Методическая разработка Метод проектов

Методическая разработка «Метод проектов – технология развивающего обучения» предназначена для обучения педагогов дополнительного образования методу проектов. Метод проектов в настоящее время приобрёл довольно широкую популярность.Метод проектов как технология развивающего обучения позволяет педагогам иначе взглянуть на образовательный процесс, понять смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Гатчинский Дом детского творчества»










Методическая разработка

Метод проектов



Разработал педагог

дополнительного образования Колесникова Валентина Васильевна




Г. Гатчина

2014 год.

Методическая разработка «Метод проектов - технология развивающего обучения» предназначена для обучения педагогов дополнительного образования методу проектов.














Содержание


  1. Введение.

  2. Цели и задачи.

  3. Теоретическое рассмотрение вопроса «Метод проектов - технология развивающего обучения».

  4. Историческая справка.

5. Цели и особенности проектного обучения.

6. Методика работы над проектом.

7. Метод проектов как педагогическая технология.

8. Роль педагога в проектной деятельности.

9. Правила успешности проектной деятельности.

10. Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности.

11. Условия использования метода проектов.

12. Основные требования к использованию метода проектов.

13. Методические рекомендации.

14. Заключение.

15. Источники информации.

16. Приложение, (презентация «Метод проектов - технология развивающего обучения» и творческий проект «Я подарю тебе улыбку»).

.








1. Введение

Метод проектов в настоящее время приобрёл довольно широкую популярность. Это обуславливается прежде всего наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая и сферу образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного заказа, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности. Нелегко даётся смена концептуальных оснований профессионального мышления педагогов, переориентация от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному).

Метод проектов как технология развивающего обучения позволяет педагогам иначе взглянуть на образовательный процесс, понять смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.


Слайд №1,2

2. Тема: «Метод проектов - технология развивающего обучения»

Слайд №3

Цель: формирование представления о методе проектов как одном из видов развивающих технологий.

Задачи:

  1. сопоставить понятия «метода» и «педагогической технологии»;

  2. выявить наиболее существенные черты современных трактовок «метода проектов».

Слайд №4

Актуальность выбранной темы:

  1. технология метода проектов - это технология развивающего обучения;

  2. технология метода проектов - это технология, способствующая активизации познавательной деятельности обучающихся;

  3. технология метода проектов - технология, способствующая формированию личностных качеств;

4) технология метода проектов - технология, развивающая умения работать в коллективе, в группе.

Слайд №5

3.Теоретическое рассмотрение вопроса «Метод проектов - технология развивающего обучения»

У Л.С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Эту мысль Л.С. Выготского прекрасно развивает Д.Б. Эльконин, который утверждает, что обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности. Здесь возникает главная идея теории развивающего обучения - в процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности. Сравним позиции школьника как «субъекта» и «объекта» деятельности.

«Объект» - принимает от учителя без колебания цель деятельности и инструкции к её выполнению; действует точно по образцу; решает типовые задачи практические и учебные; старается дословно запомнить и воспроизвести правило, закон, факты; контроль и оценку своей деятельности не совершает сам.

«Субъект» - самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу стремиться решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку.



Слайд №6

Слайд №6

В этой связи возникает новая функция педагога как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников.

Подводя итог, следует уточнить: чтобы обучение могло претендовать на звание «развивающего», необходимы по меньшей мере три составляющие:

Постановка учебной (а не практической) задачи

Организация поиска способов её решения

Методическая разработка Метод проектов

Методическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектов

Методическая разработка Метод проектов

Коллективная (индивидуальная) оценка целесообразности найденного способа


Слайд №7

Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, развивая теоретическое мышление и воображение, даёт возможность обучать групповому взаимодействию.

Интеллектуальные:

  • умения работать с информацией;

  • умение выделять главную мысль, вести поиск новой информации;

  • анализировать информацию, делать обобщения и выводы;

  • умение работать со справочным материалом

Творческие:

  • умения разрабатывать идеи (высокая компетентность);

  • умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы;

  • умение прогнозировать последствия того или иного решения;

Методическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектов

Методическая разработка Метод проектов

Методическая разработка Метод проектов

Коммуникативные:

  • умение вести дискуссию;

  • умение слушать и слышать собеседника;

  • отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами;

  • умение находить компромисс с собеседником;

  • умение лаконично излагать свою мысль


Подготовительная работа в системе - суть развивающего, личностно-ориентированного обучения


Методическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектов

Методическая разработка Метод проектов


Слайд №8


Метод - это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания

Технология - это совокупность приёмов, позволяющих в определённой их последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практикеМетодическая разработка Метод проектов



Слайд №9

4. Историческая справка

Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов нашёл широкое распространение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые.


Слайд №10


5. Цели и особенности проектного обучения

Цели

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексииМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектов


Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, вдохновлять детей на развитие коммуникабельности

Развивать исследовательские умения


Цели достигаются через «способностные» особенности

Слайд №12

6. Методика работы над проектом


  1. Подготовка к работе над проектом

  2. Выбор проблемы

  3. Сбор информации

  4. Разработка собственного варианта решения проблемы

  5. Реализация плана действий

  6. Подготовка к защите проекта

  7. Презентация проекта

  8. Рефлексия (анализ)

Представляет интерес каждая позиция. Но для примера остановимся на подготовке к защите.

Слайд №13

Подготовка к защите включает себя:


  1. оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

  2. подготовка устной презентации проекта (5-6 человек могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами);

  3. подготовка команды для ответов на каверзные и серьёзные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);

  4. создание специальной папки документов (портфолио), в котором полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

Вывод: каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество.

Слайд №14

Критерии оценки проектов

К критериям оценки проектов следует отнести:

1) социальное значение проблемы;

2) актуальность и важность поставленных проблем;

  1. самостоятельность разработки проекта;

  2. реалистичность;

  3. экономичность;

  4. перспективность;

  5. результат.

7. Метод проектов как педагогическая технология

Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, следует не забывать, что в её структуру входят:

1.Концептуальная основа;

2.Содержательная часть обучения:

  1. цели (общие и конкретные) обучения;

  2. содержание учебного материала;

3.Процессуальная часть - технологический процесс:

  1. организация учебного процесса;

  2. методы и формы учебной деятельности;

  3. методы и формы работы педагога;

  4. деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

  5. диагностика учебного процесса.

Этапы

Цели этапа

Содержание работы учащегося

Организационные фрагменты занятия

Подготовительный

  1. Мотивация;

  2. Целеполага-ние

  1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта;

  2. постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формирование задачи.

Создание проблемно-мотивационной среды урока.

Концептуализация

Программирование

Проектирование

  1. построение ориентированной схемы действий;

  2. обсуждение вариантов решения;

  3. составление маршрута получения результатов.

Беседа, дискуссия, «мозговой штурм»

Планирование


  1. построение плана деятельности;

  2. обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

  3. продумывание хода деятельности;

  4. распределение заданий в работе с учётом .выбранной позиции (роли);

  5. самообразование и актуализация знаний.

Самостоятельная работа, групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум.

Практический

Получение продукта, результат проектной деятельности за счёт решения определённых задач

  1. исследование, решение отдельных задач, компоновка и т.д.;

  2. сбор и обработка данных;

  3. интерпретация результатов;

  4. графическое представление результатов.

Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, лабораторная работа

Аналитический

Рефлексия

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы

Семинар, «круглый стол», консультация

Контрольно-коррекционный

Коррекция

Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок

Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия

Заключительный

Защита проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие

Слайд №15

8. Роль педагога в проектной деятельности

  1. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

  2. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

  3. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

  4. Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

  5. Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях. Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

  6. Консультант, помогающий организовать работу

  7. Руководитель, помогающий планировать работу по времени

  8. "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы.

  9. Координатор группового процесса

  10. Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Слайд №16

9. Правила успешности проектной деятельности:


  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио-папки документов.

Слайд №17, 18

10. Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности

1.Рефлексивные умения:

1)умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

2)умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

1)умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

2)умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

3)умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

4)умение находить несколько вариантов решения проблемы;

5)умение выдвигать гипотезы;

6)умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

1) навыки коллективного планирования;

2)умение взаимодействовать с любым партнером;

3)навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

4)навыки делового партнерского общения;

5)умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4.Менеджерские умения и навыки:

1)умение проектировать процесс (изделие);

2)умение планировать деятельность, время, ресурсы;

3)умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

4)навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного и проектного подхода.

Параметры сравнения

«Знаниевая»

педагогика

(традиционный подход)

«Способностная» педагогика

(проектный подход)

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности:

  1. способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем;

  2. создавать в ходе проектной деятельности новые продукты-проекты.

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Я вместе с тобой», «Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский, рефлексивный

Ведущий принцип

«продавливание»

«выращивание»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимся

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула обучения»

Знания - репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Функции педагога

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция учащегося

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию

11. Условия использования метода проектов и определения границ его целесообразности (по Т.И. Шамовой):

1)образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося что повышает его мотивацию в учении;

2) комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций учащегося, освоению необходимых типов деятельности;

  1. глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях;

  2. гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

12. Основные требования к использованию метода проектов

(по Е.С.Полат)

1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.

2) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  1. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

  2. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  3. Использование исследовательских методов, что предполагает:

  4. определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  5. выдвижение гипотезы их решения;

  6. обсуждение методов исследования;

  7. оформление конечных результатов;

  8. анализ полученных данных;

  9. подведение итогов;

  10. корректировка;

  11. получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.)





13. Методические рекомендации


  1. При работе над проектом всегда существует опасность переоценить его результаты и недооценить сам процесс.


  1. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.


  1. Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.


  1. Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты".

14. Заключение

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Слайд №11


Исследовательские проекты


Творческие проекты


Ролево-игровые проекты

Информационные проекты

Методическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектов


Методическая разработка Метод проектов


Монопроекты

Практико-ориентированные проекты

Методическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектов


Межпредметные проекты


Проекты с открытой, явной координацией


Проекты со скрытой, координацией


Внутренние, или региональные проектыМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектовМетодическая разработка Метод проектов




14. Список используемых источников информации


1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. - М.: Директор школы, 1995, №6 с.39-47.

2. Муравьёв Е.М. Творческие проекты по технологию. - М.: Школа и производство, 2002, с.21.

3. Павлова М… Проектный подход в обучении технологии. - М.: Школа и производство, 2003, с.11.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. - М.: Иностранный язык в школе, 2000 , №2,3 с. 3

5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. - М.: Завуч, 2003, №6 с.96-111.

6. iteach.ru

7. ru.wikipedia.org

8. dmitrsc.narod.ru/doc/proekt.doc

4

© 2010-2022