• Преподавателю
  • Другое
  • Гражданско-патриотическое воспитание неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи

Гражданско-патриотическое воспитание неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи

  Учитель - это человек, на которого возложена особая миссия: явить обществу нового гражданина. Поэтому учитель сегодня должен стать спутником ребенка, его наставником, проводником в большую жизнь.Я знаю, что в настоящее время воспитание гражданина и патриота -  первоочередная государственная  задача, что стране нужны люди, любящие свою Родину. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности проводимой в школе для детей с нарушен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Марченко Елена Николаевна,

учитель индивидуальной слуховой работы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Гражданско-патриотическое воспитание неслышащих школьников на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи


Детство - каждодневное открытие мира,

поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием

человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский

Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина.

Гражданско-патриотическое воспитание неслышащих школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школьные годы являются благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именного в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.

В нашей школе работают программы «Дом», «Семья», «Школа», «Отечество». Одной из объединяющей целью этих программ является - формирование гражданско-патриотического сознания неслышащих школьников в процессе учебно-воспитательной работы, в том числе и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи.

В программное содержание индивидуальных занятий по РРС и ФПСР включены такие темы, как «Мой дом», «Моя семья», «Школа», «Россия - родина моя», «Моя малая родина», «Государственные праздники» Основные задачи, которые решаются в процессе работы над этими темами:

  • формирование у детей осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей России;

  • создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через речевую деятельность.

  • формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

  • формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания

Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в совместную деятельность, в результате которой формируются универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:

  • работать с проблемами;

  • анализировать данные, ситуацию;

  • самоопределяться, осуществлять выбор;

  • формулировать замысел своего действия;

  • фантазировать, мечтать;

  • планировать работу;

  • работать в группе;

  • оценивать свою работу.

Педагоги часто задаются такими вопросами:

  • Как научить ребенка беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой город, свою Родину?

  • Как воспитать в детях учение быть человеком не на словах, а на деле?

  • Как научить детей проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну?

  • Как научить быть социально-активным в решении проблем?

Работу по решению этих вопросов необходимо начинать с того самого времени, когда ребенок начинает понимать, где его мама, где его папа. Затем, как зовут его маму и папу, кто его родители, чем они занимаются и т.д.

В новом информационном обществе учитель не может быть основным и единственным источником информации об окружающем мире, поэтому объяснительно - иллюстративный метод обучения и воспитания уступает место новым методам, главным из таких является метод проектов.

В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах: как мыслительная деятельность и как деятельность по реализации проекта. Первый включает целеполагание, планирование, моделирование и прогнозирование, второй - организация деятельности, диагностика, анализ результатов.

Важным приемом подачи информации детям, является познавательный рассказ, сопровождаемый наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению. На индивидуальных занятиях широко используется метод проектов. Например, в первом классе проект «Моя семья». Каждый ребенок работает по составленному плану действий. Определяет, что он знает о своих родителях, что хочет узнать и как он это сделает. Вопросы, на которые дети должны ответить в ходе выполнения проекта:

Как зовут родителей?

Где они живут?

Чем занимаются? (Какую пользу приносят обществу?) и др.

На занятиях по развитию слуха и речи при изучении темы «Моя родина - Россия» у неслышащих детей расширяются представления об окружающем мире, они знакомятся с такими понятиями как «Отечество», «Отчизна», «Государство», «Малая родина» и др., получают информацию о символике государства, узнают историю герба, гимна, флага. В процессе работы над словарем в детях воспитывается чувство любви к Родине: ее природе, людям; развивается диалогическая речь. Результатом такой работы являются речевые конференции. Например: Речевая конференция «Россия - Родина моя» для обучающихся 4-9 классов. Подготовка к проведению конференции начинается с разработки проекта.

Проект проведения речевой конференции «Россия - Родина моя»

Предмет: литература, гуманитарные науки.

Участники: учителя индивидуальной слуховой работы, учащиеся 5 -11 классов.

Учебная цель: научить осмысленно воспринимать поэтические тексты, выразительно и ясно доносить их до слушателя.

Задачи:

- развивать эмоционально-эстетическую сферу, ритмико-интонационную сторону речи неслышащих детей;

- способствовать развитию ключевых компетентностей личности: учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской;

- воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, любви к Родине;

- развивать чувство уверенности и успешности; повысить самооценку ребенка.

Планируемые мероприятия: участники проекта посетят школьную библиотеку, подберут стихотворения на заданную тему, прочитают литературу по символике России, подготовят выступление - презентацию наиболее понравившегося стихотворения, выступят на речевой конференции,

Материалы: стихотворения русских поэтов, флаг РФ, звукозапись Гимна РФ, герб РФ, альбомные листы, камера, презентация «Россия - Родина моя!», сценарий речевой конференции, грамоты для награждения победителей, призы.

Время работы: февраль-март.

Этапы работы над проектом:

1этап

Выбор группы участников конференции, постановка цели, задач.

2 этап

Работа в библиотеке: подбор стихов о России, малой родине.

Работа в Интернете: подбор материала к презентации.

Индивидуальная работа в слуховых кабинетах по отработке речевого материала.

3 этап

Оформление выступлений на речевой конференции: костюмы, презентации, иллюстрации с символикой России, рисунки детей.

4 этап

Выступление на конференции. Презентация.

5 этап

Участие в викторине «А знаешь ли ты?»

Подведение итогов. Оценка деятельности участников.

Ожидаемые результаты: участники проекта научатся осмысленно понимать поэтические произведения, выразительно и эмоционально читать стихотворные тексты; у детей появится чувство уверенности и успешности, повысится самооценка, разовьются ключевые компетентности личности: учебная, исследовательская, коммуникативная, организаторская

Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России.

Литература

  1. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/ О.В. Брыкова, Т.В. Громова - М.: Чистые пруды, 2006 - 32с.- Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 5(11).

  2. Лобова Т.В. Дидактические основы проектирования учебного процесса: Учебное пособие/ Т.В. Лобова, А.Н. Ткачев; М-во образования и науки РФ, Юж. - Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2003.

  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя. Вентана-Граф, 2004



© 2010-2022