- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по философии
Рабочая программа по философии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева В.М. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Чунский многопрофильный техникум»
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
учебной дисциплины
Основы философии
Специальность 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Срок обучения: 3 года 10 мес.
Уровень образования: основное общее (9кл.)
р. п. Чунский
2015г.
Программа учебной дисциплины «Основы философии» »разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009г. №535) для всех специальностей среднего профессионального образования, примерной программы учебной дисциплины «Основы философии», рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования». Заключение Экспертного совета №088 от «22» марта 2011г. (Основание: Протокол заседания президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января2011г. №1)
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. ) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Чунский многопрофильный техникум»
Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории Васильева Вера Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………………………
4
-
СТРУКТУРА и содержание программы………
5
-
условия реализации программы …………….
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения программы……………………………………………...
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины «Основы философии» - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, свободе. Ответственности за сохранение жизни, культуры и окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
самостоятельная работа над написанием рефератов
домашняя работа
34
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01Основы философии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Содержание учебного материала
2
2
Миф как первая форма познания мира. Философия и ее функции. Возникновение философии. Мировоззрение и его роль. Древняя Греция, как центр развития философии. Мировоззрение и его роль. Философия и наука. Разделы философии.
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до нового времени.
18
Тема 1.1. Философия античного мира.
Содержание учебного материала
4
2
Античная философия от мифа к Логосу. Этапы развития античной философии (Сократ, киники, Платон, Аристотель, Эпикур, стоицизм). Значение античной философии для дальнейшего развития философских идей.
Тема 1.2. Философия средних веков
Содержание учебного материала
4
2
Основные идеи и направления средневековой философии. Взгляды Августина Блаженного. Фома Аквинский и его взгляды. Спор номиналистов и реалистов в средние века. Арабский период в развитии философии. Роль средневековой философии.
Практические занятия
Определение места и роли философии в жизни общества и человека
Анализ развития античной и средневековой философии
4
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Философские взгляды Платона.
Философские взгляды Аристотеля
6
Раздел2.Филосо-фия нового и новейшего времени
27
Тема 2.1. Философия нового времени
Содержание учебного материала
4
2
Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц) о познании месте и роли человека. Воззрения Беркли Дж. И Д. Юма в период нового времени. Немецкая классическая философия Взгляды К. Маркса и Л. Фейербаха.
Тема 2.2 Постклассичес-кая философия второй половины XIX-начала ХХ века
Содержание учебного материала
4
2
Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века. Философия жизни Ф. Ницше и А. Шопенгауэр. Экзистенциализм. Идеи и воззрения А. Бергсона.
Тема 2.3. Русская философия XIX-XXвв.
Содержание учебного материала
4
2
Русская философия XIX-XXвв. Спор западников и славянофилов об историческом пути развития России. Философия В.С. Соловьева. Философские идеи К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова. Бердяев Н.А.- выдающийся русский мыслитель 20 века.
Тема 2.4. Современная философия
Содержание учебного материала
4
2
Современная философия, неопозитивизм и его сущность. Воззрения М.Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю, Ж.П.Сартра. Экзистенциализм. Аналитическая философия. Герменевтика. Структурализм.
Практическое занятие
2
Изучение философских взглядов мыслителей XIX-начала ХХ века
Самостоятельная работа обучающихся
9
Выполнение домашних заданий по разделу 2.
Подбор информации по философским воззрениям русских мыслителей. Написание реферата по теме: «Русская философия XIX-XXвв».
Раздел 3. Человек-сознание-познание.
28
Тема 3.1. Философские, религиозные, и естественно - научные теории о возникновении человека
Содержание учебного материала
2
Философские, религиозные, и естественно - научные теории о возникновении человека. Природа и сущность человека: человек, личность, индивид, индивидуальность.
2
Тема 3.2.Человек в современном мире
Содержание учебного материала
3
2
Человек в современном мире. Проблема человека в Западной и Восточной философской традициях. Свобода и необходимость в бытии человека.
Тема 3.3. Фундаменталь-ные характеристики человека
Содержание учебного материала
3
2
Фундаментальные характеристики человека. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, свобода, ответственность, смысл жизни, смерть.
Тема 3.4.Проблема сознания в истории философии
Содержание учебного материала
4
2
Проблема сознания в истории философии. Современные философские представления о происхождении и сущности сознания. Естественно - научные данные о мозге, разуме, сознании. Сознательное и бессознательное. (З. Фрейд и К. Юнг). Сознание, мышление, язык.
Тема 3.5. Учение о познании
Раздел 4.Духовная жизнь человека.
Содержание учебного материала
4
2
Структура и сущность познания. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирические и теоретические методы познания. Истина и ее критерии
Практические занятия
Изучение философской теории познания.
Изучение сознания как философского феномена.
4
Самостоятельная работа обучающихся
8
14
Тема 4.1. Философия и наука
Содержание учебного материала
3
2
Наука: сущность, аспекты, функции. Наука как феномен духовной жизни. Соотношение науки, экономики, религии, искусства и морали. Научная рациональность как предмет исследования в отечественной философии.
Тема 4.2. Философия и религия.
Содержание учебного материала
3
2
Религия как феномен духовной культуры. Сущность религии, ее происхождение. Структурные звенья. Функции религии. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека.
Тема 4.3. Философия и искусство
Содержание учебного материала
3
2
Теории и гипотезы происхождения искусства. Причины возникновения искусства, его роль в жизни человека и общества. Функции искусства. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства.
Практическое занятие
-
Изучение духовной жизни общества
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по разделу 4.
Написание рефератов на тему: «Анализ проблемы веры и разума».
«Выявление роли веры в жизни человека».
5
Раздел 5. Социальная жизнь.
13
Тема 5.1.Философия и история.
Содержание учебного материала
3
2
Проблема познания закономерностей исторического процесса. Причинность и случайность в истории. Философские концепции исторического развития: К.Ясперс, М.Вебер, О.Шпенглер, А.Тойнби. Западники и славянофилы о русской истории
Тема 5.2. Философия и культура
Содержание учебного материала
3
2
Содержание понятия «культура». Законы функционирования культуры. Массовая и элитарная культура. Особенности современной молодежной культуры. Культура и цивилизация. Человек и культура 21 века. Кризис культуры.
Тема 5.3. Философия и глобальные проблемы современности
Содержание учебного материала
3
2
Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, смысл. Характеристика группы глобальных проблем (гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран). Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Самостоятельная работа обучающихся
4
Выполнение домашних заданий по разделу 5.
Написание реферата на тему: «Проблемы массовой культуры»
Итого
68 (34)
3. условия реализации программы
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-мультимедийное учебное пособие по дисциплине.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2009. - 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-
М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.
заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные
направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая
корпорация ≪Дашков и К0≫. 2008. - 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П.. Яковлев В.П.. Жаров Л.В. Основы
философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010.
315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.
Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1 .Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
-М .: Мысль. 1986.-574 с. 10
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.
4. Лосский И.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.
Интернет-ресурсы
alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
diplom-inet.ru/resursfilos
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста
Практические занятия.
Знания:
основные категории и понятия философии
Текущий контроль в форме тестирования, защиты реферата, презентация реферата
роль философии в жизни человека и общества
Текущий контроль в форме тестирования, защиты реферата, презентация реферата
основы философского учения о бытии
Текущий контроль в форме тестирования, защиты реферата, презентация реферата
сущность процесса познания
Текущий контроль в форме тестирования, защиты реферата, презентация реферата
основы научной, философской и религиозной картин мира
Текущий контроль в форме тестирования, защиты реферата, презентация реферата
об условиях формирования личности, свободе. Ответственности за сохранение жизни, культуры и окружающей среды
Текущий контроль в форме тестирования, защиты реферата, презентация реферата
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Текущий контроль в форме тестирования, защиты реферата, презентация реферата
5