• Преподавателю
  • Другое
  • Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО

Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО

Выступление на методическом совете, посвященном переходу на ФГОС второго поколения основной общеобразовательной школы. Выступление строилось на сравнении традиционных способов оценивания и нового подхода к оценке достижений обучающихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения. В докладе также отражены требованияэффективного контроля в условиях ФГОС. Переход общеобразовательной школы на ФГОС предполагает новые формы организации образовательного процесса, меняется роль учителя. Введение ФГОС ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯСпособы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №21г. Шахты Ростовской области


346504, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25,e-mail:zsсhool - [email protected]


Выступление на методическом совете

учителя английского языка Бурлаковой А.В.



Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.







Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.

Переход общеобразовательной школы на ФГОС предполагает новые формы организации образовательного процесса, меняется роль учителя. Если раньше он, в основном, выполнял функцию накопителя и распространителя информации, то теперь ему нужно превратиться в фигуру, центральная задача которой управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты. Введение ФГОС также предполагает и принципиально иные подходы к оценке достижения планируемых результатов.В чем функция оценки в современной школе? Эта мера позволяет учащемуся не просто оценить степень усвоения узкопредметных знаний и умений, но и оценить степень готовности перехода на следующую ступень образования, это показатель личностных достижений учащегося в различных аспектах его учебной деятельности.Инновационный подход к оценке требует радикального изменения традиционной философии оценки.

Сравнивая традиционное оценивание и новый подход к оценке образования видим:

Традиционная оценка, как правило, направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своём фрагментарны и узкоспециальны.

Новый подход к оценке предполагает замер сформированности системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не «книжных», а жизненных знаний.

Её инструментарий разрабатывается исходя из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях.

Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельные, либо контрольные работы, которые составляются по одной и той же схеме.

Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценивания: в том числе и нетрадиционные формы оценки - беседа, интервью, диалог и т.д.

Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся, более того, в некоторых случаях она искажает картину, так как соотносится скорее со степенью прилежания и дисциплинированности ученика, нежели с уровнем его творческих качеств. Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и др.

При новом подходе учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет значительно обогатить оценку, отразить «невидимые» моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей.

Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки переносит акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на его перспективный потенциал как субъекта процесса непрерывного самообразования.

И еще очень важный момент:

При традиционном оценивании все рычаги контроля находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается.

При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.

Таким образом, в условиях введения ФГОС эффективный контроль должен отвечать следующим требованиям.

  1. Направленность на оценку способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Для этого в содержание проверочных работ должны быть включены задания продуктивного и творческого характера, ситуационные задачи.

  1. Оценивание должно способствовать пониманию предмета.

Контрольные материалы для этого определённым образом структурируются: по уровням результатов («Обучающийся научится», «Обучающийся получит возможность научиться») и в соответствии с логикой изучения предмета. Последнее предполагает выделение этапов, пунктов, критериев - т.е. тех вопросов, которые будут контролироваться в ходе проверки. Делается это для того, чтобы сориентировать ученика при подготовке к контрольной работе на главные, ключевые моменты в содержании.

  1. Результаты контроля должны быть доступны самооценке учеников.

Одной из особенностей требований к результатам является вовлечение учащихся в оценочную деятельность вместе с педагогом. Организация самооценки и взаимооценки предполагает открытость критериев оценивания, наличие в свободном доступе эталонов выполнения заданий, образцов решения задач и т.п. Кроме того, этот вид деятельности должен реализовываться учителем систематически.

  1. Развивать критическое мышление и метапредметные навыки, помогать ученикаммаксимально использовать собственный потенциал.

ФГОС ставит задачу перед учителем овладеть компетентностью в области оценивания метапредметных и личностных результатов.

  1. Стимулировать и учителя, и учеников размышлять над достигнутым.

Анализ контроля должен не только фиксировать достигнутые результаты и допущенные ошибки, но и показывать возможности для дальнейшего развития учащихся и совершенствования учебного процесса. Коррекция результатов должна начинаться с ответов на вопросы: «Что было выполнено верно?», «Какие были допущены ошибки и почему?», «Какие изменения мне необходимо внести в свою деятельность, чтобы улучшить результаты?».

  1. Соответствовать уровню и потребностям учеников; быть значимой и интересной частью учебной деятельности.

Контроль - не наказание. И для учителя, и для учеников оценивание должно быть необходимой и открытой процедурой: каждый должен знать, когда, что и по каким вопросам будет проверяться.

Можно сделать вывод, что контроль и оценка результатов в условиях перехода на ФГОС претерпевает существенные изменения и педагогу необходимо в этом разобраться, понять и овладеть для организации учебной деятельности в условиях введения и реализации новых стандартов.



© 2010-2022