• Преподавателю
  • Другое
  • Коррекционно -развивающие занятия по программе Учимся, играя для учащихся младших классов

Коррекционно -развивающие занятия по программе Учимся, играя для учащихся младших классов

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно - развивающие занятия по программе «Учимся, играя», направлены на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Занятие 1. Восприятие.

Задание 1.Части суток.

Цель: развить правильное представление о частях суток.

Игровой материал: рисунки с изображением каждого времени суток -утро, день, вечер, ночь.

Разминка: Игра «Здравствуйте, я рада с вами познакомиться». Дети встают в круг, берутся за руки и по очереди называют свое имя и два, три слова о себе, или то, что он любит (например, здравствуйте, я рад с вами познакомится, меня зовут Саша, мне 7 лет, здравствуйте, я рада с вами познакомиться, меня зовут Ира, я люблю кошек).

Ход работы: затем детям ведущий задает вопросы: Что вы делаете утром? Когда приходите в школу? Что вы делаете утром в школе? и т. д.

После этого детям показываются картинки о каком времени суток идет речь в каждой. Дети справляются с заданием. После этого предлагается самостоятельно разложить картинки в соответствии с последовательностью частей суток.

Заключительная часть: Упражнение «Подарки». Педагог -психолог предлагает войти в круг любому ребенку по желанию. Остальные дети придумывают для этого ребенка «подарки», которые они могут ему подарить (например, Оле я хочу подарить улыбку, что бы она чаще улыбалась, Мише доброту, что бы он не дрался).

Ритуал прощания: «Я предлагаю тебе свою любовь». Взяться за руки передать как эстафету, пожатие. Начинает педагог я передала вам свою любовь, и она идет к вам от меня к( имя ребенка); от …к … и т. д. И, наконец снова возвращается ко мне, и я чувствую, что ее стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет.

Занятие2 .Восприятия качеств величины.

Задание. Разложи на «кучки».

Цель: Совершенствование восприятия величины.

Игровой материал: 20 карточек с изображением знакомых предметов, большого и маленького размера.

Разминка: Упражнение «Снежный ком». Ребята садятся в круг. Педагог начинает передавать игрушку по кругу, называя свое имя. Рядом сидящий ребенок называет имя психолога и свое. И так по кругу.

Ход работы: взрослый начинает раскладывать на две кучки и просит детей продолжить самостоятельно: выделив признак величины, распределить оставшиеся карточки.

Задание. Сравни предметы.

Игровой материал: листы бумаги, простые и цветные карандаши.

Ход работы: сначала нужно попросить детей нарисовать предметы, соответствующие понятиям:

Большой - маленький, высокий - низкий, широкий -узкий.

Затем дети играют сравнивая различные предметы по этим признакам и выделяют указанные параметры в окружающих обьектах (в пределах комнаты для занятий). А так же дети сравнивают себя по росту, выстраиваясь вряд. Ведущими могут быть дети, которые хуже справляются с заданием, или все по очереди. В качестве закрепления материала проводится игра, когда взрослый говорит одно из слов, определяющих величину( большой, маленький, широкий, узкий), а дети показывают руками.

Заключительная часть: Упражнение «Факиры». Дети изображают факиров. Они садятся на коврик, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

Ритуал прощания: «Я передаю тебе свою любовь». Взяться за руки передать как эстафету, пожатие. Начинает педагог я передала вам свою любовь, и она идет к вам от меня к( имя ребенка); от …к … и т. д. И, наконец снова возвращается ко мне, и я чувствую, что ее стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет.

Занятие 3.Мышление.

Цель: развитие логического мышления, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.

Задание1. Кто кем будет?

Игровой материал: список слов или картинки с изображением этих образов.

Разминка: « Интервью». Дети по очереди встают на стульчик, входят в роль взрослого человека. Ведущий берет у него интервью, просит представиться его по имени и отчеству, рассказать где и кем работают и т. д.

Ход работы: педагог показывает или называет предметы, явления, качества, а дети должны ответить на вопрос, как они изменятся и кем будут. Итак, кем, (чем) будет:

Яйцо -… кожа -… семечко -… день -… икринка -… деревянная доска -… железо -…

Кирпич-… Цыпленок -… ткань -… гусеница -… мука -… лето -…

Следует помнить, что существует различные варианты ответа, яйцо может стать крокодилом, змеей.

Задание 2. Разложи по порядку и составь рассказ.

Игровой материал: набор сюжетных картинок на каждого ребенка( 3-4 шт. на сюжет).

Ход работы: детям даются картинки, педагог просит внимательно их рассмотреть, затем объясняет, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий( начало, середина, конец). И в заключение каждый ребенок готовит небольшой рассказ по картинкам. Рассказывают дети по очереди. Второй вариант -говорить по одному предложению.

Заключительная часть: «Воздушные шарики». Все вы -воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают и вы становитесь, все легче и легче, поднимаетесь все выше и выше. Веревочка оторвалась и вы летите туда, куда дует теплый и ласковый ветерок. Вам легко спокойно, хорошо, вы видите сверху полянки, ручейки, домики… Но вот пришла пора возвращаться домой … Вы снова в этой комнате … Потянулись и открыли глаза.

Занятие 4. мышление.

Задание 1. Мир вокруг нас.

Цель: Развитие мышления, любознательности, сообразительности.

Игровой материал: карточки, где изображены люди в различных ситуациях ( например, кушают, играют, умываются, стоят под дождем), а так же карточки с соответствующими этим ситуациями предметами( например, ложка и тарелка, полотенце).

Разминка. «Узнай по голосу». Дети встают в круг. Выбирают ведущего. Ведущий встает в круг, закрывает глаза. А дети называют тихонько слова. Ведущему нужно угадать, кто его окликнул.

Ход работы: детям раздаются карточки с изображение знакомых ситуаций. Затем просят детей подобрать к ним карточки, на который нарисованы не достающие предметы, а так же объяснить свой выбор.

Задание 2.

Игровой материал: детское лото.

Ход работы: «Картинки загадки» Из группы детей выбирается один водящий. Остальные сидят на стульях, они должны отгадывать. У педагога, либо детское лото, либо большая коробка где лежат картинки, с изображение различных предметов. Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая детям, он описывает предмет нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующий водящий становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Заключительная часть: Упражнение «Кулачки». Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Это и каждое упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем -

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Занятие 5 Внимание.

Задание 1.

Цель: развитие зрительного внимания, зрительно пространственной ориентации, воображения логического мышления.

Игровой материал: наглядные пособия и раздаточный материал (3 -4 карточки каждого ребенка)

Разминка: упражнение «Комплименты». Все участники образуют круг у одного в руках мягкий мяч. Играющий с мячом, выбирает любого участника, дарит ему комплимент и передает мяч.

Ход работы: педагог демонстрирует карточку наложенных контуров, например, легковой машины, бочки, весов. При этом он объясняет детям, что только по началу все, здесь изображенное, кажется «путаницей». На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Что бы не ошибиться в том, что же изображено на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения и очень внимательно. Педагог проводит по линиям выбранного контура несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнали предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно «распускается» вся «путаница». Затем выдаются карточки «путаницы», педагог просит внимательно смотреть и сказать, что у кого изображено.

Задание 2.

Игровой материал: листы бумаги, карандаши.

Ход работы: детям предлагается самим составить «путаницу» друг для друга. Можно упростить задание, пусть нарисуют несколько предметов, а за тем их зачертят или заштрихуют, другие ребята должны угадать, что это было.

Заключительная часть: игра «Молекула».

Все бегают по комнате, при слове «молекула», которое произносит ведущий, все собираются в кучу, плотно прижавшись друг к другу. Игра повторяется.

Занятие 6. Внимание.

Цель: совершенствование внимание, развитие быстроты реакций

Игровой материал: кукла «Тимошка».

Разминка: игра «Карлики и великаны». По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет упражнение вместе со всеми. Команды даются в разбивку и разном темпе.

Ход работы: Игра «Тут что -то не так» ведущий достает куклу Тимошку. Тимошка обращается к детям: Здравствуйте ребята! Что я вам расскажу! Иду я вчера вечером по дороге солнце светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из -за угла как выскачет собака, как зарычит на меня : ,,Ку -ка -ре -ку !,, - и рога уже на меня наставила, а я испугался и убежал.

Иду я по лесу, а кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку, смотрю там на берегу рыба сидит, ногу на ногу закинула, сосиску жует, я подошел, она прыг в воду и уплыла.

Детям нужно сказать, что не правильно в рассказах Тимоши.

Заключительная часть: игра «Сова». Дети выбирают водящего -сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «ночь». Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие должны замереть. Кто пошевелился или засмеялся. Становится совой.

Упражнение для снятия психо-эмоционального напряжения: «Голоса природы». Дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы»

Занятие 7. Память.

Задание 1. Опосредованное запоминание (в основе методика А.Р. Лурии, Л.С. Выготского)

Цель: развитие опосредованного осмысленного запоминания, слуховой памяти наблюдательности.

Игровой материал: картинки с изображением предметов: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж.

Разминка: Игра «Баба Яга»Дети сидят спокойно на стульях в кругу лицом друг к другу. Педагог просит показать: какие, бывают выражения лица, позы, жесты у взрослых когда они сердятся. Дети сначала немного подумали, затем начали показывать друг другу и педагогу.

Ход работы. Перед детьми разложить эти картинки. Объяснить, что сейчас, прочитаю слова, которые надо запомнить, детям нужно подобрать к каждому слову самую подходящую картинку, что бы эта картинка помогла вспомнить слово.

Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа.

Задание 2. Запомни порядок

Ход работы: дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Из детей выбирается ведущий , который посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Второй вариант, дети сначала выстраиваются друг за другом, затем расходятся. А ведущий должен построить их, как они были.

Заключительная часть: игра «запомни свое место». Дети стоят в углу или в разных углах комнаты, каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки дети должны вернуться на свои места.

Ритуал прощания «Я предлагаю тебе свою любовь»

Занятие 8. Воображение.

Задание 1. Два карандаша.

Цель: развитие воображения.

Игровой материал: бумага, цветные карандаши.

Ход работы: детям предлагается нарисовать какую -нибудь картину двумя карандашами одновременно. После чего можно разукрасить рисунок.

Разминка: этюд «Вежливый ребенок» на стульях сидят дети входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим (дети по очереди играют роль вежливого ребенка.

Заключительная часть: Упражнение «Олени». Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох - выдох.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубок.

Задание 9. Воображение.

Задание 1. Создай и имя дай.

Цель: развитие воображения, преодоление детского эгоцентризма.

Игровой материал: пластилин, клеенки, специальные палочки.

Разминка: игра «Найди партнера». Взрослый предлагает объединиться в пары с тем, у кого одинакового цвета носки, есть пуговицы, одной длинны волосы, и т. д.

Ход работы: попросить детей, сидящих рядом, договориться, кто будет лепить верхнюю часть, а кто нижнюю, или переднюю и заднюю своего необычного животного. Дети должны соединить готовые части и дать ему имя.

Задание 2. Бывает - не бывает.

Цель: обогащение воображения, здравого смысла ребенка.

Игровой материал: тексты с ситуациями, мячик.

Ход работы. Детям нужно представить ту ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Обязательно чередуется реальные и нереальные ситуации. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, второй его ловит и говорит бывает или не бывает (или ловит, если бывает, и не ловит, если не бывает). Примерные ситуации: «Волк бродит по лесу. Волк на дереве сидит. Курица питается зерном. Козленок бодается. Воробей каркает. Лягушка ходит по болоту, мальчик ест траву. Дом стоит и смеется. После зимы наступает лето. Листья на деревьях бывают зелеными, желтыми и красными…»

Заключительная часть: «Тихий час для мышат». Педагог предлагает детям превратиться в мышат. Показать, что они откусывают кусочки сыра, обедают. Гладят свои животики - наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети - мышата укладываются на «коврик» спать. Включается музыка для релаксации.

Прощальный ритуал: «Я предлагаю тебе свою любовь».


10


© 2010-2022