Описание опыта педагога Хореография

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта

Я, Янгизова Олеся Викторовна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №9» представляю вашему вниманию собственный опыт работы по теме: «Социализация средствами танца в ТХО «Задоринка»».

Социализация средствами танца активно реализуется в процессе занятий в творческом объединении «Задоринка». Это способствует обогащению знаний детей о хореографическом искусстве, развитию их творческих способностей, умений и навыков танцевального исполнительства, формированию нравственных качеств и социального поведения.

Коллектив создан в сентябре 2004 г.. В объединении занимается 90 детей - 75 девочек и 15 мальчиков, по образовательной программе «В мире танцев», рассчитанной на шесть лет обучения.

Социализация в хореографическом коллективе - явление сложное многогранное, динамичное. Ребенок, становится членом такого коллектива, попадает в новую для него микросреду. В ней он должен найти себя, найти свое место в коллективе сверстников, в «сердце» руководителя.

В первую очередь - это роль участника коллектива, когда обучающийся стремится учиться и совершенствоваться, овладевать навыками художественно-творческой деятельности, мобилизовать усилия для решения разнообразных творческих задач.

Стать участником коллектива - значит осознать обязанность сотворчества в коллективе, включиться в его творческую и общественно-полезную деятельность.

Во-вторых, это разнообразные роли, которые ребенок выполняет в танце, создавая художественные образы.

Педагогическая ценность творческой деятельности ребенка в танцевальном коллективе обеспечивается интеграцией хореографии с музыкой и играми. Это дает возможность усилить творческое воображение, ассоциативное мышление, обогатить чувственную сферу восприятия искусства и его реализацию в танце. Важным этапом воспитательной работы руководителя танцевального коллектива является подбор репертуара. Репертуар должен вызывать интерес у обучающихся творческого объединения, усиливать мотивацию к его изучению, создавать перспективы творческого развития и обеспечивать участие в социально-культурной деятельности (участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах).

Репертуар влияет на специфику учебно-воспитательной и концертно-исполнительской деятельности творческого объединения «Задоринка», помогает создавать условия для развития гармоничной личности.

Подбор репертуара и постановка танцев происходит на основе следующих требований: использования разнообразного танцевального материала и различных видов танцевальной образности; подбор музыкального материала в соответствии с возможностями его воплощения в танцевальных образах, согласно возрастных возможностей детей; учета учебно-танцевальных целей; содержания и образности темы номера, продиктованной музыкальным материалом; учета индивидуальных особенностей детей, их способности конкретного, ассоциативного восприятия и воспроизведения содержания танцевального номера; создание танцевального произведения в расчете на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей (важно задействовать всех детей, исходя из их возможностей и способностей).

Музыка является неотъемлемым компонентом танцевального искусства, основой реализации его драматургической основы, средством усиления эстетики танца и эстетического воздействия на детей. Занимаясь с детьми музыкальным движением, педагог должен четко осознать, для чего он это делает, какие качества формирует, какие цели преследует. В отличие от традиционных занятий хореографией, музыкальное движение - это психологическая свобода каждого ребенка, которая возможна при условии уверенности его в своих силах, познании своего тела как выразительного «инструмента». Развитие музыкальности, пластичности, умение творчески выразить свое восприятие музыки в движениях - важная задача ритмического воспитания.

Постановка танца - это результат совместной деятельности педагога и обучающихся. Руководитель творческого объединения «Задоринка» с этой целью применяет разнообразные методические приемы: показ, образец (правильное выполнение движений), объяснение (способствует развитию умственной деятельности), музыкальное сопровождение (захватывает детей мелодией танца, пробуждает желание его выполнять); воспитание подсознательной деятельности (накопление эмоционально-положительных впечатлений: зрительных, слуховых, чувственных), активизация творческого мышления детей, развитие их творческого воображения и фантазии, эстетических чувств, творческой инициативы и самостоятельности, которое способствует формированию заинтересованности не только задачей, но и всем учебно-воспитательным процессом. Важную роль в реализации творческих задач играет благоприятная эмоциональная атмосфера, в которой дети работают радостно и непринужденно.

В целях успешного результата каждого занятия используются различные формы и методы работы.

Основные методы работы с обучающимися:

- словесный (устное изложение материала, донести до обучающихся эмоциональный характер танца, задача непростая, поэтому через объяснения, беседы имеется возможность сообщить большое количество материала);

- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов);

- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога, подробно объясняются правила выполнения тех или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей - понять и воспроизвести);

-практический метод (источником знания является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце);

- проблемно-поисковый (создание и решение проблемной ситуации).

Методы контроля и самоанализа позволяют оценивать, анализировать и контролировать как собственную деятельность, так и своих товарищей. На основе данной технологии планируются, разрабатываются и проводятся конкретные занятия по следующим формам: участие в открытых занятиях, конкурсах, концертах, участие в мероприятиях.

В педагогическом процессе ребенок не просто воспроизводит то, что усваивает, например культуру или социальный опыт, а благодаря своей уникальности и неповторимости развивает их, дополняет и совершенствует. Именно в этом заключается закон творческого поведения и особенность методов воспитательного процесса, которые строятся на всемерном поощрении максимального творческого самовыражения ребенка, богатстве впечатлений, создании социально предусмотренных и организованных оптимальных отношений, которые являются источником продуктивной творческой деятельности.

Педагог акцентирует внимание не столько на результате, сколько на процессе обучения. Занятия хореографией должно приносить детям радость, иначе оно теряет свою суть. Хорошее самочувствие ребенка, хорошее настроение, отсутствие боязни оказаться неуклюжим и получить за это замечание педагога, вот основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий танцами.

Таким образом, эффективный педагогический процесс, который способствует социализации, развитию социальности обучающихся в хореографическом коллективе, зависит от многих факторов: цели, задач, личности педагога, учебно-творческой и концертно-исполнительской деятельности, взаимоотношений между педагогом и участниками, традиций коллектива, положительного психолого-педагогического климата.

Конечный результат творческой деятельности, имеет важное социально-педагогическое значение - участие в концертах, фестивалях, призовые места на конкурсах. Для руководителя танцевального коллектива кроме этого, не менее важным результатом является развитие личностных качеств воспитанников, их умение достигать цели, прилагать к этому определенные усилия - духовные, физические, морально-психологические. Именно этим и объясняется характер творческого и педагогического процесса в танцевальном коллективе, который должен быть наполнен глубоким личностно ориентированным и социальным содержанием.


© 2010-2022