Дополнительная общеобразовательная программа Ералаш

Программа кружка «Ералаш» имеет художественную направленность. Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 г. № 1008, с учетом развития культуры и социальной среды. Вокальное искусство является одной из разновидностей музыкального искусства. Вокальное исполнение, как и любая музыка, способно передавать самые разнообразные оттенки эмоционально – психологического состояния чело...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________________ И.А. Дикая

___________________________ 20__ г.

Протокол педагогического совета № __

от «___» ____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная программа


Ералаш

Наименование

Художественная

_________________________________________________________________

Направленность

Вокал

_________________________________________________________________

Наименование учебной дисциплины

3 года

________________________________________________________________________

Срок реализации

Модифицированная

_______________________________________________________________________

Вид программы

10-18 лет

_______________________________________________________________________

Возраст обучающихся

Дикий Алексей Михайлович

_______________________________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя












ст. Камышеватская.

201_ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Ералаш» имеет художественную направленность.

Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 г. № 1008, с учетом развития культуры и социальной среды.

Вокальное искусство является одной из разновидностей музыкального искусства. Вокальное исполнение, как и любая музыка, способно передавать самые разнообразные оттенки эмоционально - психологического состояния человека, его переживания, настроения, чувства. Ни один из других видов искусства не может отображать динамику переживаний с той правдивостью и полнотой, как это делает музыка.

Пение - основной вид музыкальной деятельности. Закрепляет интерес к музыке и развивает музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются не только музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке, но и познают жанровую основу музыкального произведения, у них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Добиться высоких музыкальных результатов можно только через индивидуальное пение - т.е. вокал.

Занятия вокалом дают возможность индивидуального подхода к особенностям музыкального аппарата ребенка (с учетом возраста, пола, природных музыкальных данных), позволяет воспитанникам овладеть приемами музыкального самовыражения и саморегуляции.

Новизна программы состоит в том, что программа нацелена на развитие личности подростков. Освоение данной программы помогает подростку сформировать свои взгляды на жизнь, развить творческие способности, убедиться в своей социальной значимости, реализовать себя в деятельности. Занимаясь вокалом, молодое поколение приобщается к общечеловеческой культуре, осознает свое место в жизни, реализует то лучшее и ценное, что в ней есть.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Цель программы: развитие певческих навыков, выявление особо одаренных и талантливых детей, раскрытие их способностей по средствам музыкально - певческих приемов.

Задачи образовательные.

  • Обучить вокальным навыкам.

  • Научить выразительному исполнению музыкальных произведений, развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть и слышать многообразие мира и уметь передать его в вокально-хоровой деятельности.

  • Сформировать потребность к постоянному совершенствованию.

  • Научить грамотному, художественному исполнению произведений.

Задачи развивающие.

  • Развивать гармонический и полифонический слух и вокальный навык поиска и исполнения своей партии в любом многоголосном народном произведении.

  • Развивать понимание музыкальных произведений, умение донести их содержание до аудитории, используя средства музыкальной выразительности;

  • Развивать певческую культуру, чувство ритма, гармонический и полифонический слух.

Задачи воспитательные.

  • Воспитание любви к данному виду искусства.

  • Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармонического звучания в процессе исполнительского содружества.

  • Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

  • Воспитание патриотизма через песенный материал, через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями народов населяющих Кубань.

Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

Программа рассчитана на детей от 10 до 18 лет, желающих развивать свои вокальные данные. Набор осуществляется без вступительных экзаменов.

Продолжительность образовательного процесса - 3 года. Программа составляет 216 часов:

1й год обучения- 72 часа;

2й год обучения-72 часа;

3й год обучения -72 часа.

Занятия проводятся:

1й год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу;

2й год обучения- 2 раза в неделю по 1 часу;

3й год обучения - 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы организации детей на занятии: индивидуальная, т.к. индивидуальные занятия играют главную роль в формировании певца- солиста. На индивидуальном занятии педагог направляет рост и развитие обучаемого по намеченному пути. Также обучающиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения, знакомятся с истоками песенного искусства и его ролью в общественной жизни страны.

В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения обучающиеся знакомятся с лучшими образцами мирового искусства, имеют возможности творческого самовыражения.

Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, концерт.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы обучающиеся должны:

к концу 1 года обучения:

  • знать основные жанры песенного искусства;

  • знать физиологические особенности голосового аппарата;

  • знать правильную позицию рта при пении;

  • уметь петь легким звуком, без утечки воздуха;

  • уметь на звуке ЛЯ правильно показать индивидуальное звучание своего голоса;

  • уметь правильно и ясно выговаривать слова песни;

  • уметь брать дыхание в характере произведения;

  • уметь исполнять выразительно, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню без помощи музыкального сопровождения;

  • уметь брать дыхание в характере произведения.

к концу 2 года обучения:

  • знать правильную позицию рта при пении;

  • знать характеристику певческой дикции;

  • знать правила произношения согласных при пении;

  • уметь сохранять индивидуальность;

  • уметь петь на одном дыхании более длинные фразы;

  • уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно исполнять не сложные песни;

  • уметь использовать процесс саморегуляции.

к концу 3 года обучения:

  • знать тесситурные условия в мелодии произведения;

  • знать цезуру в музыке;

  • знать ритм и метр в мелодическом движении произведения;

  • знать динамические оттенки.

  • уметь владеть певческим дыханием, фразировкой;

  • будут уметь в исполнении раскрыть содержание песни, ее душу;

  • уметь свободно и непринужденно исполнять песни.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы.

После окончания каждого года обучения проводится отчётный концерт.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения


Наименование разделов

тем, блоков

Всего

В том числе

п/п


часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1


2

Постановка певческих задач.

6

3

3

3

Эстрадное пение

14

7

7

4

Музыкальная грамота, слушание музыки

20

10

10

5

Концертные выступления

30

15

15

6

Итоговое занятие

1

-

1


Всего

72

36

36



2-й год обучения


№ п/п

ТЕМА

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Повторение и закрепление главных принципов певческой установки

20

4

16

3

Культура речи и дикция в вокальном творчестве

20

4

16

4

Элементы вокальной звучности

10

2

8

5

Вокально-исполнительская работа

20

2

18

6

Итоговое занятие

1

1

-


ИТОГО

72

14

58







3-й год обучения

№ п/п

ТЕМА

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Мелодия - душа музыки

2

1

1

3

Художественно-выразительные средства вокального исполнения

20

4

16

4

Дикция и артикуляция

20

4

16

5

Вокально-исполнительская работа

28

4

24

6

Итоговое занятие

1

1

-


ИТОГО

72

15

57

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения

1. Вводное занятие. Беседа о коллективе, его направленности, задачах на первый год обучения, режимом работы, правилами поведения, техники безопасности, правилами личной гигиены хориста.

2. Постановка певческих задач.

Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и поп legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

3. Эстрадное пение.

При изучении эстрадных произведений в теоретической его части дается историческая справка о времени создания, композиторе, его творческой направленности, работа над текстом, его осмыслении, выразительном прочтении. Прослушивание произведения в плюсовом и минусовом форматах и дальнейшая вокальная работа предполагается в практической части работы над эстрадным произведением.

4. Музыкальная грамота. Слушание музыки. В части изучения музыкальной грамоты детям даются основные понятия динамики, интервалов, длительностей основных рабочих тональностей, а практическая часть теоретических полученных знаний, пение интервалов и т.д.

5. Концертные выступления. Выступления коллектива это - то к чему исполнители, студийцы идут от занятия к занятию, демонстрация своих достижений, совместного творческого труда с педагогом, т.е. это цель наших занятий и демонстрация своего понимания исполняемого произведения один из стимулов творческой деятельности.

6. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Отчётный концерт.

2-год обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство с программой обучения, со структурой занятий. Правила внутреннего трудового распорядка. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе. Тренинг по общению. Заполнение анкет и заявлений. Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной защиты.


  1. Повторение и закрепление главных принципов певческой установки. Процесс саморегуляции, выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Практика. Упражнения, направленные на процесс саморегуляции, выстраивание и сглаживание регистров.

Звукообразование и его влияние на приемы звукоделения. Техника звукоделения. Влияние звукообразования на приемы звукоделения.

Практика: упражнения на разные приемы звукоделения. Певческая установка при правильном певческом дыхании. Специальные упражнения на правильную певческую установку. Отработка певческого дыхания на конкретных музыкальных произведениях.


  1. Культура речи и дикция в вокальном творчестве. Правильная позиция рта при пении. Подчинение певческого произношения требованиям музыки

Практика: специальные упражнения для поддержания правильной позиции рта при пении.

Характеристика певческой дикции. Зависимость певческой дикции от характера музыки, содержания произведения, его образности.

Практика: скороговорки и специальные упражнения, направленные на отработку певческой дикции.

Правила произношения согласных в пении. Звонкие согласные в конце слов. Удвоенные согласные. Сочетания согласных - правила произношения при пении.

Практика: скороговорки и специальные упражнения, направленные на отработку произношения согласных в пении.


  1. Элементы вокальной звучности. Художественное единство, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения.

Практика: достижение художественного единства исполнения конкретного произведения.

Тесситурные условия вокальной звучности в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя.

Практика: работа над конкретным музыкальным произведением с учетом индивидуальных тесситурных условий и особенностей исполнителя.

Исполнение вокальных номеров. Анализ.


  1. Вокально-исполнительская работа. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, неукоснительное выполнение певческих правил пения, охраны голоса. Работа над чистым интонированием. Формирование певческой культуры. Работа над технической стороной произведения и художественным образом.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах. Совершенствование исполнительского мастерства.


  1. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Отчетный концерт.

3-й год обучения

  1. Вводное занятие. Цели и задачи, содержание и виды деятельности этого учебного года. Организация труда. Просмотр фото и видео материалов творческого объединения.

Информационные средства достижений воспитанников-выпускников: фотографии, дипломы, грамоты, видеокассеты.

Развивающие процедуры. Тестирование. Тренинг.

2. Мелодия - душа музыки. Тесситурные условия в мелодии произведения.

Практика: работа над произведениями с разными тесситурными условиями.

Тембр как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра. Зависимость произведения от тембрального окраса.

Практика: индивидуальная работа с вокалистами.

Темп как динамика звука в мелодической фактуре произведения. Понятие темпа в мелодии произведения. Зависимость произведения от его темпа.

Практика: специальные упражнения в разных темпах. Работа над музыкальными произведениями в разных темпах.

Исполнение произведений с разными тесситурными условиями, в разных темпах.

  1. Художественно-выразительные средства вокального исполнения. Цензура в музыке. Понятие цензуры. Назначение цензуры в музыке.

Практика: отработка музыкальных фраз в произведениях, где встречаются цензуры.

Фразировка, как элемент художественно-выразительных средств, в вокальном творчестве.

Понятие фразировки в музыке. Её назначение и особенности.

Практика. Работа над фразировкой в конкретном произведении.

Ритм и метр, их совокупность в мелодическом движении произведения. Понятие «ритм» и «метр» в музыке. Зависимость произведения от ритма и метра.

Практика: работа над музыкальными произведениями с разными ритмическими рисунками.

Понятие «фермата». Её назначение в мелодической фактуре произведения.

Практика: отработка музыкальных фраз в произведении, где встречается фермата.

Динамические оттенки - важный элемент художественно-выразительного исполнения произведения. Понятие динамических оттенков, их виды. Зависимость характера произведения от динамических оттенков.

Практика: отработка динамических оттенков на примере конкретного музыкального произведения.

Практика: работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля. Исполнение вокальных номеров, анализ.


  1. Дикция и артикуляция. Совершенствование навыков правильного певческого произношения слов. Основная работа направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки.

Правильное произношение и согласных звуков.

Сонорные и несонорные (вокально удобные и неудобные) согласные звуки.

Гласные и приемы их акустической подмены.

Формирование у учащегося четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.


  1. Музыкально-исполнительская работа. Доведение произведения до высокого художественного уровня и поддержание последнего в течение длительного периода концертной деятельности. Исполнительская трактовка произведения. Разучивание песен. Работа над сценическим мастерством.


  1. Итоговое занятие. Отчетный концерт.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1-й год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля,

Форма предъявления результата

1

Вводное занятие

Индивидуальное, комбинированное

Метод демонстрации

Литература по проблеме

Педагогические наблюдения

2

Постановка певческих задач.

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

3

Эстрадное пение

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

4

Музыкальная грамота, слушание музыки

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

5

Концертные выступления

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

6

Итоговое занятие

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Отчетныйконцерт




2-й год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля,

Форма предъявления результата

1

Вводное занятие

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

2

Повторение и закрепление главных принципов певческой установки

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

3

Культура речи и дикция в вокальном творчестве

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

4

Элементы вокальной звучности

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

5

Вокально-исполнительская работа

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

6

Итоговое занятие

Комбинированное

Практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Отчетный концерт

3-й год обучения

№ п/п

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля,

Форма предъявления результата

1

Вводное занятие

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

2

Мелодия - душа музыки

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

3

Художественно-выразительные средства вокального исполнения

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

4

Дикция и артикуляция

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

5

Вокально-исполнительская работа

Индивидуальное, комбинированное

Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Педагогические наблюдения

6

Итоговое занятие

Комбинированное

Практический

Магнитофон, микрофоны, музыкальные инструменты

Отчетный концерт

Материально-техническое обеспечение образовательной программы:

  • наличие помещения, рабочих мест для обучающихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.

  • электрооборудование: диапроектор, экран, телевизор, компьютер, сканер, принтер, модем, микрофон.

  • музыкально-воспроизводящей аппаратуры; фортепиано; по возможности караоке; библиотечка вокалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Асафьев Б. О хорошем искусстве. Л. 1980.

  2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

  3. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972.

  4. Вопросы вокальной подготовки. Вы. 1 - 6 М., 1962-1982

  5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

  6. Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? М., 1977.

  7. Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1976.

  8. Шелемов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. Л., 1977.

  9. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. «Кубанский краевед». Краснодар, 1990

2. «По страницам истории Кубани». Краснодар, изд. «Советская Кубань», 1993

3. Сборник песен «Государственный Кубанский казачий хор». Краснодар, изд. «Советская Кубань», 1988


© 2010-2022