Я. А. Коменский о трех ступенях познания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ян Амос Коменский (1592 -1670)


Основные даты жизни и деятельности:

1592 - Ян Амос Коменский родился в Нивнице - Чехия.

1611 - 1614 - обучение в университетах.

1614 - 1620 - деятельность в Пршерове и Фульнеке.

1621 - 1628 - жизнь вне закона.

1628 - 1641 - первое пребывание в Лешно.

1641 - 1648 - путешествие в Англию и работа для Швеции.

1648 - 1650 - второе пребывание в Лешно.

1650 - 1654 - деятельность в Венгрии.

1654 - 1656 - третье пребывание в Лешно.

1656 - 1670 - деятельность в Голландии.

1670 - Ян Амос Коменский скончался. В конце жизни Коменский напишет: "Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта".

Основные работы:

1631 - "Открытая дверь к языкам".

1657 - "Материнская школа" (написана в 1628 г.).

1657 - "Великая дидактика" (написана в 1632 г.).

1658 - "Мир чувственных вещей в картинках".

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница.

В 1628 году он написал известную книгу "Материнская школа", на чешском языке.

Свое имя Коменский прославил - создав знаменитый учебник "Открытая дверь к языкам" (1631) . Это детская энциклопедия произвела настоящий переворот в преподавании языков. В ней было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках. В XVII и XVIII вв. она служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

Когда Коменский жил в изгнании его поддержива мечта о том, что он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание молодежи. "Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели стали".

В 1632 г., в Лешно, Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал "Великая дидактика", содержавший универсальную теорию учить всех всему.

После он стал обдумывать создание "Пансофии" (пансофия - знание всего, всеобщая мудрость). Основная, идея пансофии Каменского - воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда. Коменский считает, что "Пансофия" сможет помочь установлению мира между народами.

С 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе "Новейший метод изучения языков". В этой работе изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем: вначале - пример, а потом правило.

В 1658 г. был напечатан "Мир в картинках». Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка.

Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Но Бог не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание Его.

Вершина божественного творения, «чистейший образец своего создателя» - человек. Он есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» («Великая дидактика»), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки.

От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать... мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела («Великая дидактика»).

Этапы познания.

Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях.

Следующая ступень познания - умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию.

Затем разум ≪подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах≫. Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.

Итак, ступени познания:

  • чувственное познание;

  • обобщение, абстракция, научное знание;

  • осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание.

Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должныучить школы:

1) теории,

2) практике.

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

Принцип природосообразности положен Коменским в основу педагогики. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью природы.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом».

В качестве аналогий в «Великой дидактике» Коменский часто прибегает к использованию примеров из самой природы.

28 Часть I. История зарубежной педагогики (до XX в.) Коменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы

все люди - богатые и бедные - имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.

Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и бог весть чтоеще?»- говорил Коменский.

Демократизм, гуманизм, народность •- важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.



© 2010-2022