Выступление к презентации о направлениях работы нашего школьного музея Истоки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1. Роль музея образовательного учреждения в системе гражданско-патриотического воспитания обучающихся.


Добрый день, разрешите представиться: Подлесная Елена Леонидовна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ п.Сита, руководитель школьного музея «Истоки»! Вы все знаете, что в современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы музеев достаточно обширны, и это позволяет активно включать его в целостный образовательно- воспитательный процесс. Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения для функционирования в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий. Слайд 2. И сейчас перед образовательными учреждениями стоит задача: возрождение духовных традиций России, таких понятий как Родина, Отечество, родной край, патриот, герой, ветеран войны и др.

Слайд 3. В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве гражданско-патриотического воспитания.

Музей - это не просто подборка мёртвых экспонатов, которые стоят годами и пылятся. Слайд 4. Музей - это беседа истории с современностью, а экспонаты - только иллюстрация к этой беседе. Деятельность музея всегда социально значима, сплачивает вокруг себя детей, взрослых, родителей, ученический актив, ветеранов, представителей разных поколений.

Одним из направлений программы развития нашей школы является деятельность школьного музея «Истоки», как центра гражданско - патриотического воспитания обучающихся.

Слайд 5. Музей был основан в 1976 году по инициативе директора школы Егорова Юрия Ивановича. Он создал первую экспозицию «Там, где бежит Сукпай», дав музею краеведческую направленность. Затем его дело плодотворно продолжила директор школы Горючко Антонина Фёдоровна, создав богатейшие экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, и музей стал называться музеем боевой и трудовой славы. Слайд 6. Для создания музея был избран постоянный актив, в состав которого вошли учителя, учащиеся, родители. Музей работает по программе «Музей и дети», которая рассчитана на 10 лет.

Непосредственное участие ребят в организации школьного музея явилось началом создания объединения «Юные краеведы». Главной целью работы музея является воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся школы через изучение истории родного края.

На данный момент в нашем школьном музее открыто 11 экспозиций:

Слайд 7.

  • Школьные годы чудесные

Слайд 8.

  • Временем реабилитированные

Слайд 9.

  • Борьбой окрашенные годы

Слайд 10.

  • Труд - дело чести

Слайд 11.

  • Бессмертный подвиг народа

Слайд 12.

  • Красная суббота

Слайд 13.

  • Есть такая профессия - Родину защищать

Слайд 14.

  • Там, где бежит Сукпай

Слайд 15.

  • Поклонимся великим тем годам

Слайд 16.

  • Ситинские мастерицы

Слайд 17.

  • Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени

В нынешний век прививать патриотические чувства подрастающему поколению становится очень актуальной темой. Каждый педагог пытается в своих учениках пробудить интерес к своему городу, поселку; сформировать осознанное отношение к истории, вселить гордость за свой народ и уверенность в стабильное будущее нашей страны. Гражданско-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям икультуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу.

Школьный музей может сыграть огромную роль в гражданско-патриотическом развитии школьников.

Музей - это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Он обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития. Воспитательные и образовательные возможности музея огромны:

он может быть органом ученического самоуправления;

средством воспитания общественной активности;

серьезным подспорьем в обучении;

средством, повышающим общую культуру учащихся.

Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.

Школьный краеведческий музей «Истоки» имеет свои особенности и выполняет следующие функции:

Слайд 18. Во-первых, он выполняет образовательную функцию, т.к. экспозиции музея используются учителями истории, литературы, географии, биологии и др. В музее проводятся уроки, его материалы используют при изучении истории Великой Отечественной войны.

Слайд 19. Во - вторых, это воспитательная функция, которая имеет преобладающее значение во всей деятельности музея, так как там происходит процесс воспитания, в том числе во внеурочное время. Стало в школе традицией проводить месячники по военно-патриотическому воспитанию, Слайд 20 Вахты памяти, митинги, недели краеведения, недели «Музей и дети». Проводятся встречи с ветеранами, посадки деревьев в память о погибших в Великой Отечественной войне Слайд 21, «День памяти репрессированных» и такие праздники как «День пожилого человека», «День матери», организуются выставки и слайдовые презентации, митинги.

Слайд 22. В - третьих, это адресная функция, так как музей является таким местом, где детская аудитория является приоритетной. Именно школьный музей способен реализовать принцип: «Музей для детей и руками детей».

Одним из основных направлений деятельности музея школы является

Слайд 23. исследовательское. Оно включает в себя сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работу над рефератами, участие в краеведческих конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах, работу с архивными документами Слайд 24 в исследовательских целях.

В рамках проведения районных научно практических конференций активисты школьного музея стали победителями конкурсов исследовательских работ таких как: Слайд 25 «Район имени Лазо как объект туристической деятельности», «Мифы каменного века в петроглифах Амура», «Я родня траве и зверю», «Ода Иван-чаю», «Тигриными тропами с Александром Баталовым». Слайд 26

Члены объединения участвуют во многих районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах краеведческой направленности и показывают стабильные результаты. Слайд 27 Это дипломанты и победители таких конкурсов как «Возвращенные имена», «Летопись родных лет», «Жизнь в объективе». Участие в мероприятиях историко-краеведческой направленности повысило интерес к малой родине, дети стали принимать более активное участие в исследовательской деятельности.

Слайд 28. Другим направлением является поисковое.

В последние годы поисковая группа музея активно собирала материал о репрессивной политике нашего государства. По материалам поисковой группы по новому зазвучали страницы биографии нашего посёлка. Были разработаны маршруты по историческим памятникам древности Петроглифам Амура района имени Лазо и Сикачи Аляна. Эти походы явились результатом исследовательской работы в научно - практической конференции «Петроглифы Амура - наследие предков», которая заняла в районе 1 место, в крае 2. Слайд 29. В номинации «Литературно - краеведческое произведение в форме очерка, эссе», «Я рождена на Дальнем Востоке» - 2 место в крае.

Слайд 30. Следующим направлением является экскурсионное, которое включает в себя экскурсии в краеведческие музеи района, края, реабилитационный центр диких животных «Утес» с. Кутузовка, на озеро лотосов у с. Галкино, в охотоведческое хозяйство «Дурминское», Слайд 31 по историческим местам района имени Лазо, разработку новых экскурсий. Из насыщенной экскурсионной деятельности мы черпаем не только знания о нашем крае, но и перенимаем опыт в деятельности музеев, выставке экспонатов, оформлении экспозиций. Слайд 32.

Архивное направление, в котором осуществляется ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации. Слайд 33. Нужно отметить, что одним из важных направлений деятельности школьного музея является работа с фондами (комплектование, учёт, хранение, изучение). Особенность работы нашего музея в том, что мы используем информационные технологии, как:

  • применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, коллекции аудио и видеозаписей, коллекции фотографий;

  • создание виртуальных экскурсий.

Планируем включить школьный музей в единую локальную сеть школы и перенести накопленную информацию и материалы в Интернет на сайте школы.

А как можно измерить уровень гражданственности у молодого поколения?

В первую очередь поступками. Одним из показателей воспитанности наших школьников является Слайд 34. шефская работа. Ребята ведут учёт ветеранов, тружеников тыла, вдов, оказывают им помощь в рамках традиционных школьных, районных и краевых акций, поздравляют с праздниками. Каждый год в нашей школе проходят мероприятия посвящённые « Дню Победы», « Битве под Москвой», « Сталинградской битве». Учащиеся и педагоги школы убеждены, что Великая Отечественная война не должна стать для настоящего поколения лишь темой по истории и литературе. Эти и другие мероприятия способствуют укреплению связи поколений, формируют уважение к истории.

Конечно, нельзя не упомянуть и о досуговой деятельности.

Слайд 35. На базе музея проводятся праздники, мероприятия, творческие конкурсы, викторины. Под руководством педагогов и актива музея ко всем знаменательным датам проводятся торжественные классные часы по параллелям, где ребята выступают перед учащимися и гостями с театрализованными и литературными композициями.

Еще одно направление, которое занимает не последнее место в нашей работе, это связь с общественностью и социальное партнерство:

Слайд 36. Оно включает в себя работу со СМИ, сотрудничество с районным краеведческим музеем и музеями других образовательных учреждений района, сотрудничество с советом ветеранов, с директором охотоведческого хозяйства «Дурминское», иностранными волонтёрами по защите диких животных.

Традиционными в школе стали встречи поколений «Солдатами не рождаются» с участием ветеранов ВОВ, Чеченской войны, председателем комитета воинов интернационалистов, членами Ситинского Совета ветеранов.

Слайд 37. Таким образом, через различные формы работы руководитель музея, педагоги школы стремятся вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях. Все это способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывают, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине - это качества настоящего человека, гражданина своей страны.

Все выше сказанное подчеркивает значимость одного очень важного тезиса - Слайд 38. чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению. Все зависит от нас, руководителей и активистов школьного музея.

Спасибо за внимание!

© 2010-2022