- Преподавателю
- Другое
- Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО
Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурлакова А.В. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №21г. Шахты Ростовской области
346504, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25,e-mail:zsсhool - [email protected]
Выступление на методическом совете
учителя английского языка Бурлаковой А.В.
Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.
Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.
Переход общеобразовательной школы на ФГОС предполагает новые формы организации образовательного процесса, меняется роль учителя. Если раньше он, в основном, выполнял функцию накопителя и распространителя информации, то теперь ему нужно превратиться в фигуру, центральная задача которой управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты. Введение ФГОС также предполагает и принципиально иные подходы к оценке достижения планируемых результатов.В чем функция оценки в современной школе? Эта мера позволяет учащемуся не просто оценить степень усвоения узкопредметных знаний и умений, но и оценить степень готовности перехода на следующую ступень образования, это показатель личностных достижений учащегося в различных аспектах его учебной деятельности.Инновационный подход к оценке требует радикального изменения традиционной философии оценки.
Сравнивая традиционное оценивание и новый подход к оценке образования видим:
Традиционная оценка, как правило, направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своём фрагментарны и узкоспециальны.
Новый подход к оценке предполагает замер сформированности системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не «книжных», а жизненных знаний.
Её инструментарий разрабатывается исходя из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях.
Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельные, либо контрольные работы, которые составляются по одной и той же схеме.
Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценивания: в том числе и нетрадиционные формы оценки - беседа, интервью, диалог и т.д.
Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся, более того, в некоторых случаях она искажает картину, так как соотносится скорее со степенью прилежания и дисциплинированности ученика, нежели с уровнем его творческих качеств. Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и др.
При новом подходе учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет значительно обогатить оценку, отразить «невидимые» моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей.
Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки переносит акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на его перспективный потенциал как субъекта процесса непрерывного самообразования.
И еще очень важный момент:
При традиционном оценивании все рычаги контроля находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается.
При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.
Таким образом, в условиях введения ФГОС эффективный контроль должен отвечать следующим требованиям.
-
Направленность на оценку способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Для этого в содержание проверочных работ должны быть включены задания продуктивного и творческого характера, ситуационные задачи.
-
Оценивание должно способствовать пониманию предмета.
Контрольные материалы для этого определённым образом структурируются: по уровням результатов («Обучающийся научится», «Обучающийся получит возможность научиться») и в соответствии с логикой изучения предмета. Последнее предполагает выделение этапов, пунктов, критериев - т.е. тех вопросов, которые будут контролироваться в ходе проверки. Делается это для того, чтобы сориентировать ученика при подготовке к контрольной работе на главные, ключевые моменты в содержании.
-
Результаты контроля должны быть доступны самооценке учеников.
Одной из особенностей требований к результатам является вовлечение учащихся в оценочную деятельность вместе с педагогом. Организация самооценки и взаимооценки предполагает открытость критериев оценивания, наличие в свободном доступе эталонов выполнения заданий, образцов решения задач и т.п. Кроме того, этот вид деятельности должен реализовываться учителем систематически.
-
Развивать критическое мышление и метапредметные навыки, помогать ученикаммаксимально использовать собственный потенциал.
ФГОС ставит задачу перед учителем овладеть компетентностью в области оценивания метапредметных и личностных результатов.
-
Стимулировать и учителя, и учеников размышлять над достигнутым.
Анализ контроля должен не только фиксировать достигнутые результаты и допущенные ошибки, но и показывать возможности для дальнейшего развития учащихся и совершенствования учебного процесса. Коррекция результатов должна начинаться с ответов на вопросы: «Что было выполнено верно?», «Какие были допущены ошибки и почему?», «Какие изменения мне необходимо внести в свою деятельность, чтобы улучшить результаты?».
-
Соответствовать уровню и потребностям учеников; быть значимой и интересной частью учебной деятельности.
Контроль - не наказание. И для учителя, и для учеников оценивание должно быть необходимой и открытой процедурой: каждый должен знать, когда, что и по каким вопросам будет проверяться.
Можно сделать вывод, что контроль и оценка результатов в условиях перехода на ФГОС претерпевает существенные изменения и педагогу необходимо в этом разобраться, понять и овладеть для организации учебной деятельности в условиях введения и реализации новых стандартов.