Статья на тему: Республика «Крым» - новый субъект в составе Российской Федерации

Включение в состав Российской Федерации большей части территории полуострова Крым, ставшего после распада СССР частью независимой Украины и до 2014 года контролировавшегося ею, с образованием двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Во второй половине февраля 2014 года в Крыму начались протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения против действий сторонников Евромайдана, пришедших к власти на Украинев результате событий февраля 2014 года. 23—24 февраля, под давлением пророссийских активистов, была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя, а 27 февраля, после захвата зданий органов власти АР Крым вооружёнными людьми без знаков различия, было сменено и правительство АР Крым. Новые крымские ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



















Статья

На тему: Республика «Крым» - новый субъект в составе Российской Федерации





















Автор:

Памжина Т.Ф. преподаватель



















Санкт - Петербург

2015 год

Введение

Включение в состав Российской Федерации большей части территории полуострова Крым, ставшего после распада СССР частью независимой Украины и до 2014 года контролировавшегося ею, с образованием двух новых субъектов Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Во второй половине февраля 2014 года в Крыму начались протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения против действий сторонников Евромайдана, пришедших к власти на Украинев результате событий февраля 2014 года. 23-24 февраля, под давлением пророссийских активистов, была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя, а 27 февраля, после захвата зданий органов власти АР Крым вооружёнными людьми без знаков различия, было сменено и правительство АР Крым. Новые крымские власти заявили о нелегитимности постмайданной власти Украины и обратились за содействием и помощью к руководству России, оказавшей им всемерную поддержку.

16 марта был проведён референдум о статусе Крыма, на основании официальных результатов которого и принятой 11 марта Декларации о независимости была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ.

Присоединение Крыма к России вызвало негативную международную реакцию. Западное сообщество («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы) расценило его как аннексию украинской территории, последовавшую за вооружённым вмешательством России во внутренние дела Украины. Россия, в свою очередь, рассматривает присоединение Крыма к России как реализацию права местного населения на самоопределение. Сама Украина не признаёт присоединение Крыма к России; 15 апреля 2014 года Верховная Рада Украины приняла закон, объявивший АР Крым и город Севастополь территориями, оккупированными Российской Федерацией.

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию о своей приверженности территориальной целостности Украины в её международно-признанных границах, непризнании крымского референдума и основанных на нём изменений статуса АР Крым и города Севастополя.

Предыстория

18 октября 1921 года в составе РСФСР была образована многонациональная Крымская АССР. В 1939 году население Крымской АССР составляло1 млн. 126 тыс. человек (49,6 % русских, 19,4 % крымских татар, 13,7 % украинцев, 5,8 % евреев, 4,5 % немцев).

После депортации в 1944-1946 гг. крымских татар 25 июня 1946 года Крымская АССР была упразднена и преобразована в Крымскую область.

В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав Украинской ССР со следующей формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР»[26]. По мнению некоторых российских исследователей и политиков, Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом республиканского подчинения РСФСР. Данной позиции придерживался и Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 года принимал постановление № 5359-1 «О статусе города Севастополя» (см. Правовой статус Севастополя).

В 1989 году депортация крымских татар была признана Верховным Советом СССР незаконной и преступной. Крымским татарам было разрешено селиться в Крыму. Началось массовое возвращение крымско-татарского народа на историческую родину.

В ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР. 20 января 1991 года в Крымской области был проведен референдум по воссозданию Крымской автономии. В референдуме приняло 81,37 % крымчан, внесённых в списки для голосования. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме.

12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». В статье 1 было сказано:

«Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».

19 июня того же года упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года.

1 декабря 1991 года на всеукраинском референдуме 54% жителей Крыма и 57% жителей Севастополя поддержали независимость Украины.

26 февраля 1992 года по решению Верховного Совета автономии Крымская АССР была переименована в Республику Крым, а 6 мая того же года была принята крымская конституция, которая подтвердила данное наименование, а также установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях, однако Верховный Совет Украины не утвердил наименование «Республика Крым».

21 мая 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление № 2809-1, которое признавало Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры». Однако российский парламент уточнил, что из-за конституирования последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

В 1992-1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины. Эти действия были пресечены украинскими властями, однако автономия Крыма была сохранена. В сентябре 1994 года Верховный Совет Украины переименовал Крымскую АССР (Республику Крым) в Автономную Республику Крым, а в марте 1995 года в одностороннем порядке отменил конституцию Республики Крым 1992 года.

К 1994 году был достигнут наивысший до 2014 года успех крымского пророссийского движения. Однако после убедительной победы на выборах пророссийское руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для реальной автономии, а также с крайне негативной позицией России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с Западом и потому рассматривало поддержку России избирателями за рубежом как неприятную помеху, способную возродить на Западе подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций» России. Кроме того, вскоре в Крыму разразился внутриполитический кризис. В результате уже в 1995 году украинские власти добились изменения конституции Крыма и упразднения поста президента республики, официальная реакция России на эти события отсутствовала.

Возможность возникновения нового конфликта в Крыму в связи с новым переделом мира считалась высокой уже в начале 2000-х годов. После войны 2008 года в Грузии рядом экспертов высказывалось предположение, что следующим конфликтом в Европе станет противостояние в Крыму между Россией и Украиной. Русскоязычное большинство населения и политика украинских элит позволили некоторым исследователям уже в 2010 году предположить, что политический раскол на Украине может привести к проведению в Крыму референдума о присоединении к России.

Правовая сторона вопроса

Согласно действующей Конституции РФ (статья 65, часть 2), «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом», согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства. Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства» должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ.

28 февраля 2014 года депутат Государственной думы РФ Сергей Миронов внёс поправки к действующему законодательству, допускающие принятие в состав РФ части иностранного государства (по инициативе местных органов или итогам местного референдума) при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав. По мнению одного из авторов российской конституции и бывшего депутата Государственной думы Виктора Шейниса, в случае утверждения поправок Миронова принятие Крыма в состав РФ не нарушило бы нормы российского права, однако стало бы серьёзным нарушением международного права, «чего не требуется ни российскому государству, ни российскому обществу». 21 марта своё заключение по законопроекту дала Венецианская комиссия, которая пришла к выводу, что законопроект не соответствует также и Конституции РФ. К тому времени, в связи с принятием 11 марта декларации о независимости Крыма (см. ниже), необходимость в принятии поправок отпала. 17 марта они были отозваны из Государственной думы.

Закон о принятии новых субъектов в состав РФ предусматривает, что в случае принятия территории в состав РФ ей должен быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа (однако не города федерального значения, как произошло с Севастополем). Конституционный суд России, сославшись на статью 5 Конституции, счёл допустимым принятие Севастополя в состав России как города федерального значения, однако не объявил напрямую, является ли в принципе установленное законом ограничение сохраняющим свою силу или же оно отменено как неконституционное.

Процесс присоединения

17 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин одобрил проект договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. 18 марта 2014 года Владимир Путин начал процедуру принятия Республики Крым в состав России, уведомив правительство и Федеральное Собрание РФ о предложениях Государственного совета Крыма и Законодательного собрания Севастополя о принятии в Российскую Федерацию и образовании новых субъектов. В Георгиевском зале Кремля в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Путин выступил с обращением к Федеральному Собранию РФ. После этого был подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания.

18 марта в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос президента РФ о проверке соответствия Конституции РФ подписанного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Запрос был принят к рассмотрению без проведения публичных слушаний.

19 марта Конституционный Суд признал договор соответствующим конституции. В тот же день президент Путин внёс на ратификацию в Госдуму Договор о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и поправку в Конституцию о создании новых субъектов Федерации.

20 марта Госдума РФ ратифицировала Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым при всего одном голосе против.

21 марта договор ратифицировал Совет Федерации. Был также принят федеральный конституционный закон об образовании в Российской Федерации двух новых субъектов - республики Крым и города федерального значения Севастополь. 21 марта Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и федеральный конституционный закон о процедуре вхождения Крыма и Севастополя в состав России и переходном периоде интеграции новых субъектов Федерации.

В Крыму и Севастополе процедура ратификации договора предусмотрена не была.

21 марта был образован Крымский федеральный округ (КФО). Полномочным представителем президента Российской Федерации в Крыму был назначен Олег Белавенцев.

2 апреля Владимир Путин подписал указ о включении Крыма в состав Южного военного округа.

11 апреля Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России.

С 25 апреля 2014 года Россия установила государственную границу между Крымом и Украиной.


© 2010-2022