Исследовательская работа на тему Ребусный алфавит

Когда-то разгадывание ребусов было одним из самых популярных и распространённых занятий. К сожалению, традиция проводить свой досуг с карандашом в руке уходит в прошлое. А ведь занимательные головоломки развивают внимание и усидчивость, сообразительность и находчивость, волю и логику. Данная тема меня привлекла, потому что я очень люблю разгадывать ребусы и детские сканворды. Объектом нашего исследования, мы выбрали – решение ребусов различной тематики, имеющих разные способы решения.
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65»





Исследовательская работа по теме:

«Ребусный алфавит»

Выполнила: ученица 2 «Б» класса

МБОУ «СОШ №65»

Белозерова Дарья

Руководитель: учитель начальных классов

Крауц Ольга Викторовна

Кемерово

2015год

Когда-то разгадывание ребусов было одним из самых популярных и распространённых занятий. К сожалению, традиция проводить свой досуг с карандашом в руке уходит в прошлое. А ведь занимательные головоломки развивают внимание и усидчивость, сообразительность и находчивость, волю и логику. Данная тема меня привлекла, потому что я очень люблю разгадывать ребусы и детские сканворды.

Объектом нашего исследования, мы выбрали - решение ребусов различной тематики, имеющих разные способы решения.

Гипотеза исследования такова: мы предполагаем, что умение разгадывать ребусы и самостоятельное их составление, влияет на успешное наше обучение, т. к. при их решении идет активное развитие мыслительной деятельности.

Цель работы:

  • углубить все имеющие знания о разгадывании ребусов;

  • научиться их расшифровывать, зная правила;

  • научиться самим составлять ребусы;

Задачи исследования:

  • рассмотреть имеющуюся литературу по интересуемому вопросу;

  • познакомиться с правилами разгадывания ребусов;

  • в помощь начинающим создать специальный алфавит.

Использованные методы: метод наблюдения, поисковый метод, метод систематизации.

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Само слово РЕБУС произошло от латинского RES, что значит «вещь», «предмет», «дело». Поэтому своеобразие ребусного письма состоит в том, что слова в нём обозначаются изображениями различных предметов. Рисунки перемежаются хитроумными комбинациями из букв и чисел, геометрическими фигурами, условными обозначениями. Не зная ребусного шифра, не скоро разберёшься в этой забавной путанице.

Первые ребусы появились во Франции в 15 веке. Тогда это было балаганное представление на ежегодных карнавалах. В 16 веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России первые ребусы появились в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация».

Ребусный тип письма сыграл огромную роль в развитии письменности многих народов и явился первым шагом на пути от рисунка к букве. Сейчас в таких обозначениях-символах никакой надобности нет, но в играх-головоломках типа ребусов запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.

Правила разгадывания ребусов:

  1. Если запятая (1 или несколько) стоит слева от рисунка, то нужно удалить такое количество букв с начала слова.

  2. Если запятая (1 или несколько) стоит справа от рисунка, то нужно удалить такое количество букв с конца слова.

  3. Если над словом перечеркнутые буквы, то это означает, что их нужно вычеркнуть. Если в слове несколько таких букв, то все они вычеркиваются.

  4. Перевернутая картинка означает, что слово нужно читать справа - налево.

  5. Иногда выводятся перечеркнутые номера букв с начала слова. Необходимо вычеркнуть только буквы с соответствующим порядковым номером.

  6. Для замены букв внутри слова используют равенство типа И = Е или типа 2 = Р

  7. Строчка вида 2, 4, 6, 7 означает, что из слова необходимо использовать только буквы под этими номерами.

  8. При шифровании часто используют структуру начертания изображения:

буква в букве, буква на букве, буква за буквой - следует читать, используя подходящие предлоги (см. Приложение).

Многие ребята из класса не остались равнодушными к нашей работе. Они активно включились в поиск ребусов и не только помогали их разгадывать, но составлять и рисовать. В результате мы создали ребусный алфавит.

Заключение

На основании созданного нами РЕБУСНОГО АЛФАВИТА мы установили, что при его составлении нам пришлось очень многому научиться: быть внимательными, наблюдательными, мы научились анализировать слова, сопоставлять их и сравнивать, выделять главное и отчленять лишнее, а это значит - мы учились мыслить.

Наша гипотеза подтвердилась: умение решать ребусы и их составление - влияет на наше успешное обучение, т. к. развивает:

  • мыслительную деятельность и умственные способности;

  • в результате разгадывания ребусов работает мозг;

  • разгадывание ребусов сплачивает взрослых и детей;

  • развивает память, внимание и усидчивость.

Нам очень понравилось быть исследователями!

Литература:


  1. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 г.

  2. Крепкие орешки Сибирячка. Игры и затеи, ребусы и кроссворды, стишки и загадки./ Составитель Асланова С.Н. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячек» 2001 г.

  3. 600 задач на сообразительность: Энциклопедия / Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина.- Донецк, Сталкер, 1996 г.

© 2010-2022