Планирование спецкурса по темеРечевой этикет

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Лопатинская СОШ

Спецкурс по русскому языку в 8 классе

«Речевой этикет»

Составитель: Лопатина Н.Н.,

учитель русского языка и

литературы.

2015 год

Пояснительная записка

Под культурой общения понимается «владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, … обеспечивающих необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации». (Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997).

Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Содержание программы спецкурса способствуют:

  • воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию самосовершенствованию;

  • обогащению нравственного опыта и расширению эстетического кругозора;

  • развитию образного и аналитического мышления, устной и письменной речи учащихся; высокой культуры поведения и речевого общения;

  • освоению текстов различных жанров в единстве формы и содержания;

  • созданию общего представления о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствованию аналитических умений сравнительно - сопоставительного анализа и различного вида рефлексии; использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.;

  • активизации речевой деятельности учащихся; восполнению пробела в школьном и семейном воспитании,

который проявляется в низкой речевой культуре, и помогает молодому человеку в дальнейшей самореализации за порогом школы.

Цель курса:

  • создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции через овладение речевым этикетом, для формирования культуры речевого общения.

Задачи курса:

  • развивать умение слушать, понимать и анализировать чужую речь;

  • формировать навыки успешного, эффективного речевого общения с учётом речевых ситуаций;

  • учить осознанному владению литературными нормами устной речи;

  • знакомить с приёмами эмоционального воздействия на слушателя.

Планируемые результаты курса.

Учащиеся, успешно окончившие курс, будут

  • свободно вступать в речевой контакт в различных сферах общения, преодолевая внутренние психологические барьеры;

  • ориентироваться в речевой ситуации, определять тактику речевого общения;

  • стремиться к приобретению навыков культурного общения, умелого владения не только речью, но и мимикой, жестами;

  • критерием успешности планируемого курса послужит интерес учащихся к наблюдению и постоянному анализу окружающего речевого пространства, саморефлексия и повышенная ответственность за свою речь.

Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Речевой этикет» в 8 классе.

36 учебных недель. 1 час в неделю - 36 часов в учебном году.

п/п

Дата

Разделы программы, темы уроков.

Количество часов

Задания

Речевой этикет: история, основы, определяющие его формирование.

2

1.

История возникновения речевого этикета.

1

2.

Основы речевого этикета, определяющие его формирование.

1

3.

Назначение речевого этикета.

1

4.

Специфика русского речевого этикета.

1

Составьте перечень формул речевого этикета, которыми вы пользуетесь в собственной речи.

5.

Формулы речевого этикета.

1

6.

Формулы речевого этикета.

1

7.

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.

1

8.

Речевые дистанции и табу.

1

9.

Русские пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения.

1

10.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

11.

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.

1

12.

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения.

1

13.

Основные виды речевых ситуаций.

1

14.

Богатство и разнообразие этикетных формул.

1

15.

Речевая ситуация обращения и её разновидности.

1

Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи; какую функцию выполняет каждый из вариантов. Напишите известные вам клички людей. Как они образованы и какую функцию выполняют, выступая в роли обращения?

16.

Из истории правил этикетного обращения в разных странах. Устаревшие этикетные нормы.

1

17.

Из истории имён и фамилий. Варианты личного имени.

1

18.

Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

1

19.

Речевая ситуация выражения просьбы.

1

20.

Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.

1

21.

Речевая ситуация извинения. Способы его выражения.

1

22.

Комплименты. Виды комплимента.

1

23.

Культура критики в речевом общении.

1

24.

Давайте говорить другу комплименты.

1

Подготовить анализ стихов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Э.Асадова, Б.Ш.Окуджавы и др.

25.

Практическое занятие на тему «Роль комплиментов в стихах русских и советских поэтов». Выразительное чтение стихов.

1

Подготовить анализ произведений по теме урока: Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и др.

26.

Практическое занятие на тему «Речевые ситуации обращения, просьбы, извинения на страницах литературных произведений, изучаемых в 8 классе».

1

Найти в толковых словарях лексическое значение слов: дискуссия, диспут, спор. Записи внести в тетрадь для спецкурса.

27.

Дискуссия, диспут, спор как специфические формы общения.

1

28.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

1

29.

Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг, отношение к нему.

1

Подготовить сообщение по теме «Этимология наиболее употребительных этикетных слов» (индивидуальные задания).

30.

Этимология наиболее употребительных этикетных слов.

1

31.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

1

32.

Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.

1

33.

Невербальные средства общения.

1

Провести мини - исследование к практическому занятию среди учащихся начальной, основной и средней школ. Записи наблюдений оформить документально (отчёт, сочинение - рассуждение, сочинение - эссе, таблица, диаграмма , интервью и др.)

34.

Практическое занятие на тему «Речевой этикет учащихся нашей школы на уроках, на переменах, в общественных местах».

1

Индивидуальные задания к уроку «Игра по речевому этикету».

35.

Анализ сказок, написанных учащимися разных лет обучения в школе, с точки зрения использования в них речевого этикета.

1

Написать письмо учителю о спецкурсе «Речевой этикет».

36.

Заключительный урок.

1

Итого:

36 ч









© 2010-2022