- Преподавателю
- Другое
- Я. А. Коменский о трех ступенях познания
Я. А. Коменский о трех ступенях познания
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глушко М.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ян Амос Коменский (1592 -1670)
Основные даты жизни и деятельности:
1592 - Ян Амос Коменский родился в Нивнице - Чехия.
1611 - 1614 - обучение в университетах.
1614 - 1620 - деятельность в Пршерове и Фульнеке.
1621 - 1628 - жизнь вне закона.
1628 - 1641 - первое пребывание в Лешно.
1641 - 1648 - путешествие в Англию и работа для Швеции.
1648 - 1650 - второе пребывание в Лешно.
1650 - 1654 - деятельность в Венгрии.
1654 - 1656 - третье пребывание в Лешно.
1656 - 1670 - деятельность в Голландии.
1670 - Ян Амос Коменский скончался. В конце жизни Коменский напишет: "Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта".
Основные работы:
1631 - "Открытая дверь к языкам".
1657 - "Материнская школа" (написана в 1628 г.).
1657 - "Великая дидактика" (написана в 1632 г.).
1658 - "Мир чувственных вещей в картинках".
Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница.
В 1628 году он написал известную книгу "Материнская школа", на чешском языке.
Свое имя Коменский прославил - создав знаменитый учебник "Открытая дверь к языкам" (1631) . Это детская энциклопедия произвела настоящий переворот в преподавании языков. В ней было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках. В XVII и XVIII вв. она служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.
Когда Коменский жил в изгнании его поддержива мечта о том, что он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание молодежи. "Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели стали".
В 1632 г., в Лешно, Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал "Великая дидактика", содержавший универсальную теорию учить всех всему.
После он стал обдумывать создание "Пансофии" (пансофия - знание всего, всеобщая мудрость). Основная, идея пансофии Каменского - воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда. Коменский считает, что "Пансофия" сможет помочь установлению мира между народами.
С 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе "Новейший метод изучения языков". В этой работе изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем: вначале - пример, а потом правило.
В 1658 г. был напечатан "Мир в картинках». Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка.
Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Но Бог не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание Его.
Вершина божественного творения, «чистейший образец своего создателя» - человек. Он есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» («Великая дидактика»), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки.
От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать... мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела («Великая дидактика»).
Этапы познания.
Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях.
Следующая ступень познания - умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию.
Затем разум ≪подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах≫. Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.
Итак, ступени познания:
-
чувственное познание;
-
обобщение, абстракция, научное знание;
-
осмысление, проверка практикой, мудрость.
Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание.
Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должныучить школы:
1) теории,
2) практике.
Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.
Принцип природосообразности положен Коменским в основу педагогики. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью природы.
Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом».
В качестве аналогий в «Великой дидактике» Коменский часто прибегает к использованию примеров из самой природы.
28 Часть I. История зарубежной педагогики (до XX в.) Коменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы
все люди - богатые и бедные - имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.
Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и бог весть чтоеще?»- говорил Коменский.
Демократизм, гуманизм, народность •- важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.