Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга

Менторинг (наставничество) — один из методов обучения и развития педагогов, при котором более опытный учитель (ментор/наставник) делится имеющимися знаниями со своим подопечным (менти) на протяжении определенного времени, с целью помочь ему более эффективно улучшить свою школьную практику. В данном материале представлена собственная точка зрения на развитие лидерства учителей с помощью эффективного менторинга. Освещены вопросы, часто обсуждаемые в ходе бесед с подопечными учителями.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга.Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга






Лидер I уровня

Горохова Илона Борисовна

Учитель начальных классов

Еленовской средней школы




Современные школы, руководствуясь новыми тенденциями в развитии учителей, пытаются найти ответы на следующие вопросы:

  • Как сделать так, чтобы все педагоги работали, основываясь на передовые подходы в обучении и преподавании?

  • Как сформировать преемственность знаний и умений опытных преподавателей и помочь молодым, начинающим педагогическую практику, либо желающим улучшить её, в их профессиональном росте?

  • Какие методы обучения и развития учителей использовать при нынешних условиях, когда на уровневые курсы повышения квалификации по государственной программе попадёт лишь небольшой процент всего учительства страны?

Найти ответы на эти вопросы поможет менторинг (mentoring - наставничество).

Менторинг (наставничество) - один из методов обучения и развития педагогов, при котором более опытный учитель (ментор/наставник) делится имеющимися знаниями со своим подопечным (менти) на протяжении определенного времени, с целью помочь ему более эффективно улучшить свою школьную практику.

Ментор - это тот, кто «это уже делал» ранее, и имеет ценный практический опыт. Ментор может использовать самые разные методики, в том числе элементы коучинга, обсуждение, личный пример, консультирование.

Менторство очень хорошо дополняется коучингом, создавая уникальную по своей глубине и эффективности технологию обучения и развития на рабочем месте.

Я бы разделила процесс менторинга на этапы:
Этап I. Изучение и анализ практики подопечного Этап II. Построение плана личного развития- целей по профессиональному росту менти.
Анализ опыта ментора - выбор эффективных приемов действий для подопечного.
Этап III. Стимул к самостоятельной работе подопечного. Обратная связь и анализ опыта с обязательной саморефлексией .
Этап IV. Оценка достигнутых результатов.

Я думаю, что основная задача процесса менторинга - довести учителя в его профессиональном развитии до такого этапа, на котором он сможет самостоятельно и с полной ответственностью вести свою практику на новом качественном уровне. Под влиянием ментора большое значение имеет факт непосредственной и постоянной эволюции школьной практики подопечных учителей.Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга

Преимущества менторинга (наставничества) для школы:

  • Положительное влияние на методическую работу школы в целом;

  • Формирование преемственности внутри конкретного коллектива;

  • Увеличение продуктивности и рост удовлетворенности от проделанной работы;

  • Аккумулирование специфического опыта и технологий с последующей передачей.

Преимущества для менти(подопечного):

  • Достижение хороших результатов за короткий период за счет приобретения новых знаний и опыта от успешных профессионалов;

  • Возможность в полной мере реализовать свои способности и таланты в практике;

  • Развитие уверенности в себе, что положительно влияет на результаты работы.

Всё это и многое другое повышает уровень преподавательской практики, её лидерский и творческий потенциал. Добровольность и конфиденциальность процесса влияет на результат работы каждой пары ментор-менти. С этим связано правило эффективного менторинга: процесс должен быть взаимополезным. Что же получает менти - подопечный учитель? • Возможность для полного анализа собственной деятельности, взаимооценка и самооценка с помощью ментора, что позволит выработать план саморазвития для профессионального роста. • Признание своего потенциала.
• Возможность «смотреть» на свою практику глазами компетентного коллеги.
• Обсуждать все вопросы через призму профессиональных интересов.
• Увидеть воочию цель своего профессионального роста, т.е. осознанность своего мастерства.

Что же получает ментор (наставник)? Его роль состоит в:
• Лучшем понимании плана развития школы через реальные примеры из деятельности менти, представляющего другое функциональное звено ( ментор и менти могут быть преподавателями разных дисциплин, а также разных школьных ступеней: начальная, средняя и старшая школы)
• Возможности развивать лидерство учителей внутри школы. Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга

Из опыта работы…

Вопросы, часто обсуждаемые в ходе менторинга.

1 этап - Изучение и анализ практики подопечного

Удовлетворены ли Вы своим уроком? Почувствовали ли Вы отдачу? Были ли достигнуты цели и задачи? На какую категорию учащихся направлены методы и приёмы на Вашем уроке? Что считаете наиболее удачным, а что нет? Какие бы хотели опробовать стратегии, технологии, которые на Ваш взгляд, Вам подходят?

Во время беседы ментору правильнее не указывать на недостатки педагога, а заручиться расположением и оказать поддержку.

2 этап - Построение плана развития педагога

1. Выделите для себя главную цель урока, отвечающую критериям СМАРТ :

  • конкретность (что именно Вы должны будете добиться в конце урока от учащихся - продукт их работы: тест, кластер, постер, с/р, презентацию, таблицу и т.д.);

  • измеряемость (чтобы можно было точно оценить, что цель достигнута);

  • достижимость (ориентир на действие, чтобы понять какое именно действие принесёт желаемый результат);

  • реалистичность (чтобы можно было достичь желаемого результата);

  • иметь конкретные сроки и разумные средства для выполнения.

2. При подготовке к урокам определите, какие наиболее подходящие приёмы и стратегии будут применимы к конкретным задачам на уроке? Определите «роли» в функциональных группах или парах для стимуляции работы конкретных учащихся.

Особое внимание уделить целеполаганию и разработке критериев успешности как для самого педагога, так и для учащихся на примере конкретных тем учебного материала.

Посоветуйте из своего опыта наиболее удачные приёмы групповой или парной работы, продумайте возможности для взаимо и самооценки учащихся.

3 этап - Анализ и саморефлексия.

Вопросы, заданные на 1 этапе, уже будут звучать в другой трактовке, так как эти вопросы Вы пережили вместе, участвуя в процессе практики. Добавьте к этому обязательную рефлексию: Что бы Вы хотели закрепить в своей практики, как Ваше личное достижение? Какие выводы Вы делаете из обратной связи с учащимися? Хотели бы вы ввести в вашу практику консультирование учащихся, дневники формативной оценки?

Во время самоанализа подопечного подчёркивайте те моменты, которые он уже освоил благодаря опыту, плавно подводя к тому, над чем ещё предстоит работать.

4 этап - оценка достигнутых результатов

В Развитии Лидерства Учителей ментор принимает активное участие. Направляйте, подталкивайте, поощряйте, советуйте учителям участвовать в профессиональных конкурсах, проводить мастер-классы, организовывать творческие проекты, публиковать наиболее удавшиеся материалы своей педагогической практики.

Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторингаСборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга

Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга

Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга



© 2010-2022