Программа внеурочной деятельности Нескучные пальчики (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соревнованская основная общеобразовательная школа»














Рабочая программа кружка

«Нескучные пальчики»

















п.Соревнование 2014






Утверждено: Согласовано:

Директор МБОУ зам. дир по УВР

«Соревнованская ООШ» _____Ерошкина М.В

__________Крупская Н.П 28 августа 2014 г.

29 августа 2014 г.













Рабочая программа кружка

«Нескучные пальчики»

для обучающихся 5 класса





Автор-составитель:

Бубнова А.А, учитель

начальных классов
















п. Соревнование


Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………….………………3

  2. Содержание программы……………………………………………..10

  3. Учебно-тематический план………………………………………….13

  4. Список литературы…………………………………………………..15

  5. Приложение…………………………………………………………..16


































Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Нескучные пальчики» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Нескучные пальчики» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения

экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Нескучные пальчики» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Нескучные пальчики» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы составлено на 68 часов (2 часа в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Нескучные пальчики»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.





Содержание программы «Нескучные пальчики» 5 год обучения (68 часов)

  1. Введение: правила техники безопасности.

1.Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности

II. Вязание.

  1. Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель.

Выбор материалов для работы, подбор крючка. Обозначение воздушной петли на схемах.

Практическая часть. Набор воздушных петель. Вязание цепочки из воздушных петель.

  1. Столбик без накида. Узор со столбиком без накида.

Техника вязания столбика без накида. Обозначение столбика без накида на схемах. Узоры со столбиком без накида.

Практическая часть. Вязание столбика без накида. Вязание узоров со столбиком без накида.

  1. Столбик с одним накидом. Узор со столбиком с одним накидом.

Техника вязания столбика с одним накидом. Обозначение столбика с одним накидом на схемах. Узоры со столбиком с одним накидом, столбиком без накида, воздушными петлями.

Практическая часть. Вязание столбика с одним накидом.. Вязание узоров со столбиком без накида, столбиком с одним накидом, воздушных петель.

  1. Столбик с двумя накидами и более. Узор со столбиком с двумя накидами.

Техника вязания столбика с двумя накидами. Обозначение столбика с двумя накидами на схемах. Узоры со столбиком с одним накидом, столбиком без накида, воздушными петлями, столбиком с двумя накидами

Практическая часть. Вязание столбика с двумя накидами.. Вязание узоров со столбиком без накида, столбиком с одним накидом, воздушных петель, столбика с двумя накидами.

  1. Два и более незаконченных столбика с накидом, связанных вместе.

Техника вязания незаконченного столбика с накидом. Обозначение незаконченных столбиков на схеме.

Практическая часть. Вязание незаконченных столбиков с накидом, связанных вместе.

  1. Пико и арка. Узор с пико и аркой.

Техника вязания пико и арки. Вязание узоров с пико и аркой. Обозначение пико и арки на схемах.

Практическая часть. Вязание пико и арки. Вязание узоров с пико и аркой.

  1. Чтение схем. Вязание простейшего цветка по схеме.

Чтение схем. Различение различных элементов вязания.

Практическая часть. Вязание по схеме простейшего цветка. Применение теоритических знаний при вязании цветка.

  1. Вязание цветов по схеме.

Техника вязания цветов по схеме. Чтение схем. Различение элементов вязания.

Практическая часть. Вязание по схеме цветов. Применение теоритических знаний при вязании цветов.

  1. Вязание салфеток по схеме.

Чтение схем. Различение элементов вязания.

Практическая часть. Вязание салфеток по схеме. Применение полученных знаний.

  1. Вязание салфеток по схеме. Филейное вязание.

Чтение схем. Различение элементов вязания. Знакомство с филейным вязанием. Особенности филейного вязания.

Практическая часть. Вязание салфеток по схеме. Применение полученных знаний.

  1. Вязание прихватки «Ягодка»

Чтение схем. Подбор цветовой гаммы.

Практическая часть. Вязание прихватки с использованием приобретенных умений и навыков.

  1. Вязание прихватки «Вишня»

Чтение схем. Подбор цветовой гаммы.

Практическая часть. Вязание прихватки с использованием приобретенных умений и навыков.



  1. Вязание прихватки «Клубника»

Чтение схем. Подбор цветовой гаммы.

Практическая часть. Вязание прихватки с использованием приобретенных умений и навыков.

  1. Вязание прихватки «Божья коровка»

Чтение схем. Подбор цветовой гаммы.

Практическая часть. Вязание прихватки с использованием приобретенных умений и навыков.

  1. Вязание прихватки «Ежик»

Чтение схем. Подбор цветовой гаммы.

Практическая часть. Вязание прихватки с использованием приобретенных умений и навыков.

  1. Вязание сервиза

Чтение схем.

Практическая часть. Вязание отдельных элементов сервиза. Сборка элементов сервиза в готовое изделие.

III Флористика

  1. Знакомство с флористикой. Виды работ.

Знакомство с флористикой. Изучение основных флористических работ.

  1. Горфрированная бумага. Виды работ.

Изучение материала - горфрированной бумаги. Применение горфрированной бумаги в флористике. Работы из горфрированной бумаги.

  1. Изготовление букета из роз.

Технология изготовления роз из горфрированной бумаги.

Практическая часть. Изготовление роз из горфрированной бумаги с применением зубочисток. Сборка букета из отдельно изготовленных цветов.

  1. Изготовление букета из лилий.

Технология изготовления лилий из горфрированной бумаги.

Практическая часть. Изготовление лилий из горфрированной бумаги с применением зубочисток. Сборка букета из отдельно изготовленных цветов.

  1. Пасхальная композиция на подставке.

Пасхальные композиции.

Практическая часть. Изготовление пасхальной композиции с использованием диска, пасхальных яиц, стразов.

  1. Работа из природного материала. Коллаж.

Основные виды коллажей. Изготовление коллажей. Природные материалы. Способы сбора и заготовок.

Практическая часть. Работа с природными материалами. Изготовление коллажа из природного материала.

  1. Коллаж из семян.

Основные виды коллажей. Правила сбора семян для работ из природного материала.

Практическая часть. Работа с семянами. Изготовление цветов из семян. Сборка готовой композиции из готовых цветов.

  1. Работа с искусственными цветами.

Искусственные цветы. Работы с искусственными цветами. Применение. Практическая часть.

  1. Букет из искусственных цветов.

Виды букетов из искусственных цветов.

Практическая часть. Изготовление искусственных цветов. Сборка букетов из отдельных элементов.

  1. Коллективная работа. Коллаж формата А2.

Применение полученных знаний по сбору материала, видам коллажей.

Практическая часть. Изготовление отдельных элементов коллажа. Сборка коллажа.

  1. Коллективная работа. Корзина цветов из бумаги.

Применение полученных знаний по изготовлению цветов из бумаги.

Практическая часть. Изготовление цветов из бумаги. Сборка корзины из отдельных цветов.

















Учебно-тематический план (2 часа в неделю)

№ урока

Дата

Название разделов, тем.

Количество часов

I Введение: правила техники безопасности.(1 час)

1

Вводный урок. Техника безопасности.

1

II. Вязание (34 часа)

2

Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель.

1

3

Столбик без накида. Узор со столбиком без накида.

1

4

Столбик с одним накидом. Узор со столбиком с одним накидом.

1

5

Столбик с двумя и более накидами. Узор со столбиком с двумя накидами.

1

6

Два и более незаконченных столбиков с накидом, связанных вместе.

1

7

Пико и арка. Узор с пико и аркой.

1

8

Чтение схем. Вязка простейшего цветка по схеме.

1

9

Вязание цветов по схеме.

1

10

Вязание салфеток по схеме.

1

11

Вязание салфеток по схеме.

1

12

Вязание салфеток по схеме.

1

13

Вязание салфеток по схеме.

1

14

Вязание салфеток по схеме.

1

15

Вязание салфеток по схеме. Филейное вязание.

1

16

Вязание салфеток по схеме. Филейное вязание

1

17

Вязание салфеток по схеме. Филейное вязание

1

18

Вязание прихватки «Ягодка»

1

19

Вязание прихватки «Ягодка»

1

20

Вязание прихватки «Ягодка»

1

21

Вязание прихватки «Ягодка»

1

22

Вязание прихватки «Ягодка»

1

23

Вязание прихватки «Ягодка»

1

24

Вязание прихватки «Ягодка»

1

25

Вязание прихватки «Ягодка»

1

26

Вязание прихватки «Вишня»

1

27

Вязание прихватки «Вишня»

1

28

Вязание прихватки «Клубника»

1

29

Вязание прихватки «Божья коровка»

1

30

Вязание прихватки «Гусеница»

1

31

Вязание прихватки «Ежик»

1

32

Вязание сервиза.

1

33

Вязание сервиза.

1

34

Вязание сервиза.

1

35

Вязание сервиза.

1

III. Флористика (33 часа)

36

Знакомство с флористикой. Виды работ.

1

37

Горфрированная бумага. Виды работ.

1

38

Изготовление розы из горфрированной бумаги.

1

39

Изготовление букета из роз.

1

40

Изготовление букета из роз.

1

41

Изготовление букета из роз.

1

42

Изготовление букета из роз.

1

43

Изготовление букета из роз.

1

44

Изготовление букета из роз.

1

45

Изготовление букета из лилий.

1

46

Изготовление букета из лилий.

1

47

Изготовление букета из лилий.

1

48

Изготовление букета из лилий.

1

49

Изготовление букета из лилий.

1

50

Пасхальная композиция на подставке.

1

51

Пасхальная композиция на подставке.

1

52

Работа из природного материала. Коллаж.

1

53

Работа из природного материала. Коллаж.

1

54

Работа из природного материала. Коллаж.

1

55

Коллаж из семян.

1

56

Коллаж из семян.

1

57

Коллаж из семян.

1

58

Коллаж из семян.


59

Коллаж из семян.

1

60

Работа с искусственными цветами.

1

61

Подкова из искусственных цветов.

1

62

Подкова из искусственных цветов.

1

63

Подкова из искусственных цветов.

1

64

Букет из искусственных цветов.

1

65

Букет из искусственных цветов.

1

66

Коллективная работа. Коллаж формата А2.

1

67

Коллективная работа. Коллаж формата А2.

1

68

Коллективная работа. Корзина цветов из бумаги.

1

Итого 68 часов.









Список литературы:

  1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 347 с.

  2. Борисова, Е. Волшебный клубок: 700 схем и образцов//Е.Борисова, Пер. с нем. И. Логвиновой. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. - 288с.

  3. Голованова, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие// В.П. Голованова - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. - 500 с.

  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование - М.: Просвещение - 2010. - 111 с.

  5. Журналы Валя-Валентина , 1994-2014г.

Терминологический словарь.

Вяза́ние - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине. Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Флористика - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ из разнообразных природных материалов, которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

Компози́ция (лат. compositio - составление, связывание, сложение, соединение) - составление целого из частей.

Букет (от фр. bouquet), цветочный букет - художественная композиция декоративного назначения, составленная из частей растений, а также, иногда, декоративных элементов нерастительного происхождения. В большинстве случаев основой букета являются побеги, несущие распустившиеся цветки (в просторечии называемые «цветами»).

Филейное вязание - имитация филейно-гипюрной вышивки, которая выполнялась на специально сплетенной сетке. Простое по исполнению, но эффектное вязаное кружево.











Приложение

Программа внеурочной деятельности Нескучные пальчики (5 класс)

Пасхальная композиция.

Программа внеурочной деятельности Нескучные пальчики (5 класс)

Новогодняя композиция «Сон в новогоднюю ночь»

Программа внеурочной деятельности Нескучные пальчики (5 класс)

Новогодняя композиция «Зимний вечер»

Программа внеурочной деятельности Нескучные пальчики (5 класс)

Вязаные прихватки.



© 2010-2022