Методическая разработка раздела образовательной программы ПРИРОДА ЗЕМЛИ

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Методическая разработка раздела образовательной программы

ПРИРОДА ЗЕМЛИ





















Автор: Тюлина Елена Андреевна,

учитель географии МОУ Ветлужская школа № 1

Ветлуга

2014 год

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………….

  2. Методическая разработка раздела образовательной программы

    1. Пояснительная записка………………………………………………….

    2. Цель и задачи раздела…………………………………………………...

    3. Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и осмысления учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………….

    4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы……………...…

    5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся………………………………………….………..

    6. Система знаний и деятельности………………………………………….

    7. Поурочное планирование по разделу программы………………………

  3. Проекты уроков……………………………………………………………………

  4. Список литературы………………………………………………………………...







Введение

Современное образование должно ориентироваться на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы. Одной из проблем содержания школьного географического образования является недостаточность разработанности методики формирования эмоционально-ценностных ориентаций к природе, к окружающей среде.

Актуальность. Формирование географической культуры немыслимо без воспитания эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, основанного на гуманистическом подходе к природе и человеку как равноправным партнерам взаимодействия. Обращение к ценностям - главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. Кроме того, аксиологический компонент становится обязательным для объяснения явлений и процессов в современной науке. Эмоционально-ценностное отношение к природе рассматривается, прежде всего, как духовно-нравственное отношение, обусловленное личностными переживаниями, восприимчивостью к миру природа, соотнесением субъектного опыта с моральными и культурными образцами в обществе, экологически оправданным поведением личности (В.В. Николина).

В теории методики и практике обучения географии еще не получили достаточной разработки вопросы, связанные с формированием у школьников эмоционально-ценностного отношения к природе. В массовой практике, несмотря на активное использование инновационных процессов, и систем характер изучения природы не всегда способствует формированию новых эмоционально-ценностных отношений учащихся. У них преобладает прагматический подход к природе, основанный на потребительском к ней отношении, природа не входит в систему жизненно-смысловых ценностей развивающейся личности. В учебном процессе по географии все еще недостаточно обращается внимание на эмоции, мотивы, потребности учащихся. Учителя географии затрудняются в методике формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, к самим себе и другим людям.

Ценным методом эмоционально-личностного стимулирования выступает метод использования различных игр в учебном процессе. Значительный вклад в теорию и практику географических игр был внесен О.О. Жебровской, О.В. Крыловой, Н.Н. Петровой, А.В. Солонько, М.С. Смирновой, В.Г. Сусловым, Н.Н Ладиловой и другими исследователями.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе может быть успешно реализовано в курсе Географии Землеведения при помощи игровой технологии, это и будет моей целью.

Объект исследования: процесс обучения географии в 6 классе.

Предмет исследования: формирование опыта эмоционально - ценностного отношения к природе в 6 классе при использовании игровой технологии в обучении географии.

Цель работы: разработать методику формирования у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к природе в 6 классе при применении игровой технологии.

Гипотеза: формирование опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе при обучении географии возможно на основе использования игровой технологии.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, а также теоретические источники, касающиеся проблемы развития Эмоционально-ценностного развития учащихся.

  2. Систематизировать и обобщить личный опыт использования игровой технологии на уроках географии для достижения поставленной цели

  3. Разработать тематическое планирование по разделу программы «Землеведение»

  4. Составить проект урока «Литосфера»

  5. Провести анализ эффективности, используемых педагогических приемов для реализации поставленной цели.

2.Методическая разработка раздела образовательной программы

2.1. Пояснительная записка.

Преподавание географии в школе возможно по нескольким предметным линиям, нами выбрана линия учебников авторов А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В Климанова, В.А Низовцева. Эту линию составляют учебники рассматривающие географию через призму комплексного восприятия человеком окружающего мира, формирование мировоззрения школьника. Содержательная основа авторской концепции - рассмотрение всех тем курса с точки зрения рационального человека, жителя планеты с социально-ответственным поведением в природе и обществе. Учебники линии ориентированы на обеспечение адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулируют социальную активность человека путем формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, что способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования.

Конструирование курса географии основано на взаимодействии социально-личностных и общекультурных компонент.

Социально-личностная компонента:

  • подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;

  • формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» - индустриальному, историческому, культурологическому пространству;

  • выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;

  • формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;

  • развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных,
    социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

  • понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;

  • знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного поведения - важных элементов общей культуры человека;

  • формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;

Общекультурная компонента:

  • формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.

Главные достоинства УМК «Дрофа» - хорошо разработанный методический аппарат учебников: наличие параграфов, начинающихся со вступительного слова и разбитого на ряд главных вопросов с которыми ребятам предстоит ознакомиться на уроке. Задания учебников «Дрофа» разного уровня: репродуктивные, практические, творческие. В Приложении имеются не только планы характеристик объектов и явлений но и условные обозначения, словари и справочные таблицы. Для ученика дан алгоритм действий для самостоятельной работы в уроках-практикумах. Выделена специально структурированная, графически оформленная система повторения и подготовки. Недостатками учебника, на мой взгляд, являются - недостаточно структурированный материал по разделу «Природа Земли».

  1. Цель и задачи раздела.

Цель: создание условий для развития эмоционально-ценностной компетентности учащихся в процессе изучения раздела «Природа Земли» в курсе географии Землеведения и формирование знаний по теме. Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи:

Обучающие:

  • Усвоение основных понятий раздела «Природа Земли», таких как - Мировой океан, соленость, промилле, океанические течения, волны, приливы, отливы, литосферные плиты, сейсмические пояса, эпицентр землятресения, кратер, гейзер, абсолютная высота, относительная высота, горизонталь, горный хребет, горная долина, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки, воздушная масса, тепловой пояс, климатический пояс, погода, климат.

  • Умение читать разнообразные тематические карты, анализировать и сопоставлять информацию, полученную из них;

  • Умение определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур.

  • Умение описывать погоду и климат своей местности.

  • Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие:

  • Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах;

  • Развитие пространственного мышления, при анализе информации, полученной из карт;

  • Развитие логического мышления у учащихся, например, какие факторы влияют на климат твоей местности;

  • Развитие эмоционально - ценностных отношений к природе учащихся на уроках-практикумах с применением игровой технологии.

  • Развитие образного мышления, например, при отборе материала (эпиграфы, цитаты, отрывки из произведений) о природе своей страны, своего края.

  • Воспитательные:

  1. Воспитание эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде.

  2. Воспитание готовности и способности бережного отношения к природе.

  3. Воспитание позитивного отношения к своей местности.

    1. Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и осмысления учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Возраст 10-12-лет - пограничный между детством и отрочеством. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с изменениями в организации обучения (условно-педагогическим кризисом).

Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка "изнутри", а другой "извне".

Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.

В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период "зенита любознательности", по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не связана со школьной программой.

Основные изменения, происходящие с младшими подростками, касаются (описаны Д.Б. Элькониным и Т.В. Драгуновой):

  1. учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;

  2. сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;

  3. взросления как новообразования младшего подросткового периода - специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;

  4. овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого.

Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.

Еще одно новообразование младшего подросткового возраста - поло ролевая идентификация. Поло ролевые эталоны являются «идеальным планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря рефлексивному обороту на себя. Вхождение их в структуру самосознания и мотивов, в сферу поведения определяется как поло ролевая идентификация.

В силу специфики возраста подросток строит себе эмоционально выраженный идеал, поэтому важно помогать ребенку наполнять его нравственным содержанием, поскольку «идеальное Я» имеет важное значение для развития "я - концепции".

Важной потребностью младшего подростка является и потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия. Так как эмоциональная сфера является неотъемлемой от рациональной, когнитивной в структуре самосознания, для развития понятийного и абстрактного мышления младшему подростку необходимо эмоциональное наполнение его деятельности, общения и поведения.

2.4 Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Научные знания:

  • Мировой океан, соленость, промилле, океанические течения, волны, приливы, отливы, литосферные плиты, сейсмические пояса, эпицентр землятресения, кратер, гейзер, абсолютная высота, относительная высота, горизонталь, горный хребет, горная долина, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание реки, режим реки, воздушная масса, тепловой пояс, климатический пояс, погода, климат.

Умения:

  • умение ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

Умение называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

  • форму и размеры Земли (длина окружности);

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • части Мирового океана;

  • среднюю соленость вод океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему, речной бассейн;

  • компоненты ПТК;

  • правила поведения в природе;

  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические координаты своей местности.

Умение приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

  • связей между элементами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;

  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • горных пород и минералов, их использования человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

  • взаимосвязей: река - рельеф;

  • искусственных водоемов;

  • из истории географических исследований и открытий.

Умение определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;

  • по карте географическое положение объектов;

  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;

  • фенологические сроки начала времен года.

Умение описывать:

- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

Умение объяснять:

- особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

    1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

В соответствие с содержанием, целями и задачами раздела образовательной программы «Природа Земли» мною используются различные методы, приемы и формы организации работы учащихся на уроках.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини-сочинения; работа с источниками; доклады; защита презентаций, рефлексия.

    1. Система знаний и деятельности

Раздел «Природа Земли» призван сформировать единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Темы, входящие в раздел учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Система деятельности:

  • Познавательная деятельность: развитие у учащихся интеллектуальных мыслительных операций - распознавание существенных, достаточных и необходимых признаков и свойств явлений, лежащих на поверхности и не требующих доказательств, с помощью наблюдения, пробных преобразований, разложения на составные части (анализа) и их объединение (синтеза), сравнения (различия и отличия), аналогии, противопоставления, отвлечения. Распознавание закономерных связей и отношений с помощью наблюдения, пробных преобразований, схем, ключевых идей и принципов, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному построение "идеальных" объектов и "примерка" их к эмпирическим.

  • Преобразующая деятельность: развитие у учащихся навыков распознавания правил и алгоритмов преобразования явления с помощью наблюдения, пробных преобразований и нахождения ключа алгоритма. Умение отвечать на проблемные вопросы, находить аргументы для решения проблемных ситуаций, способов поиска новых решений проблем.

  • Общеучебная деятельность: развитие у учащихся умения находить информацию из различных источников, работа с текстом учебника (анализ, составление схем и таблиц), развитие коммуникативных умений (слушать и задавать вопросы, участие в дискуссии), умение работать в группе, давать свою оценку ответам учащихся, умение отвечать устно с докладом.

  • Самоорганизующая деятельность: развитие у учащихся умения анализировать свой ответ, умение самостоятельно ставить цели своей работы, планировать и анализировать свой результат.



    1. Поурочное планирование по разделу программы «Природа Земли».

п.п

Тема

Количество часов

Форма содержания

Раздел 3. Природа Земли (21 ч)

Тема 6. Внутреннее строение и рельеф Земли (5 ч)

13

Горные породы и их значение для человека

1

14

Внутреннее строение Земли. Землетрясения: причины и последствия. Вулканы

1

15

Рельеф и его значение для человека. Изображение рельефа на планах местности и географических картах

1

16

Основные формы рельефа Земли: горы и равнины

1

17

Итоговый урок по разделу «Внутреннее строение и рельеф Земли»

1

Игра-викторина «Своя игра»

Тема 8. Атмосфера и климаты Земли (6 часов)

18

Атмосферный воздух. Температура воздуха

1

19

Атмосферное давление и ветер. Облака и атмосферные осадки

1

20

Погода и климат. Циркуляция атмосферы. Климаты Земли

1

21

Работа с климатическими картами

1

22

Наблюдения за погодой

1

23.

Урок-практикум обобщающего характера

1

Деловая игра «Микрорайон здоровья»

Тема 9. Вода - кровеносная система Земли (4 ч)

24

Круговорот воды в природе

1

25

Реки в природе и на географических картах. Реки Нижегородской области

1

26

Озера. Подземные воды. Болота. Ледники

1

27

Урок-практикум обобщающего характера

1

Ролевая игра «Назад в будущее по рекам Нижегородской области»

Тема 10. Живая планета (4 ч)

28

Биосфера - живая оболочка Земли.

1

29

Закономерности распространения живых организмов на Земле

1

Практикум: Имитационная игра «Памятники природы как объект особого внимания человека»

30

Почва как особое природное тело

Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности (2 ч)

31

Понятие о географической оболочке.

1

32

Природные комплексы как части географической оболочки

1

Практикум: Имитационная игра «Памятники природы как объект особого внимания человека»

  1. Проекты уроков

Игра - викторина «Своя игра» по теме «Литосфера»

Цель игры: сформировать знания о литосфере, ее составных частях; сформировать умение детей работать в группе; стимулировать развитие эмоционально-ценностного отношения к природе и познавательных потребностей школьников.

Оборудование: атласы школьные, учебник.

Сценарий игры: Учитель зачитывает вопросы разных уровней сложности. Чем выше уровень, тем сложнее вопрос и выше балл за вопрос. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов. Игру можно усложнить. Класс делится на команды. Выбирается ученик, который записывает на доске баллы. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

В команде каждый отвечает по желанию; вопросы задаются по очереди каждой команде. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Проверка знания терминов и определений. Учитель диктует или проектирует вопросы на экран.

Примеры вопросов:

1 уровень.

  1. Назовите три внутренние оболочки земного шара, дайте их краткую характеристику (мощность, состав, состояние вещества).

  2. Как называются горные породы, измененные в результате воздействия на них огромного давления и высоких температур? Приведите примеры горных пород, образованных таким способом.

  3. Что такое землетрясение? В результате действия каких причин они происходят? В каких районах земного шара они встречаются наиболее часто?

  4. Почему необходимо предсказывать землетрясения? Каким образом это делается?

  5. Какие вулканы считаются действующими? Приведите примеры действующих и потухших вулканов, найдите их на карте.

  6. Назовите основные формы рельефа, выделяемые на суше.

  7. Назовите внешние процессы, изменяющие поверхность Земли.

2 уровень.

  1. Какие способы изучения недр Земли существуют? Зачем человеку необходимо изучать земные глубины?

  2. Приведите примеры наиболее разрушительных землетрясений, произошедших в нашей стране и за рубежом за последнее время.

  3. Зачем необходимо изучать явления вулканизма? Какое положительное и отрицательное значение имеют вулканы в жизни человека?

  4. Каким образом человек может использовать гейзеры и горячие источники в своей хозяйственной деятельности?

3 уровень.

        1. Какая горная порода оказывается «лишней»?

а) Известняк, песок, гранит, глина,

б) гранит, кварцит, базальт,

в) кварц, базальт, полевой шпат, слюда.

    1. На каком из материков крайне редко

случаются землетрясения, а также отсутствуют не только действующие, но и потухшие вулканы?

  1. Где, по-вашему, больше действующих вулканов - на суше или на дне океана? Обоснуйте свою точку зрения.

Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Ролевая игра «Назад в будущее по рекам Нижегородской области» на тему «Гидросфера»

Цели игры: сформировать знания о реках своей области; сформировать умение работать в группе, формировать умение работать с типовыми планами; стимулировать эмоционально-ценностное отношение к природе; воспитывать бережное отношение к воде; развивать творческие навыки работы учащихся.

Оборудование: учебники, атласы, энциклопедии, журналы, карты, Internet.

Сценарий игры: совершите воображаемое путешествие по рекам нижегородской области: Волге и Оке от истока до устья. Во время путешествия ведите путевой дневник, в котором записывайте объекты, явления, впечатления. Время года: весна, лето, осень (по выбору).

Класс делится на 2 команды и им предлагают совершить воображаемое путешествие.

Во время путешествия ведется бортовой журнал. Материалы излагаются от своего имени.

Школьникам предлагается фантазировать, придумывать приключение, но чтобы оно соответствовало реальным событиям. Во время путешествия в путевом журнале могут отражаться следующие вопросы:

  1. История края.

  2. Рельеф местности.

  3. Климат (погода во время путешествия).

  4. Характеристика реки во время путешествия.

  5. Растительный и животный мир реки и ее берегов.

  6. Экологические проблемы.

  7. Пути решения проблем.

На заключительном этапе изучения темы или на следующем уроке дневники зачитываются по желанию и сдаются учителю.

Деловая игра «Микрорайон Здоровья» на тему «Атмосфера»

Цель игры: сформировать знания об охране окружающей среды; развить в детях стремление к охране окружающей среды, воспитать эстетическое отношение к природной красоте; стимулирование эмоционально-ценностного отношения к природе.

Оборудование: ресурсы интернета, учебник, карандаши, бумага или Power Point.

Сценарий игры: Класс делится на несколько групп, возможны и индивидуальные задания. Необходимо проанализировать обстановку в вашем дворе/микрорайоне (Степень озеленения территории). Выявить преимущества и недостатки экологической обстановки в микрорайоне. Разработать пути решения проблем, пути благоустройства вашего микрорайона. (Например, озеленение двора.). Составить план-схему территории, где обозначить пути решения проблем микрорайона.

Выигрывает та команда, которая представила наиболее рациональные пути решения проблем.

Имитационная игра «Памятники природы как объект особого внимания человека» по теме «Биосфера»

Цель игры: сформировать знания о памятниках природы Нижегородской области; сформировать умение давать комплексную характеристику по типовому плану, умение рационального предложения решения экологических проблем; стимулирование эмоционально-ценностного отношения к природе, включение в решение значимых проблем.

Оборудование: атлас Нижегородской области, учебник 6 класса, дополнительная литература.

Сценарий игры: Класс делиться на команды. Вооружившись атласом Нижегородской области, им предлагается найти памятники природы Нижнего Новгорода (района в котором они живут). По выбору составить паспорт одного из памятников природы по плану:

    1. Общий тип объекта.
      2. Административное положение
      3. Ведомственная принадлежность территории объекта.
      4. Географическое положение.
      8. Современное состояние объекта.
      9. История изучения объекта.
      10. Легенды, народные предания об объектах и связанные с ним исторические события.
      12. Обоснования статуса охраны- абсолютная заповедность, федерального значения
      13. Конкретные мероприятия по сохранению и охране объекта
      14. Литературные источники об объекте
      15. Фото объекта
      16. Карта-схема местонахождения объекта
      17. Организация, которой может быть поручена охрана объекта и его научный куратор.
      18. Районная организация общества охраны природы, постоянно осуществляющая контроль за охраной объекта.

Выигрывает та команда, которая представила более полный список памятников природы своего района и составила правильно паспорт памятника природы.

  1. Используемая литература



  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009 г.;

  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.



© 2010-2022