Советы психолога современному учителю

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как сформировать стрессоустойчивость современному учителю?

Жизнь современного учителя характеризуется бешеным темпом, лавиной информации, которая ежеминутно обрушивается на его бедную голову, высокими требованиями со стороны общества (он должен много знать, все успеть, везде быть вовремя, порой при этом нарываясь на гнев и обиду окружающих его людей на работе или дома).

Следствием такой сумасшедшей жизни могут быть стрессовые состояния: 88% учителей постоянно находятся в состоянии хронического стресса.

Факторами, вызывающими стрессовые состояния учителя, можно разделить на организационные и личностные.

Факторы стресса.

К организационным факторам относятся:

--профессиональная деятельность, связанная с большим объемом и интенсивностью межличностных контактов. ( Пример: рабочая нагрузка учителя в рамках ставки в 3 раза превышает уровень напряженности простого рабочего. Нервно- психическое напряжение психолога, проводящего тренинг, сопоставимо с напряжением летчика- истребителя во время полетов.)

--большая перегрузка ( замена уроков)

--расплывчатые границы дополнительных обязанностей, которые присоединяются к должностным

--большой поток информации, которую нужно переработать, усвоить, присвоить

--коммуникативные отношения с учениками, родителями, коллегами, требующие большой энергетики

--рутинная работа, связанная с проверкой тетрадей, ведением документации, требующая сосредоточенности, организованности, концентрации внимания

--психологический климат в коллективе .Коллектив женский отличается большой эмоциональностью. Это негативно отражается на работе. Условно можно выделить 3 группы:

1 группа - «конфликтные»: такие женщины бурно высказывают свое мнение, не всегда адекватно реагируют на конфликтные ситуации.

2 группа - « одержимые- нацеленные на личный успех» :некоторые женщины не могут работать без адреналина: для них понятие эффективной работы неотделимо от понятия «работы на больших оборотах». Они сами себе устанавливают планку, стремясь к ее качественному преодолению в кратчайший срок. При этом их самооценка напрямую связана с тем, насколько они успешно справились с задачей.

3 группа - «меланхолики»: самая незначительная напряженность на работе выбивает их из колеи. Результатом реагирования всех трех групп является испорченное настроение, лишние переживания, психосоматические заболевания.

-- работа в условиях дефицита времени, неопределенности и неожиданности

К личностным факторам относятся:

--низкий уровень стрессоустойчивости в сочетании с высокой мотивацией и ответственностью (т.е. горят на работе самые ценные сотрудники)

--холерический темперамент

--плохая адаптация

Симптомы негативного состояния:

-повышенная тревожность и раздражительность

-трудности с концентрацией внимания, трудности при принятии решений

-хроническое напряжение в сочетании с неспособностью расслабиться

-снижение качества выполняемой работы и задержки в ее выполнении

-разнообразные психосоматические проблемы ( головные боли, нарушение сна, аппетита или наоборот неумеренный аппетит)

-повышенное употребление алкоголя и табака

-эмоциональное отупение ( неспособность адекватно реагировать на замечания -« уберите журналы, перестаньте их заполнять»- реакции нулевые)

Приходит ли это состояние сразу или оно формируется постепенно? Существует три стадии формирования.

Стадии формирования стрессовых изменений личности

Стадии

Период формирования

Наблюдаемые признаки

Результат изменений

1. На уровне произвольного поведения

От 3-х до 5 лет

Провалы в памяти относительно двигательных действий(забыла записать, внести запись в документацию ,спросить, услышать ответ и т.д.)

Легкая тревога, объясняемая «склерозом» или « девичьей памятью»

2.На уровне межличностных отношений

От 5-ти до 15 лет

Снижение потребности в общении (не хочу видеть учеников, коллег по работе, друзей; в четверг ощущение, что уже пятница; неделя длится бесконечно).

Появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии к концу недели, головные боли днем или вечером, раздражительность, мертвый или наоборот беспокойный сон, апатия ко всему, простуды)

3.На уровне глубинных структур личности

После 15 лет

Потеря интереса к работе и жизни, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил

Уединение, стремление к общению с природой, животными, телевизором. Концентрация на своем самочувствии, ощущениях, ипохондрические настроения

Таблица показывает, что возможности учительского организма не безграничны, и внутренний ограничитель на стресс у каждого разный. Предлагаю провести тест на стрессоустойчивость.

Тест стрессоустойчивости. Цель: определение уровня стрессоустойчивости.

«Стресс-это все , что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни»-,говорит Ганс Селье. Поэтому в современных условиях такое качество как стрессоустойчивость необходимо учителю, т.к. именно ему ради работы приходится порой жертвовать своей личной жизнью.

Стрессоустойчивость - это адекватная реакция организма на нестандартную ситуацию. « Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем»,- сказал Альберт Эллис. То есть учитель должен правильно реагировать на те или иные события. Как этому научиться? Можно ли развить у себя эмоциональную стойкость? Ведь есть мнение, что если ты родился плаксивым и не можешь себя контролировать, то таким ты останешься до конца жизни. Работая учителем просто необходимо развивать стрессоустойчивость, быть толерантным к стрессам. Устойчивым. И это возможно!

При развитии стрессоустойчивости важно учитывать несколько факторов:

Факторы формирования стрессоустойчивости

-личностные особенности ( эмоциональная стойкость- качество человеческой личности, которое можно развивать. В основе эмоционального интеллекта лежит умение человека понимать свои эмоции и причины, которые их порождают; умение понимать эмоции других людей и учитывать их в общении; умение регулировать волевые качества; настраивать себя на активную деятельность и поддерживать доброжелательные отношения с другими. Эмоциональный интеллект выполняет стрессозащитную функцию).

-отношение ко времени и планированию деятельности ( не расходовать время впустую, расставлять приоритеты, делать в первую очередь то, что важно)

-контакт со своими эмоциями и точное их понимание ( спрашивайте себя «Что я чувствую? Почему эти чувства возникли? С чем они связаны?» )

Возможные причины: выраженная конкурентная мотивация, высокий уровень амбиций, в сочетании с нечеткой постановкой цели, склонность в условиях дефицита времени браться за несколько дел одновременно, тенденция недооценивать имеющиеся резервы времени и переоценивать собственные силы, привычка подавлять эмоции, а не прорабатывать их: подавление эмоций приводит к негативным последствиям в долгосрочной перспективе. Аффект( подавляемые эмоции) накапливается, как следствие приходит ощущение беспокойства и напряжения).

-контакт со своим телом и навыки релаксации ( умение сбрасывать нервно-мышечное напряжение, дыхательная гимнастика).



Индивидуальная профилактика стресса.

1.Работайте только в рабочее время ( работа для работы, а дом для семьи и отдыха. Следуйте этому важному правилу. Отпускайте мысли о работе, как только вы закрыли дверь и вышли на улицу).

2.Умейте говорить «НЕТ». Если вам дают поручение, а вы чувствуете, что вы с ним не справитесь -лучше откажитесь. Возможно это дело поручат другому учителю , который справится с ним без труда.

3.Правильные психологические установки. Настраивайте себя на успех. В моменты напряжения внушайте себе позитивные мысли, которые помогут успокоиться. Важно поддерживать себя в любой ситуации.

4.Релаксация, йога, медитация, аутотренинг, прогулки в одиночестве и с друзьями.

5.Поддержание доброжелательных отношений с коллегами в школе, умение работать в команде.

6.Индивидуальные консультации психолога. В беседе с психологом вы сможете определить с чем связана ваша предрасположенность к стрессу, разработаете план действий и приступите к его реализации.

Помните, что стресс ухудшает мыслительные и двигательные способности. Учителю трудно сохранять спокойствие под прицелом глаз, психологического давления, при ограничении времени. Если же у него есть опыт работы с проблемой или опыт принятия решений в непростых ситуациях, он будет сохранять спокойствие, конструктивно мыслить и правильно действовать. Успеха в жизни достигает не тот, кто одарен, а тот, кто более стрессоустойчив.

Успехов в развитии стрессоустойчивости, уважаемые коллеги!



© 2010-2022