• Преподавателю
  • Другое
  • Отчет А слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет А слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абашев Андрей Рифкатович Портфолио учителя Отчет А

Группа № 3 Уровень 1

Филиал ЦПМ г. Петропавловск 12.11.2015

Отчет А

Почему мне необходимо меняться?

На каждом историческом этапе происходят определенные изменения в направлении развития общества и школа, играя ключевую роль должна соответствовать требованиям времени и потребностям общества.

По моему мнению, М. Фуллан достаточно точно определил основную цель реформы образования, как моральную необходимость повысить образовательные достижения всех учащихся и сократить отставание наименее продвинутых групп в обретении высокого уровня умений и компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире.

Анализ литературы и практика показывает, что все реформы в образовании вызваны тем, что образование не соответствует потребностям диктуемым обществом; от уровней науки, культуры отстает содержание образования, используемые формы и методы обучения, система образования не ориентируется на обновленную, востребованную временем экономику.

Практика показывает, что вопрос о качестве образования был и остаѐтся самым актуальным. Анализ нормативных документов позволил определить, что качество образования на сегодняшний день определяется достижением личностных, системно - деятельностных и предметных результатов, которые предполагают всестороннее развитие личности ребенка, формирование умений анализировать, критически мыслить, проводить исследования, находить пути решения проблем, самоопределиться и найти свою «нишу» в обществе.

Образование должно ориентироваться и соответствовать интересам общества и потребностям современных детей и их родителей, поэтому учителя, в частности и моей школы ищут ответы на извечные вопросы: «Как учить на уроках, чтобы всем хотелось учиться, и чтобы все учились успешно? Как значительно сократить затраты времени и сил для получения желаемых результатов?».

Требование времени диктует то, что школе необходимо изменяться. Причинами изменений являются: глобальный характер конкуренции, перераспределение благосостояния, экономические показатели напрямую зависит от того, как работают образовательные системы, информационно - коммуникационные технологии настолько просты, что уже даже трехлетние дети пользуются ими.

Сегодня многие образовательные системы в глобальной экономике нацелены не только на интеграцию академической, но и трудовой мобильности человеческих ресурсов.

Особого внимания заслуживает система образования Канады. Данная страна опережает другие страны по затратам на развитие образования и это напрямую связано с тем, что она является самой благополучной странойпо показателям социально - экономического роста. Личностно - ориентированное обучение определяет основной подход в образовательных учреждениях Канады и ориентирован на профессиональную подготовку, моральное и гражданское развитие, интеллектуальное и личностное развитие. Поэтому опыт Канады представляет большое практическое значение для осуществления реформ в Казахстане.

Ярким примером радикальных, результативных реформ, которые оказали существенное воздействие на восстановление образования и стали впечатляющей страницей в развитии мировой школы являются реформы в Китае.

В период проведения реформ в Китае тщательным образом анализировались результаты проведенных реформ в других странах, перенимались лучшие передовые педагогические идеи других стран, выстраивалось новое содержание образования, менялись подходы, методы, технологии обучения, то есть создавались все необходимые, благоприятные условия для развития личности в школе.

Особого внимания заслуживает эффективная система отбора учителей в Сингапуре. Будущие учителя должны входить в 30% лучших выпускников школ, должны представить доказательства интереса к преподаванию и работе с детьми, должны достичь высоких результатов в уровне грамотности, так как именно уровень грамотности учителя влияет на результаты учеников, проверяются специальной комиссией установки, способности и личные качества будущий учителей.

Как правило, экономически сильные государства, такие как: Швейцария, Сингапур, США, Финляндия, Германия, Япония, Гонконг, Нидерланды, Великобритания, Швеция (первая 10-ка по рейтингу глобальной конкурентоспособности 2014 - 2015 гг., Казахстан в данной позиции находится на 50-м месте(!)) имеют, на мой взгляд, довольно не плохую сферу образования, которая не всегда является совершенной и поэтому может иметь свои минусы и плюсы по результатам исследований [5]. Эта система может субсидироваться как государством, так и частными компаниями. Данная сфера (сфера образования) основанная на внутренней и внешней политике вышеперечисленных государств, ориентируемая на мировую экономическую и политическую конкурентоспособность, в фундамент своего развития поставила воспитание человека-патриота (по - моему мнению, более "экономического (мы богаче и успешнее)", чем духовного) на уровне государства. Но, видимо, таково веление времени.

Хочется отметить, что вышеперечисленные страны, имея сильную экономику, к сожалению, больше ориентированы на получение, скорее, государственной экономической выгоды, чем духовного роста граждан. Видимо поэтому огромное внимание уделяется развитию технического образования, причем узко специализированного (например Гонконг, США, Сингапур, Япония) и только потом духовного. Как, например, в Гонконге, учебные предметы, относящиеся не к техническим и языковым, объединены в так называемые "общие дисциплины", представляющие собой сочетание музыки, физкультуры и искусства [5].

По моему мнению, несомненным плюсом в разрешении вопросов образования в экономически развитых государствах, является создание в образовательной сфере конкурентно-ориентированного подхода на рынке труда, выражающегося в дальнейшем продвижении наиболее образованных людей по карьерной лестнице. Другими словами, каждый обучающийся, достигнув определенных высот и ставя перед собой новые цели, может видеть результат своих усилий, что в дальнейшем позволяет ему регулировать дальнейшее продвижение, выбирая наиболее оптимальный и прибыльный для него путь.

Главное, что способствует высокому образовательному уровню в столь несхожих, казалось бы, по подходу в вопросах образования странах - высокий уровень профессионализма педагогов. Ставка делается не на одарённых учеников, а на одарённых педагогов.

В Казахстане в данном направлении уже успешно реализуется проект по обучению педагогов на курсах по уровневым программам, разработанным Центром педагогического мастерства в партнерстве с Кембриджским университетом. Пройдя эти курсы, педагог получает инструмент для проектирования современного урока - урока, на котором формируются востребованные временем навыки, осваивает новые подходы в преподавании и обучении, получает возможность совершенствовать свои навыки и обучать своих коллег.

Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Образовательный уровень качества знаний и умений обучающихся, как результат развития системы образования определяет не только система национального тестирования и экзамены, но и независимые от страны, международные мониторинговые исследования. Это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся «PISA», международное мониторинговое исследование «TIMSS», международное сравнительное исследование качества чтения обучающихся «PIRLS» и международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности школьников из разных стран мира «ICILS» [1].

Какова же оценка образовательного уровня на современном этапе в Казахстане? Ответ на этот вопрос дают результаты международных исследований, например, PISA. Показатель выполнения тестовых заданий по республике в разрезе направлений: математическая грамотность - 41%, естественнонаучная - 40%, грамотность чтения - 38% [3]. Данные показатели свидетельствуют о том, что у казахстанских школьников слабо сформированы основные навыки необходимые в 21 веке.

Материалы, отражающие результаты исследований в республике, а так же в нашей области свидетельствуют о том, что наши дети хорошо воспроизводят изученный материал, выполняют по предложенным алгоритмам, применяют правила. Но когда предлагаются задания на применение знаний в практических и жизненных ситуациях, где необходимо принимать самостоятельные решения, составлять планы действий, рассматривать нестандартные ситуации, проводить анализ, делать интерпретацию, соответствующие аналитические выводы и проводить оценку, то дети в большинстве случаях не справляются. В беседе с учителями своей школы, которые уже вносят изменения в практику преподавания и обучения я так же отметил. Что они говорят о низких результатах при выполнении заданий, где требуется классификация, выдвижение гипотез, формулировка выводов, планирование и проведение экспериментов, практических заданий и анализ результатов.

Полученные результаты побуждают органы государственной власти к проведению реформ, разработке и внедрению новых образовательных стандартов и программ.

Образование признано одним из приоритетных направлений Стратегии «Казахстан-2030». Определяющим фактором повышения уровня жизни населения и одним из условий конкурентоспособности страны является эффективность государственной образовательной политики страны.

В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана [2] отмечается необходимость выделения основных приоритетов, в направлении освоения нано - и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего, что определено основной целью вхождения Казахстана в 30 развитых стран мира и глобальным характером конкуренции.

Для этого нужно качественное образование, создание возможностей для раскрытия потенциала молодежи. Поэтому перед образовательными системами ставится еще одна задача: «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [2].

В целях осуществления эффективной образовательной политики в Казахстане изучается передовой опыт осуществления реформ в других странах. Перенос лучшего опыта позволит быстрее достичь желаемых результатов, идти по пути совершенствования и развития.

Мировой опыт учитывается при переходе Казахстана на 12-летнее обучение, которое реализуется во многих развитых странах мира.

Предполагаемый переход определяется тем, что увеличение продолжительности обучения позволит гражданам повысить свой уровень образованности, а так же будет соответствовать мировым стандартам образования.

Запланированные и уже внедряемые в некоторых школах Казахстана обновления содержания образования вызваны, по моему мнению тем, что действующая программа средней школы ориентирована на теоретический характер и не способствует развитию навыков мышления высокого уровня, не соответствует требованиям времени и препятствует эффективному обучению. Изучаемые в школе предметы уделяют больше времени теории и не уделяют должного времени на практическое приложение, в результате ученики не способны применять знания в новых ситуациях. В нашей школе, большинство учителей, так же считает, что именно действующие программы, содержание образования, учебники являются результатом низких показателей учащихся при внешней оценке достижений.

Поэтому система образования Казахстана с учетом мирового опыта должна быть направлена на пересмотр содержания образования с учетом мировых критериев, учет возрастных особенностей, интеграцию предметов и оптимизацию учебной нагрузки, обучению учащихся в профильных классах с учетом их интересов, способностей и определению их жизненных преспектив.

Обучаясь на курсах, я осознал, что в программе обучения собраны все лучшие наработки в области преподавания и обучения, как учеников, так и учителей, направленные на формирование навыков 21 века и удовлетворение требований времени.

Внесение изменений в практику преподавания и обучения в школе, где я работаю, позволит решить большое количество существующих проблем. Одной из наших школьных проблем является оценивание. В результате данной проблемы, многие школьники переходят в другие школы, где им не ставят неудовлетворительных оценок, что несомненно привлекает учеников. Обсуждая данную проблему на педсоветах, мы так и не смогли прийти к консенсусу. Хочу заметить, что наша школа и так малокомплектная, и поэтому такое "разбазаривание" обучающихся может иметь катастрофические последствия для учителей и села в целом. Школу могут просто закрыть. Причина данной проблемы в системе оценивания и прилагаемой к ней инструкции, за что ставиться "5", "4"... и т.д.

На мой взгляд, эта система полностью изжила себя, и ее необходимо менять. Мне бы очень хотелось на практике заняться данной проблемой и добиться положительного результата в ее решении, по крайне мере в нашей школе.

Учителя моей школы готовы к внесению изменений, коллеги понимают значимость проводимых преобразований. Систематическое планирование групповых и индивидуальных форм работы весьма важны для формирования у учащихся навыков саморегуляции, важных навыков планирования работы, ее организации и самоконтроля, умений обрабатывать и анализировать информацию, делать обобщения, вносить необходимые коррективы в работу. Учащиеся осознают, что может существовать различное аргументированное мнение, можно совместно решать проблемы и получать помощь, можно конструктивно вести диалог и исследование. Школьники свободны в выборе стратегий, приемов и способов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает, как и что необходимо делать, в процессе коллективного взаимодействия у обучающегося формируется навыки самостоятельного обучения и осмысление изученного.

Очень важным является внедрение на уроках критериального оценивания, в частности формативного оценивания - оценивания для обучения, что способствует осмыслению того, как ты обучаешься.

Критериальное оценивание способно устранить недостатки традиционной системы оценивания. К таким недостаткам, если говорить на примере нашей школы является отсутствие четких критериев оценки конечного результата обучения, учителя школы при выставлении оценок не учитывают индивидуальные возможности каждого ученика и ориентируются на среднего. Оценка не работает на устранение пробелов при изучении материала, родители не видят уровень достижений их детей, и не знают, как им помочь в обучении, отсутствует обратная связь между учителем и учеником. Соответственно все это сказывается на понижении уровня мотивации детей к обучению. Возможность внедрения критериального оценивания в нашей школе позволит учителям решить возникающие достаточно часто проблемы в обосновании и «оправдании» выставленных ими оценок.

Новые подходы - коучинг, менторинг, Lesson Study и исследование в действии способствуют профессиональному развитию. Учитель становится более уверенным в том, что делает. Как следствие, отношение учителя к процессу планирования и проведения урока меняется существенно, так как систематизированное проведения рефлексии способствует выработке умения критически взглянуть на проблему. Работая в командах, учителя имеют возможность делиться опытом, идеями и стратегиями, доказавших свою эффективность на практике, возможность выработать и апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков.

Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников [4]. После окончания курсов я смогу помочь своим коллегам, смогу решать существующие проблемы. Ведь, если сам будешь стараться изменить себя, то и окружающие и понимающие тебя люди, могут сделать то же самое, и вместе мы сможем выбрать наиболее верный путь дальнейшего развития, а именно путь новатора и лидера в школе и обществе.

Список литературы:


  1. Развитие естественнонаучной грамотности школьников в контексте международных исследований PISA, TIMSS. Учебно-методическое пособие. - Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2014. - 40 с

  2. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана от 17.01. 2014 г. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». akorda.kz/

  3. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. А. Култуманова, Г. Бердибаева, Б. Картпаев, И. Иманбек, К. Шарбанова, М. Рахимова, Ж. Жумабаева, З. Пирнепесова, Б. Окенова, А. Увалиева. Астана: НЦОСО, 2013 - 283 стр.

  4. «Lesson study» как способ совершенствования практики обучения.

Методическое пособие. - Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2014. - 48 с.

  1. articlekz.com/article/8445 - «Этапы развития школьной системы образования Республики Казахстан: анализ моделей обучения и проблемные области в методологии дидактики»



7


© 2010-2022