Открытое занятие Три тайны жизни

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого биологический центр» г. Черемхово

«Утверждаю»

И.о. директора МУДО ДЭБЦ

_________ Матвеева В.В.

«Согласовано»

Зам по УМР

_________ Толстикова С.Н.

«Рекомендовано»

МС протокол №_______

«____»__________2015г



Методическая разработка


Открытое занятие


«Три тайны жизни»





Автор: Данилова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории





Черемхово, 2015


Аннотация

В методической разработке представлен сценарий открытого занятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Данный материал может пригодиться педагогам для проведения, как открытых мероприятий, так и для планового занятия.

На протяжении всего занятия дети знакомятся с принципами взаимосвязи живой и неживой природы, познают три тайны жизни.

В процессе проведения занятия детям предлагается игровая ситуация участвуя в которой они сами открывают тайны взаимосвязи в природе.









Содержание

Введение………………………………………………………………….......4

Методический материал…………………………………………………......5

Основная часть……………………………………………………………….6

2.1 Организационный момент…………………………………………….....6

2.2 Беседа: Легенда « Дети солнца»………………………………………...7

2.3 Игровая программа: Игра путешествие………..………….................... 8

2.4 Лаборатория……………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………..12

Литература…………………………………………………………………...13

Приложение 1 Карточки для кластера…………………………..…………14

Приложение 2 снаряжение для путешествия……………………………...15







Введение

С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Солнце, звёзды, воздух и вода, растения и животные - всё интересует людей.

Человек живёт в мире природы и сам является частью природы. Так что же такое природа? Природа - это окружающий нас мир со всеми его обитателями и явлениями. Именно она всегда выступала главным объектом для исследований и научных экспериментов.

В привычном понимании человека природа - это цветы, солнце, животные, растения и ископаемые. В общем, это естественный мир, который был создан без участия человека.

Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.

Живая природа - это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек.

Неживая природа - это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.

Хотя живая и неживая природа так сильно различаются между собой, но они очень нужны друг другу. Оказывается одна часть природы не может обходиться без второй части. Давайте мы разберем, как же эти две части природы связаны между собой и почему они так необходимы друг другу.

Цель: Расширить и обогатить кругозор детей о живой и неживой природе и об их единстве.

Задачи:

Образовательная: Сформировать представления о единстве живой и неживой природы.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, учить проявлять дружелюбие, чувство ответственности.

Методический материал

Для проведения этого занятия, необходимо создать определённую обстановку - обстановку таинственности. Ведь само слово тайна завораживает и обещает открытие чего-то интересного, неизведанного.

Оборудование:

1.. Компьютер, экран, проектор.

2.Презентация «Три тайны жизни»

3. Карточки для кластера.

РЕКВИЗИТ

1.Шкатулки

2.Бусинки (красного, жёлтого, зелёного цвета 4 белых)

3.Шнур

4. Пёрышки, масло подсолнечное, мыло.







Основная часть

2.1 Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного и познавательного. Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы.

Чтение загадки:

Посмотрите, милые друзья, Поле, речка и трава

Что находится вокруг, Горы, воздух и листва,

Небо светло- голубое, Птицы, звери и леса,

Солнце светит золотое, Гром, туманы и роса

Ветер листьями играет, Человек и время года-

Тучка в небе проплывает. Это всё вокруг …(природа)

Природа - это всё то, что нас окружает. Мы очень много говорили о природе, и вы должны напомнить мне на какие две части делится природа?

А для этого мы будем отгадывать загадки дальше.

1.Нашумела, нагремела, 2. Бел, как мел,
Все промыла и ушла. С неба прилетел
И сады, и огороды Зиму пролежал,
Всей округи полила. ( Гроза.) В землю убежал. ( Снег.)

3.Светит, сверкает, 4. Крашеное коромысло

всех согревает. (Солнце.) над рекой повисло (Радуга.)

-В какой природе происходят эти явления? ( В неживой.)

1 Кто там прыгает, шуршит, 2. Не заботясь о погоде,
Клювом шишки потрошит. В сарафане белом ходит,
Голоском речистым, чистым - А в один из теплых дней
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. Май сережки дарит ей.

( Клест.) ( Береза.)

3. Не мышь, не птица, 4. Кто растет в лесу
В лесу резвится, У дорожки?
На деревьях живет, Есть у них шляпки
И орешки грызет. ( Белка.) И ножки. ( Гриб.)

-К какой природе отнесем эти предметы? ( К живой.)

Для того, чтобы уточнить, как вы умеете разделять природу на живую и неживую, я вам предлагаю разделить слова, прикрепленные на доске на две группы. (Прил. 1) Слова обозначающие живую природу мы будем прикреплять как лучики к нарисованному на доске солнышку, а слова обозначающие не живую природу будут выполнять роль камешков у нарисованной горы ( на доске демонстрируется солнышко, гора и карточки со словами. Дети по одному выходят к доске читают слово и распределяют его по группам ). Мы дорисовали солнышко и гору, а теперь перейдём к теме нашего занятия.

Беседа.

2.2 Легенда « Дети солнца»

А сейчас я расскажу вам легенду, которая называется «Дети солнца». Но вы будите не только слушать легенду, но и сами будите главными персонажами этой легенды.

И так начнём.

Данным - давно на своих землях жило племя много - много лет назад. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами. Долгое время люди жили привольно и спокойно, но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые как олень, реки, застыли мутные воды, там, где, когда то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь, а там, где, когда то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейший из старейших созвал племя и обратился к нему со словами: «Беда к нам пришла от того, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить»

И тогда вышли вперёд юноши и девушки. Старейшина отвёл их в отдалённое ущелье, где ещё зеленели деревья, вода ещё была чистой, птицы ещё радовали слух своим пением. Там в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку.

«Вы отправитесь вниз по реке,- сказал старейшина,- и по пути познаете три тайны жизни. Эти знания должны помочь вам вернуть красоту и гармонию в природу. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины, а вы будите превращаться в различных живых существ и проживать жизнь в их обличии»

Каждому из отравившихся в путь дал старейшина по каменной шкатулке, в каждой шкатулке было по три разноцветных бусины и 4 белых и шёлковый шнур.

2.3 Игра путешествие

Преподаватель: И так я вам ребята тоже предлагаю отправиться в путешествие вместе с юношами и девушками из легенды. Посмотрите перед вами стоят шкатулки, откройте их, что вы видите в них? (ответы детей) ( в шкатулках бусины красного, жёлтого, зелёного цвета 4 белых и шнур) (прил.2)

На вашем пути вы трижды будите подвергаться испытаниям. Внимательно следите за тем, что случиться с вами. Эти превращения помогут понять вам, каким образом три тайны жизни связаны между собой и как они составляют единое целое.

Как только вы будите, готовы к тому, чтобы познать первую тайну нанижите на шнур белую бусинку. Дети нанизывают бусинку на шнур.

Легенда продолжается:

Молодые путешественники оттолкнули лодку от берега и стали грести, направляясь вниз по реке. Река сделала неожиданный поворот, и путешественники увидели красиво цветущий луг, услышали музыку луга. Путешественники решили, что они готовы познать первую тайну жизни и тут же они почувствовали, что их ноги увязли в почве, они превратились в корень лугового одуванчика. Им предстояло за несколько часов прожить жизнь растения.

Преподаватель: Представьте себя одуванчиком

Корень одуванчика всю зиму провёл в земле в ожидании солнечного света и тепла, весной он стал впитывать воду и питательные вещества. (Откуда растения получают питательные вещества и воду? - ответы детей)

Под воздействием солнечного света и тепла у одуванчика зазеленели листья, а ещё через некоторое время появился бутон, который расцвёл жёлтым огоньком. (Поздно вечером, когда солнце уже садиться, что происходит с цветком?)

Летняя жара иссушила растение, листья стали засыхать, но вот прошёл долгожданный дождик, и одуванчик вновь зазеленел после дождя, а на месте жёлтого огонька появилась пушистая головка, которая под дуновением ветра рассыпалась на мелкие парашютики. Ветер унёс их далеко от этого луга. (Какое значение имеет это явление для растения?)

Дни становились холоднее, наступила осень, затем зима. Тёплое, пушистое одеяло снега укрыло растение до следующей весны.

Путешественники вновь стали людьми и так они познали первую тайну жизни, - попробуйте сформулировать какую? (Путешественники выяснили, чем является солнце для растения, и какое значение имеют почва и ветер. И так солнце источник тепла и света; почва источник питательных веществ и воды; ветер распространяет семена; дождь питает почву.)

1 тайна жизни заключается во взаимосвязи живой и неживой природы

Путешественники нанизали жёлтую бусину на шнур, как символ этой связи.

Я предлагаю и вам проделать тоже - самое, ведь и мы узнали первую тайну жизни.

Путешественники поплыли дальше, вскоре они увидели лес, дубраву. Могучие дубы росли, широко раскинув в стороны свои ветви. Пришло время второй белой бусины ( дети нанизывают бусину на шнур). Надев бусину, путешественники почувствовали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями этого дерева. Каждый из молодых людей стал деревом этого леса. Каждый почувствовал, что в его листве, коре находят пищу и убежища другие живые организмы.

Давайте мы с вами представим себя могучим дубом и вспомним, кто живёт в листве, коре, и на самом дереве. Для кого дерево является местом обитания? Давайте представим, что будет, если дерево исчезнет?

И снова произошло обратное превращение деревьев в людей

2 тайна жизни - связь, возникающая внутри живой природы.

Давайте вместе с путешественниками нанижем зелёную бусину, символ связи внутри живой природы. И снова плывём дальше. Вскоре лодку вынесло в открытое море. Настало время третьей белой бусины. Путешественники надели её на шнур и сразу почувствовали, как их руки превращаются в крылья. Люди превратились в белых чаек. Они услышали крики птиц. Эти птицы лишь на несколько секунд садились на воду, чтоб передохнуть и вновь кружились над морем. Путешественники увидели на воде чёрное пятно, но не предали этому значения. Пятно разлилось по воде, а чайки всё ныряли и вдруг крылья их отяжелели, взлетать чайки уже не могли, перья были вымазаны чёрной грязью, отмыть которую невозможно.

Педагог: Как вы думаете что это за пятно? (ответы детей)

Я предлагаю вам организовать лабораторию и изучить перо птицы.

2.4 лаборатория (прил.2)

1.Рассмотрим птичье перо. Опишите его внешний вид, вес

2.Поднимите перо высоко над головой и опустите его. Как оно летит? Нарисуйте на доске его путь полёта

3.Прижмите перо к щеке. Что вы чувствуете?

4.Покроем перо подсолнечным маслом. Что произошло с ним? Потеряло ли оно свои свойства?

5.Теперь с помощью мыла и щётки постарайтесь очистить перо от масла. Удалось очистить? Сколько времени потратили?

Обсуждение:

1.Подумайте какой вред наносит нефть водоплавающим птицам?

2.Можно ли спасти птиц от этого бедствия

3.Какие животные и растения могут пострадать от загрязнения океанов, морей рек?

4.Если птица спасена будет ли у неё шанс выжить?

Путешественники вновь стали людьми и благодаря чайкам познали третью тайну жизни.

3 тайна жизни - связь человека и природы

Предлагаю вам нанизать красную бусинку. Человек связан с природой, является её частью, но только он обладает разумом. От его действий будет зависеть, изменится к лучшему или худшему окружающая природа.

Путешественники нанизали последнюю белую бусину. Появился старейшина и сказал: « Вы познали три тайны жизни. А теперь, завяжите крепким узлом ваш шнур и пусть этот узел никогда не развязывается, пусть эти три тайны будут крепко связаны и составляют единое целое.

Педагог: Я вам ребята предлагаю тоже завязать ваше ожерелье.

Наденьте это ожерелье и помните о трёх тайнах жизни, трёх испытаниях, которые вы прошли. Но главное испытание у вас впереди. Настало время вернуться к людям и восстановить плодородие почвы, чистоту воздуха, воды, разнообразия растений и животных. Восстановить те хрупкие природные связи, которые были разрушены по нашей вине. Люди должны понять либо они живут в мире и гармонии с природой либо погибнут всё вместе с человеком. Вот такая легенда.

Подведение итогов:

И так давайте вспомним, что означает :

1.Жёлтая бусина? (символ связи живой и не живой природы)

2.Зелёная бусина? (символ связи внутри живой природы)

3.Красная бусина? (символ связи человека и природы)

Молодцы. А теперь, давайте мы снова с вами обратим внимание на доску и ещё раз прочитаем те слова, которые мы распределяли в начале занятия и убедимся, всё ли мы с вами сделали правильно. Дети совместно с педагогом проверяют прикрепленные слова.

Вот и подошло к концу наше занятие, и я надеюсь, что вы тоже будем помнить о том, что многое на земле зависит от нас с вами.



Заключение


Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности, технология видео воздействия, для введения в тему и закрепления полученных знаний используется метод кластера, который способствует развитию ассоциативного мышления и воображения. Дети с удовольствием принимают правила игры и активно принимают участие в ней, погружаясь в атмосферу сказки.

В начале занятия для эмоционального настроя детей вводим их в воображаемую ситуацию. Нацеливаем на то, что узнаем много интересного, встретимся с различными представителями природы. Занятие строим в два этапа: объяснение темы и игра путешествие. Всё занятие построено по единому сюжету. На протяжении всего занятия происходит смена деятельности, прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Данный сценарий занятия, возможно, усовершенствовать для дальнейшего изучения объектов природы, а так же для повторов изученных материалов.

Цель занятия была достигнута.





Список литература

1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии [текст] // Алексеев В.А.-Ярославль: Академия развития,1998-89с.

2. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Экология для начальной школы [текст] // Волочкова В.Н., Степанова Н.В.- М.: РОСМЭН, 2013.-135с.

3. Грехова Л.И. В дружбе с природой [текст] // Грехова Л.И.- М.: Карапуз, 2003.- 113с.

4. Николаев С.Н. Юный эколог [ текст] Николаев С.Н. СПб.: Детство-пресс, 2001.- 189с.

5. Коломина М.Н. Занятие по экологии [текст] // Коломина М.Н. .- М.: РОСМЭН, 2012.- 159с.

6. Кошурникова Р.В. Почемучка [текст] // Кошурникова Р.В. Ярославль: Академия развития,2008-107с.








Приложение 1

Карточки для кластера

Живая природа

Не живая природа

цветок

Вода

дерево

ветер

птица

туча

человек

камень

муравей

дождь

трава

снег

заяц

нефть

чайка

лодка

олень

бусина

раба

пёрышко







Приложение 2

Снаряжение для путешествия

Открытое занятие Три тайны жизни

Весёлая лаборатория

Открытое занятие Три тайны жизни

© 2010-2022