- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока по теме Объем прямоугольного параллелепипеда
Разработка урока по теме Объем прямоугольного параллелепипеда
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Королева Е.В. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Современный урок в условиях введения ФГОС
Предмет: МАТЕМАТИКА
Уровень образования: СРЕДНИЙ
Тема: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Форма проведения урока: урок изучения нового материала
Время проведения: 18 декабря 2014 года, 9 ч. 55 мин. - 10 ч. 40 мин.
Участники: ОБУЧАЮЩИЕСЯ 5 Б КЛАССА МБОУ СОШ 17 г. Заволжье, Городецкого района Нижегородской области
Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА
Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентация,
- чертёжные принадлежности.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
ФОУД
Формирование УУД
Комментарий, примечание
Мотиваци-онный.
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи -
За работу, в добрый час!
Слушают речь учителя, психологический настрой на продук-тивную работу.
Ф
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.
Учитель проверяет готовность класса к уроку
Актуализация знаний обучающихся
К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб.
Предлагаю вам рассмотреть эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить друг другу на вопросы.
Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда: 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?
3) Что можно сказать о его противоположных гранях?
4) Какие измерения есть у параллелепипеда? 5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?
6) Из каких фигур состоит поверхность куба?
7) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?
П
формирование умения строить математические модели,
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция.
Взаимопроверка
(3 минуты обсуждают парами, а потом дают полные ответы устно на все вопросы)
Самостоятельная работа по карточкам
Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:
1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.
2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.
3. У куба все грани являются квадратами.
4. У параллелепипеда 8 ребер.
5. У куба все ребра равны.
6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.
Обучающиеся напротив вопросов ставят + или -
+
-
+
-
+
+
И
Коррекция знаний обучающихся
Самопроверка знаний на листочках.
Затем три ученика собирают работы и проверяют их на правильность, ставя оценки карандашом
Практическая работа №1
-
1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.
-
2. Вычисли площадь каждой грани модели.
-
3. Сделайте вывод о площадях противоположных граней и запиши его.
-
4. Вычислите площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда.
-
5. Сделайте вывод.
Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы
П
Знаково - символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Вывод прочитывается по тетрадям при подведении итогов практической работы
Физкультминутка
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Г
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
Проводит обучающийся
Постановка проблемы
Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м. Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:
-
Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
-
Надо знать сколько обучающихся в классе.
-
Сколько воздуха находится в классной комнате?
-
И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
Ф
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Проблему обучающиеся записывают в тетрадь
Гипотеза
Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.
Ф
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации
Обучающиеся выдвигают её сами и записывают в тетрадь
Тема урока
Итак, кто сформулирует тему урока?
Какие должны быть цели урока?
Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?
Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.
Надо перемножить все три его измерения
V= длину умножить на ширину и умножить на высоту.
Ф
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Обучающиеся сами выводят формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда
Решение задачи у доски
Дано: а=5 м, b=9 м, с=4 м.
К=28-количество обучающихся
V=аbс,
V=5м×9м×4м= 180м3 =
V1= 4 м3,
V2=V:К=180м3:28=6(ост12) м3.
Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.
Ф
Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта
Один обучающийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях и делают вывод.
ЗАПОМНИ
Запомните эту формулу
V=a*b*c
Первичное закрепление
А теперь проверим, как вы запомнили формулу
Объединиться в группы по 4 человека и решить задачу на листе
Г
Самостоятельное применение нового знания к решению задачи по чертежу
Один из учеников группы называет ответ.
Проблемка
А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба.
Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3
Г
Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий.
Практическая работа №2
Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые вы сделали к уроку.
Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба.
И
Анализ истинности утверждений;
БЛИЦ - ОПРОС
Вставьте пропущенные слова (учитель, используя 2 слайда, читает предложения с пропущенными словами, а обучающиеся устно вставляют их).
1. Для измерения объемов применяются единицы измерения:
(мм3, см3, дм3, м3, км3, мл, л)
2. Если фигуру разделить на части, объем её равен (сумме объемов всех частей этого тела)
3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению (длины, ширины и высоты)
4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда (равны)
5. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы (равны).
6. В 1 м3 содержится (1000000) см3.
Ф
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Дифференцированная самостоятельная работа
На слайде даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях
1 уровень
Тестовая тетрадь (зеленая) стр 34 № А1, А2, А3
2 уровень
Тестовая тетрадь (зеленая) стр 34 № А4, В1, В2
3 уровень
Тестовая тетрадь (зеленая) стр 34 № В3
И
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
Учитель проверяет работы по уровням
Домащнее задание
Учитель комментирует домашнее задание, записанное на слайде
Стр125-126, п. 21 ( учить формулы) для всех
1 уровень:
1) Стр.129, №840, 841,
2 уровень:
1) Стр.129, № 842;
2)Задача: Сколько понадобится краски, чтобы перекрасить поверхность вашего куба, если для покраски 16 кв. см поверхности нужно 2 г краски? Попытайтесь нарисовать этот куб в тетради и покрасьте в любой цвет.
3 уровень:
1) Стр.129, № 843;
2) Из ЕГЭ: во сколько увеличится объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения увеличатся в два раза?
На повторение (по желанию )для всех (Рт стр 66-67 №6-9).
Обучающиеся получают карточки с дифференцированным заданием
Ф
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Каждый обучающийся выбирает сам уровень задания
Рефлексия
Прошу вас теперь подвести итоги урока
НА УРОКЕ
-
Я узнал…
-
Я научился…
-
Мне понравилось…
-
Я затруднялся…
-
Моё настроение…
и оставить смайлики соответствующие записям
- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,
чувствовал(а) себя уверенно.
- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
И
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Выставление и комментирование оценок за урок
Логическое завершение урока
Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на "ты". Теперь говорю я вам всем "до свидания", Окончен урок. Благодарю за вниманье.
Психологический настрой на подведение итогов урока
Ф
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.
Ресурсы:
1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2014.
2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2015.
3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2014.
4. zjammie.nl/plaatjes-school2.htm
5. animashky.ru/index/0-6
6. office.microsoft.com/ru
7.festival.1september.ru/articles/410902/
8. xrest.ru/original/19978/
Работа обучающихся на уроке. Необычное задание вовлекло обучающихся в творческую, мотивированную деятельность, где они увидели необычное в привычном. Все обучающиеся с разным уровнем подготовки работали активно на протяжении всего урока. Каждый выполнял задания с интересом и желанием.
Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.
Характер самостоятельных работ обучающихся: репродуктивный (для 1 уровня) и продуктивный (для 2 и 3 уровней).
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.