Занятие по теме: Преступление и наказание

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Детский дом (смешанный) №24»

ст. Григорополисская




Открытое занятие

по теме:

«Преступление и наказание»

Воспитатель: В.Г. Бригадирова






2015 год

Открытое занятие по теме:

«Преступление и наказание»

Цели:

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- показать моральную недопустимость нарушений закона;

- воспитывать законопослушное поведение.

Оборудование: конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! А вы знаете что обозначает слово "здравствуйте"? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) Я вам всем желаю здоровья и счастья.

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Воспитатель:

Как видите в руках у меня две нити.

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

- А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека - это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица "от сумы и от тюрьмы незарекайся "

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодняшнее наше занятие - это продолжение знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Человек в силу разных причин может оказаться втянутым в преступную деятельность. Но до определённого момента ещё есть возможность отойти от криминального поведения. Тема нашего занятия - «Преступление и наказание».

Вы уже знаете, что незнание закона не освобождает от ответственности. Проверим, как вы знаете закон.

3.Кроссворд «Преступление и наказание».

Дети разгадывают кроссворд, проверяем вместе, определяем ключевое слово.

Кроссворд дети получают на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин.

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 -летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

Занятие по теме: Преступление и наказание

4. Упражнение «Объясни».

Есть такая народная поговорка «Живи своим умом, а не чужим добром».

- Как вы её понимаете?

Воспитатель:

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

- Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Подростки иногда неверно понимают некоторые законы, и преступления, правонарушения принимают за шалость, проступок.

5. Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Давайте вспомним, что означают эти понятия.

Проступок - это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление - это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

- Так как можно расценить поступок Димы?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.Он находится в вестибюле школы).

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2.

Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3.

Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. (Воспитатель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

6.Игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )

Нанесение побоев

Ситуация 1: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья - ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

- Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 2: На перемене:

- Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

- Не дам, он новый, только вчера купили.

- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья - ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 3: В классе идет спор двух учащихся:

- ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться - и тебе не жить.

Судья - ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 4: Две девочки в классе ссорятся:

- А ты дылда!!!

- А ты сама Гадина!!!

Судья - ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 - 12 месяцев.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

7. Рефлексия.

- Кого заставил задуматься сегодняшнее наше занятие?

8. Памятка школьнику и воспитаннику

Дорогой друг, ты воспитываешься в детском доме. Оглянись вокруг. Тебя окружают воспитанники, воспитатели. Я предлагаю вам следовать некоторым полезным советам, которые очень пригодятся в повседневной жизни, с применением знаний своих прав и обязанностей.

- Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ детского дома - Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как воспитанника.

- Во-вторых, запомни все, что касается тебя, твоего обучения, воспитания.

- В-третьих, ты в детском доме не один, вокруг тебя твои товарищи, воспитатели, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

- В-четвертых, детский дом - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу имущества может быть наложена материальная ответственность.

- В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя во всех мероприятиях детского дома, реализуй свои права.

- В-шестых, ты должен хорошо учиться, ведь сейчас это твоя главная обязанность.

- В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

- В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

- В-девятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона:

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»



© 2010-2022