусах»,

- о культуре общения,

- о нормах и правилах жизни в коллективе, в школе и в обществе,

- о том, что выбор поведения и последующее наказание зависит от него самого.

2. У него должны формироваться навыки:

- коммуникативного общения, соподчинения своих мотивов общим планам и делам класса,

- соблюдения субординации,

- контролирования своих эмоций,

- выполнения всех требований общежития (не «хочу», а «необходимо»),

- соблюдения режима дня, правил поведения,

- оценивания и контролирования своих поступков.

3. Он приобретает социальный опыт:

- проявления положительных личностных качеств ребёнка,

- положительной реакции на требования,

- культуры общения в системе «ученик - ученик», «взрослый - ребёнок»,

- осознанной жизни по законам общества без совершения правонарушений.

1.3. Недельный индивидуальный маршрут воспитанника


Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)


2015-2016 учебный год


Форма работы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Понедельник

Творческая мастерская

Вторник

Информационный час

Библиотечный час

Тестирование, анкетирование, игры, упражнения

Среда

Встречи с психологом, психиатром, социальным педагогом

Упражнения, органайзер, беседы, разбор ситуаций.

Упражнения, органайзер, беседы, разбор ситуаций.

Пожарная часть

Четверг

Час общения

Пятница

Занятие-упражнение

Классный час

Суббота

ОБЖ (разбор ситуаций,

кроссворды, викторины

по ТБ)

Воскресение

Урок делового общения, классное собрание, итоги соревнований, акций

Анализ проблем, проигрывание своего поведения в ситуациях, итоги за неделю

Кроме того, построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, склонностей, способностей, темперамента и характера личности.



1.4. План работы воспитателя с воспитанниками

Перечень рекомендуемых мероприятий



п/п

Мероприятие

Ответственный

Отметка о проведении

1.

«Делу - время, потехе - час» (практическое занятие)

Воспитатель класса-группы

+

2.

«Вежливость, что это значит» (беседа-рассуждение)

Воспитатель класса-группы


3.

«Два портрета» (рисование)

Воспитатель класса-группы

+

4.

«Прими меня таким, каков я есть» (ситуационная игра)

Воспитатель класса-группы

+

5.

«Попрошайничество как низкий способ приобретения денег» (беседа-рассуждение)

Воспитатель класса-группы

+

6.

«Учусь оценивать себя сам» (блиц-опрос)

Воспитатель класса-группы

+

7.

«Царство беззакония» («Азбука пра́ва», решение ситуационных задач)

Воспитатель класса-группы

+

8.

«Конфликты. Как их можно решить с помощью речи?» (практическое занятие)

Воспитатель класса-группы

+

9.

«Сопереживание. Учимся оценивать состояние сверстников» (ролевая игра)

Воспитатель класса-группы

+

10.

«Цветок качеств» (практическое занятие)



11.

«Удержись от упрёков» (занятие-практикум)

Воспитатель класса-группы

+

12.

«Рождение эгоиста» (ролевая игра)



13.

«Как аукнется, так и откликнется» (ролевая игра)

Воспитатель класса-группы

+

14.

«Справедливость по отношению к взрослым» (ситуационная игра)

Воспитатель класса-группы

+

15.

«Как живётся в стране бездельников?»(занятие-практикум)



16.

«Я и класс» (распределение фото детейкласса-группы в фоторамке)

Воспитатель класса-группы

+

17.

«Что я думаю сам о себе?» (занятие-размышление-игра перед зеркалом)



18.

«Мои отношения со сверстниками» (рисование «Рисуем дом и помещаем всех в нем»)



19.

«Мои «хочу» и мои «надо» (практикум)

Воспитатель класса-группы

+

20.

«Что приятнее: права или обязанности?» (занятие-размышление)

Воспитатель класса-группы

+

21.

«Зачем человеку свободное время?» (беседа)

Воспитатель класса-группы

+

22.

«Что означает твоё имя?» (блиц-опрос)



23.

«Чемодан» (игра)

Воспитатель класса-группы

+

24.

«Чувство обиды» (решение проблемных ситуаций)

Воспитатель класса-группы

+

25.

«Лестница успеха» (органайзер)

Воспитатель класса-группы

+

26.

«Сюрприз» (игра - открытие себя)



27.

«Оплошность. Как её исправить?» (занятие-практикум)



28.

«Зеркало настроения» (игра)



29.

«Высмеивание, обзывание.Зачем это надо?Кому это надо?» (занятие-размышление)

Воспитатель класса-группы

+

30.

«Учусь сопротивлению давления» (тренинг)

Воспитатель класса-группы

+

31.

«Красота человека в его поступках» (решение ситуационных задач)



32.

«Мои проблемы. Что меня волнует?» (индивидуальный блиц-опрос)

Воспитатель класса-группы

+

33.

«Аутотренинг» (разучивание упражнений, снимающих напряжение, агрессию)

Воспитатель класса-группы

+

34.

«Круги на воде» (практическое занятие)

Воспитатель класса-группы

+

35.

«Что мне поможет?» (органайзер)

Воспитатель класса-группы

+

36.

«Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?» (занятие-воспоминание)

37.

«Чем я полезен другим?» (органайзер)

Проведенные дополнительные занятия1

38.

Упражнение «Аббревиатура имени»

Воспитатель класса-группы

+


1.5. Дополнительный материал


Занятия по индивидуальной работе


  1. Рисование «Автопортрет» - нарисовать себя таким, каким представляешь (Павлова М.А.Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. -стр. 128, 114.).

  2. Упражнение «Личность ли я?» - дать возможность подросткам увидеть себя своими глазами, оценить свои возможности (Павлова М.А. Социально-педагогические технологии с «трудными» детьми».- Волгоград, 2011. -стр. 115.).

  3. Упражнение «Аббревиатура имени» - каждая буква соответствует черте характера; (РудяковаО.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Учитель, 2008. -стр. 17,84.).

  4. Драматизация сказки «Теремок» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 21.).

  5. Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 33.).

  6. Упражнение «Перекрёсток на жизненном пути» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 45.).

  7. Игра «С выдумкой идём по жизни» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 76.).

  8. Упражнение «Алгоритм будущего» (Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.- Учитель, 2008. -стр. 95.).

  9. Беседа «Взаимодействие с окружающими» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.- Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 35.).

  10. Упражнение «Ценности»(Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 40.).

  11. Упражнение «Знакомство со сверстниками» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 107.).

  12. Беседа «Контакт, общение» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 109.).

  13. Упражнение «Учимся слушать и понимать друг друга» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 112.).

  14. Упражнение «Конфликт» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 118.).

  15. Беседа «Сквернословие» (Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения.-Волгоград, Учитель, 2013. -стр. 142.).

  16. Игра «Мандала» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.-стр. 202.).

  17. Упражнение «Шесть шагов к уверенности в себе» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. -Волгоград, 2009.-стр. 117,123.).

  18. Упражнение «Мои чувства и эмоции» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.-стр. 150.).

  19. Игра «Поле слов - о самочувствии» (Картушина Е.П.Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.-стр. 178.).

  20. Беседа «Зачем я здесь»(Картушина Е.П. Психологический комфорт в школе. Как его достичь. - Волгоград, 2009.-стр. 182-189.).

  21. Беседа «Я и мой внутренний мир» (Воробьёва К.А. Агрессия и насилие в подростковой среде.- Москва:Школьная пресса, 2011. -стр. 20.).

  22. Беседа «Всеобщая декларация прав человека»(Воробьёва К.А.Агрессия и насилие в подростковой среде.- Москва:Школьная пресса, 2011. -стр. 61.).


1.6. План работы воспитателя по реализации программы


2015-2016 учебный год

Содержание

Период исполнения

1.

Анализ диагнозов (психиатрического, психологического) и дополнение их педагогическими наблюдениями

Сентябрь

2.

Составление характеристики на воспитанника

Сентябрь

3.

Оформление карты занятости

1 раз в полугодие

4.

Заседание педтройки

1 раз в четверть

5.

Ведение дневника наблюдений за особенностями поведения воспитанника

1 раз в неделю и по ситуации

6.

Оказание индивидуальной помощи:


  • совместный анализ поступка, ситуации, итогов дня

Ежедневно

  • нахождение способа выхода из конкретной ситуации

По необходимости


  • установление и налаживание отношений со взрослыми

По необходимости


  • в выполнении правил поведения в интернате и за его пределами.

По необходимости

7.

Занятия у психолога:


  • релаксация

1 раз в неделю

  • индивидуальная работа

1 раз в неделю

  • посещение кружка «Подросток».

1раз в неделю

8.

Групповые занятия по изучению самого себя

1 раз неделю

9.

Воспитательские часы: тренинги, творческие мастерские, мини-проекты, дискуссии, часы общения

Еженедельно

10.

Выполнение поручений (постоянного и разовых)

Ежедневно

11.

Организация соревнований, акций

Регулярно по направлениям ВР

Воспитатель________________________ (Ф.И.О.)


Раздел 2. Дневник наблюдений за воспитанником группы риска

2.1. Общие сведения о воспитаннике


Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)


2015-2016 учебный год



  1. Ф.И.О. ученика(цы):________________________________________________

  2. Класс: 9

  3. Дата (число, месяц, год) и место рождения: ________________________________

  4. Адрес регистрации:

  5. Дата поступления в школу-интернат откуда прибыл:

  6. Социальный статус:

  7. Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка: воспитатели, классный руководитель, педагоги

  8. Группа здоровья ребенка, заболевания:3группа здоровья, f 70.0,f 91.1, микроциркулярная дистония с гиперактивностью, сложный астигматизм, миопия слабой степени, тубинфицирован, функциональные шумы

  9. Характер ребёнка: вспыльчив, не сдержан, эгоистичен, некритичен по отношению к себе

  10. Качества личности (положительные, отрицательные): работоспособный, однако работает без особого желания и интереса; общительный, однако часто является зачинщиком ссор, недоброжелательный (грубит)

  11. Положение ребенка в коллективе: рядовой в классном коллективе, авторитетом у большинства учащихся не пользуется

  12. Учебная деятельность:

  • успеваемость: средняя; учится без особого желания и интереса

  • уровень знаний: средний

  • мотивация обучения: отсутствует, так как преобладают другие интересы (бродяжничество, попрошайничество и др.)

  • посещаемость уроков: пропуски (иногда), опоздания (часто)

  • способности к обучению: средние

  • познавательный интерес: низкий

  1. Трудовая деятельность:

  • наличие трудовых навыков: сформированы

  • предпочитаемые виды труда: не определяются

  • участие в трудовых делах:трудится без особого желания и интереса

  1. Внеурочная деятельность:

  • личный вклад в жизнь класса, школы: нет

  1. Круг общения (Ф.И. друзей): в школе - узкий (Виктор И., Иван Щ., Тимофей С.);вне школы предпочитает общаться с взрослыми людьми, однако пытается скрывать об этом

  2. Относится ли к «группе риска» (с какого года)?

  3. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина): Да, с осени 2011 года, за неудовлетворительное поведение (грубость, зачинщик ссор и др.) и нарушение некоторых режимных процессов (подъем, влажная уборка помещений, стирка личной одежды и др.)

  4. Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина): лето 2013 года(самовольный уход из школы-интерната в вечернее время, был задержан нарядом полиции утром следующего дня и доставлен в школу-интернат)

  5. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина): октябрь 2013, декабрь 2013, февраль 2014 (неудовлетворительное поведение на уроках и во внеурочный период, нарушение режима дня)

  6. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина): нет

  7. Ф.И.О. воспитателей: _________________________________________________

  8. Ф.И.О. классного руководителя: _______________________________________

2.2. Состав семьи воспитанника

Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)


2015-2016 учебный год



Степень родства

Ф.И.О.

Дата рождения

Место проживания

Место работы, должность

Поддерживание связей, степень влияния

Мать


Ф.И.О.

дд.мм.гггг

Респ_____ р-н, п. _______, ул. _______, д. ___, кв. ___

БОМР

Мама звонит (иногда)

Бабушка

Ф.И.О.

дд.мм.гггг

РК, _____ р-н, п. _______, ул. _______, д. ___, кв. ___

Пенсионерка

-

Тётя

(сестра мамы)

Ф.И.О.

дд.мм.гггг

РК,

г. _________, ул. _______, д. ___, кв. ___

Место работы, должность

Тётя звонит (иногда)

Тётя

(сестра мамы)

Ф.И.О.

дд.мм.гггг

РК,

г. _________, ул. _______, д. ___, кв. ___

Место работы, должность

-

2.3. Характеристика на воспитанника


2.4. Карта наблюдений за воспитанником


Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)


2015-2016 учебный год

Содержание наблюдений

Не наблюдается

Иногда

Часто

1. Учебная деятельность




  • равнодушие



+

  • нежелание учиться



+

  • низкая успеваемость


+


  • затруднение в освоении учебных программ

+



  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

+



2. Взаимоотношения со сверстниками




Положение в классе:




  • изоляция



+

  • противопоставление себя коллективу



+

  • положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся


+


Отношение к другим детям:




  • жестокое обращение со слабыми и младшими



+

  • пренебрежительное отношение к сверстникам



+

  • принадлежность к различным молодежным группам

+



3. Взаимоотношения с взрослыми




  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями



+

  • грубость



+

  • бестактность



+

  • ложь



+

4. Проведение свободного времени




  • не занимается в кружках и секциях


+


  • проводит свободное время вне дома

(с друзьями на улице)



+

  • употребляет спиртные напитки

+



  • курит



+

  • зарабатывает себе на жизнь



+

5. Отношение к труду, профессиональная ориентация




Выбор профессии (для старшеклассников):




  • незнание своих возможностей и способностей



+

  • профессиональная неопределенность



+

  • неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии



+

Отношение к труду:




  • отрицательное отношение



+

  • невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома



+

  • недобросовестное отношение



+

6. Поведение и поступки




В школе:




  • прогулы



+

  • нарушения требований школьной дисциплины



+

  • нецензурная брань



+

  • жаргонная речь



+

  • порча школьного имущества


+


  • срыв уроков



+

  • драки



+

Во внеурочное время:




  • побеги из школы-интерната

+



  • невыполнение поручений, обязанностей



+

  • порча школьного имущества


+


  • нецензурная брань



+

  • жаргонная речь



+

  • прогулы занятий


+


Противоправные поступки:




  • бродяжничество


+


  • попрошайничество



+

  • азартные игры

+



  • употребление наркотиков

+



  • проституция

+



  • воровство


+


  • вымогательство


+


  • порча имущества


+


  • нанесение телесных повреждений (драка)


+


Воспитатель

______________________

Ф.И.О.

Классный руководитель

______________________

Ф.И.О.

2.5. Эффективные педагогические методы и приёмы

в индивидуальной работе с воспитанником


Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)


Методы и приёмы

2012-2013

2013-2014

2014-2015

7 класс

8 класс

9 класс

1

Убеждение

+*


2

Внушение



3

Разъяснение

+

+

4

Объяснение

+


5

Поощрение

+

+

6

Стимулирование

+


7

Сравнение с собой



8

Ситуация успеха

+

+

9

Воспитание трудом



10

Игнорирование

+

+

11

Воспитание отношением в коллективе класса-группы

+

+

12

Совместный анализ поступка, ситуации, итогов дня

+


13

Доверие

+


14

Рассуждение



15

Работа с родственниками

+

+

16

Личный пример педагога



17

Вовлечение в интересную деятельность

+

+

18

Разрывы нежелательных контактов

+

+

19

Приказания


Примечание.

* + - использованные и эффективные педагогические методы и приемы.

2.6. Контроль занятости воспитанника во внеурочное время


Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)

2015-2016 учебный год


Недели

Кружки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1

2

1

1

1

2

3

4

2

3

4

2

3

4

3

4

Инструкторский час





Компьютерный





Релаксация





«Пожарная часть»





Музыкальный





Библиотечный





Творческая мастерская





Информационный час





Индивидуальная работа





Час общения





Занятие-упражнение





ОБЖ





УДО





Примечания. 1, 2, 3, 4 - недели одного месяца

+ - отметка о посещении кружка, занятия

Воспитатель

______________________

Ф.И.О.

Тетради наблюдений за воспитанником

Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)


2015-2016 учебный год

Образец записи в «Тетради...»

Дата: 17.10.2013 г.

Проступок:

- уход за территорию школы-интерната без разрешения педагога;

- опоздание с прогулки на 35 минут.

Цель:

- бродяжничество;попрошайничество сигарет или денег на сигареты.

Принятые меры:

- повторная беседа с воспитанником о вреде курения;

- убеждение в соблюдении режима дня;

- использование метода предупреждения, то есть перед ребёнком раскрываются неприятные для него перспективы, если он не поменяет своего поведения.

Результаты:

- в ходе беседы (Имя) вёл себя излишне свободно и непринужденно в общении с педагогом («развязно»), возмущался; был не согласен с тем, что за территорию школы-интерната ходить нельзя; по поводу курения сообщил, что он хочет и будет курить, и мы ему не запретим, а где он берёт сигареты - это его личное дело.

Воспитатель

______________________

Ф.И.О.


2.7 Выполнение временных поручений воспитанника


Поручение, обязанность

Дата

Содержание наблюдений

Генеральная уборка: прохлопать ковры из игровой комнаты

26.10.2013

Данный вид деятельности воспитанник выбрал сам, но работу выполнил только после пятикратного напоминания в течение дня

Навести порядок в личном шкафчике

17.11.2013

Весь вечер избегал работы. Порядок навел только перед отбоем (в 21.00 ч.), при этом возмущался и был очень недоволен

Воспитатель

______________________

Ф.И.О.

2.8. Изменения личностных качеств воспитанника за год


Воспитанник (Ф.И.): ________________________________________ (9 класс)


2015-2016 учебный год

______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Воспитатель

______________________

Ф.И.О.


Методические рекомендации к реализации программы.

К индивидуальному образовательному маршруту необходимо следующее сопровождение.

1. Психологическое сопровождение.

Цель - коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка.

Содержание работы воспитателя (совместно с педагогом-психологом):

  1. Психологическая диагностика особенностей личностного развития ребёнка;

  2. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные, подгруппповые и групповые занятия) с воспитанником и с классом-группой в целом;

  3. Индивидуальные консультации воспитателей, классного руководителя по результатам обследования.

2. Социальное сопровождение.

Цель - ознакомление обучающихся с правами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.

Содержание работы воспитателя (совместно с социальным педагогом):

  1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы;

  2. Профилактическая деятельность: Совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации учащихся;

  3. Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса: беседы с сотрудниками ОПДН, врачом-психиатром, тематические классные часы;

  4. Консультации учителей и воспитателей.

3. Медицинское сопровождение.

Цель - формирование привычек ЗОЖ, оздоровление учащихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Содержание работы воспитателя (совместно с медицинским работником):

  1. Диагностика особенностей физического и психического развития воспитанника;

  2. Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

  3. Профилактическая деятельность: беседы, тематические классные часы, мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний уч-ся.

4. Педагогическое сопровождение.

Цель - развитие умений и навыков культурного поведения, организация свободного времени, социальной адаптации; формирование привычек к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасности жизни.

Содержание работы воспитателя:

4.1. Диагностика индивидуальных особенностей развития.

Задачи:

  • Установить характер педагогической запущенности: пробелы в знаниях, умениях, навыках (далее ЗУН), отставания и задержки в развитии, отклонения в отношениях;

  • Установить положение ученика в коллективе класса-группы, среди сверстников, характер взаимоотношений с ними;

  • Изучить интересы, способности и склонности воспитанника, возможности включения его во внеучебную, кружковую, общественно полезную деятельность;

  • Установить, входит ли воспитанник группы риска в другие группы, компании, объединения сверстников в школе-интернате и за её пределами, выявить характер влияния этих групп на данного воспитанника.

4.2. Вовлечение во внеучебную деятельность.

Задачи:

  • Включить воспитанника в работу кружков и секций в школе и вне её, исходя из его интересов и возможностей;

  • Вести систематический контроль за посещением им внеучебных и внеклассных занятий.

4.3. Организация досуга.

Задачи:

  • Вовлекать воспитанника в общественно полезную деятельность с учетом его интересов, стимулировать и поощрять его участие в этой работе;

  • Привлекать к участию в общешкольных и внутриклассных мероприятиях, культурно-массовой и спортивно-массовой работе, отмечать успехи и достижения в этих областях;

  • Развивать и стимулировать читательские интересы и вкусы воспитанника;

  • Организовать ненавязчивый контроль за свободным временем ребенка, его участием в деятельности групп свободного общения;

  • Привлекать к участию в психологических тренингах по развитию эмоциональной сферы, познавательной сферы, навыков общения и др.

4.4. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

  • Систематический учёт пробелов в ЗУН воспитанника по основным разделам образовательных программ. Оказание помощи в образовательной деятельности: повышение и укрепление интереса к образованию, развитие уверенности в своих силах и возможности учиться успешно;

  • Способствование налаживанию положительных связей и отношений воспитанника с одноклассниками;

  • Проявление уважения к воспитаннику со стороны педагога, доброжелательности и приветливости, не снижая педагогической требовательности к нему;

  • Установление и поддержка доброжелательных отношений воспитанника с администрацией, педагогами, техническим персоналом и другими работниками школы-интерната с целью проведения с ним всесторонней коррекционно-развивающей работы.

Общие методические рекомендации по индивидуальной работе с воспитанниками.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, является органичной частью педагогического процесса.

В коррекционно-педагогической деятельности принцип индивидуализации реализуется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Работа со школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

  • Поиск педагогических способов коррекции поведения воспитанника необходимо вести на основе взаимодействия с ним;

  • Необходимо постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на воспитанника;

  • Проблемы отношений школьников необходимо решать с ними, а не за них;

  • Воспитанник не всегда может легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми;

  • Волевых усилий для определения трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

  • Невозможно предусмотреть все трудности жизни, но необходимо быть готовым к их преодолению.

Реализация дополнительной образовательной программы "Программа по индивидуальной работе с воспитанником группы риска может осуществляться в обычном режиме школы-интерната.

Основными формами контроля за воспитанником являются - наблюдение, диагностики, индивидуальное собеседование.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы способствует формированию у воспитанника социально-приемлемых личностных качеств и поведения, воспитанник сможет научиться:

- осознавать необходимость определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями нравственности и этики, осознавать собственные обязательства, контролировать собственное поведение, давать адекватную оценку собственному поведению и поступкам, а так же поведению и поступкам окружающих;

- пытаться самостоятельно преодолевать трудности, встающие у него на пути;

- стремиться не совершать ошибки, о которых потом будет жалеть;

- стремиться быть здоровым духовно и физически.

Программа находится в стадии разработки, апробации и корректировки, первая часть программы требует доработки систематизации материала.

Список информационных ресурсов

  1. Агрессия и насилие в подростковой среде: комплексная психо-коррекционная программа профилактики / Сост. К.А. Воробьёва. - М.: Школьная пресса, 2011.

  2. Воспитание индивидуальности: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 204 с.

  3. Воспитательные дела в классе: комплексные формы / Под ред. Е.Н. Степанова, Е.И. Барановой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

  4. Воспитательные дела класса: теория и практика: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

  5. Губанова А.В. Организация работы с воспитанниками, состоящими на различных видах учета // nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/organizatsiya-raboty-s-vospitannikami-sostoyashchimi-na-ra

  6. Дневник индивидуальной работы с учащимся / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 33 с.

  7. Катаева Г.В. Анализ работы с ребёнком "группы риска" //
    nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/analiz-
    raboty-s-rebenkom-gruppy-riska

  8. Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

  9. Козловская Е.В., Кольцова Ю.В., Лапина Ю.А., Печникова М.А., Смирнова Е.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников "группы риска" // festival.1september.ru/articles/530643/

  10. Мониторинг социализации воспитанников / Авт.-сост. С.В. Андреева и др. - Волгоград: Учитель, 2013. - 111 с.

  11. Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы / Авт.-сост. Т.В. Волкова. - Волгоград: Учитель, 2008.

  12. Нилова И. С. Презентация на тему: "Модель работы с "трудными" учащимися // myshared.ru/slide/182556/

  13. Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: Методическое пособие //
    topreferat.znate.ru/docs/index-42557.html

  14. Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.

  15. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / Авт.-сост. М.Ю. Михайлина. -Волгоград: Учитель, 2009. - 116 с.

  16. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / Авт.-сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 99 с.

  17. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. - Волгоград: Учитель, 2009.

  18. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / Авт.-сост. И.А. Усова и др. - Волгоград: Учитель, 2013. - 148 с.

  19. Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / Авт.-сост. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. - 265 с.

  20. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: Развёрнутое тематическое планирование / Авт.-сост. С.А. Львова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 135 с.

  21. Социально-педагогические технологии работы с "трудными" детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.

  22. Справочник воспитателя (классного руководителя) / Авт.-сост. Е.М. Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 137 с.

  23. Формирование личностных компетенций учащихся / Сост. Н.А. Кузнецова. - Волгоград: Учитель, 2013.

1

© 2010-2022