- Преподавателю
- Другое
- Роль литературного и исторического краеведения в воспитании любви к родному краю и уважения к культурному наследию своего народа
Роль литературного и исторического краеведения в воспитании любви к родному краю и уважения к культурному наследию своего народа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чуйкова Н.П. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль литературного и исторического краеведения в воспитании любви к родному краю и уважения к культурному наследию своего народа
Слайд № 1
Краеведение - одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.
В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Слайд № 2
В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация
-
Географическое и экологическое краеведение
-
Историческое краеведение
-
Литературное краеведение
Слайд № 3
Литературное краеведение можно разделить на 3 ветви:
- изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;
- исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села): первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д.;
- изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.
Слайд № 4
В моей работе ведущее место занимает именно первое направление. Тому есть объяснение. Школа-интернат воплощает в жизнь программу поликультурного воспитания, разработанную руководством ОАО «РЖД». Одним из ведущих вопросов этой программы является воспитание принципа толерантности к представителям другой национальности, воспитание уважительного отношение к культуре другого народа. Мы живём в регионе, где коренное население - шорцы, маленькая народность, находящаяся на грани исчезновения. В области многое делается для сохранения культуры шорцев. Для нас это имеет очень важное значение, так как немало учащихся нашего интерната живут и воспитываются в шорских семьях, смешанных семьях либо очень близко общаются с представителями этой народности. Примером тому является станции Карлык.
Слайд № 5
Скажу честно, я столкнулась с несколько негативным отношением к ребятам из шорских семей, что порождало с их стороны ответную агрессию. И при изучении тем, связанных с русским фольклором, я предложила ученикам познакомиться с обычаями и традициями шорского народа. А тем, кто может узнать о шорских праздниках из «первых уст», попросила собрать материал, опросив дедушек, бабушек и др. родственников. Материал получился интересным и достаточно большим.
Ученики рассказывали и о русских народных праздниках, и о шорских (причём материал был собран и русскими ребятишками). Мы выяснили, что многие народные праздники и русских, и шорцев берут своё начало в религиозных представлениях этих двух народов. И ребята предложили написать работу по шаманизму, куда бы вошёл весь собранный материал. Получилась работа «Шаманизм: история, влияние на другие религии, возрождение культуры эпохи шаманизма».
Слайд № 5, 6
Можно сказать, что над этой темой работало 3 поколения учащихся интерната. Для того чтобы глубже разработать эту тему, набрать материал, я обратилась в городские музеи: художественный и музей им. Достоевского. Мы разработали программу. И первый год работали с музеем Достоевского (фото из музея). Прежде всего, это история города, края. (фото)
Слайд № 7
Русские народные праздники, традиции, обычаи рассматривались вместе с шорскими. Ребята познакомились с основами религии, народными праздниками, народными играми. И в итоге получилась ещё одна работа «Народные праздники русского и коренного населения Сибири».
Слайд № 8
Заключительное занятие - экскурсия по старому городу. Я считаю, что знать историю своей родины необходимо. Нашему краю есть чем гордиться, и дети должны об этом знать. Тем более, истории культурных памятников связаны с легендами, преданиями, что позволяет мне расширить знания ребят по предмету. Здесь ещё и вопросы православия - Спасо- Преображенский собор, Одигитривская церковь.
Надо сказать, что я использую возможности музеев не только для изучения народной культуры, но и для проведения уроков литературы с целью изучения творчества Кузбасских поэтов. Зачин в музее - продолжение на уроке. Изучено творчество М. Небогатова, И. Киселёва, В. Махалова, С. Торбокова и др. Вряд ли я смогла бы так заинтересовать учеников творчеством этих поэтов настолько, что они потребовали проведения отдельных уроков, где были представлены их презентации, альбомы понравившихся стихов. На таких уроках и я узнаю много нового. Кстати сказать, на уроках литературы мы изучаем народное творчество коренного населения Сибири. Знакомимся со сказками, преданиями, легендами. Выпустили сборники - показать. Дети сами пробовали писать шорские сказки, былины.
Слайд № 9
Второй год - посещение художественного музея, где мы уже изучали народные промыслы, особенности русского и шорского костюмов. Особенностью этих занятий было то, что ученики своими руками выполняли работы. (фото из худмузея).
Слайд № 10
Заключительное занятие - экскурсия по Бульвару Героев. Это дань памяти павшим в годы войны, память о героях - кузбассовцах.
Слайд № 11
Это, я думаю, один из важнейших аспектов в воспитании детей. Поэтому, изучая произведения о войне, я всегда затрагиваю вопросы, связанные с вкладом Кузбасс в дело победы в ВОВ. Мы собирали материал, связанный с деятельностью эвакогоспиталей на территории Сталинска и Кузбасса, сейчас работаем над материалом, связанным с улицами, названными в честь героев войны. Поэтому я не ограничиваюсь только литературным краеведением, вопросы исторического краеведения для меня тоже очень важны. Мои родители - участники войны, я воспитывалась в советское время, когда о героях войны знали все, и для меня является катастрофой, когда при именах великого маршала Рокоссовского или легендарного Покрышкина дети пожимают плечами, не зная, о ком идёт речь. Такого быть не должно. Мы собираем материал, связанный и с историей страны, и с историей нашего края, т.к. улицы Новокузнецка названы в их честь
Материал по краеведению, связанный с известными людьми города: династии Генераловы, Кургузиковы - Старчиковы, но каждый ребёнок о профессии своих родителей. Осознание себя и своей семьи как части своей Родины - Кузбасса.