- Преподавателю
- Другое
- Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга
Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горохова И.Б. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сборник рекомендаций и вопросов для эффективного менторинга.
-
Лидер I уровня
Горохова Илона Борисовна
Учитель начальных классов
Еленовской средней школы
Современные школы, руководствуясь новыми тенденциями в развитии учителей, пытаются найти ответы на следующие вопросы:
-
Как сделать так, чтобы все педагоги работали, основываясь на передовые подходы в обучении и преподавании?
-
Как сформировать преемственность знаний и умений опытных преподавателей и помочь молодым, начинающим педагогическую практику, либо желающим улучшить её, в их профессиональном росте?
-
Какие методы обучения и развития учителей использовать при нынешних условиях, когда на уровневые курсы повышения квалификации по государственной программе попадёт лишь небольшой процент всего учительства страны?
Найти ответы на эти вопросы поможет менторинг (mentoring - наставничество).
Менторинг (наставничество) - один из методов обучения и развития педагогов, при котором более опытный учитель (ментор/наставник) делится имеющимися знаниями со своим подопечным (менти) на протяжении определенного времени, с целью помочь ему более эффективно улучшить свою школьную практику.
Ментор - это тот, кто «это уже делал» ранее, и имеет ценный практический опыт. Ментор может использовать самые разные методики, в том числе элементы коучинга, обсуждение, личный пример, консультирование.
Менторство очень хорошо дополняется коучингом, создавая уникальную по своей глубине и эффективности технологию обучения и развития на рабочем месте.
Я бы разделила процесс менторинга на этапы:
Этап I. Изучение и анализ практики подопечного Этап II. Построение плана личного развития- целей по профессиональному росту менти.
Анализ опыта ментора - выбор эффективных приемов действий для подопечного.
Этап III. Стимул к самостоятельной работе подопечного. Обратная связь и анализ опыта с обязательной саморефлексией .
Этап IV. Оценка достигнутых результатов.
Я думаю, что основная задача процесса менторинга - довести учителя в его профессиональном развитии до такого этапа, на котором он сможет самостоятельно и с полной ответственностью вести свою практику на новом качественном уровне. Под влиянием ментора большое значение имеет факт непосредственной и постоянной эволюции школьной практики подопечных учителей.
Преимущества менторинга (наставничества) для школы:
-
Положительное влияние на методическую работу школы в целом;
-
Формирование преемственности внутри конкретного коллектива;
-
Увеличение продуктивности и рост удовлетворенности от проделанной работы;
-
Аккумулирование специфического опыта и технологий с последующей передачей.
Преимущества для менти(подопечного):
-
Достижение хороших результатов за короткий период за счет приобретения новых знаний и опыта от успешных профессионалов;
-
Возможность в полной мере реализовать свои способности и таланты в практике;
-
Развитие уверенности в себе, что положительно влияет на результаты работы.
Всё это и многое другое повышает уровень преподавательской практики, её лидерский и творческий потенциал. Добровольность и конфиденциальность процесса влияет на результат работы каждой пары ментор-менти. С этим связано правило эффективного менторинга: процесс должен быть взаимополезным. Что же получает менти - подопечный учитель? • Возможность для полного анализа собственной деятельности, взаимооценка и самооценка с помощью ментора, что позволит выработать план саморазвития для профессионального роста. • Признание своего потенциала.
• Возможность «смотреть» на свою практику глазами компетентного коллеги.
• Обсуждать все вопросы через призму профессиональных интересов.
• Увидеть воочию цель своего профессионального роста, т.е. осознанность своего мастерства.
Что же получает ментор (наставник)? Его роль состоит в:
• Лучшем понимании плана развития школы через реальные примеры из деятельности менти, представляющего другое функциональное звено ( ментор и менти могут быть преподавателями разных дисциплин, а также разных школьных ступеней: начальная, средняя и старшая школы)
• Возможности развивать лидерство учителей внутри школы.
Из опыта работы…
Вопросы, часто обсуждаемые в ходе менторинга.
1 этап - Изучение и анализ практики подопечного
Удовлетворены ли Вы своим уроком? Почувствовали ли Вы отдачу? Были ли достигнуты цели и задачи? На какую категорию учащихся направлены методы и приёмы на Вашем уроке? Что считаете наиболее удачным, а что нет? Какие бы хотели опробовать стратегии, технологии, которые на Ваш взгляд, Вам подходят?
Во время беседы ментору правильнее не указывать на недостатки педагога, а заручиться расположением и оказать поддержку.
2 этап - Построение плана развития педагога
1. Выделите для себя главную цель урока, отвечающую критериям СМАРТ :
-
конкретность (что именно Вы должны будете добиться в конце урока от учащихся - продукт их работы: тест, кластер, постер, с/р, презентацию, таблицу и т.д.);
-
измеряемость (чтобы можно было точно оценить, что цель достигнута);
-
достижимость (ориентир на действие, чтобы понять какое именно действие принесёт желаемый результат);
-
реалистичность (чтобы можно было достичь желаемого результата);
-
иметь конкретные сроки и разумные средства для выполнения.
2. При подготовке к урокам определите, какие наиболее подходящие приёмы и стратегии будут применимы к конкретным задачам на уроке? Определите «роли» в функциональных группах или парах для стимуляции работы конкретных учащихся.
Особое внимание уделить целеполаганию и разработке критериев успешности как для самого педагога, так и для учащихся на примере конкретных тем учебного материала.
Посоветуйте из своего опыта наиболее удачные приёмы групповой или парной работы, продумайте возможности для взаимо и самооценки учащихся.
3 этап - Анализ и саморефлексия.
Вопросы, заданные на 1 этапе, уже будут звучать в другой трактовке, так как эти вопросы Вы пережили вместе, участвуя в процессе практики. Добавьте к этому обязательную рефлексию: Что бы Вы хотели закрепить в своей практики, как Ваше личное достижение? Какие выводы Вы делаете из обратной связи с учащимися? Хотели бы вы ввести в вашу практику консультирование учащихся, дневники формативной оценки?
Во время самоанализа подопечного подчёркивайте те моменты, которые он уже освоил благодаря опыту, плавно подводя к тому, над чем ещё предстоит работать.
4 этап - оценка достигнутых результатов
В Развитии Лидерства Учителей ментор принимает активное участие. Направляйте, подталкивайте, поощряйте, советуйте учителям участвовать в профессиональных конкурсах, проводить мастер-классы, организовывать творческие проекты, публиковать наиболее удавшиеся материалы своей педагогической практики.