- Преподавателю
- Другое
- Программа по начально-техническому моделированию на 2012-2015 годы
Программа по начально-техническому моделированию на 2012-2015 годы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ванина А.В. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ДОМ ТВОЧЕСТВА»
АКИМАТА ШЕМОНАИХИНСКОГО РАЙОНА
Утверждено Одобрено педсоветом Дома творчества
Директор КГП «Дом творчества» «___»_____________________20____год
__________________Б.Т.Укубаева
«___»_________________20___год МО_______________________________
«____»_____________________20___год
Программа студии
начально-технического моделирования
«Тутти - Фрутти»
на 2012 -2015 учебный год
ВАНИНА АЛЁНА ВЛАДИМИРОВНА
педагог дополнительного образования,
руководитель студии
начально-технического моделирования
«Тутти - Фрутти»
г.Шемонаиха
1. Пояснительная записка
Каждое поколение делает свой вклад, вносит что- нибудь новое в культуру страны, увеличивает культурное наследие для передачи его в увеличенном размере следующему поколению и осуществляет это через воздействие на психофизическую структуру человека, а воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами.
Каждое время, в зависимости от социальной ситуации, выдвигает свои требования к воспитанию молодежи. Сегодня изменения в обществе вынуждают вернуться к пониманию воспитательного процесса в контексте общечеловеческой культуры. Национальное воспитание, национальное самосознание социально значимо в наше время.
Создание системы студий технического творчества для детей Дома творчества соответствует общей концепции обучения, принятой в КГКП «Дом творчества». Работа в студиях помогает детям реализовать идеи, своими руками почувствовать и обработать материал, воспользоваться инструментом для обработки, приложить свой ум и старание для создания пусть простейшей, но реально существующей модели, которую можно продемонстрировать друзьям, родителям и даже представить своё творение на конкурс. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, и в зависимости от ее уровня, подготовки, теоретических знаний, умений в начально-техническом моделировании детям предлагаются занятия в той или иной группе.
Особенностью программы является то, что она предполагает индивидуальную и коллективную работу с детьми. За годы работы педагог становится советчиком, помощником, другом не только ребенка, но и семьи. Именно совместная деятельность (сотворчество) педагога, ребенка, родителей, ориентированная на реализацию потенциальных возможностей ребенка, на достижение целей, радость от совместного творчества в процессе обучения и общения являются движущей силой развития личности. Именно сотворчество воспитывает у ребенка веру в свои силы.
Данная программа построена на создании и материальном воплощении индивидуальных моделей каждым кружковцем. Разработка модели начинается с формулировки задачи, которую ставит перед собой ребенок, и только после этого идет детальная проработка всех этапов проекта. Перед детьми ставятся творческие задачи, соответствующие их уровню развития.
Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом, надо постоянно корректировать деятельность ребенка, помогать ему во время, исправлять допущенные ошибки. Результатом такого творчества становятся выставки.
Занятия по программе начально-технического моделирования помогают развивать координацию движений, глазомер, совершенствовать память, мышление, учат детей самостоятельно работать с инструментами, получать практические навыки, соблюдать правила техники безопасности при работе, развивают художественный вкус, аккуратность, прививают трудовые навыки.
-
Механизм реализации программы
Данная программа рассчитана на 3 года обучения
Работа в студии начально-технического моделирования 1-го и 2-го года обучения рассчитана на учеников 0 - 4 классов. Группа комплектуется на добровольной основе из учеников, проявляющих интерес к моделированию. На состав и количество желающих заниматься в студии во многом влияет имеющаяся возможность демонстрации предыдущих наработок студии на стендах, на конкурсах различного уровнях ( район, город, область, республика), и, если есть, поощрений (дипломы, грамоты, медали).
Работа в студии начально-технического моделирования 3-го года обучения рассчитана на учеников 5-11 классов. Группа комплектуется так же на добровольной основе из учеников, ранее уже занимавшихся в студии. Только на этом этапе занятий дети уходят от просто разработки моделей по своим чертежам, и переходят к разработке проектов, которые сопровождают изготовленные модели и макеты. Дети учатся находить информацию, собирать, сортировать, отсеивать лишнее, концентрироваться на том, что берут за основу.
3. Основные цели и задачи программы
Основной целью работы студии является:
Развитие творческой личности, способной четко и быстро формулировать техническую задачу и выбирать из множества решений наиболее оптимальное и эффективное, учитывая весь спектр обстоятельств, способствующих и противодействующих достижению желаемого конечного результата.
Задачи:
-
Формирование у детей познавательного интереса к технике и истории ее создания. Развитие технического кругозора детей.
-
Воспитание умного, технически образованного, трудолюбивого человека, способного самостоятельно принимать решения и уметь отстаивать свою точку зрения.
-
Создание обучающей среды, которая позволит ребенку учиться через свой опыт и опыт других, находить технические решения самостоятельно, развивать свои технологические и конструкторские навыки.
-
Удовлетворение естественного желания родителей видеть своего ребенка творческим, умным человеком, занимающимся интересным делом, а не отданным во власть "улицы".
Достижение этой цели и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
4. Цели и задачи первого года обучения.
Цель: Формирование первоначальных трудовых навыков и профессиональная ориентация детей.
Задачи:
-
Обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;
-
Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Тематический план студии первого года обучения
№
Содержание раздела
Количество часов
всего
На теорию
На практику
1.
Вводное занятие, работа с шаблонами
6
2
4
2.
Работа с кожей
20
2
18
3.
Работа со стразами
16
1
15
4.
Аппликация
20
2
18
5.
Вяжем крючком
58
2
56
6.
Вяжем на спицах
23
2
21
7.
Заключительное занятие
1
1
Итого
144
12
134
-
Вводное занятие, простейший чертеж. Ознакомление с предметами начального моделирования. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы. Организация труда и оборудование рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Рациональное размещение инструмента. Экономное расходование всех видов ресурсов. Демонстрация проектных изделий, изготовленных детьми в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между детьми. Инструктаж по технике безопасности:
-
Работа с кожей. Учить работать с шаблонами, закреплять навыки резания ножницами кожи и ткани, навыки работы с инструментами - карандашом, ножницами, мелком. Изготовление моделей по шаблонам.
-
Работа со стразами. Представление о стразах и его разнообразии, возможностях использования на занятиях.
-
Аппликация. Обучение составлению композиции на определенную тему, правильному выбору пропорций между размерами отдельных фигур и их размещению на плоскости ткани. Аппликации из разных геометрических форм (кругов, четырехугольников, треугольников), из обрезков (пэчворк).
-
Вяжем крючком . Учить самостоятельно выполнять модели крючком, планировать и выполнять изделие, оформлять изделие характерными деталями, придавая ей выразительность. Развитие технического и творческого мышления, конструкторских способностей.
-
Вяжем на спицах. Приемы вязания деталей, формирование навыков самостоятельности в вязании изделия по инструкции, бережное отношение и экономное использование пряжи, художественный вкус.
-
Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Конкурсы, выставки, экскурсии. Итоги и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.
К концу первого года обучения дети должны знать:
-
Знать виды ткани, кожи, дерматина, их свойства
-
Знать способы вязания
-
Правила безопасности работы с ножницами, клеем, тканью и т.д.
-
Иметь представление о контуре и силуэте
-
Иметь навыки по работе с технологиями по сборке деталей
-
Иметь понятие о развертке и выкройке
Уметь:
-
Уметь работать с инструментами, знать их назначение
-
Уметь работать с шаблонами.
Календарный план первый год обучения
№
Тема
Инструктаж
Кол-во часов
Дата
1
Введение. Ознакомление с предметами начального моделирования. Работа с шаблонами. Декоративная мазаика из бисера на бархатной бумаге. « Домбра»
Общие правила ТБ
ТБ при работе с клеем
2
2
2
Работа с шаблонами. Декоративная мазаика из страз на бархатной бумаге. « Орнамент в национальном стиле»
ТБ при работе с клеем
2
3
Сюжетная аппликация из кожи. Панно «Ромашки».
ТБ при работе с клеем и огнем
4
4
Сюжетная аппликация из кожи. Панно «Хризантемы»
ТБ при работе с клеем и огнем
4
5
Работа с кожей. Картина «Подсолнухи».
ТБ при работе с клеем и огнем
6
6
Работа с кожей и стразами. Панно «Барс».
ТБ при работе с клеем и огнем
6
7
Работа со стразами. «Арфа».
ТБ при работе с клеем
4
8
Работа со стразами «Рыцарь».
ТБ при работе с клеем
6
9
Работа с кожей « Дерево желаний».
ТБ при работе с аэрозолью и клеем
6
10
ТБ при работе с ножницами и иглами. Образцы: «Отделочно - декоративные швы».
ТБ с иглами и ножницами
4
11
Аппликация в стиле пэчворк. Картина «Сердца четырех».
ТБ при работе со швейной машинкой
6
12
Аппликация в стиле пэчворк. Панно «Пылающее сердце».
ТБ при работе со швейной машинкой
4
13
Объемная лоскутная поделка «Плетеная корзинка».
ТБ при работе со швейной машинкой
6
14
Учимся вязать крючком. Букет «Калы».
ТБ при работе с крючком и пряжей
10
15
Вяжем крючком. «Грациозный букет из диких роз».
ТБ при работе с пряжей и крючком
12
16
Вязание крючком. Образцы: «Кружевные фантазии».
ТБ при работе с пряжей и крючком
10
17
Вязание крючком. «Скатерть из отдельных фрагментов, соединенных полустолбиком.
ТБ при работе с пряжей и крючком
26
18
Учимся вязать спицами. История вязания на спицах. Условные обозначения.
Общие правила ТБ
3
19
Провязываем образцы на спицах.
ТБ при работе со спицами
6
20
Вяжем на спицах. «Варежки».
ТБ при работе со спицами
8
21
Вяжем на спицах. «Носки»
ТБ при работе со спицами
6
22
Подведение итогов. Выставка
1
5. Цели и задачи второго года обучения.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами начального моделирования.
Задачи:
-
Развитие творческого мышления;
-
Развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.);
-
Развитие умений организации учебного труда.
Тематический план кружка второго года обучения
№
Содержание раздела
Количество часов
всего
На теорию
На практику
1.
Вводное занятие, дизаин
3
3
-
2.
Рабочее место, цвет, выкройки, мерки
9
2
7
3.
Конструирование и исправления
8
1
7
4.
Национальный колорит
27
2
25
5.
Техническое моделирование
20
3
17
6.
Декор, аппликация, орнамент
14
1
13
7.
Изготовление игрушек
12
1
11
8.
Изготовление сувенира
6
0,5
5,5
9
Раскрой и обработка
116
3,5
112,5
10.
Заключительное занятие
1
1
-
Итого
216
18
198
-
Вводное занятие, дизайн. Цели и задачи кружка на год. Обсуждение плана работы. Решение организационных вопросов. Демонстрация проектных изделий, изготовленных детьми в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между детьми. Инструктаж по технике безопасности.
-
Рабочее место, цвет, выкройки, мерки. Умение и навыки работы с выкройками-лекалами; развитие воображения, формирование умения читать чертеж, видеть цвет. Обучение способу достижения эффекта объемности в аппликации и мозаике; развитие художественно-эстетического вкуса.
-
Конструирование и исправления. Формирование навыков самостоятельного определения последовательности операций. Конструирование из бумаги.
-
Национальный колорит. Формирование интереса к данному виду деятельности и навыки работы в национальном стиле; учить делать лекала.
-
Техническое моделирование. Учение элементам творчества: умение вносить изменения в размеры, форму, число деталей, в способы их соединению и скрепления их в изделия; развитие навыков моделирования; воспитывание усидчивости, трудолюбия.
-
Декор, аппликация, орнамент. Лоскутная техника, коллаж.
-
Изготовление игрушек. Обучение приемам разметки по месту; развитие наблюдательности, выдумки, творческой фантазии, навыков соединения деталей. Правила содержания рабочего места. Формирование положительного отношения к ручному труду.
-
Изготовление сувенира . Техника и приемы работы с нетрадиционным материалом.
-
Раскрой и обработка. Учить самостоятельно выполнять раскрой, планировать и исполнять намеченный план, оформлять модель характерными деталями, придавая ей выразительность.
-
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе. Награждение лучших. Перспективы работы ребят в новом учебном году.
К концу второго года обучения дети должны знать:
-
Знать инструктаж по технике безопасности
-
Знать технику и приемы обработки костюма
-
Иметь навыки в самостоятельном планировании работы
-
Знать и уметь работать с техническим рисунком , чертежом и эскизом изделия
Уметь:
-
Уметь вносить изменения в размеры, форму, число деталей, в способы их соединению в изделия;
-
Уметь эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами.
Календарный план второй год обучения
№
Тема
Инструктаж
Кол-во часов
Дата
1
Введение. Ознакомление с предметами начального моделирования. Что такое дизаин. Его значение в интерьере. ТБ при работе с иглой.
Общие правила ТБ
ТБ при работе с иглой
3
2
Рабочее место и инструктаж. Краткие сведения о тканях. Какое значение имеет цвет в жизни человека.
Общие правила ТБ
3
3
Как снимать мерки. Корректировка выкроек. Изменение длины выкроек.
ТБ при работе с лекалом
6
4
Работа над эскизом костюма. Беседа о национальном костюме. Перенос вытачки: «Большой бюст. Небольшой бюст».
ТБ при работе с лекалом
6
5
Исправления: Полные руки. Сутулая спина. Очень прямая спина. Тонкая талия. Плоский живот. Выступающий живот. Выступающие ягодицы.
ТБ при работе с лекалом
8
6
Национальный колорит в современном стиле. Эскизы на тему « Детский национальный костюм».
Общие правила ТБ
3
7
Раскрой (долевая нить, направление ворса, направление рисунка, расход ткани, план раскладки, припуски на швы, клетчатые ткани, полосатые ткани, раскрой по косой нити).
ТБ при работе с ножницами и мелком
12
8
Понятие «Стиль», «Ансамблевость», «Дизаин». Знакомство с техническими приемами для украшения национального костюма. Копирование контуров выкроек (прокладывание копировальных стежков, подготовка к примерке, первая примерка, вторая примерка.)
ТБ при работе с английскими иглами
12
9
Использование аппликаций в декоративном оформление костюмов. Их изготовление на основе изученных техник. Ручные стежки. Машинные стежки. Машинные швы.
ТБ при работе с иглами
14
10
Национальный колорит в современном костюме. Исполнение в материале коллекции костюмов по выбранной тематике. Обметывание на швейной машинке. Обметывание вручную.
ТБ при работе на машинке
12
11
Работа по созданию модели на основе народного костюма. Его исполнение. Беседа с детьми о качестве материалов используемых в костюме. Работа по созданию удобной практичной одежды. Обработка низа ( потайная подгибка низа, подгибка с «подкруткой», подгибка на машине, подгибка зигзагообразной строчкой, «фальшивая» подгибка, закругленная подгибка, обработка углов на подгибке, приклеенная подгибка).
ТБ при работе на машинке
20
12
Работа по созданию своей вещи, с учетом дизайна. Исполнение по своему проекту.
ТБ при раскрое и пошиве
12
13
Для чего нужны подарки? Работа над созданием сувениров. Работа по подбору материалов для сувениров.
ТБ при работе сбросовым материалом
6
14
Изучение игрушки, ее возникновение, какую роль она играла в воспитании. Работа по созданию своей игрушки. Беседа с детьми о его любимой игрушке, какие чувства она вызывает.
ТБ при работе с ножницами и иглами
6
15
Работа над созданием игрушки, учитывая традиции данного региона.
ТБ при работе с ножницами и иглами
6
16
Карманы (простые накладные карманы, накладной карман на подкладке, накладной карман с клапаном, карман в шве, карман в шве на молнии, боковой карман с отрезным бочком, карман «в рамку», карман «в рамку» со втачным клапаном, карман «в рамку» на молнии, прорезной карман «в рамку» с односторонней обтачкой, карман с клапаном, карман с листочкой или с планкой, карман на молнии, карман -«гармошка»).
ТБ при обработке карманов
14
17
Петли (бельевая петля, петля с «глазком», портновская петля, петли обметываемые на машине, обтачная петля, обтачные петли из кожи).
ТБ при обработке петель
6
18
Пуговицы (как пришить пуговицу, как обтянуть тканью пуговицу).
ТБ при работе с иглами
1
19
Борта застежки (цельнокроеный подборт, притачной подборт, двойной подборт).
ТБ при обработке подборта
6
20
Потайные застежки (классическая потайная застежка на пуговицы, потайная застежка с планкой, пристроченной снизу, потайная застежка с цельнокроеной планкой).
ТБ при обработке потайной застежки
6
21
Застежка «поло» (классическая застежка «поло», застежка «поло», обработанная одной полоской ткани, застежка «поло» с обтачкой).
ТБ при обработке застежки «поло»
6
22
Застежка на воздушные петли, застежка - молния.
ТБ при обработке застежки
3
23
Воротник (как укрепить воротник, как притачать воротник, воротник с лацканами, воротник -стойка, воротник рубашечный, воротник - стойка с отворотом, воротник - шалька).
ТБ при обработке воротника
9
24
Обтачка горловины (притачная обтачка, втачанная обтачка).
ТБ при обработке горловины
3
25
Обработка низа рукова (рукав с отворотом, рукав с кулиской под резинку, рукав с узкой манжетой, манжета).
ТБ при обработке низа рукова
6
26
Разрезы и шлицы.
ТБ при обработке разрезов и шлиц
6
27
Рукав (втачные, реглан, «летучая мышь», кимоно).
ТБ при обработке рукавов
9
28
Складки (разметка складок, утюжка складок, односторонние, разносторонние, встречная, веерная, годе, защипы, плиссе).
ТБ при обработке складок
10
29
Обработка пояса (фасонный пояс, цельнокроенный, пояс с кулиской под резинку, эластичный пояс).
ТБ при обработке пояса
6
30
Раскрой и обработка брюк.
ТБ при пошиве брюк
7
31
Подведение итогов. Выставка.
1
6. Цели и задачи третьего года обучения.
Цель: Воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности.
Задачи:
-
Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижение поставленных задач;
-
Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.
Тематический план кружка третьего года обучения
№
Содержание раздела
Количество часов
всего
На теорию
На практику
1.
Вводное занятие, простейший чертеж
6
1
5
2.
Работа с поролоном
9
1
8
3.
Конструирование из картона
12
0,5
11,5
4.
Работа с природным материалом
15
1,5
13,5
5.
Работа с соленым тестом
6
0,5
5,5
6.
Работа с бисером
18
1
17
7.
Работа с кожей и стразами
66
2,5
63,5
8.
Работа с бросовым материалом
83
3
80
9.
Заключительное занятие
1
1
Итого
216
12
204
1. Вводное занятие, простейший чертеж. Ознакомление с планом работы на учебный год. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда. Противопожарные правила. Закрепление навыков работы с шаблонами, ножницами. Учить планировать свою работу по изготовлению изделия.
-
Работа с поролоном. Формирование конструктивных навыков. Обучение приемам резки поролона, уметь размечать круг на поролоне, моделировать из круга конус и т.д.
-
Конструирование из картона. Закрепить умения выполнять рицовку картона, соблюдать правила безопасности работы инструментами, воспитывать аккуратность. Учить работать по технологическому плану и устным инструкциям педагога.
-
Работа с природным материалом. Общие сведение о различных видах природного материала; закрепление знания детей о правилах сбора, сортировка и хранение природного материала. Приемы использования пластилина как материала для крепления деталей, формирование представления об основных частях тела животного, воспитывать желание учиться и творить из природного материала композиции, проявляя смекалку и выдумку.
-
Работа с соленым тестом. Работа с соленым тестом: создание основы, кругового орнамента, изображения, сушка. раскрашивание Учить детей лепить игрушку из соленого теста, состоящую из 3 и более деталей; формировать уверенность в своих силах; развивать конструкторские способности, творческое мышление, приемы владения инструментами( стеками).
-
Работа с бисером. История бисера. Виды бисера. Материалы и инструменты при работе с бисером.
-
Работа с кожей и стразами. Учить работать с шаблонами, закреплять навыки резания ножницами кожи и ткани, навыки работы с инструментами - карандашом, ножницами, мелком. Изготовление моделей по шаблонам. Представление о стразах и его разнообразии, возможностях использования на занятиях.
-
Работа с бросовым материалом. Работа с пластиком: выбор и изготовление форм, подготовка формы к резке, изготовление цветов и их обработка.
-
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Награждение лучших воспитанников.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
-
Выполнять творческие работы для городских и районных, областных выставок.
-
Историю бисера и его виды.
-
Знать приемы использования пластика.
-
Знать общие сведение о различных видах природного материала.
Уметь:
-
Уметь собирать игрушку, состоящую из 3 и более деталей.
-
Уметь выполнять рицовку картона, соблюдать правила безопасности работы инструментами.
-
Уметь работать по технологическому плану и устным инструкциям педагога.
Календарный план третий год обучения
№
Тема
Инструктаж
Кол-во часов
Дата
1
Введение. Беседа о предмете начально-технического моделирования.
Общие правила ТБ
3
2
Экскурсия в лес. Сбор и сортировка природного материала.
Общие правила ТБ
3
3
Аппликация из листьев на свободную тему. «Бабочка», «Стрекоза».
ТБ при работе с клеем
3
4
Поделки из природного и разного сопутствующего материала.
ТБ при работе с природным материалом
3
5
Поделки из природного материала. «Фигурки животных».
ТБ при работе с природным материалом
3
6
Поделки из природного материала. «Фигурки зверей».
ТБ при работе с природным материалом
3
7
Работа с поролоном. Фигурка - «Лисенок».
ТБ при работе с поролоном
3
8
Работа с поролоном. Фигурка - «Цыпленок».
ТБ при работе с поролоном
3
9
Работа с поролоном. Фигурка - «Котенок».
ТБ при работе с поролоном
3
10
Работа с кожей. Сборка деталей и оформление картины.
ТБ при работе с кожей
3
11
Работа с кожей и стразами. Панно «Восток».
ТБ при работе с кожей и стразами
3
12
Работа с кожей и стразами. Панно «Барс».
ТБ при работе с кожей и стразами
3
13
Работа с кожей и стразами. Панно «Воин света и добра».
ТБ при работе с кожей и стразами
3
14
Работа с кожей. Картина «Георгины».
ТБ при работе с кожей
3
15
Работа с кожей. Картина «Лилии».
ТБ при работе с кожей
6
16
Работа с кожей. Картины «Ромашки».
ТБ при работе с кожей
6
17
Работа с кожей. Картины «Розы».
ТБ при работе с кожей
6
18
Работа с кожей и стразами. Панно «Дракон».
ТБ при работе с кожей и стразами
12
19
Работа с кожей и стразами. Картина «Горит свеча».
ТБ при работе с кожей и стразами
9
20
Работа с картоном. Изготовление «Лаврового венка».
ТБ при работе с картоном
12
21
Работа с бисером. Сувенир «Лошадь».
ТБ при работе с бисером
6
22
Работа с бисером. Сувенир «Беркут».
ТБ при работе с бисером
6
23
Работа с бисером. Сувенир «Домбра».
ТБ при работе с бисером
6
24
Работа с кожей. Картина «Хризантемы».
ТБ при работе с кожей
12
25
Работа с соленым тестом. «Котята».
ТБ при работе с кожей
6
26
Работа с бросовым материалом. Цветы «Анютины глазки».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
9
27
Работа с бросовым материалом. Цветы «Ирисы».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
9
28
Работа с бросовым материалом. «Декоративная пальма».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
12
29
Работа с бросовым материалом. Цветы «Калы».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
9
30
Работа с бросовым материалом. Цветы «Ромашки».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
9
31
Работа с бросовым материалом. Цветы «Георгины».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
9
32
Работа с бросовым материалом. «Гладиолусы».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
9
33
Работа с бросовым материалом. «Орхидея».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
9
34
Работа с бросовым материалом. «Тигровая лилия».
ТБ при работе с пластиковой бутылкой
11
35
Подведение итогов. Выставка.
В ходе выполнения данной программы кружка учащиеся приобретают и закрепляют знания и умения:
-
проявление любви к природе, бережного отношения к ней;
-
интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;
-
проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность;
-
умение различать целлюлозно-бумажные, текстильные, дерево материалы;
-
умение определять основные свойства ткани, дерева, металла, пластмассы, полуфабрикатов;
-
работать по чертежу и технологической карте;
-
работать различными ручными и чертёжными инструментами;
-
умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;
-
осуществление технологических процессов: разметку, сгибание, резание, отделку;
-
соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;
-
конструирование, изготовление поделки для выставок;
-
проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
7. Руководство учебным процессом
Методика прохождения программы основана на максимально возможной самостоятельности начального моделирования, последовательно проходящего этапы построения модели: четкая постановка задачи проектирования, выбор прототипа модели, эскизирование модели, разбивка модели на технологически законченные фрагменты ( технологическое членение ), прочерчивание развёрток этих фрагментов с определением линий сгиба, вырезания, постройка модели, окраска, дизайн, оценка модели и анализ. Конечно, все эти этапы постройки модели проходят при обучении, присмотре, подсказках, поощрении руководителя. На всех этапах работы руководитель занимается с детьми как индивидуально, так и в группе.
Особое внимание уделяется вопросам техники безопасности при пользовании инструментами.
8. Постановка задачи моделирования
Непосредственная разработка проекта начинается с формулировки задачи, которую ставит перед собой ребенок. Модель может быть очень простой или более сложной. Но и в том, и в другом случае задание должно быть четко сформулировано. В задаче проектирования должны быть отражены такие моменты, как:
-что это за изделие,
-для чего оно предназначено,
-кто его будет использовать.
Если ребенок затрудняется самостоятельно сформулировать задачу, то педагог должен помочь ребёнку с её постановкой, учитывая способности проектанта и уровень его подготовки.
9. Поиск по источникам информации
Дети, умеющие фантазировать, в состоянии самостоятельно придумать свою модель. Те же, кто затрудняется с этим, могут воспользоваться либо книгами и журналами, отражающими тему проекта, либо просмотром готовых моделей. Порой источники информации могут быть достаточно неожиданными - вкладыши от жевательной резинки с изображением какой - либо техники, плакаты, открытки, календари.
10. Выбор объекта моделирования
Конечно же, сложность или простота объекта моделирования зависит от возраста ребенка. Второкласснику - попроще, четверокласснику - посложнее. Основной же критерий - способность ребенка спроектировать и своими руками изготовить в условиях ограниченной номенклатуры используемых материалов и покупных комплектующих изделий.
Что же могут принять дети за прототип модели? Для детей второго класса - привычные глазу, часто встречающиеся в городе транспортные средства, а исполнение моделей может осуществляться с примитивизацией конструкции и формы отдельных элементов.
Дети постарше и имеющие опыт работы способны уже на создание моделей сложной конструкции и нетрадиционной формы. В этом случае помогут публикации картинок и фотографий различной техники в журналах, книгах и т.п., а чаще всего помогает кружковцам собственная фантазия, так как все они, как правило, люди творческие, ищущие, неординарные - творцы.
11. Согласование объекта моделирования
На данном этапе проектирования ребенок предлагает к рассмотрению свои идеи, а в задачу педагога входит совместное обсуждение с ребенком предложенных вариантов и выбор наиболее оптимального. Возможно определение материалов, используемых при изготовлении модели, рассмотрение наиболее рациональных схем членения.
12. Проектирование (корпус)
Проектирование осуществляется в виде эскиза в натуральную величину. Здесь определяются габариты, форма модели и её технологическое членение: рама, кабина, кузов, привод и их компоновка. Очень важно при проектировании не упускать вопросы технологии: из каких материалов изготавливать тот или иной элемент конструкции, как будет выглядеть развертка элемента, места и методы соединения, какими методами пользоваться в работе.
В объём проектирования входит также прочерчивание развёрток элементов конструкции на миллиметровой бумаге с нанесением линий вырезания и сгибов, и перенесение данных разверток на картон.
13. Изготовление модели в целом (сборка)
Удачное, хорошо продуманное технологическое членение модели позволяет быстро и с достаточной точностью произвести окончательную сборку. На этом этапе уточняется взаиморасположение мест крепления элементов. Крепление фрагментов модели осуществляется на клею с предварительной фиксацией скрепками, прижимами до высыхания мест крепления.
14. Окраска модели
На занятиях изо дети уже приобрели навык работы с гуашью, но при окраске модели особое внимание ребенка следует обратить на соответствие выбранных цветов и технологического назначения модели : если выполненная модель - пескоход, то окраска модели должна гармонировать с цветом песка, если модель - военная машина, то она соответственно, должна быть защитного цвета.
15. Защита проекта. Оценка и анализ проекта
Оценку проекта могут дать товарищи, родители, соседи. Но самая главная оценка - самооценка. Ребенок, автор модели лучше других знает её достоинства и недостатки и может критически отнестись к своей работе и учесть все ошибки и недочеты , с целью их исключения при разработке следующего проекта.
16. Результаты работы студии
Результаты работы студии выступают в двух ипостасях:
- Знания и навыки , получаемые на занятиях.
- Реально изготовленные модели.
Знания и навыки, полученные в студии:
-умение пользоваться различными источниками информации в процессе творчества
-навык вырабатывать идеи, учитывая назначение модели
-умение пояснять свои идеи, вырабатывать критерии для дизайна
-иметь четкое представление о конечном результате своей деятельности, знать технологическую последовательность изготовления модели и умение находить решение, если происходит отклонение от намеченного плана
-умение оценивать свои идеи
-умение пользоваться чертежными инструментами (карандашом, линейкой, треугольником, циркулем)
-умение делать эскизы
-умение читать простейшие чертежи
-владение некоторыми технологическими процессами (черчение, вырезание, вырубка, гибка, склейка, пайка, покраска)
Реально изготовленные модели, как правило, являются предметом гордости их создателей и объектом пристального внимания друзей, родителей и преподавателей ребенка.
17. Обеспечение безопасной работы при реализации программы
( Техника безопасности )
Обязательный вводный инструктаж по технике безопасности. Дисциплина. Упорядоченность рабочего места. Работа с режущим и колющим инструментом только под наблюдением руководителя.
18. Межпредметные связи
Успешная работа программы находится в тесной зависимости от множества школьных предметов, которые дети изучают в течении года. Но как правило работа в кружке идет с опережающим изучением этих предметов.
Математика (длина отрезка, обозначение длины отрезка. Расстояние между точками. Прямая линия, ее обозначение. Взаимное расположение двух прямых на плоскости: пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые. Прямой, острый и тупoй углы. Единица величины угла - градус, обозначение градуса. Масштаб. Построение параллельных линий и прямых углов. Прямоугольник, квадрат, многоугольник, окружность. Нахождение периметра многоугольника и длины окружности. Окружность и круг. Построение касательной к окружности. ).
Самостоятельное изготовление чертежей разверток моделей дает навык и знания для уроков черчения .
Изучение техники безопасной работы в кружке, правил поведения на улице тесно связано с таким предметом как ОБЖ.
Изучение отдельных разделов физики, химии, геологии, географии, биологии при создании концептуальных проектов дает огромный толчок к успешному изучению остальных разделов этих предметов в дальнейшем .
Навыки работы с различными инструментами помогают в дальнейшей работе на уроках технологии.
Информатика - сбор, обработка, хранение, представление и распространение информации, использование компьютера.
Изобразительное искусство - декоративно-прикладная и художественно-конструкторская деятельность, основы дизайна и цветоведения.
Учебно-методическая работа
№
содержание
сроки
1
Подготовка к занятиям:
А) разработка новых композиций
Б) подробное описание технологии
В) изготовление изделий на занятиях
Г) составление и разработка учебной программы
В течение года
2
Организация работы с классными руководителями школ.
В течение года
3
Родительские собрания.
октябрь, май
4
Работа с одаренными детьми.
В течение года
5
Работа с детьми из неблагополучных семей.
В течение года
6
Методическая работа по теме.
7
Подготовка методических пособий для занятий в студии.
В течение года
Организационно-массовая работа
№
содержание
сроки
1
Принятие участия в массовых мероприятиях:
-
Областной семинар- конференция
-
Областная выставка «Дарын»
-
Посвящение в кружковцы
-
Выставка посвященная Дню Независимости
-
Новый год
-
Районная выставка
-
Наурыз
-
Закрытие учебного года
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
март
май
Повышение квалиффикации
№
Формы повышения
сроки
1
Взаимопосещаемость занятий
1 раз в квартал
2
Участие в районных выставках.
по графику
3
Участие в областных, межрегиональных, республиканских выставках.
по графику
Изучение опыта работы
№
Формы повышения
сроки
1
Изучение работы педагогов в области ДПИ.
В течение года
2
Ознакомление с работой педагогов дополнительного образования по рукоделию, изо, техническому моделированию
В течение года
3
Посещение занятий студий опытных педагогов Дома творчества и в школах города.
В течение года
Литература
1.Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. - М.: Транспорт, 1986. 176 с.
2.Альтов А. "И тут появился изобретатель" 1984 год
3. Бродская Н.А., Воробьев О.Г., Реут О.Ч. Экологические проблемы городов: Учебное пособие - СПб.: Изд. Центр СПбГМТУ, 1998. 151 с.
4.Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги . Ташкент . 1988
5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. - М.: Транспорт, 1987. 207 с.
6. Горский В.А.Техническое конструирование. Москва 1977 год.
7. Дубинский И.В. Мы строим модели .Альбом . - К. Рад. шк. 1989.
8. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. М.Патриот. 1990
9. Журавлёва В.Н. Изобретения заказанные мечтой.. Книжное издательство Тамбов 1964 год.
10. Кравченко В.Ф. Охрана окружающей среды при транспорте и хранении нефти и нефтепродуктов - М.: Химия,1976. 144 с.
11. Кудрявцев О.К. Город и транспорт. - М.: Знание, 1975 48 с.
12. Рыжов.К. В. .Сто великих изобретений. Москва "Вече" 2004 год.
13. Стадницкий Г.В. Экология: учебник для ВУЗ'ов. - СПб.: Химиздат, 1999. 280 с.
14.Техника. Энциклопедия "Русич" 2001 год.
15. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Вентана-Граф» 2006.
16. Шевелёв "Роботы вперёд" 1997 год.82с.
17.. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. Перевод с польского. - М.: Транспорт. 1979. 198 с.
18. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва АСТ 2005 год.
19. И.М. Петрова « Волшебные полоски» Санкт- Петербург «дедство-пресс» 2007
20. С.Лоф «Веселые поделки из природных материалов» Москва «Айрис - пресс» 2005
21. И.А.Сокол «Энциклопедия рукоделия» Москва « Фолио» 2003
22. А.Т. Добрынина «Книга лучших поделок» Москва « РОСМЕН - ПРЕСС» 2006
23. Н.Л. Ликсо «Бисер» Минск ООО «Харвест» 2006