Статья Виртуальный музей как средство информального образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виртуальный музей как средство информального образования

Луханина А.П.


Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу [5].

Это обстоятельство определяет постановку перед учреждениями среднего профессионального образования двух основных целей:

- формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности;

- возрождение начального и среднего профессионального образования, которое за последние годы значительно снизило свое влияние на производство.

Эти цели закреплены в ряде стратегических государственных документов: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также нормативно - правовых документах: Федеральном Законе «Об образовании» и др.

Концепция модернизации Российского образования главной задачей определяет обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Проблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. Перед средним профессиональным образованием стоит задача подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, обладающих опытом культуросозидательной деятельности.

Перед учебным заведением встает проблема формирования у будущего специалиста педагогического профиля социально значимых и профессионально-педагогических качеств, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития общества и профессиональному стандарту педагога. Фундаментом реализации этой идеи является включение студентов в особым образом организованное образовательное пространство в условиях педагогического колледжа. Таким пространством может быть поисково-экскурсионная деятельность музея, который на данном этапе развития образования есть почти в каждом учебном учреждении любого уровня. Виртуальные музеи, или онлайн музеи, - новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи создают организации, которые не являются музеями - образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы (вузы, детские сады, колледжи и т.д.).

В современной системе образования виртуальные музеи выступают средством информального образования.

Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев с таким названием [4].

Виртуальные музеи представляют собой интегративную культурную форму, отличающуюся функциональным и структурным разнообразием. С одной стороны, - это новая технология бесконтактного информационного взаимодействия пользователя с музейной средой, компьютерная система, которая обеспечивает определенные визуальные и звуковые эффекты. С другой стороны, виртуальные музеи как информационный ресурс обладают сущностью медиа  это и средство массовой коммуникации, и новая форма издательства. Кроме того, они являются значимым элементом современной культурно-досуговой среды, способствующий развитию творческих способностей, культурному обмену и общению пользователей. Вместе с тем, виртуальные музеи - экономически эффективная модель музейных ресурсов [3].

Виртуальный музей  интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде. Базовым критерием причисления программного продукта к понятию «виртуальный музей» является исполнение определенного набора механизмов взаимодействия с посетителем и показателей:

  • механизм презентации экспозиции;

  • механизм презентации экспоната;

  • механизм представления дополнительной информации;

  • показатель языковой локализации;

  • показатель доли экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея, от общего числа экспозиционных помещений музея;

  • показатель доли объектов музейного фонда, представленных в формате виртуального музея, от общего числа находящихся в экспозиционных помещениях, демонстрируемых в формате виртуального музея;

  • показатель доступности для людей с ограниченными возможностями [6].

Виртуальный музей - собрание Web-страниц, расположенных на одном или нескольких Web-серверах, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальный музей может быть плоским (каталог) и трехмерным (можно пройти по залам и посмотреть экспонаты под разным углом).

Общими характеристиками виртуальных музеев, присущими, по-видимому, большинству интернет-ресурсов, являются:

  • высокая степень количественной и качественной изменчивости;

  • широкая доступность исходных данных, не требующих для своего исследования создания специальных экспериментальных условий;

  • структурное, функциональное и содержательное многообразие, интегрированное в смысловое единство;

  • сочетание универсальных параметров и локальной национально-региональной специфики.

Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать  организационно), но все же это музей, так как соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной.

Идея создания виртуального музея столь же проста, сколь сложна ее техническая реализация.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 Минкультуры России ведет разработку технических рекомендаций по созданию виртуальных музеев. При разработке виртуальных музеев и модернизации сайта учреждениями музейного типа Минкультуры России рекомендует руководствоваться специально созданным документом, в его актуальной, на момент проведения работ, версии.

Задача технических рекомендаций  аккумуляция практических советов и лучших практик по организации деятельности учреждений для реализации поставленных целей [6].

Создание виртуального музея в рамках образовательного пространства возможно, если имеются достаточные технические (компьютерная техника, выход в Интернет) и кадровые ресурсы (историк, музеевед, IT-специалист).

Организация воспитательного процесса посредством современных, востребованных в детской и молодежной среде форм, таких как виртуальный музей, позволит повысить мотивацию участия подрастающего поколения к приобщению к культурному наследию, социально-значимой, проектной, исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» №544н от 18 октября 2013 г.

  2. «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 №3241п-П8)

  3. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. - М., 2012

  4. Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf

  5. Подрезова Л.П. Обеспечение качества педагогической деятельности современного учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: pandiaweb.ru/text/78/553/3196.php

  6. Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев [Электронный ресурс]. Режим доступа: mkrf.ru/documents/recommendations/virtmuseums


© 2010-2022