• Преподавателю
  • Другое
  • План урока русской литературы, интегрированного с предметом «Самопознание» по теме Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» (6 класс)

План урока русской литературы, интегрированного с предметом «Самопознание» по теме Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» (6 класс)

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока русской литературы,

интегрированного с предметом «Самопознание»

Дата: 16.10.15

Педагоги: Михайленко Владимир Георгиевич - учитель русского языка и литературы,

Гареева Татьяна Павловна - учитель самопознания

Класс: 6 Кол-во учащихся: 26

Тема: Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей».

Ценность: любовь

Качества: гуманность, бескорыстие, любовь ко всем .

Цель урока: углублять знания об античной литературе, образе Прометея через практику общечеловеческой ценности - бескорыстная любовь.

Задачи урока:

Образовательные:

раскрытие понятий «подвиг», «гуманность», углубление знаний учеников об античной литературе;

Развивающие:

развитие умений и навыков выразительного чтения, устного пересказа, воображения, навыков монологической речи, критического мышления, бескорыстие;

Воспитательные:

воспитание гуманного отношения, любовь ко всем.

Ресурсы:

Мелодия «Хрустальная грусть», учебник литературы 6 класс, тетрадь, таблички на столах Апполон (бог солнечного света), Гелиос (бог Солнца), Эос( богиня утренней зари), Гестия( богиня домашнего очага и огня) - таблички на столах

Внешняя интеграция

Позитивный настрой. «Концентрация на Свет».

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ состояния:

  • Что вы чувствовали, ваши ощущения?

Ход урока.

  • Какие еще источники света и тепла вы знаете? (солнце, огонь…)

  • Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом?

1.Работа в группах. Задание

(Название групп: Апполон - бог солнечного света, Гелиос - бог Солнца, Эос - богиня утренней зари , Гестия - богиня домашнего очага и огня.)

Составьте на листах своей группой кластер к слову «огонь» и представьте его через 3 минуты

(защита проекта)

Внутренняя интеграция.

2.Дар от учителя: Стих о подвиге и героизме (автор неизвестен)

Есть люди, что правду, в страданьях несут,

Они за нее умирают и верят,

Подвижники света, что гордо идут

С мечом, побеждая лютого зверя.

О люди, такие куются как сталь,

Им небо дает высшие силы,

Их души - одна бесконечная даль

И так же они бесконечно красивы,

А мы как всегда, в делах и быту,

И ценность для нас деньги - бумага,

Забыли про душу, ее красоту,

Забыли, что значит такое отвага,

Забыли, но это совсем не беда,

Мы вспомним, конечно, ведь помнить должны,

Что смелое сердце берёт города,

Что подвиги нашим потомкам важны,

Что подвиг не смерть, а жизни глоток,

Той жизни достойной, и нужной другим

Что подвиг бессмертен, что подвиг высок,

Что подвиг как воздух необходим,

Что подвиг в крови, что подвиг в сердцах,

Что подвиг нам крылья дает для полета,

Что подвиг кричит в миллион голосах,

Что подвиг семья, доброта и забота,

Что подвиг здоровье, быть нужным родным,

Что подвиг в себе сохранить человечность,

Что подвиг дать людям добра и любви,

И детям детей и так целую вечность.

Вопросы:

  • Какое ключевое слов вы выделите из этих строк и почему? Что оно означает? /Подвиг/

  • В чем на ваш взгляд, важность подвига и почему?

  • Как вы думаете, важно ли этим людям, чтобы о них помнили и почему?

  • Как вы считаете, какие качества проявляются у людей, совершающих подвиг и почему?

/ гуманность, бескорыстие, любовь ко всем/

  • Назовите людей, жизнь которых была примером бескорыстного служения обществу. /Мать Тереза, Януш Корчак…/

  • Как вы думаете, что объединяет всех героев и почему?

  • Подумайте и скажите, с каким древнегреческим мифологическим персонажем ассоциируются слова «огонь и подвиг» и почему? /С Прометеем/

3.Сообщение темы урока. «Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей». Смелость, мужество титана, его любовь к людям».

Внешняя интеграция

2. Предлагаю вашему вниманию цитату:

«Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям».

Мать Тереза (1910-1997) - монахиня, помогала бедным и больным, лауреат Нобелевской премии мира (1979), являлась основательницей великого, самого многочисленного в современном обществе Ордена Милосердия. Всю свою жизнь сама она всегда следовала обету нищеты, целомудрия и поста. Мать Тереза успешно открывала дома для умирающих, больницы для прокаженных, приюты для детей-сирот. Они находили средства и всегда находились те, кто мог спонсировать их труд на благо мира и людей.

Вопрос:

  • Как вы понимаете смысл цитаты?

Осмысление.

Учитель:

  • Давайте вспомним, что мы прочитали о Прометее и его качествах?

  • Скажите, что же Прометей сделал для людей, чему он их научил?

  • Как вы думаете, кем являются для нас, такие люди как Прометей и почему? (истинные лидеры)

Работа в группах.

Обсудите в группе и в течение 3 минут, заполните таблицу «Благодеяния Прометея».

Затем спикеры от каждой группы по очереди назовут деяния этого титана.

/Учащиеся заполняют таблицу «Благодеяния Прометея», спикеры называют/

Вопросы:

  • Как вы считаете, чем руководствовался Прометей, сделав такой выбор и почему?

  • Так ли важно рисковать собственной жизнью ради других?

2.Учитель:

А сейчас, обсудив в течение 2 минут, группа Апполона (расскажет историю с передачей Прометеем огня людям и его наказание за это от имени Зевса, зимних - от имени Гефеста, весенних - от имени Прометея, летних - от имени Ворона. /прием РАФТ/

3.Учитель:

А сейчас мы наши 4 группы объединим в 2, которые будут обсуждать свое задание в течение 2 минут и затем от каждой группы с 1-минутной речью выступит 1 представитель.

2-я группа внимательно слушает выступающего из противоположной группы и задает ему 2 вопроса по содержанию его выступления, на которые выступающий должен дать краткий ответ.

Задание для группы Апполона ( осенних) и Гелиос (зимних именинников):

Вам предложили выступить в роли адвоката Зевса. Попробуйте свою защиту выстроить, ссылаясь на следующие вопросы:

  • Так ли уж несправедлив Зевс к Прометею, ведь Зевс установил законы, а Прометей их нарушил?

  • На чем, в результате предательства Прометеем богов, будет держаться мир?

Задание для группы Эос (весенних) и Гестия (летних именинников):

Прометей говорит, что отнял у смертных дар предвидения и наделил их «слепыми надеждами».

  • На ваш взгляд, что лучше: знать свое будущее и жить «здесь и сейчас» или жить в неведении, питаясь надеждой? Своё мнение обоснуйте…

Вариант: Вам дана возможность выполнить миротворческую миссию: сесть за стол переговоров с самим Зевсом.

Изложите ему убедительные аргументы, по которым он должен отменить своё решение относительно Прометея.

4.Учитель:

  • Как вы думаете, была ли жертвенность Прометея оправдана и почему?/ответы учащихся/

  • Скажите, как вы понимаете понятие «бескорыстие»?

  • Что такое «гуманизм» и как он проявляется в вас?

  • Важно ли, совершая бескорыстные поступки, ждать взамен благодарности и почему?

Задание.

Древняя Греция славилась своими знаменитыми философами, думаю, мы, как наследники (в общепланетарном понятии) культуры этой великой страны и эпохи должны быть достойными продолжателями лучших традиций эллинской культуры. Поэтому мы вновь возвращаемся к нашим группам по сезонам. И через минуту (после вашего коллективного обсуждения) выслушаем 4-х ораторов от каждой группы, который в течение 30 секунд выступит с речью по одной из предложенных вам на выбор цитат:

- Кто согрет любовью к людям - не остынет вечно! (Т.Г. Шевченко)

- Благодаря любви к людям и служению наши личности приобретают дополнительное измерение, и мы становимся лучше. (Рита Скьявоне)

- Любовь к людям - это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. (Максим Горький)

- Любовь к людям - это наше неисчерпаемое богатство. (В.А.Сухомлинский)

Едва ли какое-либо из человеческих деяний обладает большей силой, нежели та сила, что проявляется на примере любви к людям. (Норман Казинс)

/обсуждение, выступление/

Внешняя интеграция

Групповое пение: Песня Огонь Прометея. Эдуард Хиль

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня, души своей, ля-ля

ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

ля-ля-ля-ля

И для людей ты не жалей огня души своей.

Человек на земле, как цветок по зиме,

Без тепла он не может ни дня,

Пусть тебе не знаком, поделись ты с ним добром,

Пригласи посидеть у огня.

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня души своей.

И согретый тобой, пронесёт тот огонь

Новый друг сквозь года, и дожди,

Всем, кому тяжело, он отдаст своё тепло,

Тот огонь, что зажёг ты в груди.

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня души своей.

Не грусти человек, коль недолог твой век,

Знай, что ты не напрасно сгорел.

Ветер след твой не стёр, коль души твоей костёр

Хоть кого-то лишь раз обогрел

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,

И для людей ты не жалей огня души своей, ля-ля

Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

ля-ля-ля-ля

И для людей ты не жалей огня души своей.

Рефлексия

Учитель: сегодня на уроке мы с вами говорили о подвиге Прометея, его бескорыстии , гуманизме и любви к людям.

В течение 1 минуты группы составляют синквейн по теме

- Прометей

- Подвиг

- Благодеяние

- Любовь к людям

Домашнее задание:

- Посмотрите по фразеологическому словарю или по словарю крылатых слов и выражений, что означает понятие «прометеев огонь» и составьте синквейн «прометеев огонь», исходя из этого значения.

(Выражение «прометеев огонь» употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе /Словарь крылатых слов и выражений/, Неодолимое, неугасающее стремление к достижению высоких, благородных целей /Фразеологический словарь/.)

- Написать небольшое сочинение-рассуждение «Подвиг во имя людей».


Мелодия «Хрустальная грусть»










.






.







Подвиг -доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях

Мои)



Закрепление: повторение хором по рядам, запись в тетради































Любовь к людям называется «гуманизм» от лат. humaniis - человеческий, человечный.











© 2010-2022