• Преподавателю
  • Другое
  • Стратегия воспитания и развития одаренной личности ребенка в современных условиях на примере детской художественной школы им. В. И. Сурикова город Шелехов

Стратегия воспитания и развития одаренной личности ребенка в современных условиях на примере детской художественной школы им. В. И. Сурикова город Шелехов

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные ориентации людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. И от того, какие знания, умения, навыки будут сформированы у детей, какие духовные ценности ... 1 Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990, с. 393. [1] В. Сатир. Как строить себя и свою семью./ Пер с англ. - М., Педагогика. 1992, с. 18.  
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стратегия воспитания и развития одаренной личности ребенка

в современных условиях

на примере детской художественной школы им. В.И.Сурикова

город Шелехов.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные ориентации людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. И от того, какие знания, умения, навыки будут сформированы у детей, какие духовные ценности они усвоят. Какие нравственные качества, разовьют в себе, зависит процесс адаптации их к современной общественной жизни.

Стратегия воспитания и развития одаренной личности ребенка в современных условиях определяется тремя факторами:

- предпосылками (генотип, врожденные особенности);

- условиями (социальным окружением: семья, образовательно-воспитательные учреждения, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие и бытие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов);

- внутренней позицией самого человека, формирующейся в процессе его индивидуального развития.

Стратегия воспитания и развития сегодня определяется последствиями развития общественных отношении в период открытого перехода общества к новым ценностным ориентациям. Современное образование и воспитание нуждается в новой концепции.

Первое. Признание детства, не как подготовительного этапа к взрослой жизни, а как полноценного нормального обязательного периода жизни каждого ребенка и гарантирование со стороны государства условий, при которых это может происходить.

Второе. Реальное признание прав ребенка, проблема, чрезвычайно емкая и сложная. Характеризуется разными аспектами: юридическим, социально-психологическим, социально-педагогическим. Сложности их разрешения сегодня очевидны, но торможение оказывается еще более драматичным по своим последствиям. Особый смысл в этой связи приобретает педагогическое решение вопроса.

Признание прав ребенка в воспитательной деятельности предполагает новую конструкцию, ориентированную на построение всего процесса воспитания через взаимодействие, через сотрудничество, через доверие и уважение. В такой среде созидательного взаимовлияния взрослый стимулирует самодвижение ребенка, помогает детскому коллективу принять свое решение, дает возможность свободы поиска, свободы экспериментов, свободы решения и совершения ошибок.

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее.

Профессор МПУ Шнекендорф 3. К., обращает внимание на то, что чувство собственного достоинства, разрушенное и уничтоженное в детстве, не может быть возрождено или создано вновь. Дети и подростки, утратившие веру в себя, в добро и справедливость, в возможность исправиться и стать как все - самые трудные, несчастные и социально-опасные.

В данной работе под воспитанием мы понимаем не формирование наперед заданного идеала, а системы условий, направленную на поддержку подростка на пути преодоления трудностей в процессе его личностного роста. Адаптацию подростка к современной жизни в целом.

Мы говорим о воспитании не послушании, а ответственности, не чувства вины, а высокого самоуважения, не агрессивности, а твердости.

В условиях школы жизнедеятельность подростков связана с созданием в ней соответствующей воспитательной атмосферы", которая предполагает:

  • уважение инакости другого;

  • уважение меньшинства большинством;

  • соблюдение прав личности каждого;

  • ответственности этой личности перед другой.

Организация изобразительного творчества в организации воспитательного процесса в Детской художественной школе им. В.И.Сурикова одна из интереснейших психологических проблем - это проблема творчества человека.

«Творчество - это деятельность, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурным историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: личностные и процессуальные. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью"1.

Далее основное внимание мы уделим рассмотрению вопроса о роли изобразительного творчества в становлении личности ребенка, а также рассмотрим возможности изобразительного творчества в организации воспитательной работы в ДХШ им. В.И.Сурикова.

Пабло Пикассо писал: "Нас уверяют, что детям надо предоставить свободу, на самом деле их принуждают делать детские рисунки, учат этому, даже научили делать абстрактные детские рисунки. А в действительности, оберегая свободу детей, ограждая их от всякого влияния, детей этим ограничивают, замыкают в собственной манере"

Детский рисунок - это проявление потребности ребенка познать окружающий мир, эстетически его освоить, вместе с тем, и познать самого себя, выразить свои переживания, найти в рисунке средство общения с окружающими. Изобразительное творчество ребенка проходит через два основных этапа: детство и отрочество.

Первый этап - дошкольные годы и период младшего школьника. Второй этап - младший и старший школьник.

Каждый этап, период означает особое представление об окружающей действительности, обладает своими способами выражения в рисунке.

Очевидно, существует какая-то связь между личностью ребенка в этом возрасте и его любовью к рисованию. Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, потому что именно рисование предоставляет ребенку возможность, наиболее, легко выразить то, что им владеет.

Изобразительная деятельность в условиях художественной школы может включать в себя различные содержания и направления педагогических усилий. Анализируя различные программы изобразительного творчества (в частности, опыт Вальдорфских школ, Школы самоопределения г. Москва и др.), мы выделяем три взаимоприкасающихся направлений изобразительного творчества:

  1. Организация творческого пространства (обустройство помещения, изостудии как специфически ориентированного на занятия изобразительной деятельность разного рода; организация групп как жизненно-экспозиционного пространства, провоцирующего и фиксирующего изобразительную деятельность);

  2. Организация творческого процесса как субъктно-художественного образования - фиксация эстетического отношения к жизни в широком смысле, включая собственно изобразительные способы его реализации, а также вычленение в опытах детской изодеятельности элементов и задатков как таковой;

  3. Изобразительная деятельность несет в себе достаточно мощные психотерпевтические возможности и может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем психотерапевтического процесса; средством диагностической работы, средством развития внимания и чувствам, усиление ощущения собственной личностной ценности и повышение художественной компетентности.

Всем хорошо известно, как привлекает детей исследование различных материалов, составляющих природу и вещественную среду обитания.

Первичное содержание занятий, его начальный уровень использует именно это свойство ребенка: спонтанный интерес к метаморфозам любых материалов - естественных и рукотворных, и содержание это может вмещать в себя как можно более богатое испытание свойств этих материалов. Скажем, обычная бумага, ее можно рвать, мять, крошить, складывать, резать, склеивать, красить и т.д. Из рваных кусочков бумаги можно составлять красивые, живые, зыбкие изображения, если приклеивать их на лист, как мозаику. Можно делать аппликацию спонтанно крашенных листов, подбирать цвета в естественных и более сложных сочетаниях; ломать и крошить пенопласт, невесомые белые кусочки нанизывать на нитку, и это не просто гирлянда, а фактура, из которой можно сделать восхитительный новогодний интерьер. Все эти процессы углубляют чутье формы, избавляют от линейности изображения, дают возможность самостоятельного поиска вариативности способов обращения с материалами по ходу работы, когда конечный результат еще не известен, так как в разных руках материал ведет себя по-разному, и возможны неожиданности.

Своеобразным упражнением по закреплению знаний о фактуре послужил один из этапов игры - "Кругосветка" - "портрет группы". Условие выполнения задания: обязательное участие каждого ребенка, ограниченное время, шесть цветов, одна кисть и целостность изображаемого. В ходе выполнения задания участники демонстрировали не только свои знания о фактуре, способах ее исполнения (дети рисовали руками, пошли в ход щепочки, пуговицы, кусочки тряпочек), но и способность работать группой в экстремальной ситуации, слаженность, умение решать групповую проблему (как дети общались при выполнении задания), статусное распределение (выявление неформального лидера). Данные наблюдения за особенностями выполнения задания послужили материалом для дальнейшего педагогического размышления.

Анализируя творческую деятельность в художественной школе, хотелось бы отметить, что деятельность педагогов направлена на внутреннее самовыражение ребенка, а не формирование приемлемого мышления.

Приходится признать, что существующие в настоящее время программы воспитания и развития личности требует пересмотра и корректировки.

Образование нуждается не только в отказе от старых идеологических клише, но и в обращении к общечеловеческим ценностям. Среди общечеловеческих ценностей гуманистическая педагогика всегда выдвигала на первое место права человека на его свободу и соответствующее им воспитание и образование. Документы о правах человека, конвенция о правах ребенка могут и должны быть положены в основу воспитания, ибо в них международное сообщество в определенной степени создало модель личности, воплотившей в себе высокие идеи гуманизма. Молодое поколение должно с малых лет осваивать свои права и обязанности, которые неизменно и органично соединены в социальном пространстве жизни личности. И это должны быть не только права на имя, пол, национальную принадлежность, на игры, учение, труд, но и право на независимость, самостоятельность, собственное достоинство, самоуважение и самоценность.

Самоценность подразумевает партнерскую позицию в отношениях с миром. Самоценность - это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую. Самоценность (самоуважение) можно сравнить с особым "сосудом" внутри нас, который более или менее "наполнен" или опустошен". В те минуты, когда, у нас все получается, благодаря нашим усилиям удалось какое-то важное и хорошее дело, мы чувствуем огромные силы, желание дарить себя людям и не сомневаться в разумности мира, мы верим в себя и людей.

"Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду"1.

Понятие самоценности ввела В. Сатир. В нашей жизни бывают моменты, когда мы ощущаем высокую самоценность: одни - чаще, другие - реже. Но бывает и так, что мы чувствуем себя "опустошенными": никого не хотим видеть, не верим ни во что хорошее и боимся себя. Это состояние низкой самоценности. Для того чтобы спрятать свою низкую самоценность от других мы выстраиваем стенку высокомерия, надеваем маску послушания, покорности или цинизма. Именно эти "защиты" и выдают внутренние проблемы с отношением к самому себе, о низком самоуважении.

В. Сатир пишет: "... мне приходилось встречаться с людьми, у которых постоянно низкая самоценность. Они все время ждут насмешки, обмана, унижения, оскорбления со стороны окружающих людей. В конечном итоге они становятся жертвами. Ожидая угрозы, такие люди именно это и получают. Защищая себя, они прячутся за стеной недоверия..., отделяясь от остальных людей, они становятся апатичными и вялыми, равнодушными как к себе, так и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения, поэтому они унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчиняясь им, или же грубо и деспотично подавляют других людей.

Таким людям свойствен постоянный страх - неизменный спутник недоверия и одиночества, страх сковывает и ослепляет человека, мешает найти ему новое решение собственных проблем. Вместо этого страх толкает человека на самозащиту. Страх это всегда предвидение чего-то неприятного в будущем.

Человек с низкой самооценкой не только охвачен страхами, но он еще накапливает опыт неуспеха, ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать себя полностью опустошенным"

Таким образом, самоценность - это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Самоценность проявляется в поведении каждого из нас, независимо от нашего желания. Самоценность - это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Если я люблю себя, доверяю себе - я открыт для нового.

Еще в конце 60-х годов западные исследователи пришли к выводу, что причиной кризиса в образовании является именно позиция по отношению к ученику, его место в процессе обучения, взрослого воспитания.

Джон Холт в качестве альтернативы педагогической деятельности по образованию (education), предлагает просто делание чего-то вместе (doing). Он предлагает различать педагога, занимающегося образованием своих подопечных, подтягиванием до заданного уровня, и педагога, помогающего питомцам в их собственной активности по самовоспитанию. Мы занимаем позицию, что воспитателю в большей степени следует быть фасилитатором (человеком облегчающим инициативу и личностное взаимодействие воспитанников), чем собственно инициатором, больше поддерживать, чем оценивать. Часто педагоги обращают внимание на проблемы только тогда, когда они превращаются из психологических в медицинские и правовые. Подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, школьный невроз, суицид, ранние половые связи - силами только педагогического коллектива, эти проблемы решены быть не могут. Однако педагоги могут и должны делать гораздо больше для предотвращения всего этого.

Решение данных проблем подразумевает организацию работы по проблемно-ориентированному психологическому просвещению подростков, в ходе которой важно не только сообщить подростку личностно-значимые знания о себе, о психологических феноменах, но и транслируются особые поддерживающие способы отношения к себе и другим, оказывается помощь в (coping) - преодоление трудностей. Мы говорим о профилактической работе, цель которой охватить максимально большее число детей и помочь им в решении своих проблем. Эта работа должна проводиться преподавателем в группах, психологами - в форме групповых психологических тренинговых занятий.

В наиболее общем виде воспитание представляется как целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Зачастую воспитание понималось и понимается как процесс воздействия педагогов на ребенка, в результате которого формируется строго определенный, заранее заданный идеал человека. Сам же ребенок выступает в процессе такого воспитания как его более или менее пассивный объект, материал для формообразующей воспитательной деятельности.



1 Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990, с. 393.

1 В. Сатир. Как строить себя и свою семью./ Пер с англ. - М., Педагогика. 1992, с. 18.

5

© 2010-2022