• Преподавателю
  • Другое
  • Программа курса коррекционных занятий «Сенсорика» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 1 класс. ФГОС

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорика» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 1 класс. ФГОС

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорика» для обучающихся 1«б» (социального) класса.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе:

- Программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

- Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Развитие сенсорной сферы детей». Под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Москва, Просвещение 2009 год.

- Учебный план школы на 2015-2016 год.

- Федерального государственного образовательного стандарта ( 2 вариант).

Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

У школьников с умеренной умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.

Детям с умеренной умственной отсталостью требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.

Кроме того, у многих детей с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.

Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсорных процессов» необходима для создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в общении.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков сенсорного развития и формирования у них относительно сложных видов психической деятельности.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Цель обучения:

Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств;

- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;

- развитие слухоголосовых координаций;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Средства, формы и методы коррекционной работы:

- наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа;

- проводятся групповые занятия;

- психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2015-2016учебный год.

Количество часов на изучение курса «Развитие сенсорных процессов» в 1б классе

Класс

Количество часов на курс

Количество часов в неделю

1б класс

68ч



Распределение количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Итого

18ч.

14ч.

18ч.

18ч.

68ч



Количество часов по основным разделам

Наименование основных разделов

Четверть

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

1.Зрительное восприятие

18ч.

-

-

-

18ч.

2. Слуховое восприятие

-

14ч.

-

-

14ч.

3. Кинестетическое восприятие

-

-

18ч.

8ч.

26ч.

4. Восприятие запаха

-

-

-

5ч.

5ч.

5. Восприятие вкуса

-

-

-

5ч.

5ч.

Всего

18ч.

14ч.

18ч.

18ч.

68ч.

Содержание курса:

  1. Зрительное восприятие:

Диагностика на начало учебного года, фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом , прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, основные цвета: красный, желтый, основные цвета: синий, зеленый, ахроматические цвета: белый, черный, серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый, промежуточные цвета: голубой, фиолетовый, промежуточные цвета: коричневый.

  1. Слуховое восприятие:

Звуковые понятия: громко - тихо, бытовые шумы и звуки природы, музыкальные звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко - близко, соотнесение звука с его источником, дидактические игры на слуховое восприятие.

  1. Кинестетическое восприятие:

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений ведущего, различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре ( холодный, горячий), времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый), различение материалов по влажности (мокрый, сухой), различение материалов по вязкости (жидкий, густой).

  1. Восприятие запаха:

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, обоняние ( итоговое занятие).



  1. Восприятие вкуса:

Различные продуктов по консистенции ( жидкий, твердый, вязкий, сыпучий), узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, диагностика на конец учебного года.

Межпредметные связи строятся по линиям:

Сенсорика-математика;

Сенсорика -устная речь;

Сенсорика -живой мир;

Сенсорика -ИЗО;

Сенсорика -музыка.

Критерии оценивания учащихся

Отслеживание динамики развития данной категории детей является неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. При определении уровня развития детей на диагностическом этапе оценивается качественное содержание доступных им действий, а именно оцениваются результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Как наиболее значимые, предлагается взять за основу следующие уровни осуществления деятельности.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используется следующая градация и условные обозначения:

- действие (операция) сформирована - «ДА»;

- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом - «ПОМОЩЬ»;

- действие выполняется частично, даже с помощью педагога - «ЧАСТИЧНО»;

- действие (операция) пока недоступна для выполнения - «НЕТ».

(Приложение №1)

Личностные результаты освоения курса «Сенсорика»:

Личностными результатами изучения курса «Сенсорика» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты освоения курса «Сенсорика»:

Предметными результатами изучения курса «Сенсорика» являются формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • цвет (основные цвета)

  • контрастные температурные ощущения (холодный - горячий);

  • вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);

  • запахи (приятные, неприятные);

  • фактуру материала (мягкий - твердый, гладкий - шершавый);

  • звук (громкий-тихий)

Учебно-методический комплекс

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.

  2. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5-14.

  3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПБ., 2005.

  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.

  5. Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.

  6. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН СССР, 1978.

  7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.

  8. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Развитие сенсорной сферы детей». Под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Москва, Просвещение 2009 год.

© 2010-2022