- Преподавателю
- Другое
- «А. Л. Барто. Стихи знакомые с детства»
«А. Л. Барто. Стихи знакомые с детства»
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Загарина Я.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «А.Л.Барто. Стихи знакомые с детства»
Задачи урока:
1.Познакомить с творчеством А.Л. Барто, её новыми произведениями.
2. Учить через художественный текс оценивать поступки литературных героев и свои.
3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Цели урока:
1. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Оборудование.
-
Мультимедийная презентация.
-
Литературная экспозиция.
-
Выставка рисунков «Мой любимый герой».
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Объявление темы и цели урока.
Добрый день, ребята. Тема урока сегодня: «Юные герои книг Агнии Львовны Барто». Мы познакомимся с её героями, проанализируем их характер, привычки и поведение. Пролистаем несколько страничек биографии этой замечательной поэтессы.
3. Биография писательницы.
Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище.
Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием "Похоронный марш", Луначарский с трудом сдерживал смех. А потом сказал, что она рождена писать веселые стихи.
В 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку - "Китайчонок Ван Ли". В 1936 году вышел в свет сборник для самых маленьких «Игрушки». Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. В эти же годы она начала писать сценарии для детских фильмов, которые с успехом прошли по экранам кинотеатров. Во время войны она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки.
За сборник «Стихи детям» Барто была присуждена Государственная премия.
В течение многих лет Агния Львовна возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей. В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира. Умерла Агния Львовна Барто в Москве 1 апреля 1981.
4. Повторение изученного.
Давайте вернемся к тому возрасту, когда вы еще не умели ни читать, ни писать, а уже знали стихи Барто. Какие это стихи? Назовите их? В каком они сборнике? (Игрушки) Что можно сказать о героях, о действующих лицах этих стихотворений? ("Лошадка", "Уронили мишку на пол", да, дети, которые пользуются этими играми добрые, заботливые). А стихи простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.
Стихи А.Л.Барто согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт. Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам.
Итак, вы получили задание в группах. Ваша задача - дать характеристику героям произведений А.Л.Барто.
Читательский анализ
Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись,- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Блинчики
Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе -
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.
Доказал, что вместо масла
Можно брать и маргарин.
Решено единогласно:
Он прекрасно говорил.
Кто сказал такую речь,
Сможет блинчиков напечь!
Но, товарищи, спешите -
Нужно дом спасать скорей!
Где у вас огнетушитель?
Дым валит из-под дверей!
А соседи говорят:
- Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела,
Осрамился наш герой -
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь,
Трудно блинчиков напечь!
Катя
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
- Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая? -
А Катя сказала:
Я жду урожая.
Друг напомнил мне вчера.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка -
Откусить мне дал когда - то,
А потом поставил в счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Чудо на уроке
Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.
Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
- Шура Волкова,
к доске!
И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.
Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.
Митяй - лентяй
Трезвонят все будильники:
«Митяй, вставать пора!»
А он храпит как миленький
До десяти утра.
Потом он просыпается,
Потом встаёт Митяй
И начинает каяться:
- Я лодырь! Я лентяй!
Другие дети учатся -
Я сплю до десяти!
Что из меня получится?
Таким нельзя расти!
Но тут зевает Митенька
И спать ложится вновь.
Он ценит самокритику,
Питает к ней Любовь.
Характеристика героев.
«Любочка»
«Друг напомнил мне вчера»
«Блинчики»
«Чудо на уроке»
Не хочет помогать по дому.
Вспоминает о том, что делал добро когда - то.
Выдаёт желаемое за действитель
ное.
Отсутствие интереса к учёбе.
Не уважает старших.
Злопамятный.
Неумеха.
Лентяйка.
Любит только себя.
Укоряет друга в том, что сделал ему много добра.
Он прекрасно говорил, то есть обладал
ораторскими способностями.
Не переживает о том, что получает низкие оценки.
Грубиянка.
Жадный.
Хвастун.
Безответственная.
Нарушает правила пассажира (не покупает билет).
Поделился пирожком, а теперь предъявляет счёт.
Чуть не устроил пожар.
Невежа.
Лицемерка (на улице - одна, а дома - другая).
Помнит о мелочах, о которых, и говорить, вовсе не стоит. (Карандаш).
Не проявляет уважение к учителю.
6.Просмотр мультипликационного фильма
«Волшебная лопата» (по стихотворению А.Л.Барто)
- Прежде чем мы приступим к просмотру, я хочу обратить ваше внимание на слово, которое встретиться в мультфильме неоднократно.
Балласт - То, что излишне отягощает, обременяет кого - нибудь, что - нибудь.
-Ребята, ваша задача при просмотре - определить сущность главного героя, его поступки, поведение, отношение ко всему, что его окружает.
(Просмотр 8 минут)
- Ребята, скажите, о чём мультфильм?
- Кто главный герой сюжета?
- Что вы можете сказать о мальчике?
- К чему может привести такое поведение?
- Как нужно вести себя в коллективе?
- Почему же не дал лопату мальчику старший отряда?
- Какова основная мысль этого мультфильма?
- Почему же фильм называется волшебная лопата?
7. Обобщение знаний.
А сейчас я на ваш суд представлю ещё одно произведение. Если вы его внимательно прослушаете, то непременно услышите, кого подразумевала А.Л.Барто в этом стихотворении?
КОРОЛЕВА
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
Всем, направо и налево,
Объявляет королева:
- Где мой плащ? Его повесьте!
Почему он не на месте?
У меня портфель тяжелый -
Донесешь его до школы!
Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете.
Королева - в третьем классе,
А зовут ее Настасьей.
Бант у Насти
Как корона,
Как корона
Из капрона.
- Кого имела в виду Агния Львовна? (Среди нас очень часто встречаются такие «королевы», которые ставят себя выше других. Они высокомерны, своенравны, эгоистичны и самолюбивы).
Вывод:
С какими героями мы с вами встретились?
О чем вас заставляют задуматься юные герои А.Л. Барто?
Какие качества высмеивает А.Барто?
(Лень, жадность, грубость, неумех)
Вы узнали какого - нибудь знакомого в этих стихах?
А заставляют ли задуматься?
Чем близки нам стихи А.Л. Барто? (Они про нас)
Чему учит нас творчество А.Л. Барто?
Веселые стихи, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь всё живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Агнию Львовну огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи А.Л.Барто ведут нас из детства во взрослую жизнь. Читайте произведения Агнии Львовны, учитесь жить у её героев и воспитывать свой характер.
10