- Преподавателю
- Другое
- Программа Туризм и краеведение
Программа Туризм и краеведение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юшкова О.Н. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете
« 29 » августа 2012 г.
Директор МКОУ ДОД ДДТ
«Созвездие»
__________ Т.Г.Байкузина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ
Программа рассчитана
на детей 13-15 лет
Срок реализации программы
2года
Составитель:
Юшкова Ольга Николаевна
педагог дополнительного
образования
II квалификационной категории
Кирс - 2012.
Оглавление:
-
Пояснительная записка…………………………………………….3
-
Учебно- тематический план и содержание программы…………4-12
1 год обучения…………………………………………………….. 4-9
2 год обучения……………………………………………………. 9-12
Ожидаемый результат…………………………………………… 13
-
Материально-техническое обеспечение программы………......... 13
-
Методическое обеспечение образовательной программы……….. 14
-
Список литературы…………………………………………………..15
Пояснительная записка.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием: забота о здоровье, физическом состоянии детей. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни.
Создание условий для повышения качества жизни и здоровья детей является приоритетным направлением государственной политики, обозначенным в федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 172.
Одним из реальных средств, не требующих больших финансовых затрат, является туризм, который является важнейшим средством формирования здорового образа жизни и духовно-патриотического воспитания.
Пешеходный туризм - один из видов спортивного туризма, входящих в Единую спортивную классификацию Российской Федерации. Он дает возможность не только повышать спортивное мастерство в походах и путешествиях, но и развивать исследовательскую деятельность обучающихся, участвовать в краеведческих конкурсах в рамках «Программы образования школьников Верхнекамского района средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество - Земля Вятская» на 2006-2010 г.
Цель программы - создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития личности средствами туризма и краеведения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1 год
-
Формирование представлений о родном крае, об основах пешеходного туризма, туристском снаряжении и правилах пользования им.
-
Развитие самостоятельности и ответственности, самодисциплины, коммуникабельности.
-
Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, чувства взаимопомощи и взаимоответственности.
-
Укрепление здоровья учащихся через создание здоровьесберегающей среды.
2 год
-
Расширение и углубление ранее полученных знаний и умений по всем разделам программы;
-
Доведение полученных умений до уровня навыков;
-
Воспитание здорового образа жизни, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
Реализация цели и задач данной программы направлена на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в объединении, на сплочение в единый коллектив.
Программа рассчитана на учащихся 13 - 15 лет и рассчитана на 2 года обучения.
В 1 год обучения (108 час: теория - 26 ч., практика -82 ч.):
знакомство с географическим положением и ресурсами Кировской области, обучаются общим туристическим навыкам, методам ориентирования на местности, краеведческой деятельности, подготовке походов, обеспечению безопасности и оказанию простейшей медицинской помощи.
2 год обучения (180 часов: теория - 31 ч., практики -149 ч.):
предусматривается дальнейшее изучение тем: ориентирование и топография, первая медицинская помощь, техника преодоления препятствий.
Содержание программы направлено на подготовку к туристическим соревнованиям школьников с элементами соревнований «Школа безопасности». Туристический поход - это итог всего изученного материала по каждому году обучения, в нем идет отработка всех тем программы. Поэтому в учебно-тематическом плане поход желательно ставить после изучения тем туристический быт и туристическое снаряжение.
Объединение обучающихся формируется из детей разного возраста (13-15 лет). В учебных занятиях, экскурсиях, походах принимают участие, как дети, так и родители, медицинский работник, дети, ранее обучающиеся в этом кружке.
Актуальность программы заключается в удовлетворении потребности воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой они живут.
Учебно - тематический план 1 года обучения
№
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Введение.
2
2
---
2.
Географическое положение и ресурсы Кировской области.
4
2
2
3.
Ориентирование в походе.
8
2
6
4.
Топографическая подготовка.
8
2
6
5.
Физическая подготовка туриста.
8
2
6
6.
Туристическое снаряжение
10
2
8
7.
Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.
12
4
8
8.
Техника преодоления препятствий.
8
2
6
9.
Организация и подготовка походов, экскурсий.
6
2
4
10.
Организация и проведение однодневного похода. Обеспечения безопасности во время похода.
26
2
24
11.
Подведение итогов походов.
8
2
6
12.
Туристический быт.
8
2
6
итого
108
26
82
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Введение
Теоретические занятия
Практические занятия.
Методы контроля:
-
Беседа о туризме и о работе кружка.
-
Виды туризма:
- по форме организации;
- по характеру путешествия;
- по способу передвижения путешественников;
-
Разнообразие форм (прогулка, экскурсия, поход) и их особенности.
-
Туристические законы.
-
План мероприятий на период обучения.
вводный инструктаж
Тема 2. Географическое положение и ресурсы Кировской области.
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Методы контроля:
-
Географическое положение
края, района.
-
Рельеф, географическое строение, полезные ископаемые.
-
Климат.
-
Растительный и животный
мир края, района.
-
Охрана природы и
окружающей среды.
-
История края, памятные и исторические места. Охрана памятников истории и культуры.
-
Экскурсия за пределы
населённого пункта.
тестирование,
опрос
Тема 3. Ориентирование в походе.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Устройство и типы компасов.
-
Пользование компасом и
картой в походе.
-
Азимут.
-
Масштаб. Виды масштабов.
-
Определение сторон горизонта по солнцу, звездам.
-
Упражнения и задачи по определению масштаба, пересчет с масштаба в натуральные величины.
-
Упражнения по опре-делению сторон гори-зонта с помощью компаса, по условному солнцу.
-
Определение азимута по карте, на местности.
тестирование,
ориентирование на местности
Тема 4. Топографическая подготовка.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Основные элементы топографии.
-
Топографическая карта и условные топографические знаки.
-
Зарисовка топографи-ческих знаков.
-
Чтение топографичес-
ких карт.
-
Топографический
диктант.
топографический диктант,
тестирование
Тема 5. Физическая подготовка туристов.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Значение физической подготовки для туриста.
-
Закаливание, комплекс упражнений зарядки.
-
Посещение
спортивной секции;
-
участие в
соревнованиях.
тестирование,
поход
Тема 6. Туристическое снаряжение.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Снаряжение: групповое, личное, специальное.
-
Требования к снаряжению, уход.
-
Типы палаток. Достоинства и недостатки.
-
Проведение игры «Что мы возьмем с собой в поход?»
-
Укладка рюкзака.
-
Установка различных
типов палаток.
поход;
опрос
-
Знакомство со специальным снаряжением: веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, их значение.
Тема 7. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода.
-
Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде туриста.
-
Купание в походе.
-
Состав походной аптечки.
-
Первая медицинская помощь при травмах, ушибах.
-
Транспортировка пострадавших.
-
Оказание доврачебной помощи при травмах, ушибах
Транспортировка пострадавшего различными способами.
письменный тест;
решение ситуационной задачи
Тема 8. Техника преодоления препятствий.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Характеристика естествен-ных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота. Сезонные особенности естественных препятствий.
-
Знакомство с техникой преодоления препятствия.
-
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
-
Страховка и самостраховка.
-
Узлы (простой проводник, двойной проводник, восьмерка, удавка, булинь, стремя), назначение, способы вязания.
-
Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий.
-
Отработка навыка вязания узлов.
задания на правильное и быстрое преодоление препятствий;
задания на вязку отработанных туристических узлов.
Тема 9. Организация и подготовка походов, экскурсий.
Теоретические занятия:
Практические занятия.
Методы контроля:
-
Инструкция по организации и проведению туристических походов, путешествий, экскурсий.
-
Подбор группы. Определение цели и района похода. Туристические должности в группе. Сбор сведений о районе похода.
-
Разработка маршрута. Составление плана подготовки похода, сметы расходов.
-
Подбор и подготовка группового и личного снаряжения.
-
Культура поведения туриста и взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походах.
-
Оформление походной документации.
-
Расчет питания, подбор и закупка продуктов.
-
Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака.
-
Сигналы бедствия.
-
Установка палатки,
укладка рюкзака.
-
Расчет продуктов
питания для похода.
-
Закупка, расфасовка,
укладка продуктов.
-
Подготовка документации.
-
Разработка плана -
графика похода.
-
Подготовка группового
и специального снаряжения.
тестирование,
инструктаж
Тема 10. Организация и проведение походов, экскурсий.
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Методы контроля:
-
Движение по маршруту.
Нормы переходов.
-
Правила поведения в лесу, на воде, во время грозы, при преодолении естественных препятствий.
-
Проведение инструктажа.
-
Однодневный поход
-
Запланированные экскурсии
контрольный поход,
опрос
Тема 11. Подведение итогов походов.
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Методы контроля:
-
Обсуждение похода, подведение итогов.
-
Оформление фотоальбома, туристического уголка.
-
Составление отчета о походе, путешествии.
походный дневник, отчет о походе,
опрос
Тема 12.Туристический быт.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Выбор места для дневного
привала,
-
Требования к месту
привала: дрова, вода, ком-
фортность.
-
Типы костров и их
назначение
-
Сушка обуви и одежды
-
Виды костров и их значение
Итоговый поход
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Введение.
2
2
2.
География. Краеведение.
10
3
7
3.
Туристическое снаряжение.
10
2
8
4.
Топография и ориентирование.
18
5
13
5.
Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.
18
6
12
6.
Техника преодоления препятствий.
20
3
17
7.
Организация и проведение походов и экскурсий:
экскурсии -1
однодневные походы-2
двухдневные походы-2
62
4
6
4
16
32
8.
Подведение итогов походов, экскурсий.
10
2
8
9.
Физическая подготовка.
22
2
20
10.
Туристический быт
8
2
6
итого
180
31
149
Содержание программы второго года обучения.
Тема 1. Введение.
Теоретические занятия
Практические
занятия:
Методы контроля:
-
Беседа о туризме и о работе кружка.
-
План мероприятий на период обучения.
вводный инструктаж.
Тема 2. География. Краеведение.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Географическое положение края, района. Районные центры Кировской области.
-
Геологическое прошлое края.
-
Реки и озера Кировской области.
-
Популярные туристические маршруты области.
-
Экскурсия на берег
реки Камы.
-
Экскурсия в музей
г.Кирс
тестирование,
опрос
Тема 3. Туристическое снаряжение.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Снаряжение: групповое, личное, специальное.
-
Требования к снаряжению, уход.
-
Типы палаток. Достоинства и недостатки.
-
Знакомство со специальным снаряжением: веревки, карабины, индивидуальные страховочные системы, их значение.
-
Проведение игры «Что мы возьмем с собой в поход?»
-
Укладка рюкзака.
-
-
Установка различных
типов палаток.
тестирование;
опрос
Тема 4. Топография и ориентирование.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
основные элементы топографии;
-
топографические и спортивные карты;
-
устройство и типы компасов;
-
определить стороны горизонта по часам и условному солнцу;
-
понятие «азимут,
азимут на карте,
азимут на местности»;
-
определения расстояния до недоступного предмета;
-
топографические и спортивные карты. Условные знаки.
-
определение азимута;
-
определение декретного времени по условному солнцу;
-
моделирование ситуации потери ориентировки, построение схемы действия выхода из трудного положения.
тестирование;
задания на ориентирование на местности
Тема 5. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода.
-
Гигиенические требования к продуктам туриста.
-
Перечень и назначение, показания и противопоказания лекарственных препаратов.
-
Наиболее частот встречающиеся травмы и заболевания в походе.
-
Доврачебная помощь при простудных заболеваниях, при ожогах и обморожениях.
-
сердечно-легочная реанимация
-
Оказание доврачебной помощи при ранениях, при переломах.
-
Транспортировка пострадавшего.
-
Отработка этапов сердечно-легочной реанимации;
письменный тест;
решение ситуационной задачи; задание на организацию транспортировки пострадавшего
Тема 6. Техника преодоления препятствий.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
-
Меры безопасности при преодолении естествен-ных препятствий.
-
Страховка и самостраховка.
-
Узлы, назначение, способы вязания.
-
Спуск и подъем спортивным способом;
-
Переправа по подвесному бревну, по горизонталь-ной веревке.
-
Отработка в помещении и на местности различных технических приемов преодоления всевозможных препятствий.
-
Отработка навыка вязания узлов.
задания на правильное и быстрое преодоление препятствий;
задания на вязку основных туристических узлов.
Тема 7. Организация и проведение походов, экскурсий.
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Методы контроля:
-
Движение по маршруту. Нормы переходов.
-
Правила поведения в лесу, на воде, во время грозы, при преодолении естественных препятствий.
-
Проведение инструктажа.
-
однодневные походы;
-
двухдневные походы;
-
запланированные экскурсии.
тестирование,
опрос, поход.
Тема 8. Подведение итогов походов, экскурсии.
Теоретические занятия.
Практические занятия.
Методы контроля:
-
Обсуждение похода, путешествия и подведение итогов.
-
Оформление фотоальбома, туристического уголка.
-
Составление отчета о походе, путешествии.
тестирование,
опрос, отчет о походе.
Тема 9. Физическая подготовка туристов.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
Значение физической подготовки для туриста.
Закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Посещение спортивной секции;
участие в соревнованиях.
тестирование,
опрос
Тема 10. Туристический быт.
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Методы контроля:
Планирование лагеря.
Распределение обязанно-
стей, костер в экстрема-льных ситуациях, вводно-солевой режим, выбор и обеззараживание воды.
Зарисовка схем разбивки бивака с учетом требова-ний, предъявляемых к месту привала,
организация полевого бивака
контрольный поход
Ожидаемый результат:
Должны знать:
-
Географическое положение края, района.
Районные центры Кировской области.
Основные природные ресурсы края
Особенности природы родного края, его историю, исторические места, достопримечательности.
Наиболее популярные маршруты области.
-
Понятия «азимут», «азимут на карте», «азимут на местности», «масштаб».
-
Основные требования к продуктам.
Состав походной аптечки. Основные требования к одежде и снаряжению.
Основные лекарства, их назначение и дозировка.
Основные приемы оказания доврачебной помощи.
-
Основные требования к подготовке к походу.
-
Режим нагрузок.
Основные приемы преодоления препятствий с помощью специального снаряжения.
Основные туристические узлы и их назначение.
Должны уметь:
-
Показать по карте основные объекты, районные центры, памятники природы.
-
Читать карту (спортивную, топографическую). Соотносить карту с местностью. Ориентироваться на местности по условным знакам карт.
-
Определять азимут. Перерсчет масштаба на натуральные величины. Двигаться по азимуту на местности.
-
Составлять меню для похода. Организовать бивак, разжечь костер. Распределять обязанности в походе.
-
Преодолевать препятствия с помощью специального снаряжения. Вязать и использовать узлы на практике.
-
Оказать первую медицинскую помощь. Наложить повязку на рану, жгут при кровотечениях. Наложить шины.
Транспортировать пострадавшего.
Материально-техническое обеспечение программы.
-
Помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий.
-
Спортзал для проведения тренировок.
-
Спортивная площадка для проведения практических занятий на местности.
-
Туристское снаряжение (системы, веревки, карабины, палатки).
Методическое обеспечение образовательной программы.
Наименование тем
Формы организации
педагогического процесса
Методы организации познавательной
деятельности учащихся
Введение.
фронтальная
Беседа, вводный инструктаж
Географическое положение и ресурсы Кировской области.
Растительный и животный мир. География. Геология.
фронтальная
Рассказ с использованием ИТ, беседа,
доклад учащихся,
экскурсия.
Ориентирование в походе.
групповая
Лекция, решение задач и тестов, игра «Путешествие по карте»
Топографическая подготовка.
групповая
Беседа, топографическая игра
Физическая подготовка туриста.
групповая
Иры на местности
Туристическое снаряжение.
фронтальная
Рассказ, объяснение с показом
Гигиена туриста. Первая Доврачебная помощь.
индивидуальная
Лекция, беседа, викторина,
Организация и подготовка похода, путешествия.
групповая
Рассказ, беседа, деловая игра «Идем в поход»
Организация и проведение похода, экскурсии.
фронтальная
Инструктаж
Подведение итогов похода, экскурсии.
групповая
Беседа
Техника преодоления препятствий.
групповая
Рассказ, упражнения на местности
Список литературы:
Для педагога:
-
Алешин В.М. «Туристическая топография», 1985 г. - М.
-
Астафьев В.И. В лесу и в поле - как дома. Минск, 1981 г.
-
Бардин К.В. «Азбука туризма», пособие для руководителей туристических походов в школе. - М., «Просвещение», 1973 г.
-
Богатов С.Ф. «Спортивное ориентирование на местности». М. - 1989 г.
-
«Вестник школьного туризма и краеведения».
№ 3 июль-сентябрь 2001 года.
-
Ворончихин Е. М. «По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы» Часть I. - Киров, 1996 г.
-
Журнал «Воспитание школьника», 2007 г.
-
Уваров В.А. «В поход пешком», 1989 г. - М.
-
«Методические рекомендации в помощь руководителям туристических кружков и секций» г. Киров 1985г.
-
Юньев И.С. Краеведение и туризм. - М., «Знание».1974., - 104 с.
-
Лаптев А.П. Закаляйтесь на здоровье. - М.:Медицина, 1991 г.
-
Моргунова Т.В. «Обучающие контрольные тесты по спортивному ориентированию»
-
Областная целевая программа «Дети Кировской области» на
2009-2011 год.
-
Программа «Отечество - Земля Вятская» на 2006- 2010 г.
-
Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование»- М.: Просвещение, 1990
-
Туристические маршруты Кировской области. Киров, 1976 г.
Для учащихся:
-
Атлас Кировской области. М., 1997 г.
-
Историко-этнографический атлас Кировской области. М., 1998 г.
-
Бардин К.В. «Азбука туризма». М.- 1981 г.
-
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. М., 1997 г.
-
Промптов Ю. «Юному туристу-пешеходу». М., - 1953 г.
-
Соловьев А.Н. Сокровища вятской природы. Киров, 1986 г.
-
Фалевский С.В. Основы спортивного ориентирования. Киров, 1988 г.
15