«А. Л. Барто. Стихи знакомые с детства»

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «А.Л.Барто. Стихи знакомые с детства»

Задачи урока:

1.Познакомить с творчеством А.Л. Барто, её новыми произведениями.
2. Учить через художественный текс оценивать поступки литературных героев и свои.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Цели урока:

1. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Оборудование.

  1. Мультимедийная презентация.

  2. Литературная экспозиция.

  3. Выставка рисунков «Мой любимый герой».










Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Объявление темы и цели урока.

Добрый день, ребята. Тема урока сегодня: «Юные герои книг Агнии Львовны Барто». Мы познакомимся с её героями, проанализируем их характер, привычки и поведение. Пролистаем несколько страничек биографии этой замечательной поэтессы.

3. Биография писательницы.

Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище.
Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием "Похоронный марш", Луначарский с трудом сдерживал смех. А потом сказал, что она рождена писать веселые стихи.
В 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку - "Китайчонок Ван Ли". В 1936 году вышел в свет сборник для самых маленьких «Игрушки». Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. В эти же годы она начала писать сценарии для детских фильмов, которые с успехом прошли по экранам кинотеатров. Во время войны она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки.

За сборник «Стихи детям» Барто была присуждена Государственная премия.
В течение многих лет Агния Львовна возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей. В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира. Умерла Агния Львовна Барто в Москве 1 апреля 1981.

4. Повторение изученного.

Давайте вернемся к тому возрасту, когда вы еще не умели ни читать, ни писать, а уже знали стихи Барто. Какие это стихи? Назовите их? В каком они сборнике? (Игрушки) Что можно сказать о героях, о действующих лицах этих стихотворений? ("Лошадка", "Уронили мишку на пол", да, дети, которые пользуются этими играми добрые, заботливые). А стихи простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.

Стихи А.Л.Барто согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам.

Итак, вы получили задание в группах. Ваша задача - дать характеристику героям произведений А.Л.Барто.

Читательский анализ



Любочка

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись,- вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Блинчики

Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.

Он провел беседу в школе -
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.

Доказал, что вместо масла
Можно брать и маргарин.

Решено единогласно:
Он прекрасно говорил.
Кто сказал такую речь,
Сможет блинчиков напечь!

Но, товарищи, спешите -
Нужно дом спасать скорей!
Где у вас огнетушитель?
Дым валит из-под дверей!

А соседи говорят:
- Это блинчики горят!

Ох, когда дошло до дела,
Осрамился наш герой -
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!

Говорить нетрудно речь,
Трудно блинчиков напечь!

Катя

Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.

Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.

Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.

Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.

- Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая? -
А Катя сказала:
Я жду урожая.

Друг напомнил мне вчера.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка -

Откусить мне дал когда - то,

А потом поставил в счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Чудо на уроке

Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
- Шура Волкова,
к доске!
И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.

Митяй - лентяй

Трезвонят все будильники:

«Митяй, вставать пора!»

А он храпит как миленький

До десяти утра.

Потом он просыпается,

Потом встаёт Митяй

И начинает каяться:

- Я лодырь! Я лентяй!

Другие дети учатся -

Я сплю до десяти!

Что из меня получится?

Таким нельзя расти!

Но тут зевает Митенька

И спать ложится вновь.

Он ценит самокритику,

Питает к ней Любовь.

Характеристика героев.

«Любочка»

«Друг напомнил мне вчера»

«Блинчики»

«Чудо на уроке»

Не хочет помогать по дому.

Вспоминает о том, что делал добро когда - то.

Выдаёт желаемое за действитель

ное.

Отсутствие интереса к учёбе.

Не уважает старших.

Злопамятный.

Неумеха.

Лентяйка.

Любит только себя.

Укоряет друга в том, что сделал ему много добра.

Он прекрасно говорил, то есть обладал

ораторскими способностями.

Не переживает о том, что получает низкие оценки.

Грубиянка.

Жадный.

Хвастун.

Безответственная.

Нарушает правила пассажира (не покупает билет).

Поделился пирожком, а теперь предъявляет счёт.

Чуть не устроил пожар.

Невежа.

Лицемерка (на улице - одна, а дома - другая).

Помнит о мелочах, о которых, и говорить, вовсе не стоит. (Карандаш).


Не проявляет уважение к учителю.


6.Просмотр мультипликационного фильма

«Волшебная лопата» (по стихотворению А.Л.Барто)

- Прежде чем мы приступим к просмотру, я хочу обратить ваше внимание на слово, которое встретиться в мультфильме неоднократно.

Балласт - То, что излишне отягощает, обременяет кого - нибудь, что - нибудь.

-Ребята, ваша задача при просмотре - определить сущность главного героя, его поступки, поведение, отношение ко всему, что его окружает.

(Просмотр 8 минут)

- Ребята, скажите, о чём мультфильм?

- Кто главный герой сюжета?

- Что вы можете сказать о мальчике?

- К чему может привести такое поведение?

- Как нужно вести себя в коллективе?

- Почему же не дал лопату мальчику старший отряда?

- Какова основная мысль этого мультфильма?

- Почему же фильм называется волшебная лопата?

7. Обобщение знаний.

А сейчас я на ваш суд представлю ещё одно произведение. Если вы его внимательно прослушаете, то непременно услышите, кого подразумевала А.Л.Барто в этом стихотворении?

КОРОЛЕВА
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.

Всем, направо и налево,
Объявляет королева:

- Где мой плащ? Его повесьте!
Почему он не на месте?

У меня портфель тяжелый -
Донесешь его до школы!

Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете.

Королева - в третьем классе,
А зовут ее Настасьей.

Бант у Насти
Как корона,
Как корона
Из капрона.

- Кого имела в виду Агния Львовна? (Среди нас очень часто встречаются такие «королевы», которые ставят себя выше других. Они высокомерны, своенравны, эгоистичны и самолюбивы).

Вывод:

С какими героями мы с вами встретились?

О чем вас заставляют задуматься юные герои А.Л. Барто?

Какие качества высмеивает А.Барто?

(Лень, жадность, грубость, неумех)

Вы узнали какого - нибудь знакомого в этих стихах?

А заставляют ли задуматься?

Чем близки нам стихи А.Л. Барто? (Они про нас)

Чему учит нас творчество А.Л. Барто?

Веселые стихи, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь всё живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Агнию Львовну огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи А.Л.Барто ведут нас из детства во взрослую жизнь. Читайте произведения Агнии Львовны, учитесь жить у её героев и воспитывать свой характер.

10

© 2010-2022