- Преподавателю
- Другое
- Статья Виртуальный музей как средство информального образования
Статья Виртуальный музей как средство информального образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Луханина А.П. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Виртуальный музей как средство информального образования
Луханина А.П.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу [5].
Это обстоятельство определяет постановку перед учреждениями среднего профессионального образования двух основных целей:
- формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности;
- возрождение начального и среднего профессионального образования, которое за последние годы значительно снизило свое влияние на производство.
Эти цели закреплены в ряде стратегических государственных документов: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также нормативно - правовых документах: Федеральном Законе «Об образовании» и др.
Концепция модернизации Российского образования главной задачей определяет обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Проблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. Перед средним профессиональным образованием стоит задача подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, обладающих опытом культуросозидательной деятельности.
Перед учебным заведением встает проблема формирования у будущего специалиста педагогического профиля социально значимых и профессионально-педагогических качеств, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития общества и профессиональному стандарту педагога. Фундаментом реализации этой идеи является включение студентов в особым образом организованное образовательное пространство в условиях педагогического колледжа. Таким пространством может быть поисково-экскурсионная деятельность музея, который на данном этапе развития образования есть почти в каждом учебном учреждении любого уровня. Виртуальные музеи, или онлайн музеи, - новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи создают организации, которые не являются музеями - образовательные учреждения, учреждения культуры и административные единицы (вузы, детские сады, колледжи и т.д.).
В современной системе образования виртуальные музеи выступают средством информального образования.
Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат появившиеся и стремительно развивающиеся в сети Интернет так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев с таким названием [4].
Виртуальные музеи представляют собой интегративную культурную форму, отличающуюся функциональным и структурным разнообразием. С одной стороны, - это новая технология бесконтактного информационного взаимодействия пользователя с музейной средой, компьютерная система, которая обеспечивает определенные визуальные и звуковые эффекты. С другой стороны, виртуальные музеи как информационный ресурс обладают сущностью медиа это и средство массовой коммуникации, и новая форма издательства. Кроме того, они являются значимым элементом современной культурно-досуговой среды, способствующий развитию творческих способностей, культурному обмену и общению пользователей. Вместе с тем, виртуальные музеи - экономически эффективная модель музейных ресурсов [3].
Виртуальный музей интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде. Базовым критерием причисления программного продукта к понятию «виртуальный музей» является исполнение определенного набора механизмов взаимодействия с посетителем и показателей:
-
механизм презентации экспозиции;
-
механизм презентации экспоната;
-
механизм представления дополнительной информации;
-
показатель языковой локализации;
-
показатель доли экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея, от общего числа экспозиционных помещений музея;
-
показатель доли объектов музейного фонда, представленных в формате виртуального музея, от общего числа находящихся в экспозиционных помещениях, демонстрируемых в формате виртуального музея;
-
показатель доступности для людей с ограниченными возможностями [6].
Виртуальный музей - собрание Web-страниц, расположенных на одном или нескольких Web-серверах, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальный музей может быть плоским (каталог) и трехмерным (можно пройти по залам и посмотреть экспонаты под разным углом).
Общими характеристиками виртуальных музеев, присущими, по-видимому, большинству интернет-ресурсов, являются:
-
высокая степень количественной и качественной изменчивости;
-
широкая доступность исходных данных, не требующих для своего исследования создания специальных экспериментальных условий;
-
структурное, функциональное и содержательное многообразие, интегрированное в смысловое единство;
-
сочетание универсальных параметров и локальной национально-региональной специфики.
Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать организационно), но все же это музей, так как соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной.
Идея создания виртуального музея столь же проста, сколь сложна ее техническая реализация.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 Минкультуры России ведет разработку технических рекомендаций по созданию виртуальных музеев. При разработке виртуальных музеев и модернизации сайта учреждениями музейного типа Минкультуры России рекомендует руководствоваться специально созданным документом, в его актуальной, на момент проведения работ, версии.
Задача технических рекомендаций аккумуляция практических советов и лучших практик по организации деятельности учреждений для реализации поставленных целей [6].
Создание виртуального музея в рамках образовательного пространства возможно, если имеются достаточные технические (компьютерная техника, выход в Интернет) и кадровые ресурсы (историк, музеевед, IT-специалист).
Организация воспитательного процесса посредством современных, востребованных в детской и молодежной среде форм, таких как виртуальный музей, позволит повысить мотивацию участия подрастающего поколения к приобщению к культурному наследию, социально-значимой, проектной, исследовательской деятельности.
Список литературы:
-
Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» №544н от 18 октября 2013 г.
-
«Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 №3241п-П8)
-
Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. - М., 2012
-
Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf
-
Подрезова Л.П. Обеспечение качества педагогической деятельности современного учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: pandiaweb.ru/text/78/553/3196.php
-
Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев [Электронный ресурс]. Режим доступа: mkrf.ru/documents/recommendations/virtmuseums