План занятия Заочное знакомство с авиастроительным заводом им. Чкалова

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План занятия.

Радякин И. В., педагог дополнительного образования объединения «Стендовое моделирование» ДДТ № 4 г. Новокузнецка

Тема занятия: Заочное знакомство с авиастроительным заводом им. Чкалова (г. Новосибирск)

Продолжительность занятия: 45 минут. Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Цель: знакомство с процессом создания самолета, с профессиями отрасли самолетостроения.

Задачи:

  • расширить кругозор в области самолетостроения;

  • познакомить с основами знаний по конструкторско-технологической деятельности;

  • развивать умения анализировать и контролировать последовательность своих действий;

  • воспитывать аккуратность и тщательность в процессе работы.

Оборудование: модели самолетов, иллюстрации с изображением самолетов, таблички с названиями: «Авиационный завод», «Генеральный директор», «Конструкторское бюро», «Сборочный цех», «Испытательный полигон», «ОТК»; таблица для фиксации результатов проведенных испытаний с моделями, шаблоны отдельных деталей, картон, скрепки, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, кисточки, фломастеры.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Проверка организации рабочего места, готовности учащихся к занятию.

2. Подготовительный этап.

- Сегодня у нас с вами состоится заочное знакомство с авиастроительным заводом им. Чкалова. Валерий Павлович Чкалов родился в 1904 г. С 1930 он летчик-испытатель Научно-исследовательского института ВВС, испытал свыше 70 типов самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. 18 - 20 июня 1937 с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил героический перелет из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс (8504 км за 63 ч).

В разные годы заводе им. Чкалова строились: Як-7Б, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П, Су-9, Су-11, Су-15, Су-24, Су-32ФН, Су-34, Ан-2, Ан-38, SSJ Сухой Суперджет.

На авиастроительном заводе мы познакомимся с основами производства самолетов и профессиями, связанными с самолетостроением, а также каждый из вас создаст свой собственный самолет. Постарайтесь сделать ваши самолеты также достойно как это делают взрослые самолетостроители!

3. Основной этап.

  • Как вы думаете, можем ли мы сразу по пасть на территорию завода? (нет). Почему? (надо выписать пропуск).

  • Где можно получить разрешение для входа на территорию? (у генерального директора). Генеральный директор является главным руководителем завода.

  • Получив пропуск, мы отправляемся в конструкторское бюро. Кто работает в конструкторском бюро? (инженеры-конструкторы). Чем они занимаются? (проектируют, создают чертежи будущего самолета и его деталей). О чем должны помнить конструкторы? (чертежи должны
    быть точными, четкими).

  • А сейчас вы побываете в роли конструкторов, придумаете проект своего будущего самолета. Для работы вы можете воспользоваться шаблонами, а можете начертить чертеж по собственному замыслу.

  • Что вам для этого понадобится? (бумага, простой карандаш, линейка, ластик).

Практическая работа (работа в конструкторском бюро).

- Итак конструкторы завершили свою работу.
- Куда отправимся дальше? (в сборочный цех).

  • Что делают в сборочном цехе, кто тaм работает? (слесари-сборщики и техники-монтажники оборудования производят сборку самолета).

  • И вот вы - слесари-сборщики. Какая задача стоит перед вами, на что вам необходимо обратить внимание? (перевести контуры деталей будущего изделия на картон, аккуратно их вырезать, приклеить; собранное изделие должно быть прочным; детали точно и правильно расположенными).

Практическая работа (работа в сборочном цехе).

- Самолет построен, он сошел с конвейера.

Завершилась ли работа по созданию самолета на этом? (нет). Почему? (каждый самолет должен пройти испытания). Где проводится испытания самолета? (на испытательном полигоне). Кто проводит испытания? (летчик-испытатель, опытный пилот).

- Сейчас мы отправимся на испытательный полигон и побываем в роли летчиков-испытателей.

- Какие качества присущи летчику-испытателю? (уверенность, смелость, решительность, самообладание, хладнокровие, сдержанность (умение контролировать свои чувства, эмоции, умение проявить характер, волю, так как при испытании могут возникнуть различные ситуации).

Рассказ одного из старших ребят: во время Великой отечественной войны 10 июля 1943 года прямо на Красный проспект г. Новосибирска упал истребитель. Удар был такой силы, что машина вошла в землю на несколько метров. Невероятно, но не был разрушен ни один дом, никто из горожан тоже не попал под упавшую с неба махину. Летчик, который управлял самолетом, погиб. Василий Илларионович Старощук в тот роковой день испытывал серийный Як-7.

Испытание моделей. Работа на испытательном полигоне.

Параметры испытаний: дальность и плавность полета, точность приземления.

Каждому участнику дается по 3 попытки в каждом виде испытания модели.

Рассказ одного из старших ребят: Полковник Игорь Викторович Вотинцев, Заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации. В 1987 г. на истребителе Су-27 совершил беспосадочный перелет по маршруту Раменское - Комсомольск-на-Амуре - Раменское с четырьмя дозаправками в воздухе, преодолев расстояние более 13 тыс. км и пробыв в воздухе 15 часов 42 минуты. На самолете Су-32 установил мировой рекорд высоты с грузом 5т.
Ваш маршрут, ребята, значительно короче, но преодолеть его будет тоже не легко.

Испытания на дальность полета.

На расстоянии 7 метров от линии старта проводится черта. Участники по очереди выходят на линию старта и запускают свои модели. Модель самолета, пролетевшая заданное расстояние, считается прошедшей испытание.

Испытания на плавность полета.

Правильно отцентрировать модель с помощью груза (скрепок), отрегулировать рули управления, произвести запуск модели. Модель самолета, пролетевшая плавно, красиво - признается прошедшей испытание.

Испытания на точность приземления.

Рассказ одного из старших ребят: Полковник Пугачев Виктор Георгиевич Герой Советского Союза, зacлуженный лётчик-испытатель СССР. Проводил летные испытания фронтовых бомбардировщиков Су-24, истребителей палубного базирования Су-33, их двигателей и систем; первым исполнил уникальный маневр, получивший название «Кобра Пугачева». Первого ноября 1989 года им была выполнена первая в отечественной практике посадка на палубу корабля «Адмирал Кузнецов».

У вас ребята задача проще, но тоже требует большого старания.

Посадочная площадка (лист цветного картона) находится на расстоянии 6-7 метров. Модель, приземлившаяся на заданную площадку, считается прошедшей испытание.

- Испытания завершены. Но наше знакомство с заводом
еще не закончилось. Самолет проходит еще одну проверку в отделе технического контроля (ОТК). Здесь проверяют качество изготовления, и качество сборки и отладки оборудования и вооружения. Если самолет прошел проверку, то ОТК дает разрешение на серийное производство. В нашем случае контроль качества проведут старшие ребята.

  • Каждый самолет имеет свое название и бортовой номер. В название самолета входит фамилия конструктора. Каждый из вас сегодня был в роли конструктора, создал свою модель, поэтому ваш самолет будет носить название, произошедшее от вашей фамилии, а бортовым номером самолета будет сегодняшнее число. (Обучающиеся подписывают свои модели).

Объявление комиссией результатов оценки изделий. Вручение сертификатов.

4. Заключительный этап. Подведение итогов.

  • Что интересного узнали во время заочного знакомства с авиазаводом?

  • С какими профессиями познакомились?

  • Все ли справились с заданиями?

  • С какими трудностями встретились во время работы (знакомства)?

  • Насколько интересно для вас прошло наше знакомство с авиастроительным заводом?

Сложен и длителен процесс создания самолета; много специалистов задействовано в его создании, чтобы он мог долго и надежно служить людям и нашей Родине!

© 2010-2022